IMG_9556.jpg
В казанском аэропорту произошел конфликт между водителями такси и частными извозчиками

«КОРОЛИ» АЭРОПОРТА И ВОЙНА ЗАЯВЛЕНИЙ

В международном аэропорту «Казань» на днях разгорелся бурный конфликт между водителями таксомоторной компании «Белый Барс» (летом этого года компания была официальным перевозчиком Универсиады) и работающими здесь частными извозчиками. Началось все с того, что в минувшую пятницу один из извозчиков-старожилов Александр Кузнецов вступил в драку с таксистом «Белого Барса» Валерием Сидоровым. Рядовое, казалось бы, событие получило в понедельник развитие: группа таксистов-частников попыталась вытолкать Сидорова из здания терминала на улицу, чтобы «разобраться». В итоге в аэропорт экстренно выехал директор «Белого Барса» Владимир Кудряшов и попросил вмешаться в конфликт начальника линейного отдела полиции МАК Тимура Мухаметшина.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Сидоров, те, кто давно работает в аэропорту, как нелегалы, так частные извозчики, получившие перед Универсиадой разрешение минтранса (как, в частности, и Кузнецов), предпринимают попытки выжить из МАК тех, кто пришел относительно недавно. «Выживают тех, кто работает от официальных служб такси, не дают нормально работать. Есть кучка таксистов во главе с нападавшим на меня человеком, которые считают себя «королями», – сказал Сидоров.

Конфликт, по его словам, зрел давно, но до рукоприкладства дело не доходило. До этого в адрес таксиста угрозы поступали неоднократно с тех пор, как «Белый Барс» заключил договор с МАК и стал официально сотрудничать с аэропортом. Сегодня у «Белого Барса» из 60 автомобилей на линии в аэропорту работает 5 - 10 машин.

В ходе «разбора полетов» в линейном отделе полиции писать заявление на нападавшего Сидоров сперва отказался. Объяснил тем, что ему удалось дать отпор обидчику, который, в конечном счете, понес даже больший урон. Но его шеф позднее сообщил «БИЗНЕС Online», что его сотрудник все-таки написал заявление начальнику полиции аэропорта, в котором сообщил о своих опасениях в связи с угрозами в его адрес, а также указал имена и фамилии тех, кто ему угрожал.

Впрочем, с мнением «Белого Барса» не согласны их конкуренты. Таксисты, по их словам, работающие по договору с таксомоторной службой МАК «Казан Сити», рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» свою точку зрения на конфликт: это обычная драка после оскорблений. Таксисты сообщили, что у них имеются разрешения минтранса на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, опровергнув тем самым слова Сидорова о том, что многие из них работают нелегально. Впрочем, как отметил корреспондент «БИЗНЕС Online», цвета автомобилей некоторых из них не соответствуют требованиям минтранса (с января 2013 года такси должны быть белого или желтого цвета), на них нет шашечек.

2.jpg
Как рассказал Сидоров, те, кто давно работает в аэропорту, как нелегалы, так частные извозчики предпринимают попытки выжить из аэропорта тех, кто пришел относительно недавно

«Я написал заявление, завтра мы передадим его в линейный отдел полиции МАК, – рассказал «БИЗНЕС Online» один из частников, не пожелавший представиться. – Заявление о том, что Сидоров постоянно устраивает конфликты, всех оскорбляет, провоцирует драку. Я написал, что 26 октября в 21.30 был конфликт. Там указано, что мы просим убрать Сидорова отсюда, чтобы был другой человек. Тут же ни идет речь о том, чтобы убрать отсюда «Белый Барс». Речь идет о том, чтобы заменить человека, который не смог ужиться в коллективе. Мы здесь по 30 лет работаем! Здесь в основном таксисты, которые работали во время советской власти на государственных машинах. Когда все это распалось, мы стали работать как индивидуальные предприниматели».

По словам частника, заявление уже сейчас готовы подписать около 30 человек. Пострадавший в результате драки Кузнецов вчера, в среду, должен был зафиксировать травму у медиков.

«АКТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ»

Известно, что доставка пассажиров из аэропорта в город – одна из самых доходных и наиболее конкурентных ниш на рынке такси. Цены приличные (зависят от конкретной точки в городе, марки автомобиля): чек может составлять от 700 до 1500 рублей и более. Традиционно в казанском аэропорту, как и во многих других, конкурируют две модели работы с клиентами.

Первая, так сказать, традиционная: когда прибывших пассажиров прямо в здании терминала встречают таксисты-частники (как нелегалы, так и получившие разрешение в качестве индивидуальных предпринимателей), зачастую очень сомнительного вида, и настойчиво зазывают воспользоваться их услугами. Во многих российских аэропортах такую модель стараются изжить, однако в МАК она все еще имеет место.

30103.jpg
Гендиректор МАК Алексей Старостин согласен с клиентами аэропорта, которых не устраивает, когда им начинают навязывать услуги

Вторая модель: более цивилизованная, подразумевает вызов официального такси. По телефону такси заказывают чаще казанцы, вернувшиеся домой из поездки, у тех же, кто не имеет номеров такси, есть возможность вызвать машину с помощью аэропортовского сервиса «Казан Сити», чья стойка находится в здании терминала.

Первая модель, конечно же, выглядит явным анахронизмом в суперсовременном терминале МАК, оснащенном по последнему слову техники. Однако и администрация аэропорта, и полиция, признавая проблему навязчивого сервиса со стороны частных извозчиков, говорят, что преодолеть ее крайне сложно. Главная проблема состоит в том, что заходить в терминал никому не запретишь.

«Несколько лет назад я предлагал пускать в терминалы только людей с билетами, но эта идея многим не понравилась, – рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор МАК Алексей Старостин. – Кто-то скажет, что пришел встречать друга или сестру. Тогда в здание терминала снова будут заходить таксисты, опять начнется «активный маркетинг» и навязывание услуг. Кто-то вызывает такси заранее, и его уже ждет конкретная машина, будь это такси или какая-то организация. Как не пустить этого человека, который с табличкой тихо-мирно стоит и ждет своего клиента?»

При этом гендиректор аэропорта согласен с клиентами аэропорта, которых не устраивает, когда им начинают навязывать услуги.

37019.jpg
И администрация аэропорта, и полиция, признавая проблему навязчивого сервиса со стороны частных извозчиков, говорят, что преодолеть ее крайне сложно. Главная проблема состоит в том, что заходить в терминал никому не запретишь

«Мне очень понравилось в аэропорту Сочи, там таксисты стоят на улице. Человек выходит из терминала, спокойно садится в такси и едет дальше. Мне бы хотелось организовать такую же работу по перевозке клиентов: клиент прилетел, вышел из самолета, подошел к указателю на улице, где останавливаются такси, сел и уехал. Это было бы правильно, чтобы таксисты стояли на улице в живой очереди. Можно создать стоянку такси, как в Европе: подходишь к определенному месту, к тебе подъезжает машина и забирает тебя», – рассуждает о планах Старостин.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» начальник линейного отдела полиции Тимур Мухаметшин, в МАК на официальной основе работают порядка 45 таксистов. В последние два года перед Универсиадой они получили необходимые разрешения. Впрочем, встречаются и «залетные», которые хотят подработать. Мухаметшин отметил, что линейный отдел полиции в МАК имеет право составлять административные протоколы по мелкому хулиганству, по нахождению в пьяном виде и посетовал на то, что у него нет полномочий штрафовать таксистов-нелегалов.

«У нас есть списки всех, кто работает официально, мы всех «пробиваем», – говорит Мухаметшин. – Но штрафовать нелегальных таксистов мы не можем, этим могут заниматься ГИБДД и минтранс. По нелегалам должна быть создана совместная бригада, должны проводиться рейды, а решение по штрафам может принимать только суд. Что касается Кузнецова, то он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и у него есть разрешение заниматься этой деятельностью».

НЕПРИЯТНО, КОГДА ТЕБЯ ХВАТАЮТ ЗА РУКУ И ГОВОРЯТ: «ПОЕХАЛИ СО МНОЙ!»

Однако гендиректор «Белого Барса» Кудряшов в разговоре с «БИЗНЕС Online» выразил большое сомнение, что таксисты, с которыми у его сотрудника случился конфликт, работают официально. Он неоднократно обращался в прокуратуру, МВД, минтранс РТ с просьбой проверить работающих в аэропорту таксистов. Он отмечает, что в республике выдано 11 тыс. разрешений на работу такси, но при этом официальные таксопарки можно пересчитать по пальцам одной руки.

IMG_9544.jpg
Доставка пассажиров из аэропорта в город – одна из самых доходных ниш на рынке такси. Цены приличные: чек может составлять от 700 до 1500 рублей и более

«Когда поступают угрозы, мол, вы тут работать не будете, мы вам работать не дадим – это незаконно! – говорит он. – С самого открытия предприятия у нас есть договор на работу с аэропортом, есть лицензия, мы работаем в МАК полтора года. Неважно, сколько до этого работали таксисты, с которыми у моего сотрудника возник конфликт. Они могут работать и 30 лет, но пусть тогда официально работают! Почему они работают неофициально? Есть определенная установленная цена, так называемый тариф. И на каком основании они перехватывают клиентов? Согласитесь, неприятно, когда вы выходите из здания аэропорта, вас хватают за руку и говорят: «Поехали со мной!»

Напомним, запущенная с 2013 года реформа такси была призвана убрать нелегалов в этой отрасли. Для этого был выработан ряд требований: цвет такси должен быть желтым или белым, обязательно установлены шашки, водитель должен иметь специально выданное в минтрансе РТ разрешение, а нелегальный извоз карается огромными штрафами.

На сегодня в Татарстане выдано 10,9 тыс. разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, сообщила газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Наиля Клевлеева. На руках 9,4 тыс. действующих разрешений (многие сдают свои разрешения, например, из-за продажи машины). «Не следует путать разрешения с лицензиями. На осуществление деятельности в качестве такси мы выдаем только разрешения. Разрешения выдаются не на человека, а на транспортное средство», – пояснила она.

ИМЕЕТ МЕСТО ДЕЛЕЖ РЫНКА

В ГИБДД также отмечают, что имеет место дележ рынка, но уточняют, что влиять на водителей могут лишь в рамках правил дорожного движения.

«Что касается борьбы между официальными таксистами и нелегалами, то здесь, безусловно, имеет место быть дележ рынка, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Михаил Савин – заместитель начальника полка ДПС по Казани. – Не буду скрывать, действительно есть информация, что определенные группы формируются в этой сфере и занимаются «монополизацией» рынка, отпугивая незаконными методами официальных конкурентов».

IMG_9550.jpg
В МАК на официальной основе работают порядка 45 таксистов. В последние два года перед Универсиадой они получили необходимые разрешения. Впрочем, встречаются и «залетные», которые хотят подработать

По словам Савина, сегодня тут без полиции в борьбе с таксистами-нелегалами не обойтись. ГИБДД смотрит, чтобы таксист был трезвым, легитимным, он должен осуществлять перевозки и передвигаться в соответствии с правилами дорожного движения. «Что касается дележа рынка, думаю, все должно разрешиться с помощью встреч руководителей официальных такси и, если брать в пример данный случай, руководства аэропорта. Здесь имеет место быть стихийность ситуации с нелегальными таксистами, которых, безусловно, надо удалять. Рынок должен быть легитимным, легальным, с учетом всех расходов на налоги и на нормальное осуществление пассажирских перевозок», – считает Савин.

«ПОДХОДЯТ ПО 10 - 15 ЧЕЛОВЕК С БИТАМИ И НАПАДАЮТ НА ВОДИТЕЛЯ»

Участники рынка расказали «БИЗНЕС Online», что «конфликт интересов» происходит не только в аэропорту.

Амир Шайдаров – директор такси «Таксопарк №1»:

– Проблема есть не только в аэропорту, но и на железнодорожном вокзале, возле торговых центров. Эти «сладкие» места оккупировали своими группировками нелегалы, которые не подпускают туда официальное такси и, если что, сразу подходят по 10 - 15 человек с битами и начинают в первую очередь нападать на водителя, потом пытаются повредить машину.

Стоя на лакомых местах, они заламывают бешеные цены. Клиент выходит, с него «рубят» сразу 500 рублей, зная, что дешевле машину он рядом не найдет. Нелегалы держат свою ценовую политику, и клиенту приходится садиться и ехать за 500 рублей, хотя поездка на официальном такси обошлась бы в 70 - 80 рублей. Поэтому официальных такси практически нет в аэропорту, у торговых центров и так далее – их оттуда выжили. Из-за нелегалов иногда даже невозможно подъехать к какому-нибудь торговому центру и забрать своего клиента, потому что сразу подбегают таксисты, говорят: «Зачем ты заехал на нашу территорию?» Водитель отвечает: «Забрать своего клиента по заявке», а ему говорят: «Чтоб больше мы тебя здесь не видели».

DMD_driver-big.jpg
Запущенная с 2013 года реформа такси была призвана убрать нелегалов. Для этого был выработан ряд требований: цвет такси должен быть желтым или белым, обязательно установлены шашки, водитель должен иметь разрешение

Единственное, как можно решить проблему: запретить доступ к аэропорту и тем местам, где проходит много народу. Нелегалы пугают приезжих людей своими ценами. ГИБДД должна бороться с нелегалами, с теми, кто ездит без лицензии, штрафовать их по закону на 5 тысяч рублей.

На мой взгляд, работа с таксистами в аэропорту должна быть организована следующим образом. Машина подъезжает в аэропорт с шашечками. Охранник, который выписывает талон на проезд, должен спросить у водителя лицензию и путевой лист, где будет штамп о том, что путевой лист и лицензия были получены в такой-то организации, которая занимается перевозками. И после этой проверки охранник пропускает водителя. Также необходимо сделать для легальных таксистов въезд в аэропорт бесплатным. И все, проблема решена.

Наши ребята редко работают в аэропорту. В основном мы возим организации в аэропорт и забираем их оттуда. Приезжать туда, стоять, ждать клиента нереально. Нелегалы их «выжмут», проткнут колеса. Доказать, что это сделал какой-то определенный человек тоже нереально, потому что они подходят толпой и действуют нагло и быстро.

Лицензии сейчас получили все, потому что их раздавали бесплатно: и цветные машины, и зеленые, и красные... Раздать-то их раздали, а вот аннулировать не могут. А вот путевой лист – это редкость, потому что официально в городе работают всего три-четыре компании такси. Ежедневно наши таксисты проходят медосмотр, получают путевой лист. А у других таксистов нет путевых листов.

Нелегалов принимают на работу, не видя их. Он пришел, заплатил тысячу рублей, получил программу на телефон и «шурует». Непонятно, на какой он машине и в каком состоянии – никто это не проверяет. Надо ликвидировать нелегальные диспетчерские службы, которые не имеют собственных автомобилей. При приеме на работу нужно все-таки видеть, знать человека, заключать с ним трудовой договор. А вдруг он маньяк? Может, он отсидел 10 лет и только что вышел. А мы все проверяем через базы МВД, судебных приставов, берем у водителей медсправки, что они здоровы, что у них нет алкогольной и наркотической зависимости. Мы собираем массу документов, в связи с чем к нам идет мало водителей, но зато мы уверены в них.

ПРОЦЕДУРА ЛЕГАЛИЗАЦИИ – ЭТО РЫНОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Михаил Савин – заместитель начальника полка ДПС по Казани:

– Процедура легализации такси – это все-таки рыночный процесс. А Государственная инспекция безопасности дорожного движения уже из самого наименования не имеет права вникать в него. Это будет не соответствовать основным нашим задачам и функциям. Безусловно, лицензирование такси предусмотрено законодательством, а сотрудник полиции на основании правил дорожного движения имеет право проверять такие автомобили. В ходе надзора за дорожным движением наши сотрудники применяют массовый подход именно к автомобилям, осуществляющим перевозки пассажиров – тем, что ездят со специальными фонарями на крыше автомобиля, имеют шашечки. Проверка перевозок пассажиров и багажа легковым такси является одной из дополнительных функций при надзоре за дорожным движением.

Обычно сотрудники ГИБДД проверяют у водителей такси разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, соответствие страховых полисов, факт своевременного прохождения такси техосмотра (раз в полгода), путевые листы, если это такси «Белый Барс» или «Татарстан». Осуществляются все меры, которые предусмотрены для работы с юридическими лицами при надзоре за дорожным движением.

Та ситуация, которая происходит сегодня в МАК, требует дополнительного влияния со стороны правоохранительных структур. Не только полиции, но и прокуратуры, а также министерства транспорта, которое дает разрешения таксистам. Если они дают разрешения, они должны осуществлять какую-то фильтрацию людей для того, чтобы наши горожане и гости столицы передвигались безопасно и не думали о том, кто их перевозит. Это ненормально, когда люди вызывают такси и перестраховываются: звонят родственникам, говорят номер такси. Это не красит никого, если до такой степени доходит эта проблема.

ЮРИДИЧЕСКИ ТЯЖЕЛО «ПРИДРАТЬСЯ» К ТАКСИСТАМ-НЕЛЕГАЛАМ

Азамат Сабиров – генеральный директор AVT:

– Я летаю часто, два-три раза в неделю. Я бы сказал, что наши таксисты-нелегалы не такие навязчивые, как в Шереметьеве и Домодедове. Но по навязчивости наши на третьем месте.

Насколько мне известно, юридически тяжело «придраться» к таксистам-нелегалам, они ведь не отнимают у клиентов деньги, а просто предлагают свои услуги. Если только пассажиры один за другим будут писать заявления в линейный отдел полиции аэропорта.

Каким образом аэропорт может их ограничить? Думаю, что здесь у аэропорта должно быть какое-то право на подобные действия. К тому же встречающие каким-то образом должны попадать в аэропорт. Если запретить встречающим попадать в аэропорт, поднимется шум, вот, мол, не пускают, нарушают наши права. С другой стороны, в этом ничего страшного нет. Вас ведь могут встретить тогда, когда вы выйдете из аэропорта, к тому же есть аэроэкспресс, на котором можно добраться до города.

Конфликт между таксистами в нашем аэропорту может служить причиной для того, чтобы в ситуации разобрались правоохранительные органы. Ведь у нас очень много пробелов в законодательстве, которые это делать не позволяют.

Насколько мне известно, на западе есть определенная стоянка такси, где они обязаны стоять. Там они проходят аккредитацию, чтобы находиться в аэропорту. Они не имеют права заходить в терминал, они должны находиться на территории стоянки. Человек сам выходит к такси. Я был на Мальте, там есть отдельная стойка, очередь все время находится у этой стойки, только там ты можешь заказать себе такси, тебе никто не имеет права предлагать. Поэтому, все эти меры по борьбе с нелегалами должны быть зафиксированы на законном уровне. Потому что если завтра их ограничить во въезде на территорию аэропорта, любой таксист сможет подать в суд и сказать, что ему не дают возможности заниматься предпринимательской деятельностью.

К слову, в Шереметьеве и Домодедове этот вопрос до сих пор не решен. Почему – непонятно. Видимо, есть какие-то правовые рамки, которые не позволяют представителям правоохранительных органов привлекать к ответственности таксистов-нелегалов. Как мне сообщили полицейские аэропорта, они не могут повлиять на ситуацию с нелегалами, если на них нет заявления от пассажиров. Но пассажиры ведь не пишут. Поэтому мой совет для клиентов аэропорта прост: если вам что-то не нравится, пишите заявление в линейный отдел полиции аэропорта. На основании вашего заявления будут работать, все зависит от нас.

Справка

ООО «Такси Белый Барс» создано в Казани 30 мая 2012 года. До этого времени компания носила название «Омега». Генеральным директором ООО является Владимир Кудряшов, который владеет 50% уставного капитала. Вторым совладельцем является Фирдинант Садыйков. Согласно информации из базы данных СПАРК, годовой оборот компании в 2011 году составил 70,1 млн. рублей, а в 2012 году – 26,6 млн. рублей. Убытки компании в прошлом году составили 16,5 млн. рублей. Ежедневно на работу по перевозке пассажиров выезжают 60 автомобилей, 5 из которых постоянно работают в международном аэропорту Казань согласно договору. Изначально автопарк компании насчитывал 250 автомобилей, однако из-за нехватки квалифицированных водителей его пришлось сократить. Помимо перевозки пассажиров, компания «Такси Белый Барс» предоставляет услуги по аренде автомобилей без водителя.