Алмаз Василов
Алмаз Василов

ФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД

В Приволжском районном суде Казани продолжается судебное следствие по делу о пытках в полицейском участке «Дальний». Процесс проходит за закрытыми дверями, так как судья счел, что информация, озвученная в ходе допроса, «может привести к разглашению сведений, унижающих честь и человеческое достоинство потерпевших, шокировать общественность». Сегодня Казанский правозащитный центр, который на процессе представляют нескольких потерпевших, предоставил газете «БИЗНЕС Online» ряд документов, которые ранее нигде не были обнародованы. Согласно представлению следственного управления СК по РТ, которое тот направил в августе прошлого года министру внутренних дел по РТ Артему Хохорину, аттестация сотрудников отдела полиции носила формальный характер — данные обстоятельства выявили следователи, которые расследовали уголовное дело о пытках.

Итак, обо всем по порядку. В июне 2011 года начальник УМВД РФ по Казани Рустем Кадыров (ныне — начальник управления административных и правоохранительных органов аппарата кабмина республики) сформировал комиссию для внеочередной аттестации сотрудников. Как выяснилось, все сотрудники отдела прошли аттестацию успешно — даже при наличии компрометирующей их информации члены комиссии принимали решение об аттестации. Так, управление собственной безопасности МВД Татарстана предоставило комиссии сведения, которые препятствовали назначению Айнура Рахматуллина на должность начальника отдела угрозыска ОП «Дальний». Однако члены комиссии под председательством замначальника УМВД РФ по Казани Юрия Николаева не восприняли эту информацию. Чем все это закончилось на одном из судебных заседаний рассказал потерпевший Оскар Крылов.

IMG_0810.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

— Я приехал в отдел полиции в 3 часа дня, до 5 часов мне ничего не говорили, а в 6 часов сказали, что меня подозревают в краже, — сообщил Крылов. — Я напомнил, что по 51 статье Конституции, в случае, если я буду давать показания, мне нужен адвокат. Последовали издевки морального плана, это продолжалось до 9 часов вечера. Потом пришел Рахматуллин (начальник отдела уголовного розыска Айнур Рахматуллинприм. ред.) и применил силу: он вместе с Шарифуллиным и Васильевым (оперуполномоченные Амир Шарифуллин и Денис Васильев прим. ред.) нагнули меня на стол. Сняли с меня штаны, сначала засунули в анальное отверстие то ли карандаш, то ли ручку. Потом Рахматуллин закричал: «Где бутылка? У вас должна быть бутылка!» Шарифуллин быстро отыскал бутылку, и меня стали насиловать ею. Я кричал, что я все подпишу многократно, но они не реагировали на это. В какой-то момент Рахматуллин достал телефон — якобы меня снимать. «Теперь я хочу от тебя услышать правду и ничего кроме правды!» — сказал он. Я сказал ему все, что он хотел. После этого меня подняли, сняли наручники, и я написал явку с повинной под диктовку Шарифуллина.

При аттестации Алмаза Василова на должность замначальника отдела угрозыска «Дальнего» не были проверены данные о том, что в 2004 году он состоял на учете по делам несовершеннолетних в городе Мамадыше. Психологи МВД рекомендовали Василова на должность с меньшим объемом полномочий. Тем не менее члены аттестационной комиссии выступили за назначение его замначальника отдела угрозыска. Сейчас Василову вменяют наибольшее количество эпизодов по делу.

ТРУДОУСТРОИЛИ БЕЗ АТТЕСТАЦИИ

Комиссия не приняла во внимание заключение психологов о несоответствии Фаиля Сабирзянова занимаемой должности. Несмотря на это, он был рекомендован на должность замначальника отдела полиции «Дальний». После гибели Сергея Назарова к правозащитникам обратилась еще одна жертва полицейского произвола: мужчина рассказал, что августе 2011 года, спустя два месяца после успешной аттестации, его доставили в отдел полиции. Там Сабирзянов, по данным следствия, избил мужчину, сковал ему руки наручниками, одел пакет на голову и стал требовать от него признательных показаний. По всей видимости, заключение психологов, которое аттестационная комиссия проигнорировала, было вполне обоснованным и дальновидным.

Далее следует и вовсе неожиданное открытие: в нарушение федерального закона «О полиции» Ильнар Ибатуллин — выпускник Казанского юридического института МВД России — вовсе не проходил внеочередную аттестацию при устройстве на работу оперуполномоченным. В апреле прошлого года, когда делу о пытках в «Дальнем» дали ход, 21-летняя потерпевшая Алия Садыкова опознала в Ибатуллине своего главного обидчика. По словам девушки, полицейский, держа в руках бутылку, требовал от нее признательных показаний. Тогда следователи провели между Садыковой и бывшими полицейскими очную ставку. Но Ибатуллин отказался от дачи показаний, сославшись на статью 51 Конституции РФ.

— Когда я узнала историю Назарова, моя жизнь разделилась на до и после, потому что я поняла, что со мной могли сделать то же самое, — рыдая рассказывала Садыкова на ток-шоу «Пусть говорят». — Они меня били, таскали за волосы. Один бьет, у другого в руках бутылка, он грозится меня изнасиловать. Они мне говорили, что посадили моего отца на «Черное озеро», а маму пытают на Эсперанто в отделе еще хуже, чем меня.

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась в МВД за комментариями по поводу фактов, изложенных в упомянутых документах, однако на момент публикации материала они получены не были. Мы продолжаем следить за ходом судебного следствия по делу о пытках в «Дальнем».