1.jpg
Никас Сафронов

«ИЛЬСУР ПОКА СО МНОЙ НЕ РАССЧИТЫВАЛСЯ»

Вчера широко известный и заслуживший в России крайне противоречивые характеристики художник Никас Сафронов открыл в Набережных Челнах свою персональную выставку «Река времени», состоящую из 88 работ. В городскую картинную галерею он приехал со встречи со студентами художественного и дизайнерского факультетов НИСПТР — челнинского пединститута, а до этого побывал на главном конвейере КАМАЗа. На заводе Сафронов надеялся на встречу с гендиректором Сергеем Когогиным, но они разминулись.

Перед торжественным открытием экспозиции Сафронов провел пресс-конференцию, позволив челнинским журналистам убедиться — автор представленных картин действительно человек не от мира сего. Манеру Никаса держаться можно было бы счесть банально грубой, если бы не искренность во взгляде, которая наталкивала на аналогии не с грубияном, а с плохо воспитанным ребенком. К примеру, он дважды припоминал имя директора картинной галереи 58-летней Флюры Гайнутдиновой, вслух опираясь на сомнительное созвучие со словом «флюорография». Сафронов почти на полчаса затянул с открытием, при этом несколько раз отказав мольбам администрации галереи прервать пресс-конференцию. За дверью зала к этому моменту собрались более сотни человек, в том числе руководитель исполкома Фархад Латыпов, пришедший дать старт выставке. «Нет, нет, давайте еще вопросы, давайте еще!» — настаивал Никас Степанович, махая рукой на дверь, за которой рокотала толпа. Кстати, почти на все вопросы он отвечал многословными и довольно отвлеченными историями, которые, временами казалось, обрастали деталями на ходу. И даже в вынужденно конкретных ответах его речь изобиловала настолько ходульными образами, словно они взяты с лубочных открыток.

Интервьюировать себя Сафронов начал сам, вероятно, предлагая журналистам желаемый контекст. «А спали ли вы с Софи Лорен? А правда ли, что вы изнасиловали тетку?» — спросил сам себя художник, введя в понятное замешательство аудиторию. Впрочем, его ответы на автовопросы были скорыми и лаконичными: «Неправда! Не спал!» После этого он передал полномочия журналистам. Вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о клиентах в Татарстане, быть может, разочаровал Никаса безотносительностью к интимной жизни художника, однако вскрыл один любопытный факт.

— Я начал писать мэра Казани Ильсура, — Сафронов всех называл исключительно по имени. — Сделал наброски с его детей, жены... Трое детей у него... Но так и не закончил пока. Он должен был определить размер картины, но пока ни деньгами, ничем мы не рассчитывались. Были и еще заказы, люди ко мне отсюда приезжали. Кто-то из друзей, нефтяники какие-то... Своих партнеров портреты заказывали. Но чем конкретно они занимаются, я уже не помню, что-то связанное с нефтью. Наверное, богатые, солидные люди, раз у самого Никаса заказывают портреты. Я бы вот не смог... В общем, есть портреты, ведь и в Москве, как говорил Тургенев, любого русского потри — найдешь татарина... Например, мой друг Говорухин откуда-то из-под Казани (режиссер Станислав Говорухин родился в Свердловской области, учился в Казанском университете и некоторое время работал на телестудии в Казани — авт.).

2.jpg
 

«КОГДА ПИШУ, НЕ ДУМАЮ О ДЕНЬГАХ. ЭТО ПОТОМ»

Пожалуй, незачем приводить ответы Сафронова на вопросы, касающиеся его творческих методов, а других журналисты задать не успели, поскольку увлеченность Никаса процессом превратила пресс-конференцию в монолог, отражающий поток его сознания. Наиболее внятные высказывания, по большому счету, ограничились претензиями — в частности, он не одобрил интерьер зала.

— Говорят, стены специально побелили для этой выставки... — заявил Никас, оглядываясь. — Нет, не побелили? Обычно я выставляюсь в знаковых галереях... В Киеве специально покрасили для этого стены, занавески, свет специально привезли...

В то же время знающие посетители на последующем открытии выставки не оценили и предложенную Никасом экспозицию. Те, кто бывал на его выставках в Москве, как довело до сведения корреспондента «БИЗНЕС Online» руководство принимающей стороны, сетовали, что в столице видели картины другого уровня. В частности, коллекция графических портретов — вроде тех, что рисуют художники на бульварах — по мнению знатоков Никаса, привезена из расчета на подобные заказы, но не ради того, чтобы впечатлить зрителя.

Напомним, в России Сафронов прославился в том числе и как самый дорогой художник. Любая из представленных на выставке работ принципиально продается Никасом не дешевле чем за 10 тыс. евро, хотя вполне вероятно, что это лишь начальная цена для торга. По этому поводу художнику приходится сносить насмешки и нападки недоброжелателей, в том числе из среды коллег и искусствоведов. Возможно, поэтому Сафронов частенько сбивался на истории, в персонажах которых можно было узнать медийный образ самого Никаса.

— Как-то пришел к одному банкиру, — рассказывал Сафронов. — На первом этаже у него висел наивный деревенский художник, смешной такой. А потом зашли в кабинет — и там у него висели четкие графические работы. Работы были такие расчетливые, каждый мазок — это деньги. В них не было души. Когда я пишу, я никогда не думаю о деньгах. Это потом.

Еще одной составляющей имиджа Сафронова стали несколько скандальных историй, связанных с его именем. Об обвинении в изнасиловании он упомянул сам, среди других фигурируют заявление Никаса о продаже Эрмитажу трех своих картин, опровергнутое впоследствии директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, а также претензии некоторых высокопоставленных клиентов, которые утверждали, что Сафронов продал им за тысячи долларов фотографии, покрытые краской. По поводу скандалов вокруг своего имени Никас сказал в Набережных Челнах, что он «слишком состоявшийся художник, чтобы кого-то насиловать или продавать не то, что он способен предложить».

6.jpg
 

ОНИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИДУТ...

Собственно, визит Сафронова в Челны был инициирован самим художником. Как пояснил он сам, одним из факторов выбора стало его знакомство с Когогиным, на поддержку которого в Челнах он рассчитывал, правда, не уточнил, какого характера поддержка художнику требуется.

— Директор КАМАЗа Сергей Когогин — мой давний приятель, он давно приглашал. Так получилось, что мы не согласовали с ним встречу, но ждем его на выставку.

На открытие Когогин тоже не пришел, как и мэр города Василь Шайхразиев, оказавший информационную помощь выставке.

— Спасибо мэру, который нас пригласил, помог, поддержал баннерами и билбордами, — сказал Никас, открывая экспозицию вступительным словом. — Мэр сказал мне: «Хочу, чтобы жители моего города наслаждались вашим искусством». Он извинился, что не может присутствовать сегодня, но обязательно придет.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о сроке и формате знакомства с Когогиным, художник рассказал: «Мы давно на каком-то мероприятии познакомились, на деловой творческой встрече в Москве, куда приезжают одаренные дети, главы государств и заводов. Там Когогина, по-моему, чествовали и меня награждали — что-то вроде «Человека года». Очень приятный человек».

НИКАС ЗОВЕТ ЧЕЛНИНСКИХ СТУДЕНТОВ В АЗЕРБАЙДЖАН

На торжественное открытие выставки в картинную галерею пришли около полутора сотен человек. Город встретил Сафронова национальным татарским танцем, с приветственным словом выступил Латыпов. В своей речи руководитель исполкома выразил уверенность, что выставку посетят много челнинцев, «кое-кто и купит картины, потому что людей у нас много — и богатых, и не богатых, но желающих приобрести ваши работы». Латыпов подарил художнику тюбетейку и куклу. Сафронов, позиционируя свою выставку как новогодний подарок Набережным Челнам, также отметил, что «покупатели — это было бы чудесно», тут же, впрочем, оговорившись, что вообще-то этот момент не имеет для него значения.

Пока конкретные плоды принесла только встреча Никаса со студентами. Маэстро рассказал журналистам, что есть договоренность о ежегодных визитах художника в автоград и проведении мастер-классов в НИСПТР. Рассказывая о встрече со студентами, Никас вспомнил о собственной шутке, непонятно к чему привязанной, но прозвучавшей, надо полагать, столь же неуместно в институте, как и в картинной галерее, и вообще в Татарстане в настоящее время: «Один приятель другому говорит: вчера шел фильм с моим участием, и ни один человек не вышел. Из самолета летящего...»

Аудитория, впрочем, восприняла попытку Никаса пошутить добродушно, со скидкой на ассоциативную связь художника с реальностью. Краткий обмен «любезностями» в рамках официальной части окончился экскурсией Сафронова: с микрофоном в руках он повел поклонников по залу, презентуя свои картины рассказами об обстоятельствах их создания и творческом методе.

Дальнейшие планы Сафронова в отношении Челнов и челнинцев не ограничиваются заявленными ежегодными визитами в Пединститут. Кстати, договоренность эта «железная», как подтвердила корреспонденту «БИЗНЕС Online» ректор вуза Файруза Мустафина. Нашей газете она также рассказала, что Сафронов планирует привлечь челнинских студентов к заказу от руководства Азербайджана, однако, на каких условиях Никас предлагает трудиться студентам, пока неясно: «На наше приглашение в институт Никас отозвался безо всяких финансовых соглашений, об оплате даже речи не шло. Мы говорили не только о картинах, речь шла о человеческой сути, о жизненных принципах современного человека. Никас действительно согласился приезжать к нам на мастер-классы. Кроме того, у него есть интересное предложение от Республики Азербайджан — нужно рисовать местную природу, людей и достопримечательности. Они пригласили 300 художников, Никас не может такую команду набрать. Поэтому, видимо, наши студенты примут участие в работе. Мы договорились, что отбор студентов станет нашим внутренним грантом. Что будет с их работами — подарят ли их, продадут ли, об этом еще конкретного разговора не было... Мы, конечно, больше видим его как салонного художника, но, что бы ни писали СМИ, он все-таки большой патриот. Что же касается пиара, то ребята спрашивали его, для чего Никас регулярно ходит на ток-шоу. Он ответил, что неожиданные вопросы закаляют. Но и для того, чтобы его картины видели, тоже».

ЧТОБЫ ВЫСТАВИТЬСЯ В РЯЗАНИ, ПРИШЛОСЬ ВСТРЕТИТЬСЯ С ГУБЕРНАТОРОМ

Спутниками Никаса в поездке были рязанский скульптор Максим Соломатин, которого он представил как своего друга, и арт-директор Руфат Ахмедов. Сафронов в ходе пресс-конференции обмолвился, что впоследствии с Соломатиным возможна совместная выставка в Челнах, хотя Никас демонстрировал при этом такую молниеносную забывчивость, что заявление не было воспринято всерьез.

Максим Соломатин — скульптор, директор дизайн-студии Unformat:

— C Никасом мы довольно давно дружим — именно дружим, а не работаем вместе. Помогаем друг другу по мере возможностей. Мы помогаем ему реставрировать какие-то вещи, которые он привозит из Европы, помогали с ремонтом. Познакомились мы на выставке ландшафтной архитектуры, Никасу понравились наши работы, и мы сделали ему готический фонтан в студии. С этого и началась наша дружба. Никакого интереса в проведении выставок Никаса мы не имеем, заказов у нас хватает — мы выполняем муниципальные заказы в Рязани. Но у нас с Никасом уже вошло в привычку, что, когда он летит куда-то на выставку, он всегда зовет меня и моего компаньона — поддержать морально. Мы были с ним в Томске, Уфе, Бресте, Гомеле, инициировали выставку в Рязани... Никас — достаточно ранимый человек, а его не всегда встречают тепло. В незнакомом городе, несмотря на внешнее спокойствие, он очень переживает и волнуется о том, как его встретят. Если что-то идет не так, ему нужны рядом люди, с которыми можно поговорить.

Из Набережных Челнов экспозиция поедет в Тверь, затем — в Минск, выставку в Беларуси сейчас организовывает Руфат. Он занимается разведкой по музеям разных городов, выясняя уровень интереса к работам Никаса. Чтобы выставка получилась, нужно, чтобы желание выставиться совпало с желанием музея принять экспозицию. В Рязани, например, музей отказал Никасу в проведении выставки. Мне пришлось встретиться с губернатором, и вопрос решился в течение получаса.

Руфат Ахмедов — арт-директор Никаса Сафронова:

— Мы должны поблагодарить за прием сотрудников музея и лично Василя Гаязовича за непосредственное участие. Я делаю выбор города исходя и из наших материальных возможностей, и из других составляющих. С набережночелнинской галереей я общался еще в начале этого года. Руководство галереи отреагировало максимально положительно, и как только возможность приехать появилась, мы ею воспользовались. Скажем так, наши желания совпали.

помощники-Никаса-Сафронова---Максим-Соломатин-Рё-Руфат-Р
Помощники Никаса Сафронова - Максим Соломатин и Руфат Ахмедов

«ВРЯД ЛИ ЕСТЬ СМЫСЛ МЕНЯТЬ ИНТЕРЬЕР ПОД КАЖДУЮ ЗВЕЗДУ...»

Олег Кульпин — народный художник РТ, заслуженный деятель искусств РТ:

— Я прекрасно знаю коллег Никаса и близко знаком с его учителями. В Ульяновске Никас учился у Виктора Алексеевича Сафронова. Так получилось, что его учитель — однофамилец Никаса. Я получаю большое удовольствие от его работ. Несмотря на неоднозначность его репутации, я думаю, его наставники гордятся его достижениями. Думаю, имя, которое он сделал себе, и для них приятно.

Фархад Латыпов — руководитель исполкома Набережных Челнов:

— Мы получили предложение от Никаса, и когда мэр его увидел, мы решили созвониться и переговорить. Возможность пригласить в город такого известного человека нельзя было упустить. У них был какой-то обычный райдер, я его даже не видел, управление культуры занималось.

Что касается интерьера галереи — на этот счет у всех свои мнения. Вряд ли есть смысл менять его под каждую звезду. Мы свою картинную галерею прекрасно знаем, недавно сделали ремонт, помощники Никаса заранее приезжали и свои требования обозначили — их галерея устроила. Наша задача — показать художнику город и КАМАЗ, организовать встречу со студентами, а не удивить его. Понятно, что он ездит по всем миру, может выделить и плюсы, и минусы, покритиковать.

О желании кого-то из челнинцев заказать портрет я пока не слышал. Лично я не мог бы себе позволить заказать у Никаса картину. Я с ним лучше пойду сфотографируюсь.

Выставка Сафронова в Челнах продлится до 9 января. Вчера он на самолет не успевал, решив, по версии организаторов, не лететь рейсом «Татарстана», сегодня вылетает в Москву, а завтра в Ульяновске понесет эстафетный олимпийский факел.