IMG_9633.jpg

ВЫБЕРИ МЕНЯ, ВЫБЕРИ МЕНЯ, ПТИЦА СЧАСТЬЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Приехав в Казань, Петер Вестербака первым делом наведался в Казанскую ратушу, где его ожидала с распростертыми объятиями принимающая сторона в лице мэра Казани Ильсура Метшина. Глава города поблагодарил легандарного вице-президента и совладельца компании Rovio Entertainment за то, что тот откликнулся на его приглашение. И тут же выразил восхищение удачным продуктом, который в короткие сроки стал лидером рынка мобильных игр:

«В вашу игру играют не только дети, но и мы, взрослые, иногда по выходным помогаем им попасть по мишеням», - пошутил глава города.

Главной темой встречи и, собственно, темой обсуждения стала возможность создания в городе детского парка развлечений. Первый такой парк площадью более 8 тыс. кв. м был открыт в 2012 году в Финляндии. Позднее появились парки в Великобритании и Китае, и сейчас их более двух десятков. В России есть лишь небольшая игровая площадка – Angry Birds открылся весной 2013 года во Внуково, но полномасштабного парка пока что нет. В конце декабря 2012 года Вестербака говорил, что с местом старта экспансии в нашу страну он определится в течение полугода. При этом в числе приоритетных площадок под строительство рассматривалась Москва, и даже велись переговоры с заинтересованными компаниями. Однако, судя по визиту, высоки шансы Казани. Столице РТ есть за что побороться – единственный парк всемирно известного бренда обречен стать туристической достопримечательностью как минимум в масштабах Поволжья.

Сразу после встречи, основная часть которой прошла за закрытыми дверями, делегация Rovio Entertainment отправилась прицениваться к различным земельным участкам, где вскоре, если все срастется, может зазвучать детский смех. Среди них – участок недалеко от парка Победы, а также рядом с Дворцом единоборств «Ак Барс» и комплексом «Ривьера». Завтра переговоры по поводу перспектив создания парка будут продолжены уже более предметно.

IMG_9588.jpg

МЕДВЕДЕВ И ЕЩЕ 2 МЛРД. ФАНАТОВ

Вестербака – директор по маркетингу финской компании Rovio, основной создатель популярной игры Angry Birds. Он отвечает за развитие бизнеса и франшизы Angry Birds, а также за маркетинг и брендинг. До перехода в Rovio он долгое время работал в IT-отрасли. Является основателем HP Mobile E-Services Bazaar (центр лабораторий для совместных разработок), а также соучредителем MobileMonday (конференция об инновациях и трендах мобильной индустрии). Помимо Angry Birds, создал еще порядка 50 игр. В 2011 году вошел в рейтинг «100 самых влиятельных людей планеты» по версии журнала Time.

Выпущенная Rovio Entertainment в 2009 году видеоигра Angry Birds является самым скачиваемым приложением для мобильных платформ (около 2 млрд. скачиваний). Релиз игры сначала утонул в предпраздничной суете декабря 2009 года. В течение первых трех месяцев эта затея казалась очередным провалом, но в феврале 2010 года компания Apple согласилась представить игру на первой странице своего магазина приложений AppStore, Rovio разместила на YouTube мультфильм о своих свиньях и птицах, а также представила бесплатную урезанную версию игры и 42 новых уровня. Благодаря этому за три дня Angry Birds подскочили в AppStore с 600-го места среди самых загружаемых приложений на первое. Птица из Angry Birds стала официальным талисманом чемпионата мира по хоккею с шайбой 2012 года.

Несколько лет назад на экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент России Дмитрий Медведев неожиданно для всех поблагодарил разработчиков из студии Rovio за создание игры Angry Birds. По его словам, теперь у российских чиновников есть как минимум одно очень важное дело на работе, в чем он неоднократно убеждался. Как сказал Вестербака в одном из интервью, многие президенты, министры – фанаты этой игры. «Дэвид Кэмерон тоже играет в нашу игру, австралийский премьер-министр. Все в Финляндии играют, так что совершенно не удивительно, что чиновники тоже играют», - сообщил он.

ИЗ КОМПЬЮТЕРА – В РЕАЛЬНОСТЬ

Стоит отметить, что "птички" уже давно превратились в более чем серьезный бизнес. Rovio Entertainment – одна из самых быстрорастущих компаний в индустрии электронных развлечений. По оценке аналитиков, капитализация компании составляет $9 млрд., при этом рост чистой прибыли в 2012 году в сравнении с 2011 годом составил 57%. В настоящее время компания имеет представительства в США, Китае, Швеции.

Одним из новых продуктов компании Rovio, наряду с созданием мультсериала по мотивам игры Angry Birds и открытии сети фирменных магазинов в Китае, являются тематические парки развлечений Angry Birds Activity Park. Суть концепции заключается в том, что персонажи, полюбившиеся детям в электронной игре, делают для них более увлекательными подвижные игры в реальном мире. По тому же принципу построена образовательная программа для малышей – учебники и тетради с "сердитыми птичками" повышают интерес к учебе. Такой вот ответ родителям, недовольным чрезмерным интересом своих чад к порождениям гаджетов.

Например, в Финляндии один из парков расположен в торговом центре на двух этажах, площадью в 2,4 тыс. кв. метров. Из развлечений есть, например, BagJump – матрасы и башни для прыжков, площадка для скутеров, лабиринт Lazer, игра-стрельба из пушек Softball, интерактивная игра с бросанием мячей в стену SUTU и т.д. Входной билет в парк на один день стоит 18 евро. Еще один парк открылся в центре курорта Вуокатти (Финляндия) в конце 2012 года и стал самым большим в мире. Он построен на промышленной территории площадью 8,7 тыс. кв. метров.

IMG_9614.jpg

«ЗДОРОВО, ЧТО КРУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ КОМПАНИИ РВУТСЯ В КАЗАНЬ»

Перспективы финских предпринимателей в Татарстане для газеты «БИЗНЕС Online» оценили участники отрасли.

Виктор Осетров – CEO и основатель RealSpeaker Lab:

- Angry Birds сейчас зарабатывает больше на имени, своей славе, нежели на самой игре (напомню, что она, по большому счету, бесплатная). То есть это игрушки, сувениры, футболки и теперь вот парк развлечений. Лидер компании Rovio сейчас фактически торгует своим лицом и представляет на самом деле интересы других компаний, франшизы которым Rovio представила. В частности, этот парк – это тоже инициатива, прежде всего, девелоперов, которые прикрываются именем Angry Birds.

Мне кажется проект парка – это, прежде всего, сфера entertainment, о разработке речь здесь не идет. Больше всего волнует вопрос – кто является девелоперами застройки и какая земельная площадь будет использоваться.

Рынок развлечения в Татарстане активно развивается, поток туристов растет очень быстрыми темпами и, конечно же, возникла необходимость в открытии такого парка. Заработать на таком парке можно хорошо. Казань – это крупный город с большим количеством туристов. Правда, не стоит забывать про сезонность, поскольку зимой на колесе обозрения не покатаешься. Тем не менее надо отдать должное инвесторам, а деньги будут отбиваться несколько лет, и администрации правительства Татарстана, которая сумела их привлечь. Здорово, что крупные и технологические компании рвутся в Казань (успешная Универсиада дает о себе знать).

Игорь Арнаутов – аналитик Инвесткафе:

- Разработчик Angry Birds, компания Rovio перед проведением IPO оценивалась в 7 - 9 миллиардов, при этом ее выручка по результатам 2012 года составила 152,2 миллиона евро, чистая прибыль – 55,5 миллионов евро. Около 30 процентов от общей прибыли Rovio составляют доходы от продажи плюшевых игрушек, одежды и других аксессуаров и даже газировки по мотивам игры Angry Birds.

Для того, чтобы татарстанские разработчики игр смогли повторить успех этой компании, прежде всего, у них должен быть опыт создания успешных приложений и игр для iPhone и iPad, которые были бы доступны для широкого круга пользователей.

Хороший проект при продаже в России приносит сегодня не менее 200 - 300 тысяч долларов с игры. Например, «Дальнобойщиков» было продано более 500 тысяч штук, что при оптовой цене в 1,5 доллара принесло 750 тысяч долларов.

Для строительства Angry Birds по примеру проекта в Калининграде, потребуются финансовые вложения в размере около 500 миллионов рублей.

По данным Microsoft, в 2012 году оборот рынка видеоигр в мире достиг 65 миллиардов долларов. 42 процента от общей суммы пришлось на продажи консолей и игрового контента к ним, а остальное было потрачено на оnline-игры, мобильные приложения, игры для персональных компьютеров и другие сегменты рынка. Объем российского компьютерного игрового рынка в 2012 году составил $1,3 миллиарда (40,8 миллиарда рублей), увеличившись за два года в 1,5 раза и обогнав кинопрокат в странах СНГ (39,4 миллиарда рублей).

IMG_9647.jpg

«ТАТАРСТАНСКИЕ РАЗРАБОТЧИКИ ИСПОРЧЕНЫ БОЛЬШИМИ ЗАРПЛАТАМИ»

Тимур Хуснутдинов – исполнительный директор ГК FIX:

- Angry Birds – молодцы. Это пример, когда из незамысловатой, в принципе, затеи получился проект, покоривший мир. Игра, казалось бы, очень проста – птички вылетают из рогатки и сбивают конструкции. Но в ее успехе заложено много факторов. Наиболее значим тот фактор, что игра была запущена на iPad и iPhone в период роста популярности этих устройств, и, по сути, одна из первых игрушек на этих мобильных устройствах стала популярной. Появись она на ПК, уверен, никто бы о ней и не слышал сейчас, кроме небольшого количества геймеров. Плюс сама модель геймплея, несмотря на свою простоту, очень разнообразна и вариативна, что вызывает интерес.

Открытие в крупных городах тематических парков развлечений – это хороший маркетинг и способ привлечь дополнительный доход. Персонажи игры уникальны, запомнились огромному числу людей по всему миру, оригинальны, и на них люди пойдут. Дисней-лэнды тому пример.

Может ли научить пример разработчиков Angry Birds чему-то татарстанских разработчиков? Сложно сказать – кого-то, безусловно, чему-то научит, но смогут ли они добиться такого успеха, никто не знает. Ребята из Rovio не сразу сделали эту игрушку, насколько помню, до нее они плотно занимались разработкой игр и эта, что называется, выстрелила. Нужно пробовать, экспериментировать, изучать то, чем занимаешься, придумывать новое, ловить и прогнозировать тренды. Очень важно быть увлеченным идеей и испытывать драйв от того, чем занимаешься. Увы, многие татарстанские разработчики испорчены большими зарплатами, и, кроме денег, ничего не хотят. При таком подходе сложно добиться успеха.

Сам рынок игр с каждым годом растет, имеет миллиардные обороты. Если создание игры может обойтись от 50 до 300 тысяч долларов, то доход от выстреливших проектов исчисляется миллионами долларов в год.

Алексей Федоров – директор Startpack:

- Компания является отличным примером компании, создающей мобильные игры и зарабатывающей десятки миллионов долларов. Интересной чертой является то, что основной доход компания получает от продажи франшиз на использование популярных образов персонажей игр.

Изучение историй успеха всегда дает некоторый кругозор, но не гарантирует воспроизведение чей-то успешной истории. Все, что нужно – учиться на ошибках других и как можно чаще создавать что-то свое.

Индустрия игр сегодня находится на подъеме, это связано и с громадным рынком мобильных платформ, и с появлением новых оригинальных игровых устройств. Аналитики прогнозируют, что даже работа и обучение будущего будет походить на игру, в этом смысле игрофикация является неоспоримым трендом будущего.

Скорее всего, идея строительства этого парка не подразумевает бюджетное финансирование. В любом случае появление этого парка в Казани – очень оригинальная и полезная идея, которая пойдет на пользу образу Казани. Примечательно, что в парке нет интерактивных развлечений, все игры и аттракционы физические, а это значит, что в Казани одним местом активного отдыха станет больше.

Справка

Rovio Entertainment – одна из ведущих медиа-компаний в области развлечений. Выпущенная компанией в 2009 году видеоигра Angry Birds в настоящее время является самым скачиваемым приложением для мобильных платформ в истории.

Совокупный доход Rovio в 2012 году составил 152,2 млн. евро, что вдвое больше, чем в 2011 году. Чистая прибыль по итогам 2012 года - 55,5 млн. евро (рост на 57% по сравнению с 2011 годом). В компании работают 650 человек. Оценочная капитализация составляет $9 миллиардов.