«РЕЙС ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ? ПОЧЕМУ С ТАБЛО ИСЧЕЗ?»
Вчера вечером в столице РТ начали распространяться слухи о падении самолета в казанском аэропорту. Слухи быстро нашли подтверждение — в 19:45 руководитель отдела пропаганды и общественных связей ГУ МЧС РФ по Татарстану Андрей Родыгин сообщил газете «БИЗНЕС Online» коротко: «В 19:25 при заходе на посадку в международном аэропорту Казань потерпел крушение Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс 363 Москва-Домодедово — Казань. По предварительным данным, погибли 44 человека».
В районе 20:00 о том, что в аэропорту произошло ЧП, можно было понять только по машинам скорой помощи, которые с сиренами мчались по Казани. Навстречу им проезжали пожарные машины — они уже возвращались в город. В новом терминале международных вылетов все, казалось бы, работало в штатном режиме, многие еще не знали о том, что неподалеку, на взлетно-посадочной полосе, только что тушили потерпевшее крушение воздушное судно. Так как рейс был из столицы, встречающих было немного, кто-то подходил к дежурным по терминалу и спрашивал: «Рейс из Домодедово? Он задерживается? Почему исчез с табло?» Всех, кто задавал эти вопросы, провожали в маленький закуток возле металлодетектора. В этой маленькой комнатке встречающие понимали, что случилась большая трагедия — им показывали список из 44 фамилий. Он был на латинице, разобрать написанное в нем было довольно трудно.
«Как ваша фамилия? Давайте искать», — обращаются сотрудники аэропорта к женщине, которая забегает к ним, тяжело дышит. Она сама берет в руки список, руки у нее дрожат, и она сползает по стенке. Вызывают врача, который все это время был за дверью.
По соседству с этим закутком, откуда то и дело врачи выводили убитых горем родственников, возле стойки авиаоператоров выстроились очереди из тех, кто не мог улететь из Казани этим вечером — аэропорт был закрыт. Многие, узнав по мобильному о случившемся от знакомых, просят вернуть деньги за билет и говорят: «Мы лучше поездом».
Тем временем врачи и дежурный штаб перемещаются в «VIP-терминал». Журналисты, которые потихоньку начинают стягиваться в аэропорт, следуют за ними. Там их уже встречает заместитель премьер-министра Татарстана Юрий Камалтынов, по коридору на второй этаж быстрым шагом проходит мэр Казани Ильсур Метшин, с бумагами в ту же сторону бежит министр транспорта РТ Ленар Сафин. Камалтынов обещает журналистам, что будет спускаться со второго этажа каждые полчаса и сообщать актуальную информацию.
- Пожар ликвидирован, аэропорт временно закрыт до 24:00, окончательные списки погибших уточняются, — таков был его первый официальный комментарий. Камалтынов сообщил номера горячей линии и снова поднялся на второй этаж.
«НЕТ, НЕ ОДНОФАМИЛЕЦ…»
Еще через полчаса на входе в «VIP-терминал» вывесили список погибших. К нему подбегали те, кто приезжал в аэропорт из Казани на такси в поисках родственников. Первой фамилией в списке значился Ирек Минниханов. В это время в аэропорт приехал руководитель республиканского ГИБДД Рифкат Минниханов, по его виду стало ясно — в семье произошла большая трагедия. Все коллеги подходили к нему, выражая слова соболезнования — в самолете разбился его 24-летний племянник, сын президента Татарстана Рустама Минниханова, который в августе отпраздновал свадьбу с гражданкой Франции 25-летней Антонией Гишар.
«Минниханов — это однофамилец?» — спросили журналисты Камалтынова, который через полчаса вновь спустился к ним.
«К сожалению, нет…» — сказал вице-премьер.
- Какая компенсация! Мы человека потеряли, об этом даже никто слышать не хочет, — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Ольга Ананьева, у которой в авиакатастрофе погиб друг. — Он возвращался в Казань из командировки, все его родственники уже здесь. Сказали, что опознание будут проводить завтра после 12. Техническая неисправность, наверное, либо пилот виноват. Если два раза не мог на посадку зайти, а на третий раз такая трагедия произошла…Сейчас самое главное — жену поддержать, маму и всех близких»
Психологи-волонтеры, которые приехали в аэропорт помогать родственникам погибших, невольно сравнивали в разговоре события вчерашнего вечера с днем, когда затонул теплоход «Булгария». По их словам, работать в аэропорту сложнее — родственники погибших на теплоходе в июле 2011 года до последнего верили, что их близким удалось спасти, верили, что им удалось доплыть до берега, до острова, оказаться в вакуумном мешке, когда теплоход уже ушел под воду… Здесь же родственников уже встречал точный список — никто не выжил. В разговоре с психологами никто не захотел говорить о близких, которые летели рейсом №363, в прошедшем времени…
ЗВОНОК ПУТИНА
Тем временем поступала все новая информация — в Казань вылетел руководитель федерального МЧС Дмитрий Пучков, утром в районе 10:00 прилетит глава следственного комитета России Александр Бастрыкин. Президент Владимир Путин позвонил Рустаму Минниханову и в телефонном разговоре выразил соболезнования в связи с трагедией и гибелью его сына. На этом фоне лента микроблога Twitter, не прекращая, пестрила соболезнованиями от политиков, звезд шоу-бизнеса — телеведущий Владимир Соловьев, который посвятил прямой эфир своей программы «Воскресный вечер» трагедии в Казани, возмущался тем, что в сети многие цинично требовали вернуть в сетку Первого канала КВН, который отменили из-за случившегося. Друзьям погибших, которые приехали в аэропорт, приходилось постоянно отвечать на звонки продюсеров ток-шоу «Пусть говорят», которые звали их на эфир. В аэропорт приехали молодые люди, которые интересовались, где именно разбился самолет и объясняли: «Издание Life news обещало 20 тысяч рублей за видео с места крушения».
Но место крушения было оцеплено. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель руководителя отдела по связям с общественностью МВД РФ по РТ Максим Костромин, в аэропорт для охраны порядка было стянуто 200 полицейских.
Со своими целями в МАК приехал и Дмитрий Бердников, известный как глава всероссийского движения «Против преступности и беззакония». Он объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в первую очередь следователи должны проверить качество новой взлетно-посадочной полосы, которая появилась в аэропорту к Универсиаде, якобы при строительстве могли быть допущены грубые нарушения. Бердников прорвался через оцепление и высказал свою идею министру строительства и ЖКХ Иреку Файзуллину, который прибыл в аэропорт на экстренное совещание. Вместе с ним к 22:30 приехал премьер-министр Ильдар Халиков и государственный советник Минтимер Шаймиев. Совещание проходило за закрытыми дверями на втором этаже.
- В настоящее время ведутся поиски «черного ящика», — рассказал Камалтынов, спустившись к журналистам по итогам совещания. — Принято решение выплатить семьям погибших из резервного фонда единовременную материальную помощь в размере 1 миллиона рублей, кроме того, страховая компания произведет выплаты в соответствии с тем договором, который имеется с компанией. Психологи работают с семьями погибших, многие уже начали уезжать домой, но мы готовы при необходимости разместить их в республиканской клинической больнице, там выделены специальные койки. Буквально несколько минут назад подписан указ президента — 18 ноября объявляется в республике днем траура по погибшим.
Камалтынов также сообщил о том, что Халиков принял решение — аэропорт будет закрыт до 12:00 18 ноября. Примерно в это же время стало известно о том, что на борту разбившегося самолета в Казань летел руководитель УФСБ РФ по РТ Александр Антонов.
«У МЕНЯ ТЕПЕРЬ ОДИН ВОПРОС — ЗАЧЕМ ТЕПЕРЬ ЖИТЬ?»
Пока пользователи Twitter критиковали за цинизм Ксению Собчак, которая умудрилась найти «позитивные нотки» в трагедии, отметив, что сын президента летел обычным рейсом, стало известно, что на борту самолета находилась Эллина Скворцова — супруга комментатора телеканала «Россия-2» Романа Скворцова. Она была родом из Казани, до прошлого года работала в хоккейном клубе «Ак Барс» и летела на борту вместе с дочерью от первого брака Дарьей Арташиной. Скворцов написал в своем микроблоге: «У меня теперь один вопрос — зачем теперь жить?» Кто-то нашел в сети, как маленькая Даша считала на своей страничке «ВКонтакте» дни до вылета самолета — так ждала она этой поездки в Казань.
Ближе к 22:00 с официальным заявлением на сайте следственного комитета России выступил пресс-секретарь ведомства Владимир Маркин. Он сообщил, что Бастрыкин взял на личный контроль расследование уголовного дела по факту авиакатастрофы. Уголовное дело было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц»).
- Очень тяжелые климатические условия, — рассказал журналистам первый заместитель руководителя СК РФ по РТ Марат Зарипов. — Сейчас выполнять осмотр места происшествия невозможно, но с рассветом работа будет продолжена. Бортовые самописцы пока не найдены, сейчас допрашивают диспетчеров. Причин крушения может быть много — и климатические условия, и ошибка пилота, поэтому это все будет рассматриваться в совокупности. Будут рассматриваться все версии, в том числе и теракт. Будем изучать и топливо, которым заправлялось воздушное судно, сейчас уже дано поручение об изъятии образцов этого топлива в ангаре, где заправлялся самолет. Это происходило в московском аэропорту Домодедово. По предварительной версии, самолет второй раз заходил на посадку и задел крылом землю. Территория разброса обломков довольно приличная, в радиусе 500x500. Была версия о том, что у этого самолета была неисправность в прошлом году, но это мы будем проверять в рамках следствия.
После допроса диспетчеров стало известно о том, что пилоты Boeing 737, подлетая к Казани, сообщили — самолет не готов к посадке. Предположительно, экипаж сообщал на землю о том, что столкнулся в воздухе с техническими проблемами, когда самолет находился за 500 м до торца полосы.
По словам главы группы компаний «Тулпар» Азата Хакима, падение Боинг 737-500 произошло недалеко от ангара, принадлежащего его предприятию. В ангаре в это время находилось несколько техников, которые выполняли работы по обслуживанию самолета. «Раздался сильный взрыв, и стены ангара сотряслись. Мои сотрудники выбежали из ангара и увидели, как на месте падения «Боинга» образовалась большая воронка, в которой бушевало пламя», — рассказал он газете «БИЗНЕС Online», добавив, что от самолета остались лишь небольшие обломки, которые разлетелись не очень далеко от места падения. По мнению Хакима, это может свидетельствовать о том, что самолет вошел в землю практически вертикально.
В разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» Хаким не скрывал своих переживаний о том, что практически предсказал подобное печальное развитие событий, когда всего три недели назад обнародовал информацию об огромных долгах авиакомпании «Татарстан» перед казанским аэропортом. Тогда он выразил удивление, как в таких условиях авиакомпания может обеспечивать на должном уровне безопасность полетов.
Хаким поделился своими соображениями о возможных причинах катастрофы. По его словам, на основании обнародованных пока данных можно предположить, что фатальную роль в катастрофе мог сыграть резкий порыв ветра, который по какой-то причине привел к опрокидыванию самолета и потере тяги (действительно, многие журналисты, которые позже прибыли в аэропорт, отметили довольно большую силу эпизодически налетавшего порыва ветра — прим. ред.). По мнению эксперта, пилоты по каким-то причинам не сумели вовремя правильно отреагировать на это, что и привело к трагедии. «Это лишь одна из гипотез, основанная на моих внутренних ощущениях», — предупредил он, добавив, что окончательный вердикт поставит специальная комиссия на основе анализа всех фактов.
«ВАЖНО, ЧТОБЫ ЛЮДИ НЕ ОСТАЛИСЬ ОДИН НА ОДИН С ТРАГЕДИЕЙ…»
«В Священной Мекке мы узнали о авиакатастрофе в Казани, в результате которой погибли 50 человек, — ближе к полуночи пишет в своем Instagram президент Чечни Рамзан Кадыров. — Среди них и старший сын президента Татарстана, моего брата Рустама Минниханова — Ирек. Мы сразу же посетили Масджид аль-Харам и у священной Каабы совершили молитву, в которой упомянули Ирека и всех жертв катастрофы! Уважаемый Рустам Нургалиевич, примите наши искренние соболезнования в связи с постигшим Вас и весь народ Татарстана горем! Прошу передать наши слова соболезнования родным и близким жертв. Наши молитвы с Вами! Да примет Всевышний Аллах их души и даст Вам сил и воли пережить эту трагедию!»
Ближе к полуночи к списку погибших пассажиров, который висел у входа в «VIP-терминал», приклеили еще один — с фамилиями шести членов экипажа. Таким образом, официальное количество погибших изменилось и достигло 50 человек. А в аэропорт стали приезжать казанцы с цветами — большинство из них не потеряли в этой трагедии родственников, многие услышали о крушении по радио и решили приехать.
- В настоящее время на телефоны горячей линии поступило около 2 тысяч звонков, — сообщил представитель МЧС ближе к двум часам ночи. — Психологи работают в аэропорту и окажут всю необходимую поддержку родственникам при процедуре опознания.
Кроме психологов в терминал приехали оказать поддержку представители православного и мусульманского духовенства. Наместник Казанского Богородицкого мужского монастыря отец Питирим рассказал журналистам, что сегодня во всех храмах республики пройдет траурный молебен по погибшим, представители мусульманского духовенства произносили слова молитвы, расстелив коврики неподалеку.
- Состояние у всех разное, — сообщил, выйдя к журналистам, заместитель министра здравоохранения России Айрат Фаррахов. — У многих, конечно, тяжелая шоковая реакция. Но впереди еще много этапов, когда состояние родственников может только ухудшиться. Завтра мы будем работать в районе судебно-медицинской экспертизы, поскольку я полагаю, что многие будут приходить именно туда. Очень важно, чтобы люди не остались один на один с этой трагедией — мы всегда будем с ними рядом.
Журналистам в МАК постарались создать максимально комфортные условия для работы — сотрудники буфета в зале вылета, где раз в полчаса проходили подходы уполномоченных лиц к прессе, получили указание бесплатно кормить журналистов всем, что было в их распоряжении: выпечкой, бутербродами, соками, кофе, фруктами, шоколадом и т.д. Исключение было сделано для спиртного — хранящееся в фирменных холодильниках-витринах пиво сотрудницы буфета по распоряжению своего начальства на всякий случай перепрятали под прилавок. Ближе к полуночи в зале регистрации международных рейсов был развернут штаб агентства «Татмедиа», сотрудники которого помогали журналистам в получении информации и решении насущных проблем, таких как срочный поиск розетки для подзарядки сотовых телефонов. Параллельно руководитель штаба обзванивал директоров татарстанских телеканалов с предупреждением о том, чтобы они прекратили трансляцию развлекательных программ ввиду начала объявленного траура по погибшим.
Единственным местом, куда не пускали журналистов, стал второй этаж терминала, где оказывали медицинскую и психологическую помощь родственникам пассажиров злосчастного рейса. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось на несколько минут прорваться за оцепление и своими глазами увидеть, что там происходило. Зал был полон — вокруг каждого из нескольких десятков родственников погибших суетились медики и психологи. Работы было много — кому-то мерили давление, кому-то делали уколы, ни на минуту не оставляя их в одиночестве. Те, кому удалось сбить первый нервный шок от потери близкого человека, могли пообщаться с представителями православного или мусульманского духовенства, которые бок о бок ходили по залу.
Заметив просочившегося журналиста, сотрудники спецслужб довольно вежливо, но настойчиво проводили его на первый этаж.
Через час два врача в белых халатах спустились со второго этажа, держа в руках по четыре прозрачных пластиковых стаканчика, на четверть заполненных желтой жидкостью. Сперва показалось, что врачи несут пробы мочи на анализ, но вскоре выяснилось, что в стаканчиках успокоительное, которое предлагалось принять всем желающим журналистам. Таких, разумеется, не нашлось.
В районе полуночи к терминалу стали приезжать казанцы с букетами цветов, которые они хотели передать родственникам жертв катастрофы. Чуть позже с двумя термосами в руках и пакетом какой-то снеди приехали три человека. Они попытались пронести все это за рамки металлоискателей, чем вызвали недоумение со стороны сотрудников полиции. Подойдя поближе, корреспондент «БИЗНЕС Online» разговорился с женщиной с термосом. Она представилась Оксаной — управляющей одним из казанских магазинов. Узнав о случившемся, она вместе со своей дочкой Лилей и ее другом Александром решили каким-то образом помочь родственникам погибших. Прихватив с собой термосы с чаем и еду, на своей машине они приехали в аэропорт. Узнав, что те ни в чем не нуждаются, они растерянно походили по павильону несколько минут и потом предложили довезти до Казани всех желающих.
Ближе к утру, пока следователи изымали документы в офисе авиакомпании «Татарстан», на втором этаже «VIP-терминала», где развернулся экстренный штаб, еще продолжали оставаться друзья и родственники погибших. Они подходили к окну, долго глядели в кромешную тьму взлетно-посадочной полосы — где-то там вдалеке под дождем лежали обломки самолета.
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» продолжают работу в казанском аэропорту.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 157
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.