1.jpg
 

ПРОЕКТ НА 45 МИЛЛИАРДОВ

107 человек собрали вчера публичные слушания о судьбах Адмиралтейской слободы и старого русла Казанки в управлении архитектуры.

Важность мероприятия подчеркивал необычный состав президиума: помимо председательствовавшего начальника управления архитектуры Владимира Фомина и главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой на слушания пришли глава Кировского и Московского районов Дамир Фаттахов и замруководителя исполкома Лейла Фазлеева. Помимо жителей на обсуждение пригласили представителей сетевых организаций.

Такой десант в президиуме неудивителен: проект планировки разрабатывается по поручению президента РТ Рустама Минниханова. Концепцию развития и реконструкции Адмиралтейской слободы ему показали еще на семинаре в Казанском архитектурно-строительном университете, и проект во многом перекликается с ней. Реализация концепции предварительно оценивается в 45 - 50 млрд. рублей. Большая часть денег, разумеется, – частные инвестиции в строительство жилья, развлекательных комплексов, яхт-клуба и так далее, но предусматривается и 12-миллиардное бюджетное финансирование по различным федеральным целевым программам.

Конкурс на проектирование выиграл институт «Казгражданпроект», заказчиком выступило управление архитектуры и градостроительства исполкома. Руководитель центра разработки генплана института «Казгражданпроект» Талия Мухаметшина приоткрыла некоторые детали развития слободы, реновации территорий промзон, расчистки старого русла Казанки и выделения рекреационных зон, реконструкции жилой застройки и улучшения жизни микрорайона.

10.jpg
 

ВДОХНУТЬ ЖИЗНЬ В СЛОБОДУ МОЖНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ РАСЧИСТКИ СТАРОГО РУСЛА КАЗАНКИ

Как отметила Мухаметшина, наибольшая часть площадей из 350 га Адмиралтейской слободы занята промзонами — это 24%. Еще 18% территории не используются вовсе.

— Старое русло реки Казанки — сильно загрязненный водоем, и, если его не очистить, он перестанет выполнять функцию естественного дренажа, — рассказала она о проблемах, которые стояли перед проектировщиками. — Это приведет к повышению уровня грунтовых вод и к загрязнению и разрушению объектов на прилегающих территориях. В районе не развита транспортная инфраструктура — связь осуществляется через единственный путепровод. Не используется исторический потенциал территории. Не развита социальная инфраструктура, перегружены детсады и поликлиники. Существующие инженерные сети изношены, их мощностей недостаточно, канализационно-насосные станции находятся в аварийном состоянии, отсутствуют очистные сооружения...

Исходя из решения всех этих проблем и построен проект планировки. Он предполагает расчистку русла Казанки и развитие рекреационной зоны вдоль него. Всю коммунально-складскую зону и гаражные кооперативы планируется «вынести». И лишь после расчистки русла возможны все прочие градостроительные мероприятия, подчеркнула Мухаметшина.

Проектировщики предложили выборочную реконструкцию жилфонда со сносом и расселением ветхого и аварийного жилья по улицам Клары Цеткин, Маломосковской и Красного Химика. После прекращения деятельности на территориях Казанского вертолетного завода, промплощадки «Сантехприбора», подшипникового завода предполагается формирование жилой застройки общей площадью более 137 тыс. кв. м, высотностью в 5 - 7 этажей. При этом численность населения слободы увеличится примерно на треть. Сегодня в этом районе проживают около 11 тыс. человек. В проекте выделяются участки под детские сады, сейчас здесь всего три садика на 430 мест, в то время как по нормативу должно быть 1058 мест. Две школы слободы рассчитаны на 810 мест, учатся же около 700 детей. Однако с учетом нового строительства надо более 2 тыс. мест, поэтому необходимо строительство еще одной школы на 1,5 тыс. мест. В новых домах по улице Адмиралтейская должны появиться и новая поликлиника на 240 посещений в смену.

Завкафедрой градостроительства Александр Дембич, около двух лет разрабатывавший концепцию «Адмиралтейки», отметил, что, в принципе, можно построить и 300 тыс. кв. м жилья.

ДОРОГУ ПО ВОЛЖСКИМ ОСТРОВАМ ПРЕДУСМОТРЕЛИ В ПРОЕКТЕ «АДМИРАЛТЕЙКИ»

Кроме того, проект предусматривает реконструкцию всех инженерных систем: строительство новых котельных, прокладку канализационных коллекторов и водопроводов, перекладку старых труб, развитие ливневки и ее очистных сооружений. А главное — строительство канализационно-насосной станции «Заречье», поскольку существующая станция «Верхняя» в аварийном состоянии. Только на это требуется около 6 млрд. рублей.

Масштабных вливаний требует и транспортная инфраструктура, собственно из-за неразвитости дорог сейчас слобода все равно что отрезанный ломоть. Добраться до центра, до которого, что называется, рукой подать, можно лишь через пробки на единственной дороге под мостом, ведущей на Кировскую дамбу.

Поэтому предусматривается строительство эстакады, соединяющей район с Большим казанским кольцом, а также «дороги жизни» вдоль трассы железной дороги, выводящей непосредственно на Кировскую дамбу. Как бы оппонируя «Казгражданпроекту», Дембич предложил несколько иные варианты трассировки выходов дорог со строительством железнодорожных эстакад, чтобы не потерять связность рекреационных зон старого русла Казанки.

— В пределах Волжской акватории предусматривается платная дорога, и мы предусмотрели связь этой дороги с рассматриваемым районом, — показала на плане Мухаметшина. — Кроме того, для улучшения связи нужна дорога районного значения, пешеходные переходы через железную дорогу и старое русло Казанки.

Напомним, что дорогу по Волжским островам впервые представили примерно полтора года назад, 17,5-километровая трасса, проект которой заказало «ПСО «Казань», соединяет столицу республики с трассой М7 в районе Займища. Официально это лишь концепция, однако она, как показали вчерашние слушания, учитывалась в предлагаемом проекте планировки. Против этого возразила представитель социально-экологического союза Наиля Биктимирова, отметив, что отсыпка грунта и образование новых участков суши на водной глади требует ряда согласований и разрешений, поскольку регулируется федеральным законодательством. Тем более что дороги нет и на генплане Казани, а проект планировки принимается только в его развитие. Биктимирова заявила, что проект планировки не соответствует генплану, схеме территориального планирования Татарстана, разработан в нарушение действующего законодательства. И требует отклонения.

Предложение исключить участок дороги, подводящей к платной трассе, поддержала и Юлия Файзрахманова, добавив, что там, где звучат слова о насыпях и намывах, всегда подразумевается «ПСО «Казань» и Равиль Зиганшин. Файзрахманова к тому же в принципе не согласна с любыми «безоглядными» мероприятиями в старом русле Казанки.

— У военных врачей есть правило: в первую очередь надо оперировать больного, которого еще можно спасти, а уж потом всех остальных, — привела она пример. — Расчистка русла потребует высокотехнологичных мер, но польза от реновации старого русла Казанки с экологической точки зрения может оказаться меньше, чем вред.

Эти выступления народ поддержал аплодисментами.

В таком же духе высказались и некоторые жители, по 40 - 50 лет нюхающие запахи «тухлой Казанки», как называют в народе старое русло. Десятилетиями сюда сливали отходы окрестные предприятия, и грунт на десятки метров пропитан неизвестно чем, высказал опасения Рахим Абдулазянов. И весь этот «вонизм» должны будут нюхать туристы?..

Впрочем, куда больше его интересовал вопрос: что будет с гаражами, попавшими в «зеленые зоны»... В ответ чиновники УАиГ пояснили: если когда-то и появятся деньги на этот проект, то земли просто выкупят по договоренности. Примерно так же в Казани строили Большое казанское кольцо и развязки в Суконной слободе, так что опыт уже есть...

3.jpg
 

КАК «ДОРОГА ЖИЗНИ» АДМИРАЛТЕЙСТВА НАЕХАЛА НА «АДМИРАЛ» АЛЕКСЕЯ СЕМИНА

Крупные инвесторы высказали свою головную боль. Перспективно-призрачная «Дорога жизни» Адмиралтейской слободы, выходящая параллельно железнодорожному полотну на Кировскую дамбу, «переехала» торговый комплекс «Адмирал».

Как оказалось, этот комплекс принадлежит ASG. По словам директора департамента развития территорий компании Тимура Давыдова, такая трассировка ставит комплекс на грань «красных линий» и фактически означает необходимость демонтажа части здания, а оно конструктивно к этому не предназначено. Давыдов попросил учесть замечания ASG, которые еще будут направлены разработчикам в письменном виде. Кроме того, дорога затрагивает и котельную, которая отапливает не только «Адмирал», но и ряд жилых домов...

АЭРОЭКСПРЕССОМ ДО «АДМИРАЛТЕЙСТВА»?

Воспользовались случаем предложить свой вариант трассировки высокоскоростной магистрали жители Займища, протестующие против «наезда» ВСМ на их владения. Рамиля Ахметзянова, представляющая инициативную группу Займища, предложила свой вариант трассировки ВСМ.

Напомним, что приоритетным вариантом считается северный вариант обхода Казани через станцию Казань-2. Один из вариантов трассировки затрагивает земли жителей Займища: под снос попадает четыре сотни домовладений. Ахметзянова предложила перенести трассу еще севернее и продлить пути аэроэкспресса от станции Казань-1 через Адмиралтейскую слободу в направлении станции Казань-2...

А заодно Ахметзянова поддержала протесты против «аппендикса» к платной дороге.

Креатив займищенских «протестантов» подхватил и Вадим Гордеев – один из жителей улицы Большой. На правах старожила Гордеев продемонстрировал красочный ролик о набережной Волги: из пяти километров набережной жителям доступны пара жалких проездов. И даже для того чтобы спустить лодку на воду, приходится ехать из Казани куда подальше: проезд к воде загорожен нахал-коттеджами с их заборами, воротами, шлагбаумами... О какой будущей набережной можно вести речь, если не наведен порядок на существующих улицах, вопрошал Гордеев, вновь и вновь демонстрируя закрытые подходы к Волге и стены, выстроенные прямо в волжских водах...

СЛУШАНИЯ ПРИЗНАЛИ СОСТОЯВШИМИСЯ

Казанцы явно изучили проект, одно только предложение по переносу зоопарка на территорию Адмиралтейской слободы чего стоит! Слушания продолжались почти 2,5 часа спокойно, без выкриков, «захлопываний» выступавших. Это отметил и глава Кировского и Московского районов Дамир Фаттахов, поблагодаривший публику за конструктивность и предложения.

— Если честно, я думал, людей будет побольше, и сам хотел принять участие, чтобы из первых уст услышать мнения, — подвел черту глава района. — Поверьте, мы не меньше вашего переживаем за нынешнее состояние Адмиралтейской слободы, за то, что там будет, как там будет... Есть сложности с сетями, коммуникациями, и этот проект один из путей привлечения инвестиций. И чтобы запах канализации пропал, чтобы дороги появились, чтобы не было пробок, нужен этот проект.

Фаттахов отметил, что слушания нужны именно для того, чтобы услышать предложения, чтобы все максимально высказали свои пожелания, и добавил, что пожелания собственников недвижимости также будет учитываться.

— И все, что связано с изъятиями, будет проходить в рамках закона, и еще ни одного человека не переселили, если он этого не захотел или сумма за изъятые помещения его не устроила, — прокомментировал он возможное будущее. — Развитие Адмиралтейской слободы будет только в плюс тем, кто там проживает и будет жить в будущем.