Сегодня бывший президент Башкортостана Муртаза Рахимов в своем интервью сделал ряд громких высказываний по широкому кругу вопросов, в том числе о непростых взаимоотношениях своей республики с Татарстаном. По мнению Рахимова, новому руководству Башкортостана следует опасаться начавшейся «татаризации» башкир, поскольку татар в три раза больше, у них есть хорошие отношения со многими странами, и сохранилось желание отделиться. Тогда как для башкира самый близкий брат — русский. Газета «БИЗНЕС Online» публикует ключевые заявления (местами на грани провокации) бывшего президента Башкортостана, которому в день открытия Олимпиады в Сочи исполняется 80 лет.
«МОЖНО ВСЕМ ПРОИГРАТЬ, ТОЛЬКО НЕ ТАТАРАМ»
Сегодня в федеральных СМИ вышло большое интервью бывшего президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова. Впервые с момента своего ухода с поста главы региона в 2010 году он публично высказался по разным причем самым острым вопросам. Пользуясь своей растущей на фоне слабого нового руководства республики популярностью, Рахимов предельно откровенно рассуждает об отношениях с властью и национальных вопросах, а также многом другом. Отдельно затронул Рахимов и тему непростых взаимоотношений с Татарстаном.
— Мы же и по языку, и культуре, обычаям очень близки, — говорит Рахимов. — У нас почти 99,9 процента слов одинаковые. Много смешанных браков: многие на татарках женаты, многие на башкирках женаты. Правда, они, конечно, религиознее. Но мы и раньше ревностно относились друг к другу в отношении развития. Мы негласные соцсоревнования устраивали, чтобы у нас лучше было. Ну, по хоккею, я говорю: «Можно всем проиграть, только не татарам»? — говорит Рахимов в своем интервью изданию Lenta.ru.
Впрочем, отношения между соседними республиками, по его словам, «дружеские, очень хорошие».
— Правда, сегодня у нас в республике началась татаризация. Это очень опасно, — предостерегает первый президент РБ. — Это две крупные республики, но по населению татар в стране, конечно, больше в три раза, и отличаются они по многим вопросам. Взять песни: у нас песни протяжные, у них короткие. И у них более-менее сохранилось желание отделиться. Они сейчас преподносят, что Казань — это вторая столица России. У них сейчас отношения со многими странами очень наладились. А у нас самый близкий брат — это все равно русский. Мы всегда всем это говорим. Я не зря Медведеву говорил, надо русского сюда. Так исторически сложилось, что башкиры с русскими всегда общий язык находили.
ТАТАРЫ ВЕДЬ ДО СИХ ПОР ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР НЕ ПОДПИСАЛИ
Вспоминая о федеративном договоре 1992 года, по которому были разграничены полномочия между центром и регионами, Рахимов признается, что подписывал этот документ еще под впечатлением от распада Союза.
— Мы же не могли представить, как мы можем оторваться... Что, пупок, что ли, рвать? Наверх уйдешь или вниз уйдешь. Но реально надо соображать же. Тем более я бывший директор завода. Знаю, какие связи у нас со всеми предприятиями. И с Украиной, и с Белоруссией — со всеми республиками. Мы даже не могли представить, как это так можно. Мы последние с Борисом Николаевичем зашли и подписали вместе с приложением, — вспоминает Рахимов события 1992 года.
— Татары ведь до сих пор не подписали, — добавляет он, имея в виду федеративный договор, вместо которого Татарстан с Москвой связывает уникальный для России формат договора о разграничении предметов ведения. Напомним, благодаря этому документу руководству нашей республики в начале 90-х удалось сохранить в собственности Татарстана ключевые предприятия, получить полномочия напрямую строить взаимоотношения с зарубежом и многие другие права, какими не обладают другие суверенные республики в составе нашей страны.
И внутренний протест, а возможно, и некоторая зависть, Рахимова выплескивается в его следующей реплике: «Сегодня прав и полномочий у глав субъектов, так же как и у республик, абсолютно нет. Все они федеральные. Как Абдулатипов всегда говорил, педеральные». Путин, по мнению Рахимова, уже понял, что сокращение полномочий регионов — путь тупиковый. «Они начинают понимать. Они переиграют это постепенно, — рассуждает Рахимов. — У губернатора власть должна быть».
МЫ ЖЕ С ПУТИНЫМ КАКИЕ ТОЛЬКО ВОПРОСЫ НЕ ОБСУЖДАЛИ, В БАНЕ СИДЕЛИ, КУПАЛИСЬ
Говоря о Путине, башкирский политик вспоминает свои с ним закулисные беседы. И, откровенно говоря, складывается ощущение, что Рахимов специально подчеркивает неформальность и теплоту его отношений с президентом страны.
— У меня уважительное отношение к Путину. Мы же с ним какие только вопросы не обсуждали, в бане сидели, купались. С ним очень легко разговаривать, кстати, на любые темы. В этом отношении он очень простой. Просто жалко человека, летает и туда, и сюда. Есть же команда, в конце концов? Поддай скипидара немного! Чтобы сами раньше всех бежали. Я бы на его месте взял по заднице и выгнал бы давно. И порядок был бы. А он, бедный, с утра до вечера сидит у ручного управления, — жалеет Рахимов президента, который, по его мнению, слишком мягок со своими подчиненными.
Впрочем, по его мнению, «у Путина впереди много лет, постепенно порядок наведет, наверное».
— Конечно, у него команда должна быть только хорошая, помощники должны быть люди преданные, чтобы объективно давали оценку, чтобы не обманывали, — размышляет Рахимов и предсказывает, что после Олимпийских игр в Сочи грядут изменения в верхних эшелонах власти: «Я думаю, что Верховный суд и Арбитражный суд не зря он объединяет. Для Дмитрия Анатольевича, наверное».
СЕГОДНЯ ВСЕ ТОРГУЮТ
Бывший директор завода Уфимского НПЗ, отдавший заводу 30 лет жизни, Рахимов любит рассуждать об экономике. Больше всего ему не нравится ослабление производства в стране в пользу торговли.
— Я как-то Владимиру Владимировичу говорю: «Слушай, неудобно, мы ж все вплоть до трусов за границей покупаем. Ну, в конце концов, сколько можно?» «Да ладно ты, не ругайся», — говорит. Ну, как не ругайся? Ну, на самом деле, говорю, все покупаем. Мы как-то в Казани были, говорили насчет стоимости квартир. Я говорю: «Владимир Владимирович, вы тоже жили в малометражке. Что сегодня происходит?» Сегодня все торгуют — земли на торгах, подключение газа — на торгах, воды — на торгах. Вот посмотри на хлеб. В его стоимости 7 - 6 рублей — это труд колхозника и столько же труда продавца. Точно так же в квартирах. Вы увидите, что труд строителя в этой квартире — это одна треть. Идет купля-продажа, купля-продажа...
В преддверии выборов, когда в единый день голосования в РФ будут избирать 15 губернаторов и 14 заксобраний, в том числе Госсовет Татарстана, интересно мнение многоопытного Рахимова о партиях. Мы помним, что в 2009 году он, еще будучи президентом РБ, пренебрежительно бросил о «Единой России», что этой партией «пытаются рулить люди, которые и тремя курицами не командовали». Ну, а теперь Рахимов заявил, что ЕР — это вообще не партия, она построена не с фундамента, а с крыши, и голосуют за единороссов только благодаря авторитету Путина.
Ну, а что касается в целом выборов, то их Рахимов назвал безобразием и фарсом. Про оппозицию заявил, что ее — скажем, Алексея Навального — и бояться-то не стоит...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 367
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.