«НИ ОДНОГО ТУ-124 В РЕЙС НЕ ВЫПУСКАТЬ»
Самой памятной катастрофой казанских самолетов, видимо, следует назвать гибель 28 августа 1979 года Ту-124 Казанского объединенного авиаотряда (ОАО) с 58 пассажирами и 5 членами экипажа. Борт 45038 выполнял рейс Одесса — Киев — Казань. В 23 часа 21 минуту лайнер вылетел из аэропорта Борисполь и, заняв эшелон 9 тыс. м, взял курс на Казань. В 00 часов 26 минут при включенном автопилоте вдруг начался выпуск закрылков, самолет стал падать. Экипаж боролся до конца, но на высоте 3 тыс. м произошло разрушение конструкции.
О катастрофе сразу узнала вся Казань — большинство пассажиров были из Татарстана. Экипаж и многих пассажиров похоронили на Арском кладбище. А вскоре по городу поползли слухи, что самолет случайно сбили военные, а пенсии семьям погибших платит министерство обороны. В вердикте комиссии по расследованию катастрофы сказано, что она произошла из-за возможного непреднамеренного выпуска закрылков экипажем. Тем не менее после трагедии с бортом 45038 оргвыводы сделали не на уровне работы экипажей, а списали все оставшиеся Ту-124 (погибший борт был 1963 года выпуска).
Известный казанский летчик и историк авиации Рашид Ибрагимов рассказывал: «А ведь на этом самолете должен был быть я — по дальнему графику стоял на киевский рейс. Но приходит ко мне Гена Воробьев: «Рашид, уступи рейс на Киев — надо жену оттуда забрать. А ты вместо меня — в Ленинград». Я не возражал. Он и командира уговорил... Прилетаю из Ленинграда в Казань. Запрашиваю, куда поставить самолет. Да ставьте, куда хотите, отвечают, хоть в «железный ряд» (туда ставили неисправные машины), и добавляют: все, отлетали, командир, ваши ласточки. Оказывается, сразу же пришло указание ни одного Ту-124 в рейс не выпускать. Все 28 наших самолетов — а они были уже, конечно, старичками — списали». Уже с 15 сентября 1979 года из Казани стали летать новые лайнеры — Ту-134.
УСПЕЛ ПРЕДУПРЕДИТЬ ТОВАРИЩА: «ПОГОДА НЕ ОЧЕНЬ, БУДЬ АККУРАТНЕЕ»
Вторая трагедия разыгралась вечером 30 августа 1983 года в 36 км юго-восточнее Алма-Аты. Ту-134А (1978 года выпуска) казанского ОАО завершал полет по маршруту Челябинск — Алма-Ата. При заходе на посадку, когда самолет находился на высоте 1800 м, от диспетчеров поступило указание пропустить на посадку Ил-62М. При этом экипажу следовало выполнить маневр в нарушение схемы аэродрома Алма-Ата со снижением до 600 м (минимально безопасная высота для данного сектора составляла 4620 м), сообщает портал airdisaster.ru. И, разворачиваясь, самолет столкнулся с горой высотой 690 метров. За 2 секунды до столкновения экипаж попытался начать набор высоты, но не успел. Погибли 83 пассажира и 7 человек экипажа. Считается, что в произошедшем был виноват и диспетчер (занятый Ил-62М, он не контролировал Ту-134 почти 1,5 минуты), и экипаж, уклонившийся от схемы захода на посадку на 15 километров.
Памятник на месте крушения казанского Ту-134 |
Следующая катастрофа произошла с бортом предшественницы АКТ — авиакомпании «Авиалинии «Татарстана». 26 ноября 1991 года экипаж Ан-24РВ (1971 года выпуска) перевозил вахту нефтяников из Нижневартовска. Летчиков предупредили о сильном обледенении в облаках и осадках в районе аэропорта Бугульма, тем не менее перед началом снижения экипаж не включил противообледенительную систему крыла, хвостового оперения. А противообледенительную систему воздухозаборников двигателей включили только на высоте 1 100 метров. В итоге самолет начал непрерывно уклоняться вправо от посадочного курса и вышел за пределы допустимых уклонений по курсу и скорости снижения. Диспетчер (за 34 секунды до происшествия) дал команду об уходе на второй круг. Резкое пилотирование в условиях обледеневшего стабилизатора привели к «клевку», а малая высота и дефицит времени не дали возможности вывести самолет из него. В 05:02 самолет столкнулся с землей в 802 м за полосой и в 598 м правее ее оси и полностью разрушился. Пожара не было. Погибли 4 члена экипажа и 37 пассажиров. Причиной катастрофы была названа ошибка экипажа.
И, наконец, совсем недавняя история. 6 апреля 2012 года в 9:40 из аэропорта Бугульма в аэропорт Казань вылетел вертолет Bell-407, принадлежащий ОАО «Татнефть» и эксплуатирующийся авиакомпанией «Ак Барс Аэро». В 11:35 у поселка Новошешминск с вертолетом пропала связь — он потерпел крушение при попытке совершить аварийную посадку в условиях сильного тумана между населенными пунктами Ямаши и Благодатное. В момент катастрофы в машине находился один пилот — опытнейший 51-летний Валерий Майоров, проработавший в авиации 30 лет. Он погиб. Кстати, по информации того же airdisaster.ru, в ходе полета Майоров связался с пилотом другого вертолета и сообщил ему: «Погода не очень, будь аккуратнее...» Комиссия пришла к выводу, что причиной авиационного происшествия стала потеря пилотом в сложных погодных условиях контроля за высотой, что привело к столкновению вертолета с земной поверхностью.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.