КУМЫС — ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ И ОЧЕНЬ НУЖНЫЙ НАПИТОК, ЕГО НАШИ ПРЕДКИ ВО ВСЕ ВЕКА УПОТРЕБЛЯЛИ
— Мне бы хотелось перейти к напитку, который у нас стоит здесь на столе, — это кумыс. Давайте мы его попробуем... А сколько вообще есть рецептов кумыса? Где ни куплю — везде разный. В магазинах полки сейчас им заполнены, делают кумыс из козьего молока, из коровьего молока, из верблюжьего... Из чего только не делают! Как вы считаете — этот напиток, он нужен?
— Кумыс — очень полезный и очень нужный напиток. Его наши предки во все века употребляли и радовались. Что касается рецептов, их достаточно много, я сам знаю около 40 рецептов. У каждого народа свои рецепты. Каждым тюркским народом этот напиток востребован. И нам его давно пора возвращать. 100 лет без него прожили, уже, можно сказать, забыли, а зря. Надо его возрождать. Это непростое дело. С одной кобылы по 25, по 40 литров, конечно, не надоишь. Но если бы кумыс не был таким полезным, немцы бы его не делали и не имели бы сегодня в небольшой Германии 43 конефермы, которые занимаются только кумысом. Это очень полезный продукт. Он восстанавливает иммунитет, лечит нервные болезни, туберкулез, болезни сердца... В кумысе погибают все бактерии, поэтому он очень полезен для желудочно-кишечного тракта. Полезен и для обновления крови. Немцы сейчас даже в шампунь добавляют кумыс, потом привозят цистернами в Петербург и там разливают этот шампунь и продают. Это не наш кумыс! Это кумыс, который производят немцы.
— Я слышал, что в Германии уже и в школах дети пьют кумыс.
— Они настолько продвинуты, что проанализировали свойства кумыса, изучили их, поняли его пользу и используют его по максимуму. Немецкий народ и его руководство думают о здоровье своей нации. Поэтому внедрили кумыс и в садиках, и в школах, и в медицинских учреждениях, в санаториях... И цена кумыса там не очень низкая, я бы не сказал, что он там дешевый. В переводе на рубли пол-литровая бутылка кумыса в Германии стоит 500 рублей.
— Мы знаем, что был такой Аттила. Это имя переводится как «страна лошадей».
— «Человек из страны лошадей».
— Да, человек, который захватил Рим, поднял народы, которые были ущемлены Римской империей, французов, германцев... Они сегодня считают себя потомками Аттилы. А мы, татары, ни памятников ему не ставим, ни в школе его историю не изучаем. Хотя сегодня и венгры, и финны, и немцы, и англичане немало времени и сил отдают изучению своей истории, находят свои корни.
— Те же самые венгры, а также жители южных областей Франции и северной Италии разводят лошадей, любят конину и пьют кумыс. Наверное, сказывается кровь Аттилы... Но, думаю, у нашего татарского народа это все еще впереди. Наверное, время надо. А может, это время уже наступает. Поэтому и выходят на повестку дня сегодняшнего вещи, которые вроде бы уже были забыты 100 лет назад. Тот же кумыс или казылык, который с удовольствием не только татары едят, его все с удовольствием едят, те же самые европейцы. Вы знаете, что японцы очень любят конину? Но у них 123 миллиона население, а острова небольшие, и нет возможности содержать много лошадей. Поэтому они закупают конину в Монголии, в Китае, там, где развито коневодство.
— Я слышал, что и московские чиновники, у которых водка и виски рекой льются, ждут от наших татарстанских чиновников, чтобы те привезли казылык, и чуть ли не встречают их на вокзале. Раньше мы возили в Москву татарские тапочки, чак-чак. А теперь москвичи говорят: везите казылык! Не мы их просим, а они звонят: когда казылык привезете? Мы тут вам деньги приготовили на ваши новые объекты... Может, скоро деньги дадут и на разведение лошадей?
— Я слышал, как мэр Москвы Сергей Собянин сказал нашему президенту Рустаму Минниханову: как нам не хватает татарского кумыса в Москве... Да, они понимают толк, заинтересованы. Но фермеру сегодня со своими 10, 20 или 100 лошадьми сразу же выйти на производство кумыса невозможно. Тут должен быть планомерный подход, программа должна быть, какая-то кооперация должна быть. Невозможно достичь всего этого без помощи руководства республики. Потому что кто-то мастак в разведении лошадей, а кто-то может делать настоящий, живой кумыс, кто-то может организовать его продажу, сеть создать...
ПОКА ЧТО Я ЕЩЕ НЕ СЛЫШАЛ, ЧТОБЫ КАКОЙ-ТО ФЕРМЕР СТАЛ МИЛЛИАРДЕРОМ
— Марат Ахметов, наш министр сельского хозяйства, прочитал в «БИЗНЕС Online» предыдущий диалог двух фермеров, наверное, посмотрел и видео и потом собрал свой актив, пригласил Ильнара (Гирфанова, руководителя верблюжьей фермы «Лайдэя» — прим. ред.), минут 40 слушал его и дал указание своим чиновникам съездить в Финляндию, изучить опыт финских фермеров, внедрить его у нас в республике. Наверняка министр прочитает в «БИЗНЕС Online» и наш с вами диалог. Вам не кажется, что он может подумать: мы помогаем фермерам, но зачем помогать фермерам-коневодам? Им конюшни строить не надо, много кормов им не нужно... Дать только землю, а у нас земли полно, и сказать: ребята, разводите лошадей! Даже я вас послушал и подумал: может, мне прекратить заниматься птицеводством и козоводством и начать татарских лошадей разводить?
— Программа поддержки нужна. Для чего мы рожаем детей, какое у них будущее? Чтобы они стали наркоманами? Чтобы потерялись в этой жизни? Нет. Мы хотим, чтобы наши дети жили лучше, чем мы. Значит, мы должны пользоваться плодами цивилизации. Если наши предки лучшим напитком считали кумыс, разводили лошадей и видели от этого прок, то мы почему это должны забывать? А если что подзабыли, должны вспомнить. Татарстан — это республика, здесь есть органы власти. Нам надо вместе работать, надо слышать друг друга, надо друг друга понимать. Пока что я еще не слышал, чтобы какой-то фермер стал миллиардером. Когда говорят: фермерство нужно для самозанятости, я говорю: нет! Для самозанятости мы лучшие занятия найдем. А мы почему наши национальные традиции возрождаем? Чтобы их наши дети не забыли, чтобы знали, какого мы рода-племени... То есть мы вот такую важнейшую задачу ставим, хотя, может, кто-то и не подозревает об этом...
— Тогда, может быть, наших националов, которые сегодня пытаются перевести татарский язык с кириллицы на латиницу, требуют, чтобы вывески были на латинице, и так далее, может, им бы лучше поддержать коневодство? Будет развито коневодство в Татарстане, значит, будут семьи татарские, где будут говорить по-татарски. Вот я знаю, что ваши дети говорят и по-татарски, и по-русски, и по-английски и владеют компьютером, несмотря на то, что живут в деревне... И еще один вопрос. Наверняка наш диалог прочитает и посмотрит министр образования республики, очень продвинутый товарищ. Наверное, он знает, что в Германии, Финляндии, Венгрии всем детям в школах дают вместо кофе и чая кумыс. Может, министр соберет педсовет, кулаком по трибуне ударит и скажет: хватит кормить детей соевыми сосисками со всякими ароматизаторами, хватит поить какими-то вредными напитками, которые нам не нужны, пусть дети пьют кумыс. И все начнут пить кумыс... Я знаю, что один ученый из Сибирского отделения Академии наук, не буду его называть, чтобы не рекламировать, он в интернете пишет: русский народ спился, потому что министерство здравоохранения заставляет всех маленьких детей пить кефир из молочной кухни, а там алкоголь. Ребенок кричит, плачет, а как выпьет кефир, засыпает. И мать начинает заниматься своими делами. И вдруг у нас министру образования скажут: мало того, что грудных детей споили кефиром, так еще и кумыс заставляют пить... Так можно ли детям давать кумыс? Не превратим мы их в алкоголиков? Весь наш народ, не только татар в Татарстане...
— Да разве от кумыса можно стать алкоголиком?.. Вот в последнее время Казахстан выходит на передовые позиции среди стран СНГ, и не зря он и Россия создали таможенный союз... А в Казахстане кумыс — национальный напиток в каждой семье. Ничего страшного нет в кумысе. Наши бабушки при социализме, когда уже лошадей не стало, нам говорили: улым, кушай катык... Мы катык кушали, и кислый тоже пили, и от этого не пьянели, от этого только были здоровее, потому что обмен веществ улучшался. У катыка свои полезные свойства есть, но кумыс, он еще лучше, он еще более тонизирующий. Когда жарко, если ты попьешь кумыс, тебя пот не прошибает, у тебя энергия появляется. И ты легче переносишь перепады температур в жаркое время. Если бы у нас в Татарстане появилась такая программа, если бы министерство образования и министерство здравоохранения поддержали производство кумыса, это было бы очень полезно для здоровья татарстанцев. В советское время, например, все тубдиспансеры снабжались кумысом. И это очень правильно было. Просто надо было сделать и следующий шаг: в школах давать кумыс, особенно ослабленным детям. Посмотрите, какая сейчас у нас экология и какие нездоровые дети...
— И какие продукты! В магазинах нет натуральных продуктов...
— Там почти все с ГМО.
— А уже есть лошади, которые питаются кормами с ГМО?
— Наши — нет. Потому что они едят только сено, овес и солому. Они поэтому здоровые, у них упитанность хорошая... Поэтому у нас наши продукты с удовольствием разбирают. Вот вроде сегодня я приехал в Казань по приглашению «БИЗНЕС Online», чтобы рассказать про коневодство, про кумыс, но заодно привез в известнейшие рестораны города конину, они попросили. У меня вообще проблем с реализацией конины на сегодняшний день нет. Очередь за ней. И в Лениногорске ее ждут, и в Альметьевске, и в Бугульме... Из «Татнефти» нефтяники приезжают, газовики приезжают... Люди телефонами обмениваются, мой адрес друг у друга узнают на всем юго-востоке республики. Хотя есть конина, которую привозят из-за границы. Но здесь вопрос: а там она какая?
— Я, кстати, слышал, что в Англии скандал был, там на колбасу пускали мясо скакунов, которых пичкали всякой химической дрянью, чтобы они быстрее бегали. И народ отравился такой колбасой. А все наши лошади, насколько я понимаю, экологически чистые?
— На сегодняшний день — да. Без ГМО, без таблеток, без всяких ускорителей роста.
— А вакцинацию проводите?
— На определенные болезни. Есть ряд болезней, от которых надо подстраховываться. Но это решение российской службы ветеринарии. Что необходимо, то мы делаем.
МОЖНО ЛИ ПИТЬ КУМЫС МУСУЛЬМАНАМ?
— Я много думал, почему все-таки у нас, можно сказать, в мусульманской республике, коневодство находится в упадке? И можно ли вообще кумыс пить мусульманам? Поискал ответы в интернете, но однозначного ответа на эти вопросы не нашел. Больше того, кто-то пишет, что в Коране про то, чтобы пить кумыс, ничего нет, а это настольная книга всех мусульман. Вспоминаю, как у меня был заместитель, который выпивал. Я спрашивал у него: как же ты пьешь водку, ты же татарин, мусульманин? А он отвечал: в Коране про водку ничего не написано, только про вино... Но все мусульманские лидеры говорят, что водку однозначно пить нельзя, что горячую, что теплую, что холодную. А вот я на сайте Башкирского управления мусульман нашел инструкцию, в ней написано, что кумыс можно пить мусульманам, но он должен быть свежий, его можно держать не больше трех дней в холодильнике. А если на солнце, то уже нельзя пить. Фарид, вы, наверное, тоже интересовались этим вопросом: можно ли пить кумыс мусульманам? В мусульманских странах пьют кумыс или нет?
— Во всех тюркских странах кумыс употребляют. Это и Казахстан, и Киргизия, и Туркменистан, и Узбекистан, и Каракалпакия, и Дагестан...
— А в Чечне?
— Это тоже мусульманская республика, там тоже разводят лошадей. Там рядом живут ногайцы, они и сегодня употребляют кумыс. Чеченцы — горный народ, не знаю, пьют ли кумыс, но думаю, не откажутся тоже попробовать кумыс. Правильно вы сказали, что в Германии свежий кумыс пьют даже дети. Думаю, и по канонам ислама запрета нет и не может быть. Потому что это природный напиток, который испокон веков в мусульманских странах все население употребляло, и никаких запретов на это не было. Если бы тогда был бы запрет, я думаю, религия так бы широко не распространилась. Наши предки были очень мудрые. И когда встал вопрос, принимать или не принимать ислам, они это обсудили со всех сторон и решили, что ислам — это достойная религия...
НЕ РАЗВИВАТЬ ФЕРМЕРСТВО, МАЛО ВНИМАНИЯ УДЕЛЯТЬ СЕЛУ — ЭТО НЕПРАВИЛЬНО
— В комментариях к первому фермерскому диалогу в «БИЗНЕС Online» многие фермеры жаловались, что им не дают субсидии, что есть еще главы, которые мешают, вредят фермерству. Эти главы не заинтересованы в развитии фермерства в Татарстане несмотря на то, что наш президент требует этого, даже разнарядка есть, сколько фермеров должно быть в районе. Мне лично никто не помогает, правда, никто и не мешает. Вот вы живете на границе Бугульминского и Лениногорского районов. Скажите честно, вам главы мешают или нет?
— Когда я высказал главе Лениногорского района свою мысль, что коневодство, производство кумыса надо развивать, и у меня есть такое желание, и я уже это начал, но мне нужны помещения, глава с удовольствием меня выслушал и с удовольствием предоставил место. Он не просто словесно помогает, он даже помог еще вот как: через сельхозуправление нам выделили тракторный прицеп. Мы участвовали в программе «Лизинг-грант». «Татнефть» по программе помощи сельхозпроизводителям нам выделила культиватор. Поэтому никак не могу сказать, что нам не дают землю или ставят какие-то препоны. По крайней мере, по отношению ко мне в Лениногорском районе такого нет. Там двумя руками за развитие коневодства. Тут проблема в чем: нам нужно при насыщенности промышленностью сохранить село. Надо сохранить культуру, традиции, язык татарского народа. Мы же говорим, что село — это родник татарской культуры, и нельзя допустить, чтобы этот родник высох, иссяк... Если допустим, я никого не смогу понять, никаких руководителей, ни президента, ни руководства министерства сельского хозяйства или министерства культуры... Это нонсенс, так не бывает, чтобы идти против своего народа.
— Насколько я понял, вы в своем Лениногорском районе как сыр в масле... Живете лучше, чем немецкий или финский фермер! (Фарид Набиуллин смеется.) Тоже являетесь госчиновником, 58 процентов своего дохода получаете в виде субсидий, вам платят за каждую голову лошади, коровы определенную сумму, как в Финляндии, 50 на 50. Вам платят за каждый гектар 400 евро... Так?
— Остается только мечтать об этом, конечно. Вообще политику на селе надо в корне менять. Времена меняются, все слабые стороны видны все больше. Нам надо в открытую вместе обсуждать, как из этого нам выбираться. Вы посмотрите, в каких селах школы-то остаются! Больше чем в половине России школы на селе закрыты, и в Татарстане начали закрываться. Это же очень тревожный сигнал, не просто в год закрылась одна сельская школа в республике — в каждом районе закрывается по школе.
— Я знаю, что в татарских деревнях женщины выходят с плакатами: «Не закрывайте школу!» Был конгресс татар, там выступал один мулла: рожать надо, а не с плакатами стоять! Вот у вас...
— ...пятеро детей. Четыре дочери и сын.
— Пятеро! Через сколько-то лет они зятьев и невестку приведут. Земли раздадите, табуны разделите. Не представляю, сколько будет внуков и правнуков... Так что сегодня надо возрождать фермерство. Может, президент РТ, прочитав наш диалог, задумается. Скажет, что не надо строить высокоскоростную магистраль Москва — Казань. У нас и так молодежь из села убегает в Казань, в Челны, а теперь еще будет убегать в Москву. Или ВСМ специально строят, чтобы из Москвы к нам приехали московские татары и стали фермерами?
— Развитие прогресса остановить в отдельно взятой нашей республике — это неправильно. Но в то же время не развивать фермерство, мало внимания уделять селу — это тоже неправильно. Если мы не будем заботиться о том, чтобы село сохранить, то нас ждут плохие времена.
ФЕРМЕРОВ СЕГОДНЯ ОПУСКАЮТ НИЖЕ ПЛИНТУСА
— Составить программу сохранения села — этого, наверное, мало. Да мне чуть не каждый день из минсельхозов России и Татарстана присылают какие-то бумаги. Чиновники что-то разрабатывают, целые отделы трудятся... Но нас, фермеров, это никак не касается! Нам ведь не нужны их программы, нам только скажите, сколько денег вы положите на условную голову скота, сразу переведете на карточку фермера, чтобы он никуда не ездил...
— Да-да!
— Чтобы включил компьютер, зашел в интернет и посмотрел в своем банке: ага, Ахметов мне прислал сегодня 100 тысяч, вчера 200 тысяч. И тогда фермер будет думать, что ему на эти деньги купить. Он сам с этим разберется! Не надо нам надбавки на солярку, на трактора — мы сами разберемся, что нам купить — новых лошадей стадо или комбайны... Или дом построить. Или своих детей учить где-нибудь в Германии...
— Чтобы они вернулись домой образованными фермерами. Я вот что хочу сказать. Мне пришлось съездить в Бурятию, мне интересно было, как там лошади поживают, как к ним там относятся, какой там климат. И вы знаете, там есть такие овцебыки, сарлык их называют. И Республика Бурятия на одну голову такого овцебыка каждый год выделяет по 5 тысяч рублей. Просто так перечисляет за то, что люди этих животных содержат, получают мясо, шерсть. В отдельно взятой республике.
— Фарид, наш президент тоже дал команду на каждую корову 2 тысячи рублей выделять. Но что такое 2 тысячи, если у нас сегодня тонна зерна стоит 11 тысяч? Сравнишь, сколько получает на одну голову скота фермер в США, сколько в Финляндии, сколько в Венгрии даже... И наши 2 тысячи я воспринимаю как издевательство. Хотя такая поддержка — это тоже неплохо. У меня жена, когда идет в магазин, делит стоимость покупок на стоимость литра молока. И говорит — это несопоставимо! Уверен, что после публикации нашего с вами диалога снова появятся комментарии троллей: дескать, фермеры опять просят деньги... Но ведь мы производим социальный продукт, он не должен быть дорогим. Все люди, независимо от того, какую зарплату получают, должны пить молоко, есть мясо, есть хлеб... А это достигается за счет того, что фермеров сегодня опускают ниже плинтуса. Нам дают дорогие трактора, дорогое топливо, то есть дорогие промышленные товары, стройматериалы... И мы не можем развиваться, не можем наращивать производство. Мы вообще последние из могикан, те, кто сегодня еще идут в фермеры. Вот ваши дети, которых вы воспитываете правильно, чисто по-татарски, с года сажая на лошадь, и они скачут с iPad в руках... Но пойдут ли ваши дети в фермеры при таком отношении к ним, которое сегодня у нас в России, в том числе в Татарстане? Хотя у нас говорят, что в республике все хорошо...
— Почему сегодня на селе многие, да все подряд, отказываются от коров, от другой скотины? Потому что невыгодно содержать. Себестоимость получаемого мяса высокая, а продаем намного дешевле. А вот шерсть, например, сейчас и вообще никто не собирает, и почти никто не вяжет. Спрос падает. Дальше — больше: люди вообще не будут держать коров. Тот, кто еще держал, но по каким-то причинам отказался от этого, потом уже снова корову не берет. Он понимает, что, оказывается, так тоже жить можно.
— И еще лучше!
— Даже еще лучше можно жить. И так мы теряем трудолюбие сельского жителя. И меняется уклад его жизни. А меняется уклад — и мы уже сейчас не можем найти комбайнеров, не можем найти трактористов. Училищ, которые их выпускают, практически нет. Даже простых школ на селе все меньше и меньше.
— Ко мне привозили одиннадцатиклассников, которым дают удостоверение фермеров, права трактористов. Я спрашиваю: кто из вас пойдет в фермеры? Все говорят: пойдем в юристы, экономисты... То же самое происходит в институтах, которые готовят ветеринаров, агрономов. Кто сегодня пойдет за 5 тысяч работать ветеринаром? И ни квартиры, ни инструментов, ни лекарств... Ветеринары сегодня работают, как в гражданскую войну. Их пригласишь, а у них ничего нет. Ну, ладно, у меня все есть, говорю: ребята, берите шприцы, лекарства... Какие бы программы мы с вами ни разрабатывали, они не будут действовать, пока не появится крестьянин. Вот в Татарстане есть свой закон о фермерстве. А ведь в Тувинской республике, она тоже тюркская, там приняли закон аратско-фермерский. Кто такой арат — это скотовод...
— Со своими пастбищами, со своими угодьями. Он хозяин на этой земле!
— Вот вы настоящий арат.
ДЕТИ ВЫРАСТУТ — ПОСВЯТЯТ ЛИ СЕБЯ ФЕРМЕРСТВУ?
— Раньше татары никогда не селились вместе, в пределах видимости другого дома. А были хутора. Поэтому татары по всему миру и расселились. Ну, понятно: два татарина вместе собираются, создают три партии и начинают ругаться. А когда они друг к другу в гости ходят пить чай и кумыс, на Сабантуе вместе собираются — это нормально. А вот когда твои гуси мешают его баранам, а его бараны съедают корм у твоих гусей — это ненормально. Поэтому, может, надо менять политику. Но сегодня в татарском языке понятие «хутор» пропало. Слово «хатыр» только в памяти осталось. В венгерском языке есть, в болгарском есть, в украинском есть, в русском есть слово «хутор»...
— Это слово тюркское. «Хутор» — это «утар», место, где содержится скотина.
— В Финляндии в деревне между домами большое расстояние, в 500 метров, никто никому не мешает. А у нас по десять соток, дома, дома, дома... Я был в Ульяновской области, там построили фермерский поселок. Это ужас какой-то! Им даже запретили выращивать на своем огороде огурцы и помидоры, только цветочки. Почему? А говорят: занимайся только свиноводством или только содержи баранов... Там всю свою продукцию сдают в магазин, и все ходят туда и покупают. Такие вот даже вещи есть. Иногда едешь по автостраде, стоят столбы электропередачи. А почему нельзя, как в тех же Финляндии или Эстонии, 200 метров от дороги — хутор, там своя электростанция, своя ферма, к хутору дорога... И у нас так же можно. Почему бы не раздать земли всем желающим? Спросить: сколько тебе надо? 10, 20 гектаров? Вот тебе 20 гектаров вдоль дороги, строй себе дом. И никаких проблем. Столыпинская реформа, она ведь в чем заключалась? Чтобы разломать общину. Вы правильно говорите: в татарских деревнях не было ни бедных, ни богатых... Сегодня в моей деревне, откуда я родом, Средняя Елюзань, там 250 фермеров и 270 предпринимателей. Не все, конечно, обрабатывают землю, кто-то врач, кто-то мулла, там 10 мечетей. И они тоже присматривают, чтобы никто никого не обидел... У нас по ельцинской реформе все паи раздали, а потом их кто-то правдами и неправдами забрал. И сегодня у нас есть агробароны, агроолигархи...
— Без личной заинтересованности того, кто непосредственно работает на земле, без внутреннего ощущения, что это мой участок, что я работаю для себя, настоящей работы нет. Поэтому у любых агрохолдингов такое хлипкое положение. Если человек не заинтересован в результатах своего труда, если нет от этого удовлетворения и если еще зарплата кот наплакал...
— ...а выдают ее не деньгами, а сырками...
— Это уже перегиб, самая худшая ситуация. А насчет детей, вырастут и сами выберут свою дорогу. Но выберут ли переработку сельхозпродукции, изготовление напитков, различных изделий?.. Посвятят ли себя фермерству? Все будет зависеть от того, как власть сможет грамотно заинтересовать эту молодежь. Сегодняшняя молодежь более разборчивая, более информированная...
— ...но более пассивная...
— Энергии у нее нет, потому что молодые, они же не казылык едят. Если бы они казылык ели и кумыс пили, у них и энергия была бы, и голова бы отлично работала. Им бы жить было интересно: и на лошади бы скакали, и на лыжах катались, и по вечерам пели бы от души... Потому что когда человек изнутри свободен, он поет, он радуется жизни. Почему не радоваться?
ИСТИННЫЙ, ХОРОШИЙ ПРОДУКТ ТОЛЬКО У ФЕРМЕРОВ
— Возвращаемся к той же Финляндии...
— Там красота!
— Там население...
— ...пять миллионов.
— Чуть-чуть больше, чем в Татарстане. Пашни там 2,4 миллиона гектаров, примерно столько же, сколько у нас. Но у них очень много сельхозкооперативов. Зайдите в любой супермаркет Казани, везде продукция «Валио» — это и масло, и молоко... В этой компании состоят 18 более мелких кооперативов и 8,8 тысячи фермеров... А у нас в Татарстане 2 тысячи деревень и только 800 фермеров. То есть на три деревни один фермер. Это разве нормально? И еще, вот вы говорите, что у фермера своя земля должна быть, что он результаты своего труда должен видеть. Мы ведь сегодня в республиканском масштабе весь татарский народ сделали батраками. Почти все селяне — наемные рабочие. Они не крестьяне. Куда ни поедешь — в Пензу, в Сибирь, в Оренбуржье — татарские деревни, несмотря на то что они в России, там все живут хорошо, зажиточно. И у нас народ работящий. Вот вы местный татарин, тоже живете нормально... Когда был конгресс татарских сел, нас свозили в Кукморский район. Везут в кряшенскую деревню: везде дороги, везде газ, везде заборы покрашены, дома красивые, церковь сверкает, колокола звонят, народ на улице пляшет, все в национальных одеждах... Приезжаем в татарскую деревню — там тоже мулла ходит и всех поздравляет, все пляшут. Но оказывается, там фермеров-то тоже кот наплакал. Есть, но мало, в основном там «ВАМИН» был... И когда развалился «ВАМИН», я думал, какое решение примут Ахметов и Минниханов? Неужели нельзя было создать компанию типа финской «Валио»? Раздать землю и скотину «ВАМИНа», создать фермерские хозяйства и зарабатывать не за счет эксплуатации, не за счет грабежа крестьян, тех рабов, которые там работали, а именно пойти по финскому пути? Но этого не произошло. Вместо «ВАМИНа» опять создали холдинг «Просто молоко». Я как птицевод могу сказать, что это те же самые яйца, только вид сбоку. И новый агрохолдинг все равно долго не продержится. Наверняка сегодня проблемы есть и у братьев Хайруллиных (Красный Восток-Агро). Хотя они, конечно, молодцы — у них и урожайность хорошая, и коровы импортные. Но все равно же проблем много. И у всех агрохолдингов они есть. Плачем не только мы, крестьяне, фермеры, плачут и агрохолдинги. Даже, мне кажется, они больше нас переживают, потому что у них чемодан без ручки. Его и бросить нельзя, потому что они уже вложили миллиарды, своих денег в том числе, и за ними стоят люди, — и работать дальше невмоготу.
В завершение я хочу сказать, что цикл публикаций и видео в «БИЗНЕС Online» продолжится и с другими фермерами, которые разводят коз, разводят пчел... А вам задаю последний вопрос. Бывает так: с пчеловодами встретишься, они говорят: надо только пчел разводить, козоводы говорят — коз...
— Всех надо разводить на самом-то деле.
— А вы агитируете, чтобы мы занялись коневодством...
— Я считаю, развивать надо все отрасли животноводства, все сферы сельского хозяйства. Я не призываю: все занимайтесь только разведением лошадей, производством кумыса. Не об этом я говорю, а о том, что с ростом самосознания народа нужно находить эффективные пути дальнейшего развития села. Нужна кооперация снизу. Но это будет когда? Когда самосознание человека достигнет высокого уровня. Пусть один вырастил 200 коров, другой 200 лошадей, но ведь надо переработать продукцию и грамотно ее продать, сначала в наш регион, потом, может быть, дальше, в Москву. Вот я свои сто бутылок в Москву повезти не могу... Тут надо по мере готовности фермеров создавать кооперативы. При этом надо, чтобы фермеры работали без жадности, без корысти, но умели грамотно отстоять и свой интерес, который был бы не внапряг другим фермерам. Кооперативы — это следующий шаг в развитии фермерства. А по мере зрелости фермеров и тех сельских жителей, которые хотели бы начать заниматься фермерством, им государство должно помочь. Ведь именно государство раскулачило единоличников, оно и должно помочь возродить фермерство, помочь тем, кто хочет вернуться к этому занятию. Потому что истинный, хороший продукт только у них, только у фермеров. Во всем мире это так. Молоко и молочные продукты без ГМО...
— Без пальмового масла...
— ...без добавки воды. Духовно высокоразвитый человек никогда не будет добавлять в молоко воду или делать кумыс из обрата. Кумыс — он должен быть из кобыльего молока. А если ты обманываешь, твое место не в фермерстве и тем более не в переработке. Но такая натуральная продукция и продаваться должна по другой цене. Или же государство, республика должны убытки компенсировать фермеру. Ведь натуральная продукция, которую мы производим, по себестоимости никак не может конкурировать с той продукцией, которая выращена на ГМО, на добавках, на уколах... И не должна конкурировать.
— Сегодня во всех государственных программах, во всех ГОСТах разрешено применение и химических веществ, и прочего. А ГОСТы на натуральную продукцию отменены.
— Остается тогда лишь разводить руками. И каждый пусть делает выводы для себя — и читатели, и слушатели, и зрители...
— Давайте выпьем кумыс за то, чтобы нас услышали, в том числе президент и министр сельского хозяйства... И сказали: надо что-то делать, так больше жить в Татарстане нельзя!
Диалог записала
Елена Чернобровкина
Читайте также:
Татары всегда были на коне, но где сегодня эти табуны? Часть 1-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.