Проект 22460 «Охотник» стал прототипом нового патрульного корабля |
БЛИЗКИЙ РОДСТВЕННИК «ОХОТНИКА»
«Заводу имени Горького планируется большой заказ сторожевого корабля для министерства обороны», — сообщил газете «БИЗНЕС Online» во время недавнего визита в Казань (вместе с Дмитрием Рогозиным) заместитель министра обороны Юрий Борисов. О подробностях он распространяться не стал, уточнив только, что это не уже привычный для Зеленодольска проект «Гепард». На самом предприятии заявление Борисова комментировать не стали. Но от источника в судостроительной отрасли газете «БИЗНЕС Online» стало известно, что новый корабль по размерам близок к корвету, а проектировать его будет петербургское ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (СПКБ).
В СПКБ информацию подтвердили, хотя и с оговоркой: «Пока последняя подпись не поставлена. Впрочем, замминистра обороны — очень высокая фигура». Как рассказал нашему изданию главный инженер бюро Алексей Наумов, новый корабль — развитие пограничных сторожевиков проекта 22460 «Охотник». Они строятся в Санкт-Петербурге и Владивостоке. Новый патрульный корабль отличается в 2 - 2,5 раза большим водоизмещением (у «Охотника» — 700 т) и неограниченной мореходностью. «Принципиальные решения проекта 22460 сохраняются, поскольку полностью оправдали себя в эксплуатации, — уточнил Наумов. — Апробированные решения позволят быстро реализовывать планы оснащения флота недорогими кораблями. Задачи новых патрульных кораблей аналогичны задачам кораблей, которые работают по границам, — борьба с пиратством, контрабандой, охрана судов, но уже в любой точке мирового океана... Словом, мы реализуем положительный опыт, который достигнут в проекте 22460».
Тендер на проектирование пограничного сторожевого корабля нового поколения СПКБ выиграло в 2006 году, пишет журнал «Бастион». Вооружение «Охотника» — 30-мм пушка и два пулемета, что считается достаточным для выполнения патрульных задач. Скорострельная шестиствольная пушка АК-630М предназначена для уничтожения противокорабельных ракет, самолетов, вертолетов, для поражения малоразмерных морских надводных целей и огневых точек врага на берегу. Скорость — 30 узлов, дальность плавания — 3,5 тыс. миль, автономность — 30 суток. На борту имеется вертолет. Головной «Охотник» спущен на воду 26 июня 2009 года на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз».
ПО ПРИМЕРУ ФЛОТОВ НАТО
Отметим, что концепция нового патрульного корабля создается с оглядкой на западный опыт. «Наш флот хочет идти в направлении мирового развития патрульных кораблей, — объяснил Наумов. — Если вы посмотрите, что сделано в мире за последние пять лет, то немцы, англичане, французы построили порядка 28 патрульных кораблей водоизмещением от 1,5 тысяч до 2 тысяч тонн. Они отличаются от тех же корветов меньшими составом вооружения и количеством экипажа, дешевизной эксплуатации, но при этом они более мореходны. Патрульные корабли предназначены не для ведения боевых действий, а для решения задач в мирное время».
Один из проектов патрульных кораблей от СПКБ. Возможно, примерно так будет выглядеть корабль, о котором рассказал Юрий Борисов |
В качестве типичного зарубежного примера можно привести британские патрульные корабли типа River. Министерство обороны Великобритании заключило контракт на их разработку в 2005 году. Конструкция корпуса обеспечивает очень хорошие мореходные характеристики даже в открытом море, пишет «Энциклопедия кораблей». На рабочей палубе могут разместиться до 7 контейнеров, что позволяет использовать River в различных миссиях. Корабли оборудованы посадочной площадкой для приема легких и средних вертолетов. Могут использоваться для защиты рыболовства и других патрульных миссий в любых точках Мирового океана.
По словам главного конструктора СПКБ, новый российский патрульный корабль предназначен для всех четырех флотов России. «Или, можно сказать, он предназначен для объединенного флота — все-таки инициатором проекта был главкомат ВМФ, — разъяснил Наумов. — То есть такой корабль может использоваться в любом регионе, передаваясь с одного флота на другой».
Почему выбран завод имени Горького? «По размерам новый проект — чуть меньше «Гепардов», то есть как раз номенклатура Зеленодольска, — рассказал Наумов. — Выбор подчеркивает и возможности завода: флот ориаентируется на те предприятия, которым доверяет, которые способны реализовывать программы в указанные сроки. Ведь не секрет, что многие срывают планы, а ваш завод — один из лучших в отрасли. Отмечу, что хотя корабли по проектам Северного ПКБ строятся в Калининграде, Петербурге, на Дальнем Востоке, в Индии, Вьетнаме, Китае, с зеленодольским заводом будем сотрудничать впервые... Надеемся, до конца года относительно нового проекта будет полная ясность».
НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ЧРЕЗМЕРНАЯ РОСКОШЬ?
Опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» эксперты оценили проект неоднозначно.
Прохор Тебин — независимый военно-морской эксперт (Москва):
— Подобные корабли необходимы России как в составе береговой охраны (которая как использует пограничные сторожевые корабли проекта 22460, так и планирует использовать более крупные ПСКР проекта 22100 — головной корабль этого проекта строится на Зеленодольском заводе), так и в составе ВМФ. Это связано с различными задачами береговой охраны и ВМФ. Было бы хорошо строить не менее двух кораблей в год (то есть не менее 20 за десятилетку), что получится в итоге, посмотрим, причем затягивать со строительством нельзя. Говоря о ВМФ, стоит отметить необходимость защиты территориальных вод, пунктов базирования ВМФ и других военных и гражданских объектов, исключительной экономической зоны и шельфа России, а также участия в операциях по обеспечению морской безопасности в Мировом океане — как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими государствами. Среди военных задач — борьба с подводными силами, малыми надводными боевыми кораблями и катерами. Есть и такая важная задача, как обеспечение осведомленности о ситуации в морском пространстве. Все эти задачи должны решаться комплексно различными силами и средствами (авиацией морского и берегового базирования, кораблями и так далее).
River – типичный пример современногопатрульного корабля |
К аналогичным (или более-менее сходным) кораблям можно отнести британские патрульные корабли типа River, немецкие корветы типа Braunschweig, французский корвет типа Gowind, модульные корабли семейства SIGMA нидерландской Damen Group.
О каком количестве кораблей может идти речь? Если говорить лишь о Северном и Тихоокеанском флотах, то это серия минимум в 12 кораблей (по 6 на флот). Но это минимум. Оптимальная численность — 20 - 24 корабля. А если строить и для Балтийского с Черноморским флотов, то и того больше... Стоимость такого корабля очень сильно зависит от состава вооружения, радиотехнических средств, других корабельных систем, степени автоматизации. Корабль должен быть сравнительно дешевым. По открытым данным, стоимость ПСКР проекта 22460 — 60 - 70 миллионов долларов. Стоимость более крупного корабля будет выше (осторожная оценка — 100 - 200 миллионов долларов), но не из-за роста водоизмещения, а из-за качественного и количественного роста по корабельным системам. И стоит помнить, что не всегда снижение стоимости строительства самого корабля ведет к снижению стоимости его полного жизненного цикла.
Почему Зеленодольск? У него большой опыт в выполнении заказов по строительству для ВМФ и иностранных заказчиков. Отметим проекты 21630, 21631, 11661, 22100. Кроме того, безусловно, учитывались наличие подготовленных кадров и необходимость более-менее равномерной загрузки производителей профильной продукции. Впрочем, сейчас у зеленодольцев сравнительно много проектов, и здесь встает проблема реализации существующих и перспективных заказов в заданные сроки. Заказы для ВМФ — несомненный приоритет, но не в ущерб уже взятым на себя обязательствам перед иностранными заказчиками.
Чилийский PZM смотрится весьма эффектно |
Михаил Барабанов — эксперт центра анализа стратегий и технологий (Москва):
— Речь идет о проекте большого патрульного корабля, который еще пару лет назад анонсировался в том духе, что «для Тихоокеанского флота будут построены специальные корабли для борьбы с пиратством». То есть это должен быть именно патрульный корабль океанской зоны для специфических задач, то есть задач именно мирного времени. Это и определяет его специфику — дешевизну, коммерческие стандарты постройки, пониженные тактико-технические характеристики, символическое вооружение и так далее.
Если честно, то необходимость такого специализированного патрульного корабля в ВМФ России вызывает глубокие сомнения. Обычно в других странах такие корабли входят в состав береговой охраны, и достаточно редко — в состав ВМС (Индия, например), причем в том случае, если на ВМС возлагаются патрульные задачи. То есть строительство, по сути, небоевого корабля для задач мирного времени для ВМФ России выглядит чрезмерной роскошью. С другой стороны, ВМФ тоже можно понять: сейчас для антипиратских задач он вынужден использовать свои основные надводные корабли — большие противолодочные проекта 1155 и сторожевые проекта 11540, тратя на это их моторесурс, задействуя многочисленные экипажи и так далее. Появление специализированных «дешевых» патрульных кораблей с пониженными характеристиками позволит ВМФ высвободить свои боевые корабли для решения их «профильных» задач... Вряд ли таких кораблей собираются строить много — максимум три-четыре. Построить их за счет простоты и дешевизны можно быстро.
Дмитрий Глухов — независимый военно-морской эксперт (Санкт-Петербург):
— По большому счету, нам любые корабли сейчас нужны, поскольку корабельный состав настолько устарел морально и физически, что острота замены кораблей и судов вспомогательного флота стоит в полный рост. Но вот в чем проблема. Да, строятся, например, в Петербурге корветы, фрегат, но очень медленно, с трудом. И даже если сам корабль как платформу построят, то по некоторым образцам оружия и оборудования возникнут большие проблемы — они будут доводиться не один год... Для замены кораблей ближней морской зоны, типа малых противолодочных, была идея создания «корвета ОВР» (охрана водного района — авт.). Она и существует, но немного, видимо, отложена в сторону, поскольку, можно предположить, признана малореализуемой в необходимые сроки из-за отсутствия современного радиоэлектронного и другого вооружения. Поэтому — видимо, следуя частично в мировом тренде — и решили заменить «корветы ОВР» более простыми патрульными кораблями. По водоизмещению они занимают нишу от 1,5 тысяч до 4 тысяч тонн, предназначены для замены в мирное время таких кораблей, как фрегаты и корветы, то есть, грубо говоря, это эрзац мирного времени. Соответственно, они в 2 - 3 раза дешевле аналогичных по водоизмещению боевых кораблей — из-за отсутствия серьезного вооружения, высокотехнологичных гидроакустики и радиоэлектроники, снижения требований по живучести. Думаю, таких кораблей нужно будет несколько десятков, начальная программа — 15 - 20 для четырех флотов.
Holland. Голландцы – одни из законодателей мод в области патрульных кораблей |
Я так понимаю, новый проект делается с учетом западного опыта строительства и эксплуатации многоцелевых легких корветов: никакого ударного оружия, только несколько пушечек для самообороны и борьбы с пиратами, вертолетная площадка с ангаром. Что в мире на эту тему? Чилийский PZM, голландский Holland, британский River, испанский Meteoro. Впрочем, думаю, что и с оглядкой на строящийся в Зеленодольске «Океан» наш флот решил пополнить свои надводные силы подобными кораблями. Но! Если, не дай Бог, что случится, патрульные корабли — это просто мишень: ни удар не смогут нанести, ни отбиться (другое дело, если строить с хитрым замыслом — резервировать места для установки серьезного вооружения). Но это не означает, что такие корабли не нужны. Смотрите, что происходит. Длительной и обоснованной программы по строительству ВМФ нет. Программы затягиваются на годы, то есть корабли будут поступать с дикой задержкой. А нам ведь теперь и в Средиземное море надо ходить, и в другие места. Недавно торжественно доложили, что организовано управление постоянной эскадрой ВМФ в Средиземном море, там должны постоянно быть корабли. А их ведь нет! В основном это десантные корабли, или древние типа сторожевика «Сметливый», или корабли с сильно выбитым ресурсом с Балтийского, Северного, Тихоокеанского флотов. Все они как минимум нуждаются в ремонте, а в идеале их нужно было менять еще вчера. Поэтому, по большому счету, новые патрульные корабли необходимы для обозначения присутствия (в той же Сирии), для прикрытия, обеспечения, эвакуации.
Думаю, при проработанном бумажно-электронном проекте ваш завод через три, а то и через два года сможет сдать такой корабль. А когда пойдет серия, то сроки строительства сократятся на четверть... Завод имени Горького выбран потому, что выполняет обязательства, пролетариат руку набил, есть стапельные места, качество — удовлетворительное, ну и цену, наверное, не задирают. И, в общем-то, больше некому поручить. «Северная верфь» забита заказами на фрегаты, корветы и разведчики. «Янтарь» строит с трудом фрегаты. Балтийский завод достраивает кусок второго «Мистраля», а потом будет делать ледоколы... Еще одно преимущество Зеленодольского завода в том, что он не входит в ОСК (предприятие входит в ОАО «Холдинговая компании «Ак Барс» — авт.), и проектные организации могут с ним работать напрямую, без преодоления управленческой цепочки корпорации. Так что новый проект по-любому — в плюс заводу и Татарстану, потому что он принесет в бюджет республики немалую прибыль.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.