ТЯЖБА ДЛИНОЙ В ПОЛТОРА ГОДА
Как выяснилось в ходе судебного процесса, в сентябре 2011 года «Фитнес Дом-Казань» заключил договор с «Лакониксом» о разработке сайта и внес предоплату. Общая стоимость работ по договору составила 95 тыс. рублей, срок исполнения работ по договору составлял 40 рабочих дней с момента поступления предоплаты. В конце сентября аванс был перечислен. Но не все пошло гладко, и в итоге все закончилось арбитражным разбирательством. В январе 2012 года истец заявил отказ от договора с требованием о возврате суммы предоплаты в связи с нарушением сроков выполнения ответчиком работ. В марте того же года исковое заявление было принято к производству.
«Фитнес Дом-Казань» потребовал взыскать 47,5 тыс. рублей неосновательного обогащения (сумма предоплаты за сайт). В ответ «Лаконикс» подал встречный иск о взыскании 40,5 тыс. рублей долга за работы (остаток после перечисления аванса). Первый раунд для «Фитнес Дома» закончился проигрышем: в июле 2012 года в удовлетворении первоначального иска было отказано, встречный же иск «Лаконикса» был удовлетворен полностью. Апелляционная инстанция в октябре 2012 года оставила это решение без изменения. Однако кассационная инстанция вернула дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Всего тяжбы, на данный момент, заняли полтора года.
Эмблема «Лаконикса» |
ОБЪЕМА НА ЯНВАРЬ НЕ БЫЛО
На последнем заседании в татарстанском арбитраже от «Фитнес Дом-Казань» присутствовали сразу три человека: директор компании Марат Тазетдинов, адвокат Елена Пяткова и программист Артур Валеев. Представители «Лаконикса» на данное заседание не явились. За процессом также наблюдал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Первым слово было представлено Пятковой, которая заявила ходатайство о приобщении к материалам дела распечатки сайта «котлетадляатлета». По ее словам, данную информацию они долго не могли добыть, потому что им не передавались пароли доступа. Адвокат отметила, что из распечатки видно, сайт был создан 6 мая 2013 года, а они расторгли договор еще в январе 2012 года «в связи с неисполнением, результата какого-либо, какого-либо объема на январь не было». Пяткова заявила, что даты создания сайта, его редактирования, внесения в него изменений – они все видны на распечатке. Ее выступление дополнил Валеев: «Данная дата – 6 мая 2013 года – указывает на то, что под названием «котлетадляатлета.рф» сайт появился только 6 мая 2013. То есть до этого на данном имени сайта не было вообще». Затем выступил директор компании, из речи которого следовало, что их стороне долго не передавались пароли для входа на данный сайт, и только после вмешательства суда им удалось сделать распечатку непосредственно с хостинга SpaceWeb.ru.
Пяткова выразила неудовлетворенность работой эксперта, который был привлечен в ходе процесса. По словам адвоката, из слов ответчика выходило, что эксперту были переданы пароли. Но эксперт не смог получить, по его словам, необходимую информацию. По мнению Пятковой, данный ответ эксперта является недостоверным, так как «даже простые пользователи компьютеров при обладании паролем имеют возможность сделать такого рода распечатку с получением информации о дате осоздания сайта».
НАМ НЕ НУЖНЫ КРИВЫЕ СТЕНЫ
Затем судья уточнил, нужен ли истцу на данный момент спорный сайт – результаты работы «Лаконикса». Пяткова ответила, что сайт не является результатом работ, предусмотренных по договору. Она сообщила, что специалисты оценили доработку сайта в сумму, равную сумме спорного договора. «Фитнес Дом-Казань» не собирается его эксплуатировать. Тазетдинов дал красочное описание сайту: «Это уже кривые стены, его можно сравнивать с домом без окон и без дверей. Этот продукт за полтора года устарел, неработоспособен, и этот сайт нам не нужен». В итоге суд принял решение изначальный иск удовлетворить и взыскать с ООО «Лаконикс» в пользу ООО «Фитнес Дом-Казань» 47,5 тыс. рублей неосновательного обогащения, а также расходы на госпошлину и проведение экспертизы. Во встречном иске «Лаконикса» отказано. Однако решение может быть снова обжаловано…
Также Тазетдинов после заседания суда в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, что по договору сайт должен был быть готов в декабре 2011 года, и даже на домене висела надпись, что он заработает 15 декабря 2011 года. «Но сроки они не выдержали». По словам директора «Фитнес Дома», на просьбу сменить менеджера был получен ответ, что «Лаконикс» не сомневаются в его компетентности. В январе 2012 года договор был истцом расторгнут. В ответ «Лаконикс», по словам Тазетдинова, «быстренько слепили, что у них было, и выслали рабочую ссылку». По словам Тазетдинова, после того как первоначально процессы были проиграны, директор «Фитнес Дома» решил сам взять инициативу в свои руки и из принципа решил довести дело до победного конца.
Тазетдинов уточнил, что сайт по данному адресу появился после решения Арбитражного суда третьей инстанции: в договоре было указано, что сайт должен был быть не только сделан, но и размещен на домене. «До этого сайт разрабатывался на собственном ресурсе «Лаконикса», но «пощупать» его в полной мере было невозможно». Тазетдинов продолжил, что даже простому обывателю видно, что данный сайт не работает так, как должен. Например, должна была быть функция «умного поиска», которой нет. «Эксперт дал ответ, что сайт готов на 30 - 70 процентов. Что еще раз вызвало у нас сомнения в его компетентности, как может быть дан такой широкий диапазон?»
ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕМ ПОДАВАТЬ АПЕЛЛЯЦИЮ
По словам исполнительного директора компании «Лаконикс» Ангелины Шариповой, сроки выполнения работ их стороной не были сорваны. «Было увеличение сроков выполнения работ, вызванное неисполнением своих обязанностей заказчиком и просрочкой с его стороны утверждения документации, необходимой для выполнения работ». Также она заявила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что клиент по ходу работы несколько раз переигрывал ранее согласованное техническое задание, о чем их компанией были подготовлены дополнительные соглашения, которые «Фитнес Дом-Казань» так и не подписал. С точки зрения «Лаконикса», был выполнен весь объем работ, согласно утвержденному техническому заданию.
Также Шарипова отметила, что на апелляцию их сторона будет подавать в обязательном порядке, «тем более что первый суд по встречному иску мы выиграли в полном объеме». Исполнительный директор уточнила, что «сайт мы выложили после того, как выиграли суд. До этого же сайт, согласно условиям договора, лежал на нашем сервере в открытом доступе до того момента, пока заказчик не утвердит работы». По ее словам, это третий случай судебного разбирательства компании по поводу разработки сайтов за 12 лет работы компании на рынке.
Также она отметила, что «Лаконикс» себя сейчас отлично чувствует на рынке, «мы входим в тройку лидеров среди крупнейших web-компаний Казани».
Добавим, что среди клиентов компании значатся «Ак Барс Страхование», «Казаньоргсинтез», «Ак Барс Девелопмент», СШО, DOMO и т.п.
Как убедились корреспонденты «БИЗНЕС Online», данный сайт продолжал находиться в сети еще несколько дней после решения суда. Не все ссылки там работали, часть наполнения была выполнена в чисто черновом варианте. Однако на некоторых страницах имелись даже описания товаров с указанием цен. На сайте также были указаны контактные данные, по которым можно было обратиться по вопросам покупки товаров. Также было указано, что сайт создан компанией «Лаконикс». Но уже сегодня на месте рабочего сайта значится надпись «Сайт находится в разработке».
НОЧНЫЕ КОШМАРЫ РАЗРАБОТЧИКОВ И КЛИЕНТОВ
Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями к экспертам-разработчикам сайтов, чтобы узнать, часто ли в практике случаются подобные ситуации, а также, каким образом и клиенты, и заказчики их могут избежать.
Нияз Гараев – директор агентства «Реаспект»:
- Такие конфликты происходят постоянно, но в большинстве случаев они не доходят до суда, потому что компании-веб-разработчики, как правило, очень маленькие, и у них просто нет ресурсов, чтобы судиться и отстаивать свои интересы. Это просто ночной кошмар клиента, когда разработчики оттягивают срок сдачи, и разработчика, когда клиенты сами не знают, чего хотят. Мы в свое время с этим сталкивались и кардинально поменяли принцип работы: перестали брать в работу клиентов, которые не знают, чего хотят. На входе мы установили жесткий фильтр, барьер и берем только тех, кто понимает, что нужно, кто готов проработать с нами техническое задание, а также берем стопроцентную предоплату. Мы из подобных споров всегда выходили без суда. Если возникало непонимание с клиентом, мы говорим, что лучше вернем деньги, чем будем тратить свою энергию.
Советов для заказчика может быть масса. Заказчик должен четко понимать, для чего он делает сайт. Например, клиент хочет увеличить продажи с помощью сайта, а начинает упираться во вкусовщину. Когда есть вкусовщина, возникают разные конфликты. Все эти споры уходят в никуда. Например, мы не дизайнерская компания, и к нам бесполезно приходить за wow-дизайном, но мы компания, которая гарантирует увеличение продаж. Если мы чувствуем, что клиенту нужен суперклассный дизайн, то отправляем его в компании, для которых важна дизайнерская составляющая. Надо четко отделять своих клиентов от несвоих.
Про конкурентов или хорошо, или ничего. Компанию «Лаконикс» мы своим конкурентом не считаем, потому что не пересекаемся. Это довольно старая компания, но такое ощущение, что ребята никак не развиваются и находятся на том же уровне, что и пять лет назад. Мы ориентируемся на заказчиков из Москвы, Питера, других городов-миллионников, но с Казанью тоже работаем. Казань в свое время не была готова платить серьезные деньги, но сейчас бизнесмены поняли, что надо идти в интернет и тратить там не сдачу, а нормальные деньги.
Что касается лидеров на этом рынке в Казани, то я могу сказать, что это мы, а кто-то другой скажет, что это он. По количеству людей, обороту однозначно лидер – наша компания.
ГДЕ-ТО ДОПУСТИЛИ ОШИБКУ
Антон Ватман – владелец и арт-директор студии «Новый Дизайн»:
- На моей практике подобные споры заказчика и разработчика были крайне редко. Я допускаю, что на рынке это, скорее всего, происходит часто, но лично у меня это практически не происходит, потому что на первых же переговорах с клиентами видно, насколько люди мутные и насколько сложно с ними будет работать. В таких случаях я сильно повышаю цену, чтобы если уж клиент и согласится, я получил какую-то компенсацию. Старюсь избегать таких ситуаций.
В случаях, когда заказчик не знает, что ему нужно, а это происходит чаще всего, а исполнитель не может ему объяснить толком, что нужно, заключать договор нужно только после того, как все будет обговорено, будет техзадание. В данной ситуации разработчики где-то допустили ошибку и поторопились получить как можно скорее заказ.
Чаще всего конфликты происходят, когда люди экономят на всем. Разработчиков сегодня много, и всегда есть компании, которые демпингуют, делают цены пониже. Сумма 47 тысяч рублей – это, скорее всего, 50 процентов от стоимости сайта. И это дешевый сайт. Надо понимать, что скупой платит дважды. Конфликты бывают и на уровне исполнителей, когда заказчик со своей стороны назначает человека, а этот работник имеет очень низкую квалификацию. В таких случаях также могут возникать конфликты. У меня бывали случаи, когда таких людей, мешающих работе, по моему настоянию увольняли, потому что люди не разбирались в деле и только вставляли палки в колеса.
Для разработчиков в Татарстане работа есть. Даже начинающие студенты могут найти себе заказы. Те, кто занимаются этим давно и профессионально, тоже без хлеба не сидят. Работа есть для всех.
ОСНОВНАЯ ОПАСНОСТЬ В НЕПРОРАБОТАННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ
Рустем Биктагиров – директор студии «Марк Вебер»:
- Подобные конфликты нечасто, но случаются. В сфере индивидуальной разработки много факторов могут влиять на сроки. Это точность технического задания, адекватность оценки сроков студией-разработчиком, слаженность производственных процессов, скорость обратной связи от заказчика и другое. Но основная опасность, конечно, кроется в непроработанном техническом задании.
Чтобы обезопасить сделку, можно разделить работу на этапы (3 - 5 этапов). Состав работ по каждому этапу максимально подробно отразить в техническом задании, а также обозначить форму отчетности. Подписывать акты сдачи-приемки по готовности каждого этапа, тем самым фиксируя, что ожидания клиента на данном этапе совпадают с промежуточным результатом. Оплату тоже можно разбить на мелкие транши – по каждому этапу предоплата 50 процентов и 50 процентов по завершению. Нужно серьезно отнестись к техническому заданию. В момент получения контракта у менеджеров по продажам есть соблазн быстрее получить сделку, не углубляясь в специфику проекта, не убедившись, что ожидания клиента поняты. И есть, конечно, просто человеческий фактор: «трудный» клиент, субъективное представление которого о красоте и юзабилити не совпадает с представлениями разработчика, или некомпетентность сотрудника студии, который допустил конфликт. Для таких случаев также может быть полезна поэтапная работа, при которой клиент и студия могут расторгнуть контракт на любом этапе с минимальными потерями.
Компания «Лаконикс» – «старички» казанского веба.
Сегодня в Казани лидеры по разработке сайтов в моем информационном поле: «Оригами», «Реаспект», Alto Vision.
Справка ООО «Фитнес Дом-Казань» ООО «Лаконикс» |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.