...ЗА ОТСУТСТВИЕМ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

По горячим следам материалов «БИЗНЕС Online» о противостоянии челнинской УЖК «Ключевое» с теплоэнергетиками и исполкомом автограда в редакцию «БИЗНЕС Online» пришло письмо от бывшего руководителя исполкома Елабуги, ныне — начальника Менделеевского ОКО «Татэнергосбыта» Исмагила Хафизова. Он поделился свои видением решения усугубляющихся проблем в системе ЖКХ. Экс-сити-менеджер считает, что организационно-правовую форму и саму систему управления ЖКХ необходимо менять, а управляющие компании не должны быть коммерческими структурами, а должны работать исключительно за фиксированное вознаграждение.

Напомним, широкому кругу наших читателей Хафизов стал известен осенью 2011 года, когда он, работая в должности и.о руководителя исполкома Елабуги, оказался в центре скандала с якобы незаконным выписыванием себе премий. Суд на время следствия освободил его от занимаемой должности. Правда, затем следствие отыграло назад — уголовное дело в отношении Хафизова было закрыто за отсутствием состава преступления, но к этому времени сам он, уже, видимо, вкусив все прелести нахождения на публичной должности, успел подать заявление об уходе из исполкома по собственному желанию. По словам Хафизова, дело на него и его заместителя Рима Сафиуллина сфабриковали недоброжелатели — ради отстранения от участия в конкурсе на замещение должности руководителя исполкома. По уставу Елабуги, человек, находящийся под следствием, претендовать на замещение должности руководителя не имеет права.

Итак, обратимся к письму.

ЖИЛЬЦЫ ДОЛЖНЫ УТВЕРДИТЬ ДЛЯ УК СМЕТУ НА СОДЕРЖАНИЕ

Острой проблемой для всех жителей из года в год становятся вопросы в сфере ЖКХ. Принят Жилищный кодекс РФ, опубликованы десятки постановлений КМ РФ по регулированию деятельности в этой сфере. Однако большинство нормативно-правовых документов на бумаге правильные, а в жизни — неисполнимые.

Я имею огромный практический опыт и знания в управлении жилищно-коммунальным хозяйством, предлагаю конкретные решения, но, к сожалению, на свои предложения получаю отписки. Никто не хочет читать между строк, изучать и применять на практике позитивный опыт, хотя бы в одном районе.

Проблемы в сфере ЖКХ можно разделить на несколько направлений. Основополагающее здесь — управление и обслуживание жилым домом.

1. Отечественная практика управления жилым домом пока не показала своей действенности по причине того, что в российском законодательстве управленческая деятельность неотделима от деятельности по содержанию общего имущества, и предоставление коммунальных услуг рассматривается как составная часть — организация работ и услуг. Характерно, что УК стремятся оказывать своими силами весь комплекс услуг по управлению, обслуживанию и ремонту многоквартирных домов. Такая универсальность управляющих организаций приводит к необоснованному обогащению (собранные с населения средства за коммунальные ресурсы, за содержание общедомового имущества оседают на счетах УК), приводит к значительному ухудшению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Решение: Управляющая компания не должна заниматься коммерческой деятельностью. Управляющая компания должна управлять МКД за «вознаграждение». Вся его финансовая деятельность должна быть ограничена в рамках «сметы на содержание», утвержденной на собрании собственников МКД. По организационно правовой форме для УК больше подходит НКО.

2. Обслуживающие организации должны четко представлять, сколько копеек с тарифа на содержание общего имущества МКД они могут использовать на свое содержание.

Решение: Установить предельный размер рентабельности в тарифной составляющей на содержание общего имущества МКД.

3. Как решить проблемы с ОДН?

Решение:

а) Нормативные расходы на содержание общедомового имущества (ОДН) включить в тариф на жилищные услуги.

Не должен собственник МКД отдельно платить за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, так как данная статья затрат входит в состав содержания общедомового имущества. Освещение, отопление подвала, чердака собственнику помещений не нужны, они нужны для обслуживания коммуникации. Для мытья подъезда достаточно три ведра воды, но не по 3 кубометра воды с каждой квартиры, эти три ведра воды уже «сидят» в тарифах на уборку и содержание подъезда.

Между тем при формировании тарифов на коммунальные услуги потери в качестве одной из составляющих неизбежно закладываются в себестоимость ресурса. Иными словами, потребитель, оплачивающий тысячу литров израсходованной холодной/горячей воды, неизбежно вынужден компенсировать еще потери воды, вытекшей из коммуникаций.

б) Сверхнормативные потери из-за аварии, протечки или хищения коммунальных ресурсов отнести на затраты обслуживающих организаций.

в) На квартиры в те месяцы, когда нет потребления коммунального ресурса по приборам учета, ОДН не начислять. Это бесхозные квартиры, жилье арестованных, осужденных, жилье после смерти собственника и т.п.

г) Право первоочередного заключения договора на обслуживание внутридомовыми инженерными сетями (часть общедомового имущества) передать ресурсоснабжающим организациям (РСО).

д) При работе по прямым договорам с населением определить исполнителем коммунальных услуг РСО. Предоставить возможность РСО при необходимости самой определить исполнителя коммунальных услуг.

Дополнительные меры.

а) Независимо от организационно-правовой формы заказчика и застройщика новые дома проектировать и строить с учетом применения приборов учета (ПУ) с дистанционным управлением или с учетом возможности регулирования и обслуживания ПУ без входа в помещение собственника. Смонтировать ПУ и фильтр очистки на каждый стояк, в квартирах фильтры не монтировать.

б) В эксплуатируемых МКД установить ПУ и фильтр очистки на каждый стояк. При небольших затратах мера поможет решить несколько проблем: ОДН распределять поподъездно, по стоякам; контролировать работы ОПУ, производить частичное ограничение.

в) Затраты по монтажу и демонтажу ИПУ, поверке счетчиков на ГВС, ХВС, а также перепрограммирование электрических счетчиков включить в бюджет РСО. Приобретение ИПУ производить за счет собственника помещения.

г) За ведение технической документации и иных документов, связанных с многоквартирным домом, в том числе по документации капитального ремонта, ответственность возложить на органы местного самоуправления.

Исмагил Хафизов

«УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ ОБНАЛИЧИВАЮТ ОСТАТКИ СРЕДСТВ И НАПРАВЛЯЮТ В ОФШОРЫ»

Вчера в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Хафизов прокомментировал некоторые из тезисов письма. По его словам, он изучал работу системы ЖКХ в Северной Америке, Польше, Германии и Финляндии, и почти везде управляющие компании, занятые обслуживанием жилого фонда населения, — это некоммерческие структуры. Они работают за фиксированное вознаграждение. Собственники нанимают управленца, определяют ему вознаграждение и снимают с себя «ненужную головную боль», а как он будет исполнять свои обязательства — нанимать других, или работать самостоятельно — это только его дело.

— Наша система управления в корне неправильная, — уверен Хафизов. — Только у нас утвержденные тарифы поступают на счета управляющих компаний, они себе сами назначают заработную плату, причем в целях уменьшения налогообложения, как правило, уменьшенную, а оставшиеся деньги обналичивают, направляют в офшоры и проводят другие махинации. А услуги при этом на должном уровне не оказываются, потому что заказчик и исполнитель в данном случае — одно и то же лицо.

Накопление нераспределенного объема ресурсов управляющими компаниями, по мнению Хафизова, приводит только к тому, что долги перед РСО в итоге списываются, а УК, банально сменив вывеску, продолжает работать.

— Утрируя, можно сказать, что управляющие компании, обслуживающие жилой фонд, в своем активе имеют лишь авторучку и печать. Сейчас придумали понятие «нераспределенка». Нет такого понятия. Эти долги накапливаются за управляющими компаниями. Допустим, накопила компания 50 миллионов рублей нераспределенных ресурсов. Что делает она дальше? Ликвидируется. Меняет название и продолжает заниматься тем же самым. Более того, такой ход выгоден и руководителю РСО, потому что долг у него уже «не висит» и его готовят на списание.

По мнению экс-руководителя исполкома Елабуги, большая часть руководителей связывают проблемы в ЖКХ с изношенностью сетей, но это не так. В тарифы РСО уже ряд лет закладываются средства на развитие.

— Я очень удивился, когда узнал, что сетевые компании из года в год потери в своих сетях и на трансформаторах только увеличивают. У них уже 12 процентов на это уходит! Куда мы катимся? Такое ощущение, что у многих руководителей основная задача — урвать, а о населении при этом особо никто и не задумывается. Много народу очень сильно от этого страдает, — делится своими наблюдениями начальник менделеевского «Татэнергосбыта».

К введению социальной нормы потребления электроэнергии, которое ожидает всех нас с 1 июля, Хафизов относится еще более категорично.

— Сегодня средняя норма потребления электроэнергии в Менделеевске — это 135 кВт/ч с человека в месяц. Это и есть, с моей точки зрения, социальная норма, среднее потребление. Желание вынудить состоятельных людей платить больше — глупость. Это ведь не налогообложение. Мы, вообще-то, на душу населения потребляем электричества в 2 раза меньше, чем население европейских стран, тех, на которые мы стремимся походить.