Последний раз Тина Канделаки приезжала в Татарстан в сентябре этого года. Тина посетила Старо-Татарскую слободу, а вечером поужинала с президентом Рустамом Миннихановым в «Татарской усадьбе» (фото: instagram.com/tina_kandelaki)

«СОЗДАТЬ НЕПОВТОРИМЫЙ ОБЛИК РЕСПУБЛИКИ ЧЕРЕЗ ЕГО ПАМЯТНИКИ, КУЛЬТУРУ, ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ...»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», вчера вечером в «Пирамиде» состоялась встреча представителей PR-компании «Апостол» Тины Канделаки и представителей Татарстана во главе с заместителем премьер-министра РТ — руководителем аппарата кабмина РТ Шамилем Гафаровым. На встрече обсуждалось создание бренда культурно-исторического наследия Татарстана. Этим займется компания известной телеведущей.

Со стороны республики на встрече также присутствовали первый замминистра культуры РТ Ирада Аюпова, замминистра культуры РТ Светлана Персова (минкульт выступил организатором встречи), директор института истории КФУ Рамиль Хайрутдинов, вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов, главный архитектор Казанского Кремля Рустем Забиров, глава Института археологии академии наук РТ Айрат Ситдиков. Все они входят в рабочую группу по созданию данного бренда. Со стороны «Апостола» самой Канделаки не было, но в Казань приехали члены ее команды — Стив Хаггерти, Григор Бадалян, Юлия Вострикова, Александр и Наташа Гранд.

Как рассказал сегодня «БИЗНЕС Online» Хайрутдинов, работа по созданию бренда будет вестись в течение года, по итогам которого «Апостол» представит Татарстану некие образ и слоган, собранные в брендбуке. Их разработка преследует достижение сразу трех целей: повысить узнаваемость Татарстана, увеличить количество туристов и привлечь еще больше инвестиций. Очевидно, что (фантастические сами по себе!) 1,6 млн. туристов, посетившие РТ с начала года (это на 19% больше, чем в прошлом году), не устраивают республиканские власти как предел. Образ Барселоны или Дубай, видимо, весьма соблазнителен.

«Мы знакомили наших коллег из «Апостола» с нашим видением, они знакомили нас с методикой и мировыми трендами, — пояснил нам Хайрутдинов. — Программа большая, рассчитана на обширную целевую аудиторию. Речь идет о том, чтобы создать некие образы, символы, которые хорошо известны. У нас есть и словесные образы, и архитектурные, и визуальные. Подобная работа уже велась, но для того, чтобы создать неповторимый облик республики через его памятники, культуру, историческое наследие, нужен взгляд со стороны. В сотрудничестве мы постараемся создать именно этот неповторимый образ. Нужно, чтобы те образы, те слоганы, которые родятся, были хорошо узнаваемыми, как например «сердечко» во фразе I love New York.

«На этой встрече специалисты «Апостола» рассказали нам об ошибках некоторых стран, которые проводили ребрендинг, — добавил Хакимов. — Например, Австралии. Первый бренд у них был неудачным, а второй — более удачным. Удачным получился бренд Амстердама. Рассказали о том, почему занялся ребрендингом Нью-Йорк, как он стал узнаваемым. Рассказали, как создание такого бренда отразилось на экономике Копенгагена. Как один из примеров удачного создания бренда был назван Ньюкасл, когда город поменял имидж с негативного на позитивный. Рассказали о том, какие ожидания могут быть от такого бренда и как надо вести брендинг. На разработке бренда ведь все не кончается, его надо дальше разрабатывать и вписывать в происходящие события».

В минкульте РТ, куда коррепонденты «БИЗНЕС Online» обратились за разъяснениями, предпочли пока ничего не комментировать. В компании «Апостол» оперативные ответы получить не удалось. Согласно официальному сайту Канделаки, центр стратегических коммуникаций «Апостол» — это холдинг, объединяющий несколько компаний в разных направлениях медиа: телепроизводство, комплексные коммуникации (PR, Social Media, аналитика), лаборатория по разработке программного обеспечения.

О цене сотрудничества участники встречи не знают.

Канделаки побывала в IT-лицее при Казанском федеральном университете (фото: prav.tatarstan.ru)

ПРОГУЛЯВШИСЬ ПО СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЕ

Напомним, последний раз публично Канделаки приезжала в Татарстан в сентябре этого года. Тогда она посетила IT-лицей при Казанском федеральном университете, а официальной целью визита был назван проект «Умная школа», который Канделаки продвигает и в рамках которого интересуется любыми значимыми разработками. Во время поездки в Казань известная телеведущая не расставалась со своим гаджетом и оперативно выкладывала фото в Instagram. Так, стало известно, что она познакомилась с изобретениями молодых ученых КФУ, посетила уроки биологии и физики на английском языке, а также лабораторию авиамоделирования и штаб международной модели ООН. А еще вечером поужинала с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым в «Татарской усадьбе». По данным «БИЗНЕС Online», глава республики провел для телеведущей экскурсию по Старо-Татарской слободе, которая после реконструкции к Универсиаде значительно преобразилась и предстала в новом облике. Видимо, там — в сердце татарской Казани — и родилась идея разработать некий культурно-исторический бренд Татарстана. Видимо, пылкая грузинская девушка не могла не воспламениться от видов и духа старой Казани, столицы нефтяного Татарстана...

Стоит отметить, что компания «Апостол», ведомая Канделаки, играет по-крупному, стараясь заполучить в портфель заказов крупнейшие госкомпании. В 2012 году она получила $1,5 млн. только на ребрендинг ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова, не говоря о заказах от других дочерних структур госкорпорации. В целом «Ростех» она, согласно нашим источникам, сопровождает коммуникационно. Кроме того, «Апостол» является, по сути, главным PR-специалистом в концерне «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова. Злые языки утверждают, что «Апостол» консультирует чуть ли не московский Кремль в его оппозиционных войнах с креативным классом, беря на подряд работу в сети. Так это или нет, трудно судить, но фактически пропутинский «Ростех», возглавляемый близким другом ВВП Чемезовым, работа с ним намекают, что нет дыма без огня...

В середине ноября «Апостол» объявил о приобретении 35% акций британского брендингового агентства HuntHaggarty за $1,3 миллиона (его основатель и директор Хаггерти вчера присутствовал на встрече в Казани). К 2016 году доля «Апостола» в британской компании будет доведена до 49%, сумма опционной сделки составит $2 миллиона. Как тогда сообщала компания Канделаки, покупка доли в британском агентстве позволит российской компании усилить направление брендинга и дизайна, а также приступить к формированию международной сети — кроме Лондона, у агентства открыт офис в Сингапуре. HuntHuggarty предоставляет весь спектр услуг по формированию модели бренда и его позиционированию, созданию коммуникационных платформ, брендингу и дизайну, передает РБК. Агентство разрабатывает индивидуальные стратегии продвижения брендов с учетом особенностей культуры и восприятия в разных странах.

Среди партнеров агентства компании Unilever, Motorola, Nokia, Adidas, Google, Revlon, Dell и Coca-Cola. «Апостол» уже сотрудничал с HuntHuggarty. Британское агентство реализовало проект ребрендинга компании, а также одного из ее партнеров.

В свою очередь, холдинг «Апостол» объединяет компании, работающие в таких направлениях медиа, как PR, цифровые коммуникации, аналитика, брендинг и дизайн, производство графического, аудио- и видеоконтента. Среди клиентов холдинга кроме госкорпорации «Ростех» значатся Yota, СТС, «Аэрофлот», Oriflame и другие.

С ПРАВАМИ НА ТИНУ КАНДЕЛАКИ

Чем еще известен «Апостол»? В середине 2008 года он запустил политическое ток-шоу «Нереальная политика» совместно с кремлевским журналистом Андреем Колесниковым и самой Канделаки, правда, через год права на телепередачу продал. Кстати, в начале 2008 года «Апостол» занимался продвижением журнала «Русский пионер», где редактором был все тот же Колесников. В начале 2009 года на вырученные от продажи средства компания запустила интернет-канал — PostTV. В рамках проекта выходили такие программы, как «Старикам здесь не место» с Захаром Прилепиным, «Фантастический завтрак» с Дмитрием Глуховским, «Мужские игры» с Олегом Тактаровым и «Реальный спорт» с Викторией Лопыревой. Суммарная аудитория проектов PostTV достигала более 5,6 млн. зрителей в месяц, сообщается на официальном сайте Канделаки.

Кроме того, «Апостол» выпускал информационно-развлекательную программу «Инфомания» (СТС, с октября 2009 по январь 2012 года), «Москва 24/7» («ТВ Центр», в течение 2011 года).

Занималась компания Канделаки интернет-продвижением мультипликационного фильма «9», а затем и кинофильма «Черная молния», вышедшего на экраны в январе 2010 года. С 2010 года «Апостол» является эксклюзивным партнером по PR оператора интернета 4G YOTA. В 2011 году Канделаки начала сотрудничать с футбольным клубом «Анжи» Сулеймана Керимова, в частности, компания организовала в Дагестане презентацию одного из самых дорогих нападающих мира Самюэля Это’О. Напомним, что в 2006 году в российском бомонде разгорелся скандал — в Ницце Канделаки с Керимовым за рулем его Ferrari Enzo попали в автокатастрофу. Сначала замужняя дама опровергала сам факт пребывания во Франции, однако вскоре предпочла просто ничего не комментировать.

Отдельно стоит отметить, что «Апостол» обладает эксклюзивными правами на образ Канделаки во всем мире. Он же создал и реализовал ее образовательный проект «Умная школа».

ВОПРОС В КЛЮЧЕВОМ ОБРАЗЕ ВОЗНИКАЛ ВСЕГДА

Участники встречи и эксперты оценили создание историко-архитектурного бренда РТ.

Рамиль Хайрутдинов — директор института истории КФУ:

— Вчера шла очень плотная работа: деловые игры, мозговые штурмы. Обсуждали темы. Важно, чтобы это было национально, но не этнически только. Проговаривали, в чем выражается узнаваемость. Шло нащупывание пути, как нам всем двигаться. Потому что эти пути могут быть самыми разными и неожиданными, мы пока в самом начале. Думаю, мы их найдем, лично я преисполнен оптимизма.

В нашей культуре присутствует огромное количество символов, наша республика богата различными традициями, не только татарскими, но и русскими, и других народов Поволжья. Нужно то, что объединяет всех. Мы обсуждали идеологию создания бренда. Мы хотим найти стержень, на который все эти символы, все эти слова будут нанизываться. Важно было определить, как мы себе представляем республику, ее место в мире.

Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ:

— Сама по себе технология создания таких брендов в мире достаточно известная, и многие города или страны тоже разрабатывали для себя подобные бренды в рекламных целях для поднятия имиджа. Нам это нужно, чтобы Татарстан был узнаваем, чтобы не надо было объяснять, в чем разница между Татарстаном и Казахстаном. Гости поделились с нами тем, что они знают, так что мы провели такой довольно длительный семинар с тем, чтобы выявить, что же отличает Татарстан от других регионов, от других стран. Какие у нас есть особенности, которые могли бы сделать республику узнаваемой. И естественно, их волновало, что является для жителей республики объединяющим началом. Речь шла о том, что здесь все дружно живут и в чем это выражается. Ну и о некоторых символах, образах, которые могли бы чисто визуально представить республику. Мы пришли к выводу, что из таких ключевых особенностей Татарстана должны быть отражены его региональная идентичность как ключевой пункт, и я настаивал на том, чтобы это был не просто бренд культурного наследия, но он был бы увязан с экономикой и политикой.

Для меня самым ярким впечатлением от этой встречи было то, что республика вообще этим занялась. Честно говоря, наш институт истории уже этим занимается, правда, больше районами республики. Обычно районы просят написать историю, повысить имидж, инвестиционную привлекательность, поменять сайт... И всегда у нас возникает вопрос бренда — некоего ключевого символа, который бы объединял жителей района или города, который бы на сайте можно было бы представить, грубо говоря, в трех картинках. То, что этим занялся Татарстан на уровне кабинета министров, я посчитал очень радостным событием. Это исключительно важно и, грубо говоря, даже доходно.

Наталья Хамидуллина — директор и совладелец РА «Концепто»:

— Я очень удивлена, я просто в шоке. У Татарстана ведь уже есть государственная символика, есть брендовые вещи, те же татарские узоры — «колокольчики». Видимо, кому-то хочется потратить N-ое количество денег и почему-то именно с Тиной Канделаки. Сколько может стоить такой проект? Даже не знаю, смотря какие аппетиты у того же «Апостола». По большому счету я считаю, что это бред. На самом деле есть задачи намного важнее, чем создать символ Татарстана. Он уже создан, он есть. Тина Канделаки априори не может разрабатывать символику Татарстана, потому что она не живет в Татарстане. Это должны делать люди, которые всю жизнь живут и трудятся в Татарстане, и у нас такие ребята есть. И это будет стоить намного дешевле, чем с Тиной Канделаки.

Диляра Насыбуллина — руководитель туристической компании «Евразия»:

— Нужен ли республике такой бренд? Скорее, да, чем нет. Наверное, в этом бренде должна быть прежде всего показана суть нашей республики, ее многонациональный состав. Этой особенности нет в других городах и странах. Здесь и европейская кровь, и кровь булгар, поэтому у нас достаточно своеобразная культура. Если бренд будет удачным, то, думаю, он сможет привлечь в Татарстан некий дополнительный поток туристов. Но я бы для начала уделила внимание многим другим вопросам, чем этому.

Сергей Насекин — дизайнер:

— Вариантов этого творческого образа могут быть десятки, если не сотни. Какой из них будет более выгодным, не знаю. Сейчас подобная работа не производится только созданием туристического логотипа, например. Сейчас делают целый комплекс дизайн-решений. Логотип будет, конечно, базовым, но это будет не только логотип. Это и элементы визуальной идентификации, и так называемого фирменного стиля, и так далее, и тому подобное. Создается целый брендбук, как это принято сейчас называть. А его стоимость зависит от наполненности этого брендбука. В самом широком виде, от традиционных элементов на бумаге и заканчивая формообразующими элементами, которые будут работать в интерьере и в экстерьере, стоимость может доходить и до 1 миллиона рублей. А если в сжатом виде, то стоимость может быть и поменьше, порядка 200 тысяч рублей.