ДЕВЯТЫЙ ШАНС НА СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

В Арбитражном суде РТ в минувший понедельник состоялось очередное заседание по делу о признании несостоятельным ООО «УЖК «Ключевое», инициированное ООО «Таттеплосбыт» (находится под управлением Генерирующей компании). Это было уже девятое по счету заседание, в котором истец настаивал о введении процедуры банкротства в отношении компании из Набережных Челнов.

О конфликте между небольшой частной челнинской УК и энергетиками стало известно, когда генеральный директор «Ключевого» Анна Сацук публично выразила несогласие с официальными данными о задолженности челницев перед поставщиками тепла (ее компания фигурировала в качестве самого крупного должника) и подкрепила свои претензии аргументами. В результате горсовет Набережных Челнов срочно создал рабочую группу по проверке формирования тарифов ЖКХ, на одном из заседаний которой Сацук выступила с «обвинительной» речью. В частности, она настаивала на том, что управляющая компания должна перечислять ресурсоснабжающим организациям (РСО) ровно столько, сколько заплатило население. Между тем энергетики требуют с УК стопроцентную оплату. Тогда Сацук рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что конфликт произошел из-за ее отказа подписывать дополнительное соглашение с новой теплоснабжающей организацией — ОАО «Генерирующая компания» (она стала поставщиком тепловой энергии с 1 января 2013 года). Причина — пункт в соглашении, по которому жители должны оплачивать потери во внешних сетях, по сути, бесхозных. Сацук даже обратилась с жалобой в УФАС, которое ее просьбу удовлетворило и присудило «Таттеплосбыту» штраф в 600 тыс. рублей. Именно после этого, по мнению Сацук, и пошла череда исков по признанию ее компании банкротом.

И вот очередное слушание. Интересно, что в этот же день мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев потребовал на совещании в течение суток разобраться с должниками за поставленные ресурсы, причем, говоря о «Ключевом», предложил подавать иски в суд на управляющие компании-должники с последующим их банкротством.

Анна Сацук
Гендиректор «Ключевого» Анна Сацук выразила несогласие с официальными данными о задолженности челницев перед поставщиками тепла

«ЗАМАНЧИВА ВОЗМОЖНОСТЬ ПОКРУТИТЬ СРЕДСТВА»

Тем временем представители истца потребовали признать должника банкротом, так как он имеет задолженность более 3,5 млн. рублей, которая тянется еще с 2012 года. Юрист Сацук попросил сделать перерыв в заседании, пояснив, что ему должны вот-вот доставить документы о погашении части задолженности. Судья Руфия Гильфанова такую возможность предоставила. После перерыва суду были представлены заявленные документы — ими оказались выписки из банка о списании средств в пользу истца, причем последняя платежка датирована днем проведения судебного слушания.

Помимо этого, юрист «Ключевого» сообщил, что в пользу «Таттеплосбыта» будет списана еще одна часть долга, лежащая на депозите судебных приставов, и попросил перенести слушание на несколько дней, так как у должника есть возможность погасить весь долг окончательно. С этим не согласились представители истца, которые заметили: «Было отложено уже 9 судебных заседаний. И каждый раз под обещание погасить задолженность. Таким образом, создается мнимость добросовестности плательщика. Причем заметьте, оплата каждый раз происходит ровно в день суда». Однако судья перенесла слушание на 20 января.

МЫ ДОГОВАРИВАЛИСЬ, НО ОПЯТЬ НОЛЬ

«С конца 2011 года управляющая компания «Ключевое» перестала своевременно оплачивать за потребленные ресурсы, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» представитель истца, заместитель директора по реализации тепловой энергии ОАО «Генерирующая компания» Адель Славутин. — И сегодня «Таттеплосбыт», уже с 2013 года не осуществляющий сбытовую деятельность в Челнах, до сих пор не получил денежные средства. Причем «Ключевое» задолжало уже и Генерирующей компании 14 миллионов рублей. Итого двум энергоснабжающим организациям УК должна около 17 миллионов рублей!»

По утверждению Славутина, одним из препятствий оплаты за тепло и заключению договора уже с Генкомпанией Сацук заявила отсутствие границы балансовой принадлежности сетей. «После чего мы пошли навстречу, — отметил он, — «сдвинули» границы балансовой принадлежности сетей (причем бесхозных) от наших магистральных до границы дома. И мы взяли на себя потери в этих сетях, хотя это не наша зона ответственности. После чего направили документы на подписание, прошло полгода, но их от нее так и не получили». Славутин уверен, что выставляя себя борцом за справедливость, гендиректор управляющей компании занимается прежде всего популизмом, так как до сих пор неясно — куда же уходят деньги, собранные с жителей, но которые до РСО так и не дошли. Причем, как утверждает представитель истца, с руководителем компании неоднократно велись переговоры, поставщик тепла шел на любые уступки: предлагались графики реструктуризации, отсрочки платежей. И Сацук постоянно давала обещания погасить долги. Но все так и осталось только словами. «Мы договаривались, что она хотя бы начинает платить то, что приходит от граждан — но опять ноль. Мы считаем, что борьба госпожи Сацук за права населения — это спекуляция и пиар. Она не действует в интересах населения, она просто отодвигает срок, когда все равно людям придется заплатить. Я не знаю, каким образом компанией производятся начисления. И проверить это невозможно, потому что госпожа Сацук вышла из городского ЕРЦ. А вот он как раз позволяет обеспечить прозрачность поступлений и постатейного распределения. И я бы хотел опровергнуть информацию о том, что Генкомпания — учредитель ЕРЦ. Ни ГК, ни «Таттеплосбыт» не являлись и не являются учредителем челнинского расчетного центра!»

Адель Славутин
Адель Славутин: «Мы считаем, что борьба госпожи Сацук за права населения — это спекуляция и пиар»

Помимо этого, Славутин предполагает, что должник просто затягивает как процесс по иску о банкротстве (ведь у него был целый год, чтобы выплатить долги), так и заключение соглашения с Генкомпанией на поставку тепла: «Очень хороший мотив не платить. Или платить после того, как возникает предбанкротное состояние. Потому что заманчива возможность прокрутить в каких-то банках и пользоваться этими средствами, так как процент в банке от использования этих денег гораздо выгоднее, нежели санкции, которые взимает суд в виде ставки рефинансирования. Утверждать я это не могу, но как один из мотивов...» Помимо этого, представитель истца напомнил, что в случае бездоговорного потребления тепла (если потребитель уклоняется от заключения договора на поставку ресурса) по закону поставщик может взыскать стоимость полученного ресурса с коэффициентом 1,5. «Но зная, что за компанией «Ключевое» стоит население, которое является заложником ситуации, мы считаем это невозможным, — заявил Славутин. — Одно дело с предприятием судиться, другое дело — люди. Они не должны страдать». Причем, по его утверждению, таких долгов, как у некрупного по меркам рынка «Ключевого», больше ни у какой управляющей компании нет. Значит, резюмирует он, на этом рынке можно работать, выполняя все обязательства перед поставщиками ресурсов.

ЗАЛЕЗТЬ В ДРУГУЮ СТАТЬЮ РАСХОДОВ — РИСКОВАЯ ПОЛИТИКА

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать ситуацию и Сацук. Она была весьма удивлена уверениями поставщика тепла, что ее компания не платит за тепло ни копейки: «Если посмотреть по бухгалтерским документам, у нас оплаты идут непрерывно по всем исполнительным листам. Каждое решение суда исполнено, только за 2013 год выплачено почти 9 миллионов рублей — разве это «ни копейки»? Тенденция к погашению долга есть, компания работает, обороты есть».

Она высказала свою версию конфликта, который, как выяснилось из разговора, имеет более глубокие корни. В первую очередь компания настаивает на том, чтобы оплачивать только тот объем средств, который поступил от населения. А энергетики в соглашении прописали пункт, что оплата должна производиться в стопроцентном размере и до 15 числа текущего месяца. Причем в договоре с населением у самого «Ключевого» срок оплаты стоит до 20 числа. «Получается, что на эти пять дней я должна непонятно где взять деньги или заняться воровством? — интересуется Сацук. — И протокол разногласий с Генерирующей компанией на 90 процентов касается формы и сроков оплаты». Напомним, в первоначальной версии звучало несколько иное: отказ подписывать соглашение на поставку тепла аргументировался необходимостью смещения границ балансовой принадлежности бесхозных сетей до границ дома. Это и было выполнено поставщиком. Сейчас в ход идут уже другие резоны.

По словам Сацук, выполнить требования поставщика о стопроцентной оплате за поставленное тепло можно только если «залезть» в другую статью расходов по домам. На практике это чаще всего расходы на текущий и капитальный ремонт. Так оно и было в компании до 2010 года, так и происходит в других УК. Но в 2010 году собственники одного из домов «Ключевого» потребовали предъявить собранные средства на текущий и капремонт. В результате возник скандал, поскольку эти деньги были направлены в РСО, перед которыми на тот момент компания долгов не имела. И эта обычная практика большинства УК, уверена Сацук, ведь они не желают «ссориться» с поставщиками, а поступлений от населения не достаточно, чтобы покрыть все расходы. С приходом нового руководителя УК такая практика была прекращена. «У других УК и ТСЖ рисковая политика, — считает руководитель компании. — Они считают, пока дом новый, у них идет сбор за текущий ремонт, и вот этими деньгами можно погашать долги, чтобы не обострять отношения с РСО. Но рано или поздно собственники зададут вопрос: мы вам платили за текущий ремонт, почему вы ничего не сделали? Тот, кто в «тишине» сидит, рискует деньгам либо текущего, либо капремонта». Причем, как отметила Сацук, у нее-то как раз фонд капремонта, в отличие от некоторых других УК, вполне реальный — на спецсчете лежит порядка 8 млн. рублей, которые, по закону, будут переданы на счета собственников домов.

Проблема «Ключевого» особенно остро стоит из-за того, что на балансе УК находятся новые дома, квартиры в которых нередко приобретаются в качестве инвестиций, а вот платить за них хозяева не торопятся

ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО ДОМА НОВЫЕ

По словам собеседницы «БИЗНЕС Online», проблема «Ключевого» особенно остро стоит из-за того, что на балансе УК находятся новые дома, квартиры в которых нередко приобретаются в качестве инвестиций, а вот платить за них хозяева не торопятся: «Мы работаем с новым жильем, в которое люди заселяются медленно. Вот мы взяли новый 17-этажный дом, и он сразу «откинул» на минус 20 процентов сбора. Дом сдан в черновой отделке, и люди там не живут. А у нас-то идет общее начисление, а потом уже в счет-фактуре разбивается. Представьте, что вы живете в доме на 50 квартир, быстрее всех свою отделали, поселились. А 49 квартир пустует. А начисление за тепло идет независимо от того, живут там люди или нет. Если ваши соседи не живут, каким образом заставить их платить? Они рассматривают квартиру как объект инвестиций. У нас в месяц по 30 судебных приказов о взыскании, но практика показывает, что пока дом не заселится хотя бы на 50 процентов, он будет приносить убыток. А тепловики с этим мириться не хотят ни в коем случае. А нам что делать? С других тарифов отнимать эти деньги?»

По словам Сацук, долги отноящихся к ее компании жильцов на сегодня — примерно 7,5 млн. рублей. Причем у некоторых задолженность доходит до 120 тысяч. И найти крайнего в создавшейся ситуации весьма затруднительно. Вроде и РСО понять можно — долги перед ними действительно есть, с другой стороны, и управляющей компании приходится только разводить руками — ей ведь тоже не все жители оплачивают. В такой ситуации, считает Сацук, лучшим выходом станет, если поставщики перейдут на прямые договоры с потребителями. В таком случае и судебных исков к УК бы не стало.

«Мне понятно, почему «ресурсники» так себя ведут, — заявила Сацук. — Потому что одно дело притащить в арбитраж и полоскать в прессе одно юридическое лицо, и смешивать с грязью руководителя этой компании, и другое — притащить в суд полторы тысячи собственников, кое-кто из которых живет, например, в Ханты-Мансийске. И долги они погасят только тогда, когда будут продавать квартиру». По мнению гендиректора компании, энергетики, хоть и недополучают за поставленный ресурс, но все-таки живут неплохо: «За последний год тепловики подняли свой тариф в 2,5 раза. Понятно, что это связано с прекращением перекрестного субсидирования. Я все это понимаю. Но у них хотя бы сети на балансе есть. Вот если бы управляющим компаниям разрешили перепродавать это тепло населению, у нас была бы хоть какая-то маржа. Мы бы коллекторов могли нанять по взысканию долгов». По словам Сацук, сегодня законодательство устроено таким образом, что РСО может подавать в арбитраж на управляющие компании хоть каждый день. У последних же никаких прав, помимо обязательств, почти не осталось. И сейчас в таком положении находятся все жилищные компании, но только открыто об этом не говорят. «Сегодня коммунальное хозяйство, как мыльный пузырь — рано или поздно лопнет», — констатировала Сацук.

Сейчас в компании идет очередная проверка по заданию прокуратуры. По ее завершении руководство «Ключевого» намерено предъявить жителям две квитанции об оплате: одну — за поставленные ресурсы, вторую — за жилищные услуги управляющей компании. «Чтобы деньги, минуя наши расчетные счета, сразу поступали в РСО. Нам ничего не мешает это сделать. Но дальше — вопрос не к нам», — сообщила Сацук.

«БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием спора.