03.jpg
В мэрии Казани прошел первый после Универсиады большой «антипробочный» штаб

«ВРЕМЕННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СКОРО МОЖЕТ БЫТЬ ПЕРЕЧЕРКНУТО»

Открывая транспортный штаб, мэр Казани Ильсур Метшин повинился, что давно не проводил подобные обсуждения в открытом для прессы режиме – не давала сверхзанятость в связи с Универсиадой. Тем не менее сама работа по борьбе с пробками, заверил он, не останавливалась ни на день.

Свой доклад первый замруководителя исполкома Рустам Нигматуллин начал с обширной констатации того позитива на дорогах, который виден невооруженным глазом. Он отметил, что со многих основных магистралей исчезли затяжные пробки. Среднее увеличение скорости транспортного потока он скромно оценил в 10 - 15%.

- По данным сервиса «Яндекс-пробки», в сентябре прошлого года уровень пробок оценивался в среднем в 8 - 10 баллов, - отметил Нигматуллин. Сегодня же средняя загрузка дорог по городу редко превышает 4 - 5 баллов.

В два раза меньше, чем год назад, простаивают в пробках городские автобусы – здесь наблюдения ведутся довольно точные, с помощью спутниковых маячков. В качестве примера Нигматуллин привел маршрут №35 – за счет роста средней скорости и сокращения каждого рейса на 19 минут автобусы за день выполняют дополнительно 21 кругорейс. А автобусы маршрута №15 прибавили 26 дополнительных кругорейсов. То есть из точки «А» в точку «Б» они доезжают соответственно на 21 и 17% быстрее, чем раньше. Говоря об общественном транспорте, Нигматуллин добавил также, что благодаря предпринятым мерам в 2,5 раза снизилось количество задержек пятого трамвая, а время его простоев сократилось втрое.

Отметив положительный эффект от автобусных полос, Нигматуллин осторожно заикнулся о том, что, возможно, не все из них оправданны. Он предложил ГИБДД провести ревизию «нарисованного» и определить их необходимость на перспективу.

- Приоритет общественного транспорта не подлежит обсуждению, это святая святых, - прервал докладчика градоначальник. - Это хорошо, что во время Универсиады мы показали эффективность работы. Да, где-то полосы сейчас убраны, но по всем остальным мы должны ужесточить дисциплину по их соблюдению…

Повернувшись к сидевшему в первых рядах шефу ГИБДД Рустаму Ибрагимову, Метшин поручил ему еще раз посмотреть ситуацию на основных магистралях. Отметив, что автомобилисты, которым сделали «универсиадскую» прививку дисциплиной, в целом соблюдают выделенные полосы, градоначальник все же попросил его увеличить количество видеокамер.

Понятно, что самый большой вклад в избавление от пробок внесла подготовка к Универсиаде. Так, по словам Нигматуллина, реконструкция Большого казанского кольца позволила уменьшить задержки транспорта на пересечениях входящих в его состав улиц примерно на 15%. Проспект Универсиады, соединивший Танковое кольцо с улицей Пушкина, резко уменьшил нагрузку на прилегающие улицы. На 18% выросла средняя скорость потока по Ленинской дамбе.

- Сегодня затяжных заторов здесь практически не наблюдается, хотя раньше эти места были постоянным «узким горлом», - констатировал Нигматуллин.

Развязка Амирхана-Чистопольская, процесс строительства которой не ругал только ленивый, серьезно улучшила ситуацию на «кварталах», а дорога на ул. Сибгата Хакима разгрузила улицу Чистопольская. Авиастроительному району стало легче благодаря новой дороге, соединяющей ул. Максимова с ул. Амирхана, хотя «Казметрострой» все еще копается на своих объектах, сужая проезжую часть на выезде из района. Открытый уже после Универсиады путепровод на ул. Тихорецкая также внес свой положительный эффект.

- И, конечно, улучшению транспортной ситуации способствовал ремонт значительной части асфальтобетонного покрытия проезжей части на десятках улиц города, - добавил докладчик, посетовав, впрочем, что многие развязки все еще не сданы в эксплуатацию из-за мелких недоделок.

Поток положительныйх констатаций, впрочем, уперся в категоричное заявление:

- Следует понимать, что все это – временное улучшение, как глоток свежего воздуха. Как показывает мировой опыт, довольно скоро оно может оказаться перечеркнуто ростом автомобилизации, - заявил Нигматуллин. Он привел цифру: только с начала года машин в городе стало больше на 18 тысяч. Таким образом, их общее число превысило 350 тысяч.

14.jpg
Ильсур Метшин: «Тема волнует всех: и автомобилистов, и пассажиров общественного транспорта, и гостей нашего города. Многие отмечают, что передвигаться по Казани стало легче, но если не крутить педали дальше, проблема будет обостряться»

«ЭТО НЕ КАМПАНЕЙЩИНА, ЭТО ТЕПЕРЬ БУДЕТ ВСЕГДА…»

В этих условиях городским властям рано или поздно придется идти на непопулярные меры. Первая из них – окончательное решение вопроса по въезду в город грузовиков..

Как напомнил Нигматуллин, впервые движение грузовиков было надолго ограничено зимой 2011 - 2012 г. В преддверии Универсиады в Казань и вовсе запретили дневной въезд большегрузов, «забыв» отменить этот режим после соревнований.

«В условиях плотной исторической застройки Казани, узких улиц и отсутствия разворотных площадок большегрузы постоянно создают заторовые ситуации, часто являются причинами ДТП, - пояснил причины «гонений» Нигматуллин. - Мы помним множество реальных случаев, когда из-за одной фуры, застрявшей на перекрестке или на подъеме в гору, в течение многих часов было парализовано движение огромного транспортного потока.

Теперь исполком решил еще сильнее закрутить гайки – с 12 октября вступает в силу новое, еще более суровое постановление. Нигматуллин пояснил, что полностью, на круглые сутки будет запрещен въезд в центр города грузовикам массой свыше пяти тонн. А в дневное время – с 6 до 21 часа – будет закрыт въезд в пределы Большого казанского кольца машинам массой более 15 тонн.

55.jpg
С 12 октября будет запрещен въезд в центр Казани грузовикам массой свыше пяти тонн, а в дневное время – с 6 до 21 часа – будет закрыт въезд в пределы Большого казанского кольца машинам массой более 15 тонн

- Срок действия постановление формально ограничен 15 апреля 2014 года, потому что с этого времени вводятся еще более суровое весеннее ограничение движения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов. Однако хотелось бы подчеркнуть, что ограничения на движение большегрузов планируется вводить на регулярной основе, поэтому промышленным, транспортным и торговым организациям необходимо адаптироваться к этим правилам игры, - заявил Нигматуллин.

Метшин отметил, что те временные ограничения, которые вводились до этого, дали позитивные результаты, ведь с дорог сразу ушло порядка 10 тыс. грузовиков.

«Мы понимаем, что данное решение является трудным для бизнеса, но это вынужденная мера. В данном направлении мы не придумываем ничего нового, поскольку все крупные города уже прошли этот этап. Возврата к прошлому не будет, все должны понимать, что это не кампанейщина, теперь так будет всегда. Большегрузам в центре города не место. ГИБДД должно жестко стоять на страже принятых решений», - заявил он.

Вместо крупнотоннажных машин градоначальник порекомендовал бизнесу подумать о более юркой технике. И оговорился, что, разумеется, исключения будут сделаны для экстренных служб и дорожной техники, а также, возможно, для социальных строек.

Правда, пока не решен вопрос с установкой соответствующих дорожных знаков, отвесил реплику шеф ГИБДД Казани Ибрагимов. А без этого, а также без должного информирования, это постановление останется на бумаге, и Ибрагимов порекомендовал как можно быстрее знаки установить.

15.jpg

ПЛАТНЫЕ «КАРМАНЫ» НА 3 ТЫС. МЕСТ

Еще один резерв расчистки улиц и обуздания автомобилизации городские власти видят в наведении дисциплины и порядка в сфере парковки. Прежде всего, речь идет, конечно же, о дальнейшем распространении принципа платности: есть деньги на автомобиль, раскошелься и на стоянку.

Как доложил Нигматуллин, всего в городе за последнее время открыто 13 крытых паркингов на 4,6 тыс. машиномест – их заполняемость достигает 50 - 60%. А в первом квартале будущего года застройщики планируют ввод еще 6 объектов почти на 2 тыс. мест.

Метшин напомнил, что два - три года назад, когда тема платных парковок в центре только начала раскручиваться, автомобилисты восприняли ее, мягко говоря, в штыки. Но постепенно, эвакуатором и добрым словом правильные привычки вырабатываются.

- 50 - 60 процентов заполняемости паркингов можно трактовать по-разному – одни говорят, что зал наполовину полон, другие, что он наполовину пуст. Но в целом, это говорит о повышении культуры, о том, что работа проводится, и это на сегодня уже необходимый атрибут городского хозяйства, городской жизни, - подчеркнул Метшин, отметив, что инвесторы в целом довольны результатами своей работы, хотя поначалу эти проекты были планово убыточными.

Тем не менее, когда Нигматуллин заявил, что практически весь центр после завершения строительства будет охвачен сетью парковок, Метшин посетовал, что до сих пор не строится паркинг, запланированный в районе МВД:

- Мы выходили и на МВД, и на президента, чтобы построить его за счет фонда безопасности дорожного движения. Все машины вокруг там как раз на 80 процентов сотрудников МВД. Это разгрузило бы Большую Красную, Карла Маркса, поперечные улицы все... - помечтал он вслух.

Далее Нигматуллин перешел к подзабытой идее муниципальных парковок на проезжей части. Изначально «пришить» платные карманы в рамках пилотного проекта планировалось в двух местах – на ул. Театральной и на площади у НКЦ «Казань». Однако довольно скоро стало понятно, что малый масштаб обернется профанацией:

- Пилотный проект необходимо внедрять не в масштабе одной-двух улиц, а сразу на достаточно широкой территории. Никто не будет пользоваться платной парковкой, когда рядом есть возможность законно оставить машину бесплатно, - пояснил Нигматуллин, предложив в качестве первого этапа оснастить паркоматами и прочей инфраструктурой не меньше 3 тыс. машиномест сразу.

В целом же планы еще масштабнее – охватить единым и взаимоувязанным парковочным пространством всю территорию города, включая дворы и внутриквартальные проезды. Не исключено, что и там за оставленную на ночь машину придется платить собственнику земли, например ТСЖ. Зато все это, по оценке, позволит на 20 - 25 процентов улучшить движение транспорта в Казани.

- Мы очень внимательно занимаемся этим вопросом, пока в режиме изучения, - осторожно отметил Метшин, сославшись на опыт Москвы, которая сейчас «набивает себе шишки» на пути создания платных муниципальных парковок. - Но по сложности этого вопроса – это еще будет острее и сложнее, нежели мы убирали "ГАЗели" и "ПАЗики", потому что касается всех. Люди годами привыкли ставить машину на проезжей части около какого-то офиса, магазина, здания, театра. Сегодня согласно федеральному законодательству единое парковочное пространство отдается в ведение муниципалитета. А как только человек лишний рубль достает из кармана, радости и восторга это не вызывает…

К БОРЬБЕ С КАЗАНСКИМИ ПРОБКАМИ ПОДКЛЮЧИЛАСЬ ООН

Еще более глобальным ответом на транспортные вызовы, по мысли Нигматуллина, должна стать комплексная схема организации движения (КСОД). Ее разработка предполагает сбор точных данных и математическое моделирование транспортных потоков. На выходе – выверенные ответы на вопросы городского планирования.

«Это, к примеру, и места размещения объектов капстроительства, и введение одностороннего движения, и ограничение скоростного режима, и установка дорожных знаков или светофоров, паркингов, пешеходных зон и так далее», - перечислил Рустам Нигматуллин.

Он подчеркнул, что все эти вопросы должны рассматриваться не применительно к отдельным участкам уличной сети, а комплексно, с пониманием того, какой эффект то или иное мероприятие дает для всей системы дорожного движения города. Здесь прозвучал неявный намек на эффект знакомый многим казанцам: пробка, ликвидированная на одном участке, зачастую попросту перемещается на другой.

«Предлагаемые в рамках КСОДД мероприятия ценны тем, что существенный эффект можно получить при значительно меньших, чем при капитальном строительстве затратах», - сделал Нигматуллин эффектный пролог к оглашению цены вопроса.

Как выяснилось, вопрос обсуждался с 14 проектными институтами, четыре из которых – иностранные. Средняя сумма – 25 млн. рублей.

- К сожалению, пока изыскать в муниципальном бюджете эти деньги не удалось, - констатировал Нигматуллин. - Однако мы нашли возможность привлечь на эти цели внебюджетное финансирование по линии программы ООН «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России». В результате Казани одобрен грант в размере 12 млн. рублей, но условия программы предполагают софинансирование.

- До какого числа мы сможем получить транш? - спросил Метшин.

- В октябре-ноябре нам нужно подтвердить софинансирование, прописать строку в бюджете, и до конца года деньги будут перечислены, - ответил Нигматуллин.

Метшин поручил сити-менеджеру Алексею Песошину подготовить гарантийное письмо. И обратился ко всем ответственным руководителям внимательно отнестись к выбору подрядчика, а также привлечь к делу местных экспертов.

Как оказалось, свой анализ цен уже провели в ГИБДД Казани, и, как сообщил начальник ведомства Ибрагимов, стоимость разработки может оказаться гораздо выше. Обзвонив коллег в Сочи, Ярославле, Санкт-Петербурге, Тольятти, где работал Санкт-Петербургский дорожный институт, главный гаишник выяснил, что ни в одном из этих городов комплексная схема не разработана полностью.

- То есть как раз то, о чем мы говорим – деньги выделены серьезные, а проект не соответствует? - спросил Метшин.

- Да, проекты частичные: где-то схемы организации пассажирских перевозок, дорожных знаков, - уточнил Ибрагимов. - Мы обращались также в SWARCO – по оценкам испанской фирмы, необходимо от 50 до 70 миллионов рублей. По всей вероятности, это реальная цифра…

- Давайте начинать! - решительно произнес Метшин. - Если это 70 миллионов, значит, это 70 миллионов. Мы ведем речь о миллионном городе, экономия нужна, но за половину без этих денег мы и результат получим половинчатый. Хорошо, что есть транш, давайте софинансирование – это первый этап. Но в итоге мы должны выйти на полный документ.

ГИБДД ПРОДОЛЖАЕТ ЛЕЧИТЬ ДЕТСКУЮ БОЛЕЗНЬ ЛЕВИЗНЫ

Выйдя на трибуну, глава ГИБДД отчитался о текущих успехах. Как оказалось, за год работы машины эвакуации вывезли с казанских улиц более 30 тыс. автохамов. Еще около 70 тыс. водителей получили штрафы за нарушения правил парковки. 20 тыс. «писем счастья» разослали благодаря системе «Паркон».

- Важны и штрафы, и эвакуаторы, - прокомментировал градоначальник. - Но надо повышать культуру вождения за счет каких-то передач в СМИ, и таких движений, как «СтопХам». Чтобы людям было неудобно где попало оставлять машины, чтобы институт общественного порицания у нас тоже работал…

Кроме того, анализируя состояние улично-дорожной сети, в сентябре ГИБДД провело облет Казани в пиковые часы. В результате, по словам Ибрагимова, внесен ряд предписаний и рекомендаций – краткосрочных и долгосрочных, вроде установки дорожных знаков, расширения проезжей части улиц и т.д. А затем он обрушился на ГлавАПУ, «забывшее» предусмотреть нормальные выезды для будущих жителей комплекса «Победа» в районе «Меги».

- Какие вопросы там есть? - заинтересовался Метшин, обращаясь к шефу управления архитектуры. - Вроде бы количество парковочных мест там соответствует…

- Речь идет о въездах-выездах на магистральные дороги, - пояснил Владимир Фомин. - Там еще можно исправить ситуацию…

- Очень хорошо, что жилье в Казани строится и покупается, - заявил градоначальник, поручив начальнику ГлавАПУ решить проблему и доложить о результатах. - Но и строить надо изначально грамотно, чтобы вопросов, какие Рустам Анварович докладывает, просто не было…

Положительно Ибрагимов оценил ввод левых поворотов на проспекте Победы и Ямашева, Правом и Левом Булаке – скорость на этих участках выросла на 8 - 10 процентов. Правда, ранее Нигматуллин отметил, что это решение вызвало рост загрузки на прилегающих дорогах. Тем не менее шеф ГИБДД предложил рассмотреть решение по поводу отмены левых поворотов на развязке Вишневского – Тихомирнова, перекрестке Островского – Пушкина, Фучика – Зорге – Ломжинская, Амирхана – Чуйкова.

- Левые повороты неоднозначно воспринимаются автовладельцами, предприятиями общественного транспорта, - вспомнил градоначальник «стон проклятий», стоящий у перекрестков на Южной трассе. - Как уже говорилось, эффект надо оценивать комплексно, как это влияет на прилегающие дороги…

Для этого как раз и нужна комплексная система организации дорожного движения, добавил градоначальник, поручив всесторонне проработать наказы автоинспекции.

Глава города дал поручение ввести работу штаба по пробкам в регулярный режим:

- Тема волнует всех: и автомобилистов, и пассажиров общественного транспорта, и гостей нашего города. Многие отмечают, что передвигаться по Казани стало легче, но если не крутить педали дальше, проблема будет обостряться, - дал оценку Метшин.