ВЫНУЖДЕНЫ ОБРАТИТЬСЯ ЗА СУДЕБНОЙ ЗАЩИТОЙ
Сегодня в Арбитражном суде РТ прошло второе и, как в итоге выяснилось, заключительное заседание по иску международного аэропорта Казань к авиакомпании «Татарстан». Предметом спора является взыскание крупного долга — 266,17 млн. рублей и 45,2 млн. рублей неустойки, инициированное МАК.
Как ранее рассказывала газета «БИЗНЕС Onlne», речь идет о долгах за наземное обслуживание бортов авиакомпании «Татарстан». Соответствующий договор между МАК и авиакомпанией был подписан еще в 2002 году и ежегодно пролонгировался. Сумма долга скопилась за три последних года — с 1 сентября 2010 года по 31 июля нынешнего. Как прозвучало на судебном заседании, всего за этот период аэропорт оказал АКТ услуг на сумму 372,46 млн. рублей. Авиакомпания же заплатила лишь 95,56 млн., и еще на 10,24 млн. стороны провели зачет. Штрафные санкции аэропорт тоже взял не с потолка. Неустойка предусмотрена договором между сторонами — в размере 0,03 % от суммы долга за каждый день просрочки.
Напомним, что еще в начале года руководство МАК старалось публично сохранять политес и заявляло о том, что долг АКТ не катастрофичен, мол, надо выработать общую стратегию выхода авиакомпании из кризиса. Словом, свои люди — сочтемся. Но затем осенью произошли какие-то внутренние изменения в политике аэропорта (или он получил некую инсайдерскую информацию), после чего аэропорт не только обратился с иском в суд, но и стал настаивать на «скорейшем рассмотрении дела». 14 октября иск МАК судом был принят к производству, 5 ноября состоялось предварительное судебное заседание, и сегодня — основное.
Представители МАК заявляли на предварительном судебном заседании, что аэропорт «вынужден обратиться за судебной защитой», поскольку долг есть и авиакомпания его не погашает, хотя неоплату признает. Судя по всему, АКТ если и бы и захотела, вряд ли бы смогла оспорить размер задолженности. Представитель МАК Павел Астафьев подчеркнул сегодня в суде, что на протяжении всего времени между сторонами подписывались акты сверки, на которых стоят подписи генеральных директоров и главных бухгалтеров. «Подтверждена как сама задолженность, так и ее размер», — сказал он.
На вопрос судьи Ильгиза Хасаншина, не изменилась ли к сегодняшнему дню сумма долга, юристы аэропорта сообщили, что оплаты не было. Но были дополнительно оказаны услуги за сентябрь, октябрь и ноябрь. Поэтому, по их словам, задолженность только увеличилась. Как только у аэропорта будут все необходимые документы, он, как сообщил Астафьев, возможно, потребует в судебном порядке взыскания и этих сумм. Судья поинтересовался, не вступали ли стороны после предыдущего судебного заседания в какие-либо переговоры.
Юристы МАК заявили, что им об обстоятельствах, позволяющих говорить о том, что в вопросе долга АКТ есть подвижки, неизвестно.
ОТЛОЖИТЬ НА БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ СРОК
Не удивительно, что сегодня представители авиакомпании «Татарстан» в суд не явились. В предыдущем заседании они участвовали, но ничего определенного сказать не смогли, лишь пообещали озвучить свое отношение к иску позже — после ознакомления с материалами дела. Но к сегодняшнему дню в арбитраж не поступили ни отзыв, ни возражение на иск МАК.
Хотя, как сообщили юристы аэропорта, они дважды направляли в адрес АКТ письма с просьбой обосновать свою позицию. Это было еще до катастрофы «Боинга». Но так ничего и не дождались.
Но, как выяснилось, одна бумага от авиакомпании в суд все же поступила — ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок. АКТ ссылалась на то, что в связи с трагическим событием, произошедшим в минувшее воскресенье 17 ноября, представителям авиакомпании необходимо участвовать в различных мероприятиях по расследованию авиационного происшествия, просила назначить судебное заседание не раньше 5 декабря.
«Безусловно, мы сожалеем по поводу случившейся трагедии», — сказал Астафьев, тем не менее против отложения дела он возразил, отметив, что в ходатайстве не указано, в каких именно мероприятиях должны принимать участие представители истца. И назначены ли они на этот день и это время. Суд согласился с доводами о том, что ходатайство не содержит никакой конкретики, и посчитал возможным рассмотреть спор по существу.
В результате иск МАК был полностью удовлетворен. Общая сумма средств, которые авиакомпании надлежит выплатить аэропорту Казань, с учетом 200 тыс. рублей госпошлины составила 311,6 млн. рублей.
Между тем эта сумма долга АКТ перед аэропортом неокончательная. Как объясняли представители МАК на прошлом судебном заседании, пока они выставили счет только на обслуживание бортов, тогда как авиакомпания задолжала и по другим пунктам данного договора. В частности, за проживание своего персонала в аэропортовской гостинице «Полет». Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», в производстве татарстанского арбитража находится еще как минимум один иск МАК к АКТ на сумму в 94 млн. рублей. Его рассмотрение состоится в ближайшие дни.
Как в самой авиакомпании расценивают решение суда, узнать не удалось. В пресс-службе АКТ газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что воздержатся от комментариев. Аналогичную позицию заняли и в МАК: пресс-секретарь аэропорта Регина Юнусова сообщила «БИЗНЕС Online», что аэропорт не будет комментировать эту ситуацию, пока не вступит в силу решение суда. Гендиректор аэропорта Алексей Старостин также не стал отвечать на телефонные звонки наших коррепондентов.
ДЕНЕГ ОТ АКТ ХОТЯТ И АРАБЫ
Нашему изданию стало известно и о других судебных разбирательствах с участием АКТ со своими партнерами. Так, аэропорт Бегишево не стал «копить» долги АКТ и, как только они превысили 2 млн. рублей, подал иск в арбитраж. 1 июля этого года стороны заключили мировое соглашение, предполагавшее, что авиакомпания выплатит всю сумму долга — 2,23 млн. рублей — за оказанные услуги по аэропортовскому обслуживанию в срок до 10 июля этого года.
Кроме того, у АКТ «Татарстан» нашелся и иностранный кредитор. Компания Mixjet Flight Suppot из ОАЭ также подавала в этом году иск в Арбитражный суд РТ, требуя оплаты свыше 18 млн. рублей долга. Но это заявление суд сначала оставил без движения, а 4 октября и вовсе возвратил из-за того, что не все документы были переведены на русский язык. Кроме того, не был подтвержден статус истца как иностранного юрлица. Впрочем, в определении указано, что это не препятствует повторному обращению с такими же требованиями. Известно, что в этом году эта арабская компания инициировала банкротсво «Авиалиний Дагестана» из-за долга всего в 3,7 млн. рублей...
Представители МАК воздержались от комментариев до вступления в силу решения суда |
ДНИ СОЧТЕНЫ?
Тагир Назыров — управляющий партнер ООО «Либерти Групп», считает, что суд совершенно справедливо не удовлетворил ходатайство АКТ об отложении дела. «Арбитражно-процессуальный кодекс абсолютно не предусматривает таких вещей, как этический момент, — считает юрист. — По большому счету, в соответствии с федеральным законом «О банкротстве», у авиакомпании «Татарстан» уже достаточно долго присутствуют признаки банкротства. И, согласно этому закону, руководитель компании при наличии признаков неплатежеспособности обязан сам в течение месяца обратиться с заявлением о несостоятельности в арбитраж. Иначе наступает опасность привлечения его к субсидиарной ответственности. Это означает, что с него впоследствии могут взыскать суммы долга, которые возникли из-за того, что он несвоевременно подал такое заявление».
Источник на авиарынке, не пожелавший быть названным в СМИ, считает, что дни АК «Татарстан» сочтены: «Скорее всего, такая спешка во взыскании долга связана с тем, что авиакомпанию просто-напросто закроют — приостановят сертификат эксплуатанта. И произойти это может в ближайшие дни». Он полагает, что банкротство национального перевозчика уже неизбежно. «Авиакомпания «Татарстан» фактически уже давно банкрот. Просто искусственно поддерживалась на плаву. Банкротить ее надо было давно». По его информации, сейчас перевозчику просто нечем возвращать долги.
Впрочем, другой участник рынка не видит в этом ничего экстраординарного: «О какой спешке идет речь, если аэропорт ждал оплаты долга три года?»
Ситуация вокруг АКТ начала закручиваться в тугой узел еще до катастрофы. О ее долгах говорили многие, но конкретные данные озвучил в начале октября председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким. По его словам, был «вынужден предать огласке ряд фактов» на страницах «БИЗНЕС Online»: «Кредиторская задолженность авиакомпании «Татарстан» достигла запредельных значений, а именно — 2,8 миллиарда рублей, из них 450 миллионов авиакомпания должна международному аэропорту Казань».
Причем сказанные тогда Хакимом слова оказались пророческими. «Как при таких долгах авиакомпания обеспечивает на должном уровне безопасность и регулярность полетов — для меня большая загадка, — заявил тогда Хаким. — Но это полбеды. Самая большая беда в том, что заложена экономическая «мина» в виде долга в 450 миллионов, плюс 75 миллионов должна аэропорту авиакомпания «Ак Барс Аэро». Итого получается 525 миллионов долга МАКу. Поэтому, несмотря на рост пассажироотправок на 24 процента, аэропорт получит в этом году приличные убытки, которые в 2014 году будут еще больше, так как Универсиада в Казани каждый год не проводится».
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за ситуацией вокруг авиакомпании «Татарстан».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.