Сегодня «БИЗНЕС Online» стали известны детали постановления кабмина РТ, обязывающего госучреждения, входящие в структуру министерств и ведомств, заработать в 2014 году в общей сложности 4,8 млрд. рублей. План по платным услугам подразумевает, что каждое из них должно заработать с учетом специфики своей деятельности. Так, наибольший план установлен для минздрава, учреждения которого должны заработать 2,8 млрд. рублей, минобрнауки предстоит получить доход в полмиллиарда. Эксперты отмечают, что чиновникам при этом важно не перепутать государственные интересы с бизнесом.
ПРОДАТЬ УСЛУГИ НА 6,6 МЛРД. РУБЛЕЙ
Кабмин РТ опубликовал постановление, согласно которому учреждения министерств и ведомств РТ в 2014 году должны увеличить свои доходы, получаемые от платных услуг. Соответствующие цифры приводятся в постановлении №6 кабмина РТ, утверждающего плановые показатели доходов от оказания платных услуг в 2014 году.
В перечне «доходных ведомств» — минздрав, минобрнауки, минкульт, минтруд, минмолодежи, минлесхоз, МЧС, минсельхоз, минэкономики, минсвязи, ГУ ветеринарии кабмина РТ, хозуправление кабмина, агентство «Татмедиа», музей-заповедник «Казанский Кремль», академия наук РТ, управление по обеспечению качества топливно-энергетических ресурсов и управление по охране и использованию объектов животного мира РТ.
Кабмин обязывает министерства предложить автономным учреждениям РТ оказать в 2014 году платные услуги на сумму более 3,7 млрд. рублей. И еще 1,1 млрд. должны заработать бюджетные учреждения, входящие в структуру министерств и ведомств.
Приложение 1 |
Таким образом, предполагается, что бюджет за счет оказания различных услуг должен суммарно получить 4,8 млрд. рублей. Половину полученных доходов бюджетным и автономным учреждениям предложено направлять на выплату заработной платы. Аналогичное решение кабмин предписал принять и на уровне местных властей — муниципальным структурам предстоит заработать 1,8 млрд. рублей.
В прошлом году цифры были несколько ниже. Так, бюджетным учреждениям соответствующих министерств предстояло заработать 1,07 млрд. рублей, автономным структурам ведомств — 3,2 млрд. рублей, итого 4,3 миллиарда. То есть в этом году план увеличился приблизительно на полмиллиарда. Увеличение плана явно имеет под собой почву в виде напряженного бюджета РТ на текущий год. Напомним, что бюджет республики на 2014 год принят с дефицитом в 9,6 млрд. рублей. Доходы составляют 142,2 млрд., расходы — 151,8 млрд. рублей. Правительство сейчас озабочено тем, как сократить разрыв. Так, например, в конце минувшего года было принято решение о сокращении расходов по ряду важных госпрограмм: Ильдар Халиков приостановил действие 14 документов и госпрограмм, не обеспеченных источниками финансирования.
Марату Ахметову предстоит заработать чуть более 4 млн. рублей за счет продажи лошадей, а также переработки и реализации продукции пчеловодства |
ЛОШАДИ МИНСЕЛЬХОЗА, СТОЛОВЫЕ МИНОБРАЗА И БИЛЕТЫ МИНКУЛЬТА
Судя по данным, которые указаны в приложениях к постановлению, на министерском уровне самыми «прибыльными» должны быть бюджетные учреждения министерства образования (250 млн. рублей), минкульта (191 млн.), минлесхоза (196 миллионов). Бесспорно, одним из лидеров в этом списке следует признать главное ветеринарное управление кабмина: в плане доходы в объеме более 245 млн. рублей, которые будут получены от различных осмотров животных, экспертиз и исследований, а также за счет продажи ветпрепаратов.
Постановление структурирует доходы ведомств по различным источникам. Так, учреждения министерства образования на оказании образовательных услуг планируют получить почти 207 млн. рублей, на выручке столовых — 13,7 млн. рублей, на проживании в общежитиях и гостиницах — почти 13 млн. рублей, на прочих услугах вроде профильных смен в лагерях, курсах по вождению автомобилей и т.д. — еще 8 млн. рублей. Основными источниками доходов учреждений минкульта станут продажа билетов — 141,7 млн. рублей, музейные услуги — 17,2 млн., культурно-зрелищные мероприятия и т.д. В 2013 году план был несколько скромнее: около 180 млн. рублей.
Приложение 2 |
Скромные планы и у минсельхоза РТ. Его бюджетным учреждениям предстоит заработать чуть более 4 млн. рублей за счет продажи лошадей, а также за счет переработки и реализации продукции пчеловодства.
Доходы минлесхоза сложатся не только из денег от продажи лесо- и пиломатериалов (68 млн.), но и от комплекса лесохозяйственных работ (55,8 млн.), создания лесных насаждений и прочих услуг вроде транспортных и строительных (73 млн. рублей). В пресс-службе минлесхоза «БИЗНЕС Online» пояснили, что само министерство, разумеется, платных услуг не оказывает. А вот продукция подведомственных предприятий — товары народного потребления, круглый лесоматериал, пиломатериалы — реализуется, и средства от этого поступают в бюджет республики.
В минэкономики «БИЗНЕС Online» также уточнили, что не само ведомство, а его подведомственная структура — ГБУ «Центр перспективных экономических исследований» — будет исполнять плановые показатели доходов. Объем научно-исследовательских работ предполагается на уровне 3 млн. рублей.
В пресс-службе министерства образования корреспонденту «БИЗНЕС Online» отказались комментировать постановление кабмина, отметив, что «министерство не зарабатывает деньги на платных услугах». Так же заявили и в пресс-службе минсвязи. В пресс-службе минздрава прокомментировать ситуацию так и не смогли — дозвониться до пресс-секретаря оказалось невозможно, а на запрос редакции по электронной почте ответа также не последовало. В пресс-службе минтруда также не смогли оперативно предоставить комментарий.
АВТОНОМНЫЕ СТРУКТУРЫ ВЕДОМСТВ: ПЛАН НА 3,7 МЛРД. РУБЛЕЙ
Куда весомее доходы в подведомственных министерствам отраслях, где зарабатывать должны автономные учреждения. Здесь пальму первенства держит минздрав. Если само министерство планирует выручить скромные 2,6 млн. рублей, то его структуры намерены заработать почти 2,8 млрд. рублей. Среди услуг — амбулаторно-поликлиническая помощь по всем специальностям на сумму свыше 2 млрд. рублей. Диагностические услуги и профосмотры, освидетельствования, включая судебно-медицинские, дадут еще более 1,3 млрд. рублей. Стационарная помощь по всем профилям планируется в объеме 421 млн. рублей. И так далее.
Отметим, что планы для медиков в 2013 году оценивались скромнее — их доход должен составить 2,3 млрд. рублей.
Среди лидеров подведомственных структур также учреждения образования — они планируют заработать почти 526 млн. рублей, львиную долю доходов дадут учреждения среднего профессионального образования. В статьях доходов есть и реализация продукции учебных мастерских и подсобного хозяйства. В 2013 году в плане автономных учреждений минобраза стояла цифра в 240 млн. рублей, то есть в этом году им предстоит удвоить доходы от платных услуг.
Замыкают тройку лидеров учреждения, контролируемые минсвязи РТ, общий план по доходам — 209,4 млн. рублей. Они будут зарабатывать на сдаче площадей в аренду и услугах DATA-центра (почти 160 млн.), на услугах гостиницы и кафе (27 млн.), парковках и проведении мероприятий (16,9 млн.) и так далее. В 2013 году планы ГАУ «IT-парк» ограничивались суммой в 142 млн. рублей с небольшим.
Учреждения минкульта РТ планируют доходы на сумму 91,4 млн. рублей — здесь «сидят» выручка от продажи билетов на 61,3 млн., образовательные услуги (детская цирковая школа и другие колледжи) — 15,5 млн., прочие услуги (пошив костюмов, столовые, общежития, транспорт, научно-исследовательские работы) — 9,7 млн. рублей и так далее.
Агентству «Татмедиа», поручено заработать чуть более 31 млн. рублей. Напомним, что в 2014 году поступления из бюджета на поддержку отрасли СМИ составят 1,2 млрд. рублей.
Если суммировать ведомства и их структуры, то в тройку лидеров по платным услугам вошли самые «социальные» ведомства: минздрав (2,8 млрд.), минобраз (726 млн.) и минкульт (282 млн. рублей).
В разрезе бюджетного финансирования цифры «скачут» по-разному. По сравнению с бюджетными вливаниями заработки того же минздрава выглядят довольно скромно: они составляют около 12%. Напомним, что бюджет ведомства на 2014 год запланирован на уровне 23,3 млрд. рублей. Бюджетное финансирование минкульта запланировано в объеме 3,3 млрд. рублей, и допдоходы не достигают 10% этой суммы. Соотношение в сфере образования выглядит еще более контрастным: бюджетное финансирование — свыше 34 млрд. рублей, и доходы от платных услуг составляют примерно 2%.
Доходы минлесхоза Наиля Магдеева сложатся от продажи лесоматериалов (68 млн.), лесохозяйственных работ (55,8 млн.), создания лесных насаждений (73 млн. рублей) |
БЕСПЛАТНО СТОЙ В ОЧЕРЕДИ ДВА МЕСЯЦА, А ЗА ДЕНЬГИ ПОМОГУТ ХОТЬ СЕГОДНЯ?
Насколько целесообразно бюджетным структурам заниматься фактически бизнесом? Откуда берутся заказы? И нет ли здесь конфликта интересов, ведь, «прижимая» бюджетную очередь в некоторых отраслях, можно стимулировать спрос на платные услуги? За комментариями корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратились к экспертам и участникам рынка.
Марат Сафиуллин — директор ГБУ «Центр перспективных экономических исследований»:
— Эти плановые показатели ежегодно утверждаются применительно к деятельности нашего учреждения. Все средства получаются на конкурсной основе — на основании законов №94 ФЗ и 44 ФЗ. На сегодня уже есть выигранный грант на сумму 1 миллион рублей — это заявка по теме «Социально-экологическое картографирование территории крупного города с использованием современных геоинформационных и нейросетевых технологий». Работа по участию сотрудников в грантах, по подготовке заявок для участия в последующих конкурсах с целью выполнения установленных плановых показателей ведется постоянно. Центр участвует в конкурсах на гранты РАН, инвестиционно-венчурного фонда, правительства России, кабмина РТ, министерств и ведомств России и Татарстана.
Среди заказчиков ЦПЭИ в 2013 году были аппарат президента РТ, кабинет министров РТ, министерства и ведомства республики. Значимыми достижениями центра в 2013 году стали разработка подпрограммы министерства образования и науки РТ «Развитие науки и научных исследований в Республике Татарстан», проведение научно-исследовательской работы по заказу министерства труда и социальной защиты РФ по разработке основных подходов к легализации занятости в России. Кроме того, выполнялись работы по стратегии развития Саранска до 2025 года, по программе социально-экономического развития поселка Пангода до 2020 года.
Суммы доходов формируются с учетом складывающейся ситуации, но она ежегодно примерно одна и та же. Исходя из специфики научных работ, основная часть полученных средств (85 процентов) идет на увеличение заработной платы, оставшаяся сумма направляется на накладные расходы (печать монографий, командировочные расходы и так далее).
Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:
— Логично, что бюджетная организация должна оставаться в стороне от организации платных услуг. Однако во многом предоставление различных услуг за дополнительную плату может сыграть на руку потребителю, например, ксерокопии документов на месте или оформление дополнительных договоров/пакетов документов за комиссионный сбор. При этом все без исключения платные услуги должны быть разъяснены населению до того, как они были предоставлены, с тем, чтобы потребитель мог выбирать схему действий.
Если целью введения платных услуг является упрощение работы с населением и улучшение качества обслуживания, то подобная схема может быть применена. Если она вводится как альтернатива бесплатной услуге и особенного эффекта не имеет, бюджетная организация должна отказаться от такой схемы.
Андрей Ершов — профессор, кандидат социологических наук:
— В первую очередь нужно обратиться к мировому опыту цивилизованных стран. Но устанавливать план по выручке, например, от министерства обороны, как минимум страшно. Как они должны зарабатывать деньги? Очень интересный вопрос. Есть задачи государственные, есть коммерческие, и бизнес с государством путать нельзя. Когда мы министерства ставим на коммерческие рельсы, то сама сущность этих госструктур, интересы государства, само государство постепенно отмирает. Руководители этих ведомств начинают отстаивать не государственные интересы, а просто зарабатывают деньги, в том числе для себя. Безусловно, это нужно разделять.
Кроме того, я не сторонник и того, чтобы в государственных ВУЗах были внебюджетные дела. Пусть этим занимаются частные учреждения. Понятнее и правильнее, если бы были отдельно частный сектор и бюджетный. То же самое касается и здравоохранения. По-моему, это просто попытка государства переложить неумение управлять страной, неумение грамотно организовать экономическую политику на плечи людей.
Понимаете, само государство ставит людей в вынужденное положение отчисления денег за услуги. Бесплатно вам нужно будет простоять в очереди два месяца, на платной основе можно обратиться за помощью хоть сегодня. Невозможно бизнес связать с госинтересами. И поэтому нельзя латать бюджетные дыры за счет таких методов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.