1.jpg
Аптечный бренд «Будь здоров» вернулся в Казань

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ «БУДЬ ЗДОРОВ»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», аптечный бренд «Будь здоров» вернулся в Татарстан — московское ООО «Ригла» открыло в Казани первую аптеку под таким названием. Это стало возможным после того, как лидер российского аптечного рынка одержал победу в судебной тяжбе с ижевской ГК «Фармаимпекс» (участник Топ-300 «БИЗНЕС Online»), аптеки которой в Татарстане носили то же название — «Будь здоров». «Ригла» как правообладатель этого торгового знака добилась запрета конкуренту использовать его на вывесках. Кроме того, заставила сменить название компании-оператора своей сети в республике, именовавшейся ООО «Будь здоров».

Пока у москвичей в татарстанской столице всего две аптеки: к уже имевшейся «Ригле» в торговом центре МEGA добавилась «Будь здоров» на улице Чехова. Анонсировано открытие аптеки на улице Лушникова. Одним словом, пока «Ригла» находится в самом начале пути. Но, судя по заявлениям, на этот раз она намерена прийти всерьез и надолго. «Татарстан нам интересен, — подтвердил «БИЗНЕС Online» директор департамента управления бизнес-единицей «Регионы» ООО «Ригла» Олег Береснев. — Мы рассматриваем его как регион развития и планируем расширять сеть аптек». Как и в других регионах России, компания будет развиваться здесь и под брендом «Ригла», и под брендом «Будь здоров». «Они отличаются друг от друга формой торговли и социальной направленностью: «Будь здоров» — это аптеки низких цен», — пояснили в компании.

Сколько аптечных учреждений и за какой срок откроют в республике, москвичи не сообщают. Не исключается партнерство с другими сетевиками. «Мы открыты для сотрудничества для всех игроков фармацевтического рынка. Открываем точки как собственными силами, так и посредством франчайзинга», — декларируют в «Ригле». Размер предполагаемых вложений в развитие сети в Татарстане в компании не назвали, но отметили, что необходимые инвестиции в бюджет этого года заложены, а «высокая прибыль за 9 месяцев 2013 года позволяет развиваться собственными силами». «Во всех крупных регионах России мы стремимся быть лидерами рынка», — однозначно заявляют в «Ригле».

«СТРАТЕГИЯ «РИГЛЫ» МОЖЕТ ОПИРАТЬСЯ ТОЛЬКО НА РЕВОЛЮЦИЮ»

Мнения экспертов и участников рынка о перспективах развития аптечной сети «Ригла» в Татарстане разошлись.

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин считает, что в ближайшей перспективе «Ригла» может инвестировать в развитие своей сети в регионе примерно $5 - 10 миллионов. «Эта компания — один из крупнейших операторов рынка и располагает рядом конкурентных преимуществ, в том числе в части ресурсов, компетенций и технологий, — говорит он. — Потенциально «Ригла» может за один-два года значительно увеличить долю рынка в Татарстане и в дальнейшем претендовать на лидирующие позиции». «По крайней мере, на первый взгляд, для этого нет никаких существенных препятствий. Конкурентная среда, скорее, сравнительно комфортная, несмотря на серьезное присутствие локальных операторов», — полагает Клягин.

«Для того чтобы стать одним из лидеров на рынке аптечного ритейла в Татарстане, «Ригле» потребуется открыть примерно 80 аптек, — подсчитал аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов. — При этом затраты на открытие одной торговой точки составят 25 - 35 тысяч долларов. То есть необходимо примерно 2 - 2,8 миллиона долларов». В то же время он отмечает, что «поскольку российский рынок аптек перенасыщен, выполнение подобного плана потребует от компании высоких затрат не только для открытия новых магазинов, но и маркетинговых расходов на развитие сети».

По мнению Арнаутова, главное преимущество «Риглы» в том, что она один из сегментов бизнеса ГК «Протек», что «позволяет увеличить продажи за счет собственных брендов. Также компания контролирует соблюдение франчайзинговых договоров и ассортимента аптек».

«На рынке аптечного ритейла Татарстана довольно много игроков, и они знают его значительно лучше, чем «Ригла», — констатирует гендиректор республиканской сети «Аптек 36,6» Артур Уразманов. — Последняя, например, просто не знает, что значит вести бизнес в райцентре, где не более 20 тысяч населения, так как никогда не открывает аптеки в сельских районах. Между тем в нашей республике они составляют немалую долю в общем объеме продаж аптечных сетей, и у нас, и у «Казанских аптек». Если говорить не только о сельских районах, но и о малых по отношению к столице городам, таких как Нижнекамск, Елабуга и Альметьевск, то доля Казани занимает не больше 40 процентов».

3.jpg
У «Бережных аптек» «Фармаимпекса» тоже нашлись подражатели

«Если «Ригла» считает, что это рынок, который не сформирован до конца, ради Бога, — говорит он. — Для того чтобы хоть как-то противостоять конкурентам, ей потребуются десятки миллионов рублей инвестиций.

Впрочем, думаю, это исключительно популистские заявления и шаги: для того чтобы кого-то ввести в замешательство, рассказать, какие мы большие и великие».

«Если сеть надеется, что ей удастся «откусить» основную долю у сегодняшних лидеров рынка — а это «Аптека 36,6», ГК «Фармаимпекс» и «Казанские аптеки», — не получится, — предвосхищает он. — У нашей компании 85 объектов, не говоря уже о «Казанских аптеках», у которых 90 аптечных учреждений. У «Фармаимпекса» их число вообще перешагнуло за 100. «Ригла» даже голову не поднимет. Не она первая, не она последняя. К нам федеральная «36,6» заходила — дела у нее обстоят не самым лучшим образом, появлялся «Фармакор» — ушел, был «Столетов» — и его уже нет».

При этом Уразманов полагает, что «москвичи, возможно, смогут о чем-то говорить, но и то лишь применительно в Казани, если им удастся провести сделку слияния-поглощения какой-либо крупной компании». «Все аптечные учреждения «Риглы» в крупных регионах работают исключительно потому, что она входила туда путем покупки значимых сетей. Регионов, где эта компания работает на собственных или арендованных с нуля площадях, единицы», — анализирует он.

«Есть ли у этой сети преимущества перед остальными? Если она будет бесплатно лекарства раздавать, то да. Мы прекрасно понимаем, что «Ригла» — это подразделение оптового дистрибьютора «Протек». Она питается оттуда. Сейчас благодаря новому руководству они делают серьезные шаги. Но повторюсь: для того чтобы входить на рынок, иметь серьезную долю, нужно быть очень конкурентно привлекательным по цене. Думаю, в Казани данная компания этого сделать не сможет, так как это ценоориентированный город», — дает свой прогноз Уразманов.

4.jpg
Пермский дискаунтер ознаменовал свой приход открытием 8 аптек

«Тот факт, что «Ригла» сама начала открывать в Татарстане аптеки под брендом «Будь здоров» говорит о том, что она активно развивается. Сейчас это действительно сеть №1, которая работает в 28 регионах и 6 федеральных округах, — отмечает генеральный директор аптечной сети «Рациола» Сергей Андреев. — И такой регион, как Татарстан, конечно же, логично закрепить в своей географии».

«С точки зрения стратегии развития вроде как все логично. Эта логика опирается на совершенно здравые мысли. Но ситуация такова, что у нас в республике это сделать уже трудно — рынок хорошо насыщен. Куда еще можно воткнуться? На каждом перекрестке стоят по две-четыре аптеки», — рассказывает о положении дел он.

По словам Андреева, в Казани это особенно заметно: «Новые точки здесь гораздо более долгое время выходят «на крыло». Да и планка «крыла» опустилась — это раньше считалось хорошо, если средний ежемесячный оборот аптеки составлял 1,5 - 2 миллиона рублей. Сегодня обороты падают — конкуренция оттягивает клиентов».

Он полагает, что рынок в этом отношении несколько абсурден: «В Татарстан уже пришли все соседи — аптечные сети из Перми, Уфы, Ижевска и Самары. Для пущей радости нам не хватало только москвичей».

5.jpg
Артур Уразманов: «Москвичи не знают, что такое открывать аптеки в райцентре, где не больше 20 тысяч населения»

«С точки зрения гибкости, оперативности, жесткости, инициативности, думаю, наши соседи опережают «Риглу», — убежден гендиректор сети «Рациола». — Они лучше знают специфику местного рынка и открывают не одну-две аптеки, а гораздо больше. Например, один из последних «варягов» — пермский дискаунтер «Опека» — открыл сразу восемь точек, поломав некоторые маленькие «сетки» или одиноко стоящие аптеки».

Андреев отмечает, что из местных сетей в Татарстане в лидерах по-прежнему остаются «Сакура», «36,6» и «Казанские аптеки». Если говорить про сети-«варяги», это, конечно, «Фармаимпекс» с «Бережными аптеками» и «Имплозия» со своим франчайзинговым проектом. «К слову, у нас представлены три «сетки» из первой пятерки российских аптечных ритейлеров», — напоминает он. — Это «Ригла», которая с оборотом 10,17 миллиарда рублей по итогам первого полугодия 2013 года занимает в России первое место по продажам. На втором месте — «Имплозия» с оборотом в 9 миллиардов. Четвертое место у федеральной «36,6» (7,45 миллиарда). И на пятом — «Фармаимпекс» с оборотом в 5,5 миллиардов".

«Цель «Риглы» на лидерство в Татарстане я бы поставил под большое сомнение. Это маловероятно, — говорит Андреев. — Никаких особых преимуществ у этой компании, если говорить о технологии работы, нет. Преимущество только одно — финансовый ресурс. Как известно, она входит в группу «Протек» — первого на рынке дистрибьюции лекарственных средств. А деньги дают право на ошибки, минимизируя потери от неверно принятых решений".

6.jpg
Выбор аптек у казанцев богат

Гендиректор «Рациолы» убежден, что «стратегия «Риглы» может опираться только на революцию». «У нее один путь достижения лидерства — купить кого-то из крупных игроков. Такая возможность существует. Вместе с крупной сетью компания получит обученный компетентный персонал и не будет мучиться с проблемой входа в регион», — обрисовал возможный сценарий развития событий он.

7 ЛЕТ НАРУШЕНИЙ

Вместе с тем, как стало известно «БИЗНЕС Online», лидер российского аптечного рынка не завершил выяснение отношений с «Фармаимпексом». Теперь «Ригла» подала в татарстанский арбитраж иск к переименованному по ее требованию оператору ижевской сети — ООО «Аптека Поволжье», требуя свыше 172 млн. рублей компенсации за незаконное использование бренда. В своем заявлении компания напоминает, что именно ей принадлежат исключительные права на товарный знак «Будь здоров!» в 7 классах, включая деятельность аптек. Она активно использует эту марку: под таким названием в различных регионах России сегодня работает около 120 аптечных учреждений. И сеть продолжает развиваться.

7.jpg
Старожилы казанского рынка считают, что «Ригле» вряд ли удастся много откусить от их «пирога»

ООО «Будь здоров» (ныне — «Аптека Поволжье»), по подсчетам правообладателя, 7 (!) лет (компания была учреждена в 2006 году) нарушало права «Риглы» — получало экономические преимущества, ведь к тому времени бренд был уже раскручен правообладателем. «Ответчик в каждом своем аптечном учреждении незаконно использовал наш товарный знак, — подчеркнула представитель «Риглы» Елена Яресько на судебном заседании. — На вывесках, кассовых чеках и в названии юрлица». Причем, по ее словам, «Фармаимпекс» больше четырех месяцев не исполнял решение суда — не торопился менять имя оператора сети в РТ. С учетом трехлетнего срока исковой давности истец рассчитал компенсацию лишь с ноября 2010 года по май 2013-го, но в двукратном размере, как это позволяет Гражданский кодекс. Расчет строится на том, что ООО «Будь здоров» в свое время получило лицензии на 87 аптек в Татарстане и Марий Эл, и за каждую из них при наличии лицензионного договора ей пришлось бы платить ежемесячно 35 тыс. рублей.

ЕЩЕ НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО?

Но, как выяснилось, не все так просто. Михаил Молчанов, представляющий интересы ООО «Аптека Поволжье», заявил, что его компания иск «Риглы» не признает. «Мало того, в настоящее время у нас есть подписанное руководством истца письмо о снижении исковых требований по данному делу со 172 миллионов до 1,5 миллионов рублей и предложением заключить мировое соглашение», — проинформировал он.

Молчанов просил отложить рассмотрение иска «Риглы», назвав две причины. Первая: возможное заключение уже упомянутого мирового соглашения. Вторая: исход аналогичного, по его выражению, разбирательства: «Ригла» проиграла в Калининградской области дело, где абсолютно схожие обстоятельства. Суды признали, что правовая охрана фирменного наименования и торгового знака разнится. И передали дело в суд по интеллектуальным правам в Москве — это кассационная инстанция по подобным делам. Возможно, его решение, а оно обязательно для судов всех субъектов, каким-то образом определит и судьбу настоящего дела». Представители истца оставили этот пассаж без комментария, но сообщили, что не в курсе мирных инициатив. «Письмо подписано не руководителем компании «Ригла» (а ГК «Протек» авт.), поэтому мы пока не можем говорить о снижении исковых требований», — сказала Яресько. По ее словам, это обстоятельство прояснится к следующему судебному заседанию. Судья согласился с доводами и отложил дело до февраля.

8.jpg
Республиканская сеть «36,6» не уступила пальму первенства федеральной тезке

Кроме того, Молчанов сообщил «БИЗНЕС Online», что «Фармаимпекс» рассматривает возможность оспорить саму регистрацию «Риглой» товарного знака «Будь здоров», так как это общедоступное выражение.

Что же касается данного дела, по его оценке столь значительное снижение суммы иска свидетельствует о «не очень внятной» позиции истца. Он посетовал, что «Ригла» потребовала многомиллионную компенсацию без какой-либо попытки урегулировать вопрос в досудебном порядке, хотя «можно было выйти на переговоры», тем более что в итоге все-равно пришли к ним. К тому же у ГК «Фармаимпекс» тоже есть экономические рычаги: она в том числе пользуется услугами «Протека» как одного из крупнейших оптовых дистрибьютеров лекарственных средств. «Протек» для нас не стратегический партнер, но четвертый по объемам поставок, — уточнил юрист. — Мы можем и отказаться от его услуг, заменив, скажем, на тот же «Катрен». Молчанов не сомневается, что это будет ощутимая мера: «Фармаимпексу» принадлежит пятая аптечная «сетка» в РФ. Только в Татарстане у него 128 аптек, работающих под брендами «Бережная аптека», «От склада» и «Социальная».

Между тем разбирательство по поводу торгового знака между участниками Топ-10 российских аптечных ритейлеров не прошло для ижевской компании бесследно. «В связи с этой историей мы вынуждены были создать управление контроля конкуренции, работа которого как раз направлена на предотвращение подобных случаев», — рассказал «БИЗНЕС Оnline» Молчанов. По его словам, «Фармаимпексу», у которого сегодня свыше 500 аптек в 17 регионах, приходится защищать от конкурентов бренд «Бережная аптека», который пришел на смену «запрещенному» «Будь здоров» — его принялись тиражировать на рынке, видимо, не зная, что ижевчане уже зарегистрировали его в Роспатенте. Такие случаи были в Краснодаре и Перми, где правообладатель разбирается с подражателями с помощью антимонопольной службы.