345.jpg

GORILLAZ ДЛЯ «БЕДНЫХ»

Сразу оговоримся, что пока нельзя однозначно сказать о том, что The Uchpochmack это новый проект Земфиры, комментариев она не дает, а пресс-секретарь не подтверждает и не опровергает информацию. Вместо фотографии участников группа намеренно использует мультяшных персонажей на манер известной английской группы Gorillaz, выступавших даже на живых концертах в образе своих мультгероев. Музыкант Blur Дэймон Алборн и дизайнер Джейми Хьюлетт создали в рамках проекта вселенную свою героев, демонстрируя ее в музыкальных видео исполнителя и тиражируя в короткометражных мульфильмах творческого объединения. Дебютный одноименный альбом вошел в книгу рекордов Гиннесса как «Самая успешная вирутальная группа». Персонажем The Uchpochmack, как и героям Gorillaz, придумали имена — девушка Ракета, ударник/басист Лука и гитарист Бро, создали анкеты в социальных сетях, но переговоры со слушателями от их лица не ведутся.

Вторая песня с мини-альбома, который, судя по названию — First and Lastт, будет единственным, записана с Дэвидом Брауном. Англоязычный вокалист знаменит в России прежде всего исполнением кавер-версий песен Михаила Боярского и группы «Кино». Стоит отметить, что в России, в отличие от других европейских стран, группа Брауна — Brazzaville — стала достаточно популярной. Группа еще официально живет в Испании, однако, судя по количеству концертов на территории СНГ, ее по праву можно поставить в один список с такими «российскими» исполнителями, как Nazareth, последовательно путешествовавшими в нулевые по циркам необъятной.

Ракета---вокал.jpg
Ракета (вокал)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

В сугубо музыкальном отношении мини-альбом The Uchpochmack находится в тех же стилистических границах, привычных слушателям творчества Земфиры. Здесь и меланхоличных поп, и потерявший свою текстоцентричность русский рок. Слушая песню с Брауном, складывается ощущение, что над человеком, не знакомым с русским языком, решили пошутить, отдав ему исполнение строчки: «Моя любовница такая умница. За меня молится, во сне целуется». Впрочем, текст, исполняемый им на родном языке, демонстрирует поэтическую непринципиальность певца. Сегодня то, что принято называть русским роком в самом его широком понимании, утратило свою былую социальную повестку. Он услужливо впустил в это пространство русскоязычный рэп, а сам скатился до уровня того, что высмеивал в 90-е в коллективных песнях «Попса — розовая пасть голодного пса».

Официальная группа исполнителя с социальных сетях содержит всего четыре записи на «стене», каждая из них указывает на регламент поведения вступивших в нее участников. Правила для группы человека, в первую очередь прославившегося как рок-исполнитель, пожалуй, недостаточно «по-рокерски» свободолюбивы. В частности, администрация запрещает участникам: панибратские обращения к предполагаемым участникам группы The Uchpochmack, Caps Lock, размещение провокационных постов, заведомо приводящих к конфликтным ситуациям между участниками группы, хотя когда-то, казалось бы, провокация являлась одним из ключевых инструментов рок-музыкантов, способствующих его продвижению, а Caps Lock не является преступлением.

Лука---бас,-барабан.jpg
Лука-бас (барабан)

СЛУШАТЕЛИ И ПРОСЛУШИВАНИЯ

Говорить о том, успешен ли проект альтер-эго Земфиры, пока сложно. Если смотреть на доступную статистику, то за две с половиной недели, по данным сайта Last.fm, синхронизирующего информацию о прослушиваемых песнях с гаджетами Apple, у The Uchpochmack 2 300 слушателей и 15 300 прослушиваний. В официальной группе в соцсети «ВКонтакте» — 4500 человек, в Facebook — 1500. В iTunes-store стоит почти 3 доллара, каждая из песен — 99 центов, предварительное воспроизведение бесплатно. По пятибалльной шкале iTunes-рейтинга альбом First and Last набрал все пять звезд, однако совместная песня с Брауном, по статистике приложения, пользуется наименьшей популярностью.

ПОСЛЕДНИЙ АЛЬБОМ ЗЕМФИРЫ

Стоит отметить, что свою предыдущую работу — шестой студийный альбом «Жить в твоей голове» — Земфира опубликовала на сервисе бесплатного прослушивания «Яндекс.Музыка». Тогда, в феврале текущего года, за первые 12 часов его послушали более миллиона человек, за четыре дня — 3,8 млн. человек, что побило все рекорды популярности сервиса. За два дня после релиза в iTunes-store было продано 5 тыс. экземпляров альбома. Всего исполнительница заработала 2 млн. рублей на продаже альбома в интернете, что является рекордом для российского исполнителя по реализации музыки в мировой сети.

Бро---гитара.jpg
Бро (гитара)

Этой осенью Земфира все чаще появляется в информационном пространстве. Начиная с октябрьского скандала в Ростове-на-Дону, когда певица в во время исполнения песни «Аривидерчи» вместо «Я никогда не вернусь домой» спела «Я никогда не вернусь в Ростов» и возмущенно ушла со сцены. Поступок певицы объяснялся вызывающим поведением зрителей, которые требовали песни на заказ. Затем в начале ноября в сети появляются первые записи The Uchpochmack , где нет сомнения, что вокальные партии исполняет Земфира. Сегодня стало известно, что музыкальное издательство «Мирумир» последовательно издаст все 6 альбомов певицы, только в обратном порядке — от последнего к первому.

Мотивации создания нового, очевидно, менее успешного проекта, непонятны. Записанные The Uchpochmack песни больше похожи на какие-то черновики или бисайды Земфиры, нежели на какой-то самобытный проект. Может быть, комичная секретность участников группы связана со следующей логикой: «если проект «выстрелит», то раскроемся, если нет, то забудем как страшный сон».

Лидер группы «Ва-Банкъ» Александр Скляр о существовании группы впервые услышал от корреспондента «БИЗНЕС Online», Маша Макарова — основательница группы «Маша и Медведи», сообщила, что ничего о новом проекте не знает и ей совершенно безразлично творчество Земфиры. Музыкальный критик Артемий Троицкий с творчеством проекта также оказался не знаком.

«СДЕЛАВ СВОИМ ПОСЛЕДНИМ АЛЬБОМОМ ШАГ ВПЕРЕД,
ОНА ДЕЛАЕТ ЭТИМИ ЗАПИСЯМИ ДВА ШАГА НАЗАД»

Свои впечатлениях от пластинки The Uchpochmack и популяризации татарской культуры в рамках нового проекта Земфиры корреспонденту «БИЗНЕС Оnline» прокомментировали эксперты.

Денис Валеев — музыкальный промоутер:

— Мне сложно критиковать новый проект певицы Земфиры, потому что я фанатично люблю ее творчество. Я считаю, что то, что она делает для татарской музыки сегодня, признавая свои татарские корни, тем самым вписывая себя в общее татарское музыкальное наследие, — неоценимый вклад, достойный всяческих похвал и отметок на государственном уровне. Она и по-татарский пела, она любит наш город.

Проект The Uchpochmack — это популяризация нашей культуры на уровне молодежи, которая не ведется на костюмы с блестками и так называемую татарскую эстраду, а которой нужна качественная современная музыка. На самом деле большое спасибо Земфире за ее новый проект, потому что таким образом татарскую музыку она отправляет в будущее.

345-2.jpg

Культура никогда не стоит на месте, она постоянно должна развиваться. У нас есть традиционная татарская музыка, но точно так же у нас должна быть нетрадиционная татарская музыка. В том то и дело, что сегодня татарская эстрада является заложником каких-то нормативов, установленных еще в советское время. Почему-то считается, что то, что поют уважаемые татарские эстрадные певцы, никакого отношения к татарской музыке не имеет. Кто-то считает, что традиционная татарская музыка — это гармошка. А почему гармошка-то? Я не помню, чтобы в истории Казанского Ханства или Булгарии гармонь как-то фигурировала. Она появилась совсем недавно. Но все считают, что если татарское, то значит гармонь. Музыку нельзя так мерить и нельзя ее ограничивать. Когда татары пишут музыку, это все равно татарская музыка.

Зуля Камалова — певица:

— Проект я видела, но внимательно не прислушивалась. Я начала слушать, но не вникла и выключила. Вообще, я Земфиру люблю, мне было интересно, то с первых тактов не прониклась и не стала слушать, может быть, напрасно. Возможно, это вовсе и не она. Во-первых, почему название начинается на «А», когда правильно «О», во-вторых, сегодня очень много певиц, которые умеют петь как Земфира, копировать ее манеру.

Я считаю, что если популяризировать культуру, то обязательно нужен язык. Я считаю, что если спеть что-то на татарском языке, например оперу или любую песню, не обязательно с татарскими мотивами, все равно будет звучать по-татарски. А если мы берем татарскую народную песню и поем ее на-русском, то она уже не будет звучать по-татарски. Язык — это один из важнейших моментов, когда делаешь какой-то культурный проект.

Степан Казарян — московский музыкальный промоутер:

— Во-первых, я совершенно не понимаю, зачем этому надо было давать какие-то другие названия. Какая Земфира была, такой и осталось, в каждом отзвуке я слышу продолжение того, что было. Как она пела в своем поп-рок-«девочкином» жанре, так и поет дальше. Почему это что-то иное, мне непонятно.

Во-вторых, привлечение иностранного супергероя в лице товарища из группы Brazzaville, которому уже настолько, похоже, хочется быть звездой в отдельно взятой части суши, что он запел по-русски. И запел то, что пели 10 лет назад их товарищи — земфиры, мумий тролли и прочие. Все это выглядит как акция музыкальных лэблов для повышения котировок Дэвида Брауна.

Использование мультяшных персонажей — это вообще идиотизм. У Земфира какая-то скрытая роль русской Патти Смитт или Пи Джэй Харви. Она одевается в таком духе, пытается вытворять какие-то безумные штуки в духе авторитетов, когда они были молоды, хотя Земфира уже немолодая. А теперь она еще и у Gorillaz прет идеи.

Ее экзерсис показал, что она вторична даже на уровне российской поп-рок-сцены. Некоторые вещи откровенно напоминают песни группы «Братья Гримм». А это вторично-вторичный проект. Но, как бы к ним кто ни относился, они были популярны 10 лет назад в своем пространстве. Но сейчас мы живем уже в несколько другой стране, в которой уже эта группа непопулярна. Земфира немного берет у братьев Гримм, немного имиджа Патти Смит, кладет в основу свою музыку, привлекает какого-то никому не нужного американско-испанского дилетанта от музыки и делает из этого ностальгический хит. Ностальгический по ее же устаревшей музыке. Сделав своим последним альбомом шаг вперед, она делает этими записями два шага назад.