СИГАЛОМ ЗАНЯЛСЯ ТИТОВ

Сегодня уполномоченный при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов в своем Тwitter сообщил о том, что делом вице-президента «ОПОРЫ России», президента УК «Центр микрофинансирования» Павла Сигала заинтересовался бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов.

«Титов на совещании ПФО в Кирове озвучил, что он в настоящее время изучает дело Сигала! Предложил Бабичу после экспертизы совместно обсудить. Будем надеяться, что Борис Титов сможет найти здравое зерно в деле Сигала и окажет необходимую помощь в защите!» — написал Нагуманов, который сегодня принял участие в заседании комиссии по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров и развитию малого и среднего предпринимательства в Приволжском федеральном округе. Мероприятие прошло в Кирове при участии полномочного представителя президента РФ в ПФО Михаила Бабича и Титова.

Напомним, 19 ноября МВД России сообщило о задержании учредителя ООО «Управляющая компания «Центр микрофинансирования» Сигала. Он подозревается, по словам силовиков, в участии «в организованной группе, которая занималась хищением бюджетных средств, выделяемых пенсионному фонду РФ по сертификатам в качестве маткапитала». Речь идет о нескольких миллиардах рублей. Тверской суд Москвы 22 ноября вынес постановление о заключении под стражу известного казанского предпринимателя и общественного деятеля до 19 января, отклонив подкрепленную справками о плохом состоянии здоровья просьбу адвокатов отпустить бизнесмена под залог в 30 млн. рублей.

«ТИТОВ ЗАНИМАЕТСЯ ЕГО ДЕЛОМ, БАБИЧ ТОЖЕ В КУРСЕ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с Нагумановым по телефону и выяснил подробности сделанных сегодня заявлений бизнес-омбудсмена РФ.

— Тимур Дмитриевич, расскажите, как и кем сегодня была поднята тема так называемого «дела Сигала» и как его ход охарактеризовал Борис Титов?

— Как вы знаете, сегодня в Кирове было заседание координационной комиссии по улучшению инвестиционного климата в Приволжском федеральном округе под председательством Бабича. Титов в рамках своего выступления о развитии института защиты прав предпринимателей в ПФО достаточно широко осветил вопросы, с которыми сейчас мы сталкиваемся. И была затронута проблема уголовного преследования предпринимателей, и в Поволжье, в частности, тоже. Здесь тоже бывают и достаточно резонансные дела. К примеру, прозвучало имя кировского предпринимателя и политического деятеля Олега Березина (он был арестован Басманным судом Москвы по делу о приватизации ОАО «Уржумский спиртоводочный завод» в августе 2013 годаприм. ред.). Титов занимается его делом, Бабич тоже в курсе.

Затем Борис Юрьевич сказал, что есть пример резонансного уголовного преследования и в Татарстане. Он сообщил, что недавно получил материалы по делу Сигала Павла Абрамовича, изучил их и дал поручение своим специалистам провести подробный анализ. По его мнению, там есть элементы неких неадекватных мер в отношении предпринимателя, которые применяются в нынешней ситуации. Когда Титов это озвучил, Бабич поправил его, что дело Сигала — не татарстанское, поскольку в него вовлечено большое количество разных регионов. То есть он тоже подчеркнул свою осведомленность об этом деле, но без деталей. Я думаю, что Борис Юрьевич будет предпринимать дальнейшие меры на федеральном уровне, после того как аппарат бизнес-омбудсмена более подробно изучит материалы дела.

— Как и кем материалы дела были переданы Титову?

— После того как мы узнали об этой истории в СМИ, мы собрали материалы и направили в его адрес обращение. Увидев этот документ, Борис Юрьевич попросил прямого контакта с самим заявителем или его доверенными лицами. Представители Сигала предоставили необходимые данные Титову, по-моему, на прошлой неделе. Мы разговаривали с Титовым на эту тему в понедельник в Москве. Я ему напомнил об этом деле, но тогда он ничего конкретного не сказал, поскольку не успел изучить документы. Сегодня же он смог в дороге бегло с ними ознакомиться и в результате пришел к мнению, что да — там действительно есть тема для работы бизнес-омбудсмена.

Теперь дальнейшие меры будет предпринимать федеральный аппарат института защиты прав предпринимателей. Там нужна подробная экспертиза всей ситуации, поэтому аппарат бизнес-омбудсмена сейчас тесно взаимодействует со стороной защиты Сигала. Сейчас они будут запрашивать необходимые материалы, изучать их и готовить анализ. Дальнейшие действия будут продиктованы его результатами. Обращаться ли в генеральную прокуратуру, МВД, другие ведомства и структуры для получения разъяснений и принятия необходимых мер. Дальнейший механизм действий пока никто не знает.

«МЫ, КОНЕЧНО, ОЖИДАЛИ, ЧТО, ВОЗМОЖНО, БУДЕТ ПЕРЕСМОТР ТОГО РЕШЕНИЯ»

— Как вы оцениваете решение Мосгорсуда оставить Павла Сигала под стражей?

— Суд — это тот орган, решения которого мы не обсуждаем и обсуждать никому не советуем. Только суд уполномочен принимать подобные решения. Я на суде не присутствовал и материалов подробно не изучал — не могу предметно высказаться по этому поводу еще и поэтому. Но мы, конечно, ожидали, что, возможно, будет пересмотр того решения, которое принял суд первой инстанции. Но его не состоялось. Тем не менее надо продолжать дальше работать.

— Хорошо, а как вы оцениваете работу «ОПОРЫ России»?

— На самом деле «ОПОРА» очень активно в этом вопросе работает. Я, кстати, общался на эту тему с ее президентом Александром Бречаловым в понедельник на конференции в Москве. Они, во-первых, наняли адвоката, причем достаточно квалифицированного, хорошего, который сейчас является основным у Сигала из-за отстранения Алексея Попова. Они очень активно подключились к работе. Они используют свои ресурсы и средства для защиты Павла Абрамовича. Я оцениваю уровень их работы достаточно высоко. То, что суд второй инстанции оставил в силе решение первой, не говорит о том, что «ОПОРА России» сделала что-то плохо. Надо понимать, что и у «ОПОРЫ», и у других ведомств нет полномочий влиять на суд.

— Насколько дело Сигала, которое стало одним из первых для бизнес-омбудсмена по крайней мере в Татарстане, помогает развитию вашего института? Какие оно выявило узкие места?

— На самом деле это дело у нас не зарегистрировано, поскольку это не татарстанское дело, так что не входит в нашу юрисдикцию. Тем временем у нас в Татарстане за период работы есть 11 обращений по уголовным преследованиям предпринимателей. По двум делам нам удалось добиться их прекращения. По другим делам, которые уже находились на рассмотрении суда, нам удалось найти новые доводы и помочь предпринимателям более качественно и эффективно защищать свои права в суде. По одному делу приговор был более мягким, чем ожидалось изначально. Предприниматель в итоге, конечно, не согласен с решением суда, но доволен, что в его отношении применяются менее жесткие санкции.

На самом деле, конечно, есть системные проблемы, но это тема для отдельного разговора. У нас сейчас в работе несколько достаточно специфичных дел.

«БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН ПРИ ЭТОМ НИКАКИМИ ПРАВАМИ НЕ ОБЛАДАЕТ...»

Какую роль способен сыграть бизнес-омбудсмен в деле Сигала и способен ли он защитить предпринимателя в России, спросила у экспертов газета «БИЗНЕС Online».

Алихан Хашиев — генеральный директор ООО «Стиль»:

— Если у правоохранительных органов есть какие-то вопросы — неважно, к какому предпринимателю, будь то Сигал или любой другой человек — все это должно происходить в цивилизованной форме, а не в виде шоу, как в случае с Павлом Абрамовичем. Информации очень мало по этому делу, но я надеюсь, что Титов сможет его защитить в рамках своей компетенции. Сложность будет состоять в том, что пока по посту бизнес-омбудсмена нет четких разграничений по полномочиям и обязанностям. Но в любом случае это очень хорошая инициатива. Пост бизнес-омбудсмена и создавался с целью защищать предпринимателей как в России, так и в нашей республике.

Юрий Шеин — генеральный директор ООО «Междуречье» (Набережные Челны):

— Есть же рамки законодательства, и если они нарушены, то за это надо отвечать. И, наверное, в бизнесе не должно быть неприкосновенных фигур. Я считаю, что бизнес-омбудсмен России должен заниматься защитой не конкретно Павла Сигала, а в целом весь бизнес он должен защищать. Надо уменьшать перечень разрешительных документов, бороться с объемом налогов, которые уже замучили бизнес. Надо сделать как в Китае. Там для малого бизнеса вообще нет никаких налогов, получаешь лицензию на свой вид деятельности, и все! А у нас зачем-то каждый маленький ИП, имеющий двух работников, носит кучу бумаг в налоговую инспекцию. Вместо того чтобы все это уже давно упростить, мы держим у себя толпу бухгалтеров, кучу народу в налоговой, документооборот огромный! Кому это нужно? Вот чем должен заниматься бизнес-омбудсмен. Возвращаясь к Сигалу, то, если он не виноват, Титов сможет ему помочь, а если виноват, не сможет.

Фанис Харисов — генеральный директор ООО «Реклама-центр» (Набережные Челны):

— Честно говоря, мне трудно об этом судить, поскольку плохо себе представляю, какими полномочиями и ресурсами обладает бизнес-омбудсмен России Борис Титов. Дело в том, что если Сигал невиновен, то и без него, как мне кажется, будет все в порядке, в суде разберутся. Титов, наверное, может как-то ускорить освобождение Сигала в том случае, если он не виновен. Ну а если за ним есть вина, то неправильно его «отмазывать». Правда, у нас и в полиции, и в следственных органах всякое случается, в том числе и совсем курьезные случаи, как мы смогли убедиться совсем недавно. И ошибки случаются. Поэтому, я думаю, все же бизнес-омбудсмен в каких-то случаях помочь сможет. В любом случае его работа не бесполезна. А что касается лично моей практики, то при ведении бизнеса мне ни разу в голову даже не приходило обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей. Во-первых, больших неразрешимых проблем не возникало, а во-вторых, мы уж сами пытаемся решать свои проблемы, как говорится, на месте.

Айдар Шагимарданов — председатель некоммерческого партнерства предпринимателей-мусульман «Групп Тархан»:

— Сказать, что инициатива Бориса Титова сможет реально в правовом поле помочь Павлу Сигалу, сложно. Правовыми полномочиями обладают только адвокат, обвинение, прокурор, бизнес-омбудсмен при этом никакими правами не обладает. Но дать гласность этому делу, осветить суть широкой общественности, вызвать резонанс — это вполне в его компетенции. Но как может помочь бизнес-омбудсмен, когда речь идет о нарушении закона, которое ведет к уголовной или административной ответственности.

Марсель Шамсутдинов — управляющий группой компаний «Райдэн»:

— Задача бизнес-омбудсмена и состоит в том, чтобы защищать предпринимателей, для этого он и занимает свое место. Другой вопрос: сможет ли он сделать это грамотно? И что из этого выйдет? Ведь ни для кого не секрет, как проходят подобные дела в нашем государстве. Но, в общем, это вполне логичный ход.