«САМОЛЕТ КАТАСТРОФИЧЕСКИ ПОВОРАЧИВАЛО К ЗЕМЛЕ»
Фильм «Авиакатастрофы: совершенно секретно — загадка «Боинга-737» начинает повествование о «величайшем детективном сюжете в истории авиации» с даты 9 июня 1996 года. В этот день в аэропорт Ричмонда готовится совершить посадку «Боинг-737», рейс №517, прилетевший из Бостона. Внезапно что-то происходит — 51 человеку угрожает гибель! Это уже третья чрезвычайная ситуация, связанная с «Боингом-737». Авторы фильма задаются вопросами: «Почему наиболее широко используемый в мире авиалайнер начал падать?» «Может ли быть разгадана тайна, или тысячам жизней будет угрожать опасность?»
Брайн Бишеп — пилот Eastwind Airlines, вспоминает, что через 87 минут после взлета они приближались к месту назначения. Ветра почти не было, погода была ясная, видимость отличная. Но тут самолет попал в турбулентность. Бишеп взялся за руль управления, чтобы выровнять самолет, и ожидал, что он слегка повернется вправо. Но произошло другое. «Самолет резко накренился вправо, почти на 90 градусов. Меня отбросило прямо к окну», — вспоминает Бишеп.
Самолет вот-вот перевернется! Бишеп пытается помешать этому, но все безрезультатно.
«Педаль не слушалась, двигалась очень туго, опустилась сантиметра на 2. Я чувствовал, как по педали что-то бьет. У меня не было сил толкнуть ее дальше. Самолет вышел из-под контроля, его катастрофически поворачивало к земле. Это была крайне напряженная ситуация, нервы на пределе! В таких случаях ты просто пытаешься что-то делать», — говорит Бишеп.
До крушения остаются мгновения...
ЕСЛИ ЕСТЬ ДЕФЕКТ, НУЖНО СКОРЕЕ ЕГО ОБНАРУЖИТЬ
Тут авторы фильма вспоминают событие, которое случилось пятью годами ранее. В марте 1991 года рейс №585 United Airlines летел из Денвера в Колорадо-Спрингс. Самолет вела Триша Айдсон — одна из первых пилотов-женщин в авиакомпании. сервис интернет-рекламы LINKSTAR сервис интернет-рекламы Приближаясь к посадочной полосе, она видит, что там очень ветрено и трудно выдерживать нужную высоту, но старается подстроиться. Однако тряска была такая, что существовала опасность не попасть на полосу. Все складывалось не очень хорошо, поэтому пилоты решили развернуться и попробовать сесть снова. Но внезапно самолет начал крениться, его резко повернуло вправо. Пилоты пытались исправить положение, но, как и в случае с рейсом №517, безуспешно. Они убирают закрылки, пытаются увеличить скорость, но все их старания ничего не дают. Самолет кренит, и он устремляется прямо к земле. Это длится всего лишь 6 секунд. Потом самолет ударяется о землю.
«Боинг-737» упал в нескольких километрах от аэропорта Колорадо-Спрингс на небольшой парк, окруженный с трех сторон домами. Все находившиеся на борту мгновенно погибли. Расследование возглавил Грэг Филипс. Он понимал, что если у самого популярного в мире самолета есть какой-то дефект, то нужно как можно скорее его обнаружить.
Одна проблема была на поверхности. При сильном ветре турбулентность очень высока. Но только этим случившееся невозможно было объяснить. Летчики обучались справляться с такого рода турбулентностью, поэтому должна была быть какая-то другая причина. Но после расследования, длившегося более двух лет, команда Филипса приходит к выводу, что ни турбулентность, ни ошибка летчика не могут быть убедительным объяснением случившегося. Катастрофа рейса №585 остается тайной, сообщается, что самолет разбился «по невыясненным причинам».
В последующие годы «Боинг-737» продолжает оставаться самым популярным самолетом на свете. О загадке рейса №585 постепенно перестают говорить, разве что родственники погибших пытаются понять, что же все-таки случилось.
ВСЕ СВОДИТСЯ К МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ
8 сентября 1994 года самолет авиакомпании US Air выполняет рейс №427 Чикаго — Питсбург. На борту самолета 127 пассажиров. И снова при входе на посадку самолет начинает кренить, но только в этот раз влево. Первый офицер пытается выровнять самолет, но руль не слушается. Внезапно срабатывает аварийный вибросигнализатор, самолет падает вниз. В этой авикатастрофе погибли все 135 человек, находившиеся на борту, никто не уцелел.
Следователь Мальком Бреннер сразу же начинает проводить параллели с тем, что случилось ранее в Колорадо-Спрингс. В распоряжении следователей находится бортовой самописец. Первая задача — понять, насколько схожи ситуации здесь и в Колорадо-Спрингс. Траектории обоих самолетов были очень похожи. Следователи создают анимацию последних мгновений полета, потом сопоставляют их. Результат поразительный! Последние мгновения не просто схожи, они идентичны. Команда изучает анимацию более тщательно, и им удается найти момент сбоя в обоих полетах. Сначала самолеты попадают в турбулентность, потом выходят из-под контроля. Происходит нечто загадочное, с чем пилоты не в силах справиться.
Руль |
Черный ящик рейса №427 точно показывает, что именно делал каждый рычаг управления в роковой момент. Один из них особенно привлекает внимание следователей. Руль направления на 427-м повернуло максимально вправо и зажало. Именно поэтому самолет стало так резко кренить. В этой ситуации летчику нужно было повернуть руль в противоположном направлении, но сделать это не удалось. Но почему? Записи голосов в кабине несколько проясняют ситуацию. Первый пилот говорил мало, но два раза было слышно нечто вроде натужного кряхтения. Это очень необычный звук для самолета, поскольку все ручки управления устроены так, что не приходится прилагать много усилий.
Бреннер сопоставляет данные, связанные с поведением самолета со временем кряхтения. Эти звуки совпадают с поворотом руля. Предположим, первый офицер изо всех сил пытается повернуть руль управления, но он ему не повинуется. Он силой жмет на педаль руля, но она не идет вниз. Звуки, издаваемые пилотом, указывают на то, что все в итоге сводится к механической проблеме.
Команда следователей сосредотачивается на механизме, который двигает руль из стороны в сторону. В его основе — гидравлический мотор, известный как серво-клапан. Если серво-клапан откажет, руль заклинит. Следователи проверяют идентичный серво-клапан при всевозможных условиях, но каждый раз он действует безотказно.
— Это обескуражило нас, все получилось не так, как мы рассчитывали. Не выяснилось ничего неожиданного. Мы выяснили, что рулевая система функционирует нормально. Теория есть, а убедительных доказательств нет, — рассказывает Бреннер.
Исходя из того, что руль могло заклинить, на всех «Боингах-737» серво-клапан заменили на более качественный. В тот момент было решено, что нет необходимости прекращать полеты на «Боинге-737», просто нужно было кое-что исправить. Если проблема в серво-клапане, значит этого неожиданного крена самолета больше не будет. Однако все оказывается сложнее...
НО ВДРУГ РУЛЬ РАЗБЛОКИРОВАЛСЯ
Здесь авторы фильма возвращают зрителей на борт «Боинга-737», который готовится совершить посадку в аэропорт Ричмонда.
- Мы оказались почти в вертикальном положении и не могли вернуть самолет в горизонтальное положение, что бы для этого ни делали. Я не давал ему перевернуться, но не более того. Я думал только об одном: как найти выход? — вспоминает Бишеп.
Но потом вдруг рулевое управление также неожиданно разблокировалось. Но когда Бишеп пытался взять ситуацию под контроль, руль снова заело, и это несмотря на замену серво-клапана.
— Самолет сделал это вторично и снова неожиданно. Я безуспешно пытался повернуть самолет. Я не был уверен, что нам удастся вернуться к аэропорту, — говорит Бишеп.
Самолет крутило над Ричмондом. От катастрофы их отделяли мгновения.
— В такие минуты не до испуга. Ты думаешь о выживании: «Я непременно посажу самолет!» — говорит Бишеп.
Внезапно рулевая система вновь пришла в рабочее состояние и самолет выровнялся. Спустя несколько минут самолет благополучно приземлился в Ричмонде. Это было спасение в последнюю секунду. Но над всей авиапромышленностью звучал колокол тревоги. После катастроф 1991 и 1994 годов следователи считали, что нашли и решили проблему «Боинга-737». Теперь же выяснилось, что они ошиблись. «Боинг-737» по-прежнему был списке самых популярных и самых опасных самолетов. Снова началось расследование.
НЕ ОСТАВЛЯЮЩИЙ СЛЕДОВ
К счастью, в этот раз самолет благополучно приземлился, был экипаж, который мог дать показания, можно было проверить рулевую систему. Сразу возник вопрос: почему на этот раз самолет уцелел? И было лишь одно существенное различие от двух предыдущих случаев — скорость. В Колорадо-Спрингс и Питсбурге пилотам было приказано сбросить при посадке скорость. Именно тогда самолеты начали выходить из-под контроля. Считалось, что элероны и интерцепторы могут вернуть крыло на нужный уровень. Но, как выяснилось, при медленной скорости в 190 узлов закрылки бессильны что-либо изменить.
Рейс №427 летел со скоростью, которая делала его уязвимым. При 190 узлах отказ рулевой системы делал самолет абсолютно бесконтрольным. Но в ходе расследования выяснилось, что самолет Бишепа, приближаясь к Ричмонду, имел куда большую скорость — 250 узлов. При такой скорости элероны и интерцепторы оказывают ветру достаточное сопротивление, устраняя проблему с рулем, поэтому Бишеп смог снова взять самолет под контроль. Именно скорость спасла рейс №517.
Крыло |
- Мне хотелось бы сказать, что я один из лучших летчиков на свете, что я спас самолет. Но, знаете, тут все дело было в везении. Большинство летчиков сделали бы то же самое, — говорит Бишеп.
И все же для следователей по-прежнему было непонятно, почему заклинивает руль. Казалось, что ничто не может объяснить отказ техники. Расследование загадки 737-го — одно из самых длинных в истории Соединенных Штатов. Только после проведения тысяч тестов следователи попробовали еще кое-что. Они попытались понять, что произошло бы с серво-клапаном в условиях экстремальной жары и холода.
Они подвергли рулевую систему сверхохлаждению, а потом пустили в ход очень горячую жидкость. Следователи исходили из того, что в полете система могла охладиться, а при перегреве гидравлики жидкость могла стать очень горячей. Потом они воспроизвели движение руля из стороны в сторону. Наконец, выяснилось, что в условиях, когда горячая гидравлическая жидкость попадает на охлажденный металл, серво-клапан, контролирующий руль, заедает. А когда условия меняются, он разблокируется. Если руль заклинивало, могло и не быть ни единого признака, что внутри серво-клапана что-то произошло. Следователи обнаружили механический дефект, не оставляющий следов.
«Эту тайну не могли разгадать в течение нескольких лет. С 1996 года, после окончания расследования, «Боинг» постоянно совершенствовал и модифицировал механизм рулевого управления. После чудесного спасения «Боинга-737» над Виргинией в воздух поднялись еще 3500 самолетов. Ни у одного из них не было проблем с рулем управления. Проблема была решена», — утверждают авторы фильма. Но тут же оговариваются: «Судя по всему...»
P.S. «Боинг-737», потерпевший авиакатастрофу в аэропорту Казани, был выпущен в 1990 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.