с 1 января прекращается выпуск «Молодежи Татарстана»

НА 95-М ГОДУ ЖИЗНИ

Еженедельная газета «Молодежь Татарстана» выпустит еще два номера, после чего с 1 января 2014 года издание будет закрыто. Об этом коллективу редакции вчера сообщил генеральный директор ОАО «Татмедиа» Фарит Шагиахметов. Данное решение вступит в силу после заседания совета директоров ОАО в конце года. Коллектив из 17 человек в течение следующих двух месяцев будет получать выходное пособие в размере 2/3 зарплаты.

Шагиахметов при этом сообщил, что «Татмедиа» не собирается оставлять молодежную тематику и с марта следующего года планирует начать выпуск нового молодежного журнала на 48 полосах. Планируется, что он будет выходить два раза в месяц тиражом в 10 тыс. экземпляров. Дополнительно о новом бренде и его формате будет объявлено на следующий год. Возглавит его Артем Тюрин, который является директором-редактором журнала «Татарстан», также находящегося в структуре «Татмедиа».

Тюрин пояснил «БИЗНЕС Online», что новый журнал создается «не вместо и не на базе «Молодежки» — это будет совершенно новое издание». Он подтвердил, что запуск проекта намечен на март, однако от дальнейших комментариев отказался, пообещав рассказать подробности позже. Также он сообщил, что всему коллективу «Молодежки» было предложено перейти в новый проект, пройдя собеседование. «Кто-то уже воспользовался предложением, кто-то еще нет. Но филиал ликвидируется», — отметил он. Отметим, что несколько лет назад в ОАО «Татмедиа» была проведена масштабная реформа, в результате которой редакции всех входящих в него СМИ были приведены к единой организационно-правовой форме и преобразованы в филиалы.

Газета «Молодежь Татарстана» является одним из самых старых периодических изданий республики, она начала издаваться в 1919 году (ранее были открыты только «Республика Татарстан» в 1917 году и «Ватаным Татарстан» в 1918-м). Сначала она выходила под названием «Клич юного коммунара», затем в разное время носила имена «На штурм» и «Комсомолец Татарии». Расцвет издания пришелся на начало 90-х, когда ее возглавляла Римма Ратникова – ныне заместитель председателя Госсовета РТ. Тогда, во время бурных событий в республике, когда Татарстан отстаивал суверенитет, тираж «Молодежки» превышал 100 тыс. экземпляров. На переломном моменте в жизни страны тиражи многих федеральных и региональных газет били рекорды. Однако вскоре тираж начал стремительно снижаться и к началу нулевых газета растеряла практически всю свою читательскую аудиторию. Длительное время существовала неопределенность с тем, кто является ее учредителем — до 2005 года эту роль играли совет молодежных организаций и коллектив редакции, однако бюджетное финансирование шло через агентство «Татмедиа», которое в итоге и стало единственным учредителем газеты.

За последние 7 лет в газете сменились три редактора, неоднократно обновлялся дизайн, приглашались к сотрудничеству различные команды. Был всплеск с увеличением тиража до 10 тыс. экземпляров, запущен сайт издания, однако принципиально ситуация не менялась. Второе полугодие 2013 года издание встретило с тиражом в 3,5 тыс. экземпляров (по данным ПИК «Идель Пресс»). По данным УФПС «Татарстан почтасы», на второе полугодие 2013 года подписной тираж составлял 594 экземпляров против 2,1 тыс. экземпляров во втором полугодии 2012 года.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» Шагиахметов, руководство компании пришло к выводу, что в таком виде «Молодежь Татарстана» существовать не могла. По его словам, у газеты не было внятной концепции, подписка на нее практически отсутствовала, а попытки разработать новую концепцию издания не находили отклика у редакционного коллектива. Как пояснил руководитель «Татмедиа», решение относительно дальнейшей судьбы «Молодежки» принято в рамках процесса оптимизации. «Мы сейчас проводим оценку эффективности работы наших 88 филиалов и рассматриваем различные пути оптимизации некоторых из них, — сообщил Шагиахметов. — В частности, принято решение объединить в один филиал редакции районной газеты и телекомпанию в Буинске. Аналогичное решение было принято по газете «Магрифат» и журналу «Магариф».

Фарит Шагиахметов, Ирек Миннахметов
Ликвидация «Молодежки» выглядит как первый решительный шаг руководства «Татмедиа» по избавлению от неэффективного СМИ (на снимке - Фарит Шагиахметов, Ирек Миннахметов)

МИЛЛИАРД НА ГОССМИ

Ликвидация «Молодежки» выглядит как первый решительный шаг руководства «Татмедиа» по избавлению от неэффективного СМИ, которое не имеет своего места на рынке. Можно предположить, что решение созревало давно, и единственное, что могло мешать его реализовать, — это политическая сторона вопроса (как-никак газете 95 лет!) и некие остатки магии некогда популярного бренда. Команда шефа республиканского агентства «Татмедиа» Ирека Миннахметова явно получила от казанского Кремля карт-бланш на любые перемены, которые могли бы привести в итоге госСМИ к более эффективной модели. До сих пор не вполне было понятно, какую стратегию она выбрала. Ликвидация «Молодежки» показывает, что здесь все же созрели к радикальным мерам. Правда, пока есть впечатление, что они хотя и радикальны, но при этом половинчаты: по сути, деньги все равно будут потрачены на другое молодежное издание, рыночные перспективы которого неочевидны.

И в целом неясно, будут ли эти радикальные меры носить эпизодический и точечный характер, как в случае с «Молодежкой», либо госСМИ ожидает жесткая прополка, в результате которой останутся только самые эффективные и социально значимые издания.

Известно, что большинство периодических печатных СМИ (и не только государственных) в республике сейчас стагнирует, в лучшем случае удерживая свои тиражи от падения. Во всяком случае, судя по итогам подписной кампании на второе полугодие 2013 года, сохранить тиражи или увеличить их (на уровне статпогрешности) удалось лишь единицам СМИ, финансируемым из бюджета. У большинства идет сползание в среднем на 2 - 7% каждое полугодие.

От более стремительного падения их удерживают теряющий эффективность адмресурс в ходе подписных кампаний и подпитка из бюджета. Издания, получающие финансирование из казны, по-прежнему занимают солидную долю на медиарынке республики. Так, по данным «Татарстан почтасы», суммарный подписной тираж только городских и районных печатных изданий «Татмедиа» составляет на начало июля этого года 226 тыс. экземпляров (кстати, за полгода он упал на 7,8%). Абсолютным лидером по тиражу среди госСМИ остается главная официальная газета «Республика Татарстан» с тиражом 38 тыс. («толстушка») и «Казанские ведомости» (27 тыс., также «толстушка»). При этом целый ряд изданий, некогда популярных, имеет очень скромные тиражи. Например, ежедневные выпуски тех же «Казанских ведомостей», журнала «Ялкын», газеты «Мэдэни жомга» не превышают 2,5 - 3 тыс. экземпляров, чем наверняка вызывают массу вопросов у топ-менеджмента «Татмедиа».

При этом финансовый поток, который в Татарстане ежегодно переваривают госСМИ, сопоставим с бюджетом, например, Нижнекамска — третьего по величине города республики (1,3 млрд. на 2013 год). Для иллюстрации: в 2013 году Татарстан направил по статье «Информирование о деятельности органов государственной власти» около 1 млрд. рублей. Еще по 1,1 млрд. рублей запланировано потратить в следующие три года. При этом во всем Приволжском федеральном округе затраты регионов на госСМИ оцениваются в 3,8 млрд. рублей.

На днях любопытные данные опубликовал портал Slon.ru. Интернет-издание подсчитало, сколько средств уходит на имидж власти в нашей республике и в других регионах. Согласно рейтингу, больше миллиарда на пропаганду (так была назвала статья СМИ) тратят только в Москве (около 9 млрд. рублей), Московской области и в Ямало-ненецком автономном округе (около 2 млрд. рублей). Немногим меньше, чем в РТ, в Свердловской области и Башкортостане. В остальных субъектах траты меньше в разы. Например, в Нижегородской области — 366 млн. рублей, в Самарской области — чуть свыше 400 миллионов.

Конечно же, на фоне стагнации экономики в Татарстане и в целом в России, миллиард выглядит роскошью...

«Я НЕ ЗНАЮ НИ ОДНОЙ СТРАНЫ, ГДЕ ОСТАЛАСЬ БЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕССА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» высказывают мнение, что ликвидация «Молодежки» была вопросом назревшим, и это серьезный повод задуматься о реформах в медийной отрасли.

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— К сожалению, то, что будет закрыта газета «Молодежь Татарстана» — это, видимо, тенденция. Понятно, что молодежь сегодня уже не читает бумажные газеты, уходит в интернет. Даже вместо спорта и физкультуры молодые занимаются интернетом – это беда. Вместо нормального реального общения, реальной жизни — виртуальное общение, виртуальные игры, виртуальные деньги, виртуальная жизнь... Это тенденция, и с ней, хотим мы того или нет, приходится считаться. Конечно, я не могу советовать государству, как поступать с официальными изданиями, об этом должны думать представители государства. Думать, например, что делать, если сегодня люди лучше воспринимают электронные СМИ... Что касается «Молодежки», мне жаль, что ее не будет. Я читал эту газету. Но уж это такая судьба: что-то отживает, уходит, к этому надо спокойно относиться. Нельзя цепляться за старое.

Геннадий Наумов — главный редактор газеты «Аргументы недели» в Татарстане:

— Во-первых, я очень рад, что закрывается «Молодежка». Потому что никакой роли она не играла на медиарынке. Во-вторых, очень надеюсь, что это не частный случай, а тенденция. Вообще государственные СМИ, с моей точки зрения, никак не влияют на информационную политику Республики Татарстан. А вот на медиарынок влияют резко отрицательно. Потому что все они получают кусочки от бюджета, а другие СМИ не получают. Отсюда на рынке недобросовестная конкуренция. Неоднократно говорилось о том, что фактически читатель госСМИ, сам того не подозревая, платит дважды: сначала как налогоплательщик, поскольку эти СМИ финансируются из бюджета, а потом как подписчик. Это безобразие! Я неоднократно говорил, что с этим пора кончать. Если мы считаем Татарстан передовым регионом, то в этом вопросе он на уровне какого-нибудь, фигурально выражаясь, Гондураса. Я, например, не знаю ни одной другой страны, где вообще осталась государственная пресса. Может, и есть где. Но, например, в Турции, которая считается, как и Россия, развивающейся страной, еще лет 10 назад коллеги мне сказали, что у них законом запрещены государственные СМИ. Я спросил: почему? Мне ответили: как — почему, очень просто, они будут врать! И правительству там разрешено выпускать только информационные вестники.

Еще когда назначили нового руководителя «Татмедиа», я сказал, что он должен выступить не в качестве кризис-менеджера, а в качестве ликвидатора госСМИ. К слову, еще Дмитрий Медведев некоторое время назад высказал мнение, что госорганы должны расстаться с газетами. Но этот посыл где-то погряз, затерялся.

Сегодня руководство нашей республики честно признает, что нас ждут сложные времена. И что надо на чем-то экономить. Так почему бы не сэкономить на госСМИ? Зачем выбрасывать деньги на газеты, от которых нет никакого эффекта? Эффект от государственных СМИ нулевой.

Газета «Молодежь Татарстана» является одним из самых старых периодических изданий республики, она начала издаваться в 1919 году

Любовь Агеева — главный редактор интернет-газеты «Казанские истории»:

— Газету «Молодежь Татарстана» не просто закрывают, там используется переходная модель — пытаются выпустить в 2014 году молодежный журнал. Мы наблюдаем процесс метания этой газеты уже в течение довольно длительного времени. Она меняла название, содержание, оформление... На самом деле сегодня сделать молодежное издание достаточно сложно. Потому что, во-первых, молодежь — понятие очень неоднородное, а во-вторых, она вообще ничего не читает, не говоря уж о госСМИ. Так что закрытие МТ — это, скорее всего, тенденция, а не просто частный случай.

Но я хочу отметить, что сегодня по всей России, в том числе и в Татарстане, государственные СМИ уже далеко не на 100 процентов финансируются из бюджета. Редакция просто получает какие-то средства на исполнение служебных функций учредителя, например, публикует законы, указы, предвыборные материалы и так далее. В основном на это и даются бюджетные средства. А в остальном редакциям предлагается, как и любой коммерческой структуре, добывать деньги самим. Так, в «Казанских ведомостях» еще в 90-е годы мы перешли на финансирование 60 на 40: 60 процентов зарабатывали сами и только 40 получали из бюджета. Сегодня в такие условия поставлены фактически все государственные издания. Их научили считать копейки и приращивать эти копейки с помощью рекламы, маркетинга... Поэтому сегодня уже неверно представление о том, что госСМИ сидят на шее налогоплательщика.

Сегодня в российских регионах разное положение с госСМИ. Когда первый президент РФ Борис Ельцин сказал, что таких СМИ не будет, в некоторых субъектах РФ взяли под козырек и сразу их разрушили. А Татарстан не послушался и сохранил государственные СМИ, и развивает их. Вообще-то жизнь показывает, что в любом случае власть будет работать со СМИ либо прямо, через свои официальные издания, либо опосредованно, через официозные. Во втором случае читатели могут лишь догадываться, что их вроде бы независимая газета на самом деле верно и пламенно служит власти. И мы иногда видим, что более смелые публикации или телепередачи позволяют себе именно официальные издания, потому что здесь прямые и открытые отношения с властью. И я уверена, что главное все-таки не в статусе издания, а в том, как редактор, в целом коллектив СМИ понимает свои задачи, цели, свою миссию.

Ильфат Файзрахманов — главный редактор частной общественно-политической газеты «Безнен гэжит»:

— Безусловно, то, что газета «Молодежь Татарстана» прекращает свое существование, не может не огорчать. Нынешнему поколению необходимо задавать правильный тон. Но это, скорее всего, недоработки самой «Татамедиа», а также не тот выбор руководства издания. Согласен, бюджетные СМИ приносят колоссальные убытки, и, возможно, журнальная версия хоть как-то поможет исправить эту ситуацию. Но это не решит проблемы. Я считаю, что чем «распыляться» на множество непонятных изданий, которые еле-еле работают и набирают тираж с большим трудом, нужно сделать одно, но сильное, которое будет отвечать всем необходимым параметрам. У татар даже есть поговорка, суть которой в том, что лучше держать одну сильную лошадь, чем восемь слабых. Так же и здесь.

Александр Латышев — главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

— Факт реорганизации «Молодежи Татарстана» для меня оказался несколько неожиданным и печальным. Уходит из жизни одна из старейших газет... Медиаполе Татарстана меняется, однако эта тенденция не очень хорошая. Безусловно, у издания была очень специфическая аудитория, которой достаточно сложно угодить. Кроме того, молодежь отражает новые веяния в коммуникационных сетях, то есть они больше пользуются сайтами газет нежели печатным изданием. Наверное, это одна из основных причин того, что газета сейчас прекращает свою работу.

Тем не менее я не считаю, что газеты как источник информации, умрут. Скорее, это будет процесс синтеза печатной и электронной версии. Эта тенденция ожидает все печатные издания, поэтому электронные версии газет необходимо развивать, нужно учитывать новые веяния, изобретать новые формы, искать креативные способы общения с читателями.

Что касается бюджетного содержания СМИ, то нельзя все переводить в экономическую плоскость и ориентироваться только на прибыль. Государственные СМИ выполняют прежде всего идеологическую функцию, формируют общественное мнение, воспитывают читателей. Поэтому говорить о том, что госСМИ приносят убытки, нельзя. Государство тоже имеет право на свободу слова, если не мы, то кто? Такой сегмент необходим обществу. Безусловно, всем хочется хорошей зарплаты, мы не исключение, поэтому также мы занимаемся развитием рекламной деятельности в газете.

Талгат Бареев — советник председателя исполкома всемирного конгресса татар, в начале 90-х постоянный автор «Молодежи Татарстана»:

— Я застал «Молодежку» еще тогда, когда она выходила стотысячным тиражом, была единственной русскоязычной газетой, которая защищала суверенитет республики. Если говорить о сегодняшней «Молодежи Татарстана», то издание никакое. Сложно судить о нынешней актуальности издания, но в то время она была очень нужной и полезной. Кроме того, разве сейчас молодежь читает бумажную прессу? Все в основном сидят в интернете, в социальных сетях. Общемировая тенденция говорит о том, что бумажная пресса изживает себя, то же издание New York Times. Что касается нового журнала, то у нас есть издание «Идель» на русском языке, и я не могу сказать, что оно пользуется успехом. Видимо, это попытка сделать госСМИ более рентабельными и нужными, может быть, предложение о преобразовании поступило «сверху», от того же министерства молодежи. В любом случае, прежде чем затевать эти изменения, сперва, мне кажется, можно было попробовать развивать интернет-версию.

Юрий Алаев — советник ректора — руководитель общественно-информационного центра КФУ, член Общественной палаты РТ:

— Во времена своего студенчества я сам начинал публиковаться в этом издании. Но в последнее время «Молодежи Татарстана» крайне не везло на редакторов, в результате чего газета потеряла ориентир, нишу, перестала понимать, на какую аудиторию она работает. Есть и вопрос к руководству — это «Татмедиа», которое курирует газеты, почему не помогли. С другой стороны, все мы прекрасно понимаем, что молодежь газет не читает. Есть социальные сети, есть блогосфера, различные интернет-ресурсы. С точки зрения бизнес-тенденций, необходимо не только сохранить интернет-версию издания, но и развить ее. Говорить о том, что на месте газеты будет журнал, нельзя, это все-таки разные вещи. Сейчас судить сложно, что он будет из себя представлять. Поживем — увидим.

Антон Райхштат — заместитель директора музея-заповедника «Казанский Кремль» по развитию выставочной деятельности:

— Достаточно сложно определить, что же такое молодежь. Возрастной ценз, а именно с 15 до 30 лет, слишком размыт. Поэтому нужно не одно издание — издания, которые будут соответствовать духу времени. Вообще более привлекательными для молодежи являются сетевые издания, тут нужно изучать рынок. Однако с другой стороны, та же сельская молодежь, которая не имеет доступ к интернету, заинтересована в существовании бумажных изданий.

Давно всем известная истина, что государство — неэффективный собственник. Поэтому для меня само определение «бюджетное СМИ» — достаточно сложная история. Наверное, имеет смысл не прямое финансирование, а создание грантовых систем. Когда у СМИ есть бюджетная поддержка, очень легко скатиться в паразитирование, это не относится к какому-то изданию конкретно.