460-1.jpg

Николай Васильев – начальник главного управления градостроительной политики, кадастра и архитектуры республики Татарстан:

– К пробкам, мне так кажется, относятся те случаи, когда есть определенное время мертвого стояния. Как таковых пробок по моему маршруту нет. В основном это участки, где работы в связи с Универсиадой не были проведены. В районе улиц Ершова, Аделя Кутуя. Но, конечно, движение стало легче. Что касается любых мер, в том числе и организации штаба, их стоит внедрять, если это идет на пользу. Если какие-то новые мысли конструктивно помогают движению, зачем от этого отказываться?

Я полагаю, что меры по борьбе с пробками – это системный вопрос, и ни у кого единого рецепта быть не может. Надо отдельно рассматривать проектную документацию, в том числе тот проект планировки центра Казани, который готовит институт Казгражданпроект. Можно рассматривать внесение некоторых изменений в парк городского транспорта.

Недавно было высказано мнение о возможности применения маршрутных автобусов, газели вполне могут вписаться в сетку центра города, чтобы не пускать туда наши большие автобусы. Это позволило бы обеспечить маршруты более маневренным транспортом, и в то же время обеспечить меньший интервал. Наверное, не всегда наши большие автобусы, которые хорошо себя чувствуют на магистралях на территориях новой застройки, могут обеспечить хороший интервал движения и доступность в центре города. Тут нужно и участие населения, оно бы сблизило позиции чиновников, строительного и транспортного ведомства и горожан. Когда начинают мыслить только чиновники, это неправильно. Опыт зарубежных стран показывает, что не нужно основываться только на мнении планирующих органов, все же обязательно надо прислушиваться к мнению тех, кто потребляет эти услуги.

Александр Сидякин – депутат Госдумы РФ:

– Пробки – это наш бич, это плата за то, что мы живем в крупном городе. Все города мира столкнулись с проблемой пробок. Нет крупных городов, где пробок нет. Поверьте мне, я много ездил. И город, который имеет население более 500 тысяч, просто неизбежно сталкивается в каких-то районах с пробками. Где-то проблемы решаются, находятся кардинальные решения, они способствуют тому, что город разгружается. На моей памяти лучше всего движение организовано в Барселоне. Там толково организована зеленая светофорная волна, которая позволяет двигаться потоку. Если набираешь определенную скорость, то фактически можешь всю улицу проехать в зеленой волне. Минимизировано стояночное пространство в городе, и это способствует тому, что люди пользуются общественным транспортом. В принципе, такие подходы в работе использует мэр Москвы, то есть минимизируется парковочное пространство, оно становится в центре столицы платным, но за исключением тех водителей, кто живет в соседних домах.

Решение проблемы пробок только одно – пересаживать людей на общественный транспорт. Чем больше будут им пользоваться, тем большее количество людей будет перевозить одна единица транспорта. Прерогатива должна быть отдана общественному транспорту, для этого и выделенные полосы надо делать, перехватывающие парковки, где удобная схема транспортной коммуникации, метро, автобусы… Это стандартные рецепты, которые можно предложить любому городу, Казань не исключение.

Лично я от пробок устаю. Есть расчеты ученых, в соответствии с которыми экономика теряет ежегодно от стояния в пробках от 2 до 2,5% ВВП. Пробки существенно тормозят движение в городе, затрудняют реализацию мелкого бизнеса, оптовую торговлю. У Казани, я все-таки считаю, проблемы не так остро стоят, как в той же Москве. Но если стратегически планировать развитие улицы, то в перспективе это даст свои плоды.

460-2.jpg

Николай Рыбушкин – член комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению:

– Я пользуюсь общественным транспортом, а он сейчас работает, по-моему, неплохо. Тем более есть специальная автобусная полоса. Поэтому для меня как пассажира проблема пробок не стоит.

Тем не менее, я считаю, что дороги надо разгружать, нужно строить дополнительные развязки. Надо еще раз оценить пассажиропотоки по городу – пока пропускная способность дорог работает не на полную мощь. Да и сами казанцы должны быть более сознательными. У нас ведь в магазин за хлебом на машине ездят. Или едет один в машине на работу в центр. Таких машин, где по одному человеку, очень много. Каждый должен думать не только о своем удобстве. Он, конечно, быстро доедет, а где он там машину бросит, его уже не волнует. Зачем мы сами создаем себе такие ситуации, когда нам некомфортно? Надо как-то кооперироваться, или нужно ограничить выезд частного транспорта. Допустим, одни ездят по четным числам, другие – по нечетным. Или можно пользоваться общественным транспортом, он у нас загружен на все 100 процентов. В летний период выход из этой ситуации я вижу в том, чтобы люди могли добираться до работы на велосипедах. Надо продумать создание постоянно действующих велосипедных дорожек.

Для чего мы автобусные полосы делаем? Чтобы люди пользовались общественным транспортом! Достаточно выйти из дома, сесть на общественный транспорт, проехать три остановки и быть там, где ты должен быть. Для чего тогда мы метро строили? Чтобы им пользовались. Моим избирателям сейчас так хорошо в Авиастроительном районе! Сейчас оттуда можно в другой конец города добраться на метро, а до центра за 10 - 15 минут. Я хочу, чтобы люди больше пользовались общественным транспортом, больше ходили пешком. Я понимаю, что с Горок в центр пешком не доберешься, но, извините, оттуда можно доехать и на автобусе, и на метро.

Моя идея-фикс – запретить въезд в центр города на личном автомобиле. До Ленинского моста я бы организовал стоянку для машин, откуда казанцы смогли бы пройти к метро. Также можно ввести ограничения со стороны Павлюхина, рядом со станцией метро «Суконная слобода». И так с четырех сторон. Надо центр разгрузить. Это не касается скорой помощи, пожарных машин и так далее.

Тимур Ямашев – активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт»:

– Я обычно пользуюсь метро, поэтому последний раз стоял в пробке лишь на прошлой неделе, на улицах Сахарова и Фучика. После открытия путепровода на проспекте Победы вся пробка переместилась туда. Из эффективных мер, которые действительно экономят время казанцев, отмечу открытие новых станций метро и выделение трамвая №5. На некоторых дорогах с новыми путепроводами действительно сейчас стало лучше, но такие решения – временная мера. Специалисты посчитали, что на казанских дорогах с развязками при росте нагрузки на 5 процентов скорость падает на 15 процентов. Через несколько лет эти направления снова начнут стоять в пробках. А вот потенциал метро и трамвая в Казани используется менее чем на треть, у этих видов транспорта хорошие перспективы роста при должном отношении.

Для повышения пропускной способности мэрии совместно с ГИБДД нужно строже следить за выделенными полосами для общественного транспорта, которые могут провозить до 10 тысяч пассажиров в час, в то время как автомобильная полоса провозит лишь 2 тысячи человек. Поэтому, когда автомобили выезжают на автобусную полосу, пропускная способность дороги существенно падает. Если общественный транспорт будет скоростным и комфортным, то транспортная проблема станет куда менее острой. Еще один способ – это ограничение скорости. Исследования показали, что максимальная пропускная способность автодороги наблюдается при скорости потока в 40 километров в час, а затем резко падает. Стоит задуматься о введении такого ограничения в часы пик.

Дмитрий Пузырев – советник «Ак Барс Девелопмент» по градостроительству и архитектуре:

– Ситуация в городе после строительства новых развязок улучшилась. Я, как и все жители Казани, несколько лет простаивал в доуниверсиадских пробках. Любопытно, что сейчас в связи с изменением схем движения и строительством этих развязок появились новые пробки. Сейчас я в пробках не стою, потому что у меня рабочее место расположено в Ново-Савиновском районе, а живу я в центре на Вишневского-Достоевского. Когда я утром еду с улицы Вишневского по мосту «Миллениум» в сторону кварталов, там движение беспробочное. Но в обратную сторону каждое утро стоит огромная пробка, и я ее наблюдаю практически от стадиона «Трудовые резервы». Причем этой пробки раньше не было. Почему она образовалась, понятно – огромный поток, который формируется чуть ли не с Авиастроительного района, по всей этой бессветофорной трассе упирается в первый светофор на перекрестке с улицей Достоевского. Эта ситуация могла быть спрогнозирована, нужно было думать, как ее решать.

Еще одна новая пробка появилась на Сибгата Хакима, которая идет по правому берегу Казанки параллельно улице Чистопольской. Когда я дочку отвожу в школу, я ухожу с Батурина из под Кремля по правому повороту на Ленинскую дамбу, то есть из центра в сторону кварталов, в сторону Декабристов – все идеально чисто, и вот повернув на Сибгата Хакима перед издательством, я наблюдаю «хорошую» пробку, чуть ли не от Абсалямова до светофора на Сибгата Хакима. Люди увидели короткий путь, и все ринулись в эту сторону.

Систему дорожного движения в городе необходимо проектировать. Этим должны профессионально заниматься транспортники. Но у нас в городе такой службы нет. Эту функцию на себя берет управление ГИБДД, на многих перекрестках, на многих дорогах им удалось развязать какие-то вещи. Я полностью поддерживаю отмену левых поворотов на Булаке, на Карла Маркса. Но ГИБДД – это не тот орган, который должен проектировать систему дорожного движения в городе. Этим должны заниматься профессионалы. Если в Москве есть институт НИиПИ Генплана Москвы и транспортный институт, который этим занимается, у нас такой службы нет.

Буквально в среду институт «Казгражданпроект» на градостроительном совете показывал первые материалы своего проекта планировки центра, и там эти вопросы тоже поднимались. Члены градостроительного комитета очень критично высказывались о том, как институт проектирует транспортную схему города. Но, к сожалению, у нас нет профессионального органа в городе, который бы занимался проектированием транспортных потоков. Поэтому у нас как всегда получается, что мэрия в ручном режиме пытается решить эти проблемы. Это хорошо, на безрыбье и рак рыба, пусть хоть кто-нибудь этим занимается.

Рамиль Хайруллин – региональный представитель Федерации автомобилистов России:

– Пробки в городе есть, куда они денутся. Пробка – это такая вещь, она сама по себе не исчезнет. Так что штаб по борьбе с пробками – это, конечно, хорошо. Но все-таки хочется дать мэрии совет нанять на работу дорожных экспертов, которые будут анализировать транспортную ситуацию и предлагать решения проблем, их исполнять. Сейчас происходит перетекание из пустого в порожнее. У нас в одном месте пробки убрали, они чуть дальше появились. Ерунда получается. Развязки просто отодвинули эти пробки в сторону, причем я примерно два-три раза в неделю выезжаю в Московский, Авиастроительный район. Там все просто замечательно, никаких пробок нет. Там широкие дороги. Отмена левого поворота тоже сыграла свою роль, только опять мера получилась половинчатой. Левый поворот отменили, но не решили, как теперь уходить налево. Люди пытаются решить этот вопрос сами, тыкаются во все места, где это можно сделать, образуя новые пробки.

Тут думать нечего, мы спотыкаемся о грабли, на которые уже наступила Москва. Мы повторяем их ошибки. Борьба с пробками у нас ведется локально, а не систематично. Вот здесь появилась пробочка, что с ней делать? Построим здесь эстакаду и развязку. Стало хорошо, пробка пропала. А на километр дальше пробка стала в два раза больше. Там сейчас после хорошей эстакады создается бутылочное горло, в которое пытается втиснуться весь поток, а тут еще и левые повороты отменили. Например, на Южной трассе так, нужно ее всю проехать, чтобы уйти налево. Представляете, какой сейчас поток машин идет на развязку, чтобы развернуться, почему его не пустить по параллельной дороге, либо не сделать разворотные петли? Это же элементарно: на трамвайных путях сделать разворотные петли. В центре у нас кругом эти бутылочные горла. Три полосы, после светофора остаются две. Полно этих ситуаций.

Анатолий Марьин – генеральный директор пейнтбол-клуба «Стрелок»:

– Я стоял в пробке в Казани только по причине плохих ливневок, когда затопило новые дороги – это было на Компрессорном заводе и на Губкина. А так, когда развязки открыли, мой маршрут сократился. Раньше я тратил порядка 30 минут на то, чтобы доехать до офиса, сейчас я трачу 15 минут. Во избежание новых пробок, новые дома должны строиться по новым ГОСТам. Если дом строится, нужно, чтобы прилегающие дороги расширялись, а не оставались двухполосными. Строят коттеджный поселок, либо городской квартал, а дороги остаются прежними, парковочные места не предусматриваются.

Раиль Сабиров – генеральный директор производственно-дистрибьюторской компании «Три Кита»:

– Я в последний раз застрял на Аделя Кутуя, это один из самых проблемных участков в городе. Эта улица и Техническая часто стоят. Я думаю, что надо делать развязку или мост на Аделя Кутуя и Гвардейской. Пешеходные переходы должны быть подземные или надземные, и поменьше светофоров.

Иделия Шагова – старший инспектор по пропаганде ГИБДД МВД Казани:

– Я в пробках не стою – приезжаю на работу очень рано, когда еще все спят, и стараюсь ехать домой, когда не такая сильная загруженность дорог. Новые развязки, новые дороги, отмена левых поворотов, конечно, облегчили движение транспорта на казанских дорогах. И я надеюсь, что подобные нововведения приживутся в столице надолго. К тому же, наш город наверняка не остановится на достигнутом – появятся новые дороги, новые развязки. Я думаю, администрация продолжит развивать транспортную инфраструктуру Казани.

Сергей Чернов – заместитель генерального директора «КАН Авто»:

– Последний раз я стоял в пробке из-за аварии, хотя, конечно, это не всегда является причиной. Дело в том, что не все реформы нашей дорожной системы после Универсиады были закончены. Сразу делать грандиозные преобразования, которые приведут в порядок все дороги, не получится. Да, пробок стало меньше, но пока не закончится дорожная реформа, повторюсь, мы от них никуда не денемся.

Пожалуй, самой эффективной мерой по борьбе с пробками оказалось ужесточение правил дорожного движения, но есть перегибы. На многих дорогах, например Аделя Кутуя, Карла Маркса, оставшаяся после Универсиады автобусная разметка очень мешает движению автомобилей. Для повышения пропускной способности Казани можно порекомендовать дальнейшее развитие системы адаптивных светофоров. На многих перекрестках, где остались еще старые светофоры, ситуация меняется по стандартному алгоритму. Это не совсем правильно, потому что в одно время есть загрузка по одной дороге, в другое – по другой. И благодаря этой системе мы могли бы более эффективно сработать по разделению потоков, сделать так, чтобы светофоры были более адаптивны к загрузке дорог.

Денис Нитенко – гендиректор ООО «Деловой центр Форт Диалог» (Набережные Челны):

– Какое-то подобие пробок, к сожалению, начало возникать уже и в Набережных Челнах. Особенно в утренние и вечерние часы пик. Думаю, что года через два-три, учитывая темпы прироста количества автомобилей, а также того, что новых дорог у нас не строят, и мы столкнемся с этой проблемой вплотную. А что касается Казани, я помню, что творилось на дорогах перед Универсиадой. Это был ужас. Но когда я был в городе в последний день Универсиады, то был просто поражен, насколько все качественно и с умом было сделано. Особенно в зоне спортивных объектов. Я тогда по-хорошему позавидовал казанцам. После этого я еще два раза был в столице республики, просто удовольствие ездить по дорогам такого качества.

Проблема пробок осталась в центре Казани. Это улицы Карла Маркса и Горького. Но они объективны. И это проблема не только Казани, а вообще всех центров крупных городов. На узких улицах старой части города достаточно сложно что-либо придумать. Считаю, что единственное решение для ликвидации пробок – это разгрузить центр города и максимально выносить рабочие места, офисные и административные здания ближе к городским окраинам, строить там современную инфраструктуру и делать центр города досуговой рест-зоной.

Недавно я узнал от своих друзей, жителей Казани, что, поставив свою машину в центре города вне парковок, ты рискуешь ее не обнаружить, выйдя обратно через 10 минут. Это очень большая проблема для ресторанов и магазинов, которые расположены в центре Казани. Не думаю, что подобные действия по запрету бесплатных парковок и массовая эвакуация автотранспорта помогут решить проблему.

Сейчас крайнюю правую полосу используют для движения общественного транспорта. В европейских странах, к примеру, разрешают использовать эту полосу для парковок. Пусть они будут даже платными, но они должны быть на улицах, а не только на каких-то паркингах. Выделенная автобусная полоса не решает проблему регулярности движения общественного транспорта, но существенно усугубляет дорожный трафик. К тому же, невозможность припарковать автомобиль на улице приводит к тому, что представители малого и среднего бизнеса несут большие убытки, поддержку которому государство на словах всегда декларирует.

Руслан Зиннатуллин – председатель татарстанского регионального отделения партии «Яблоко»:

– То, что пробки вернутся, было понятно изначально. В сентябре всегда увеличивается количество машин – люди возвращаются из отпусков, приезжают студенты. К сожалению, складывается впечатление, что наша администрация совместно с ГАИ не имеет продуманного плана борьбы с пробками: «А давайте сделаем это, а давайте сделаем то, а давайте отменим левые повороты!» Из-за отмены левых поворотов на Южной трассе появились большие пробки в районе улицы Зорге и на пересечении улицы Мавлютова с проспектом Победы. Там они просто какие-то нереальные.

Всегда нужно думать головой, прежде чем что-то делать. Ну как это взять и отменить левый поворот? Кое-где, может, действительно стоило его запрещать, но где-то ведь и нет. Все надеялись, что мы будем ездить нормально после того, как все это достроят. И что в итоге? Все достроили, отменили левые повороты, и чтобы сейчас где-то повернуть – это целая история. Хотя в некоторых местах можно было улучшить положение. Тот же поворот на улицу Минскую с проспекта Победы я считаю глупостью, что там нельзя поворачивать.

Эффективных комплексных мер по борьбе с пробками со стороны казанской администрации я не видел. Были отдельные вещи, когда Сафаров, будучи вице-премьером, пинал Метшина, говорил, до чего довели город, он весь стоит! Он требовал класть асфальт ночью, в проблемных местах ставить регулировщика и так далее.

Почему нельзя было начинать ремонтировать не все улицы сразу, а взять одну улицу и закончить ее за две недели, а не все лето ковыряться, как это было на улице Тукая, где работали только днем? Чтобы работа была устроена нормально, должны ставиться жесткие ограничения по срокам. Если не укладывается организация в эти сроки, то она должна штрафоваться. Должен быть комплекс мер, а у нас «синдром пожарника» – когда здание во всю горит, мы начинаем его тушить.

Марсель Тазетдинов – генеральный директор «Актив Трейд» (междугородние и городские перевозки):

– Сам я давно не стоял в пробках. И самой эффективной мерой борьбы с пробками со стороны администрации Казани стало, несомненно, строительство новых развязок и двухуровневых дорог. Это значительно облегчило ситуацию на дорогах. Тем не менее, я считаю, что нужно отменить автобусную линию. Это крайне затрудняет движение. Автобусы должны ездить как раньше, они нам не мешали, и мы им не мешали. Все было нормально. А сейчас машины стоят в один ряд, который, может быть, 2 - 3 километра, образно говоря, например, на Карла Маркса. Где есть возможность сделать автобусную линию, пусть там и остается, где для автомобилей выделено хотя бы две полосы, а где дорога разделена просто пополам это проблема. Также не везде удачно применена отмена левого поворота.

Лилия Лобода – директор ООО «Логистик-АвтоКапитал» (грузоперевозки по России):

– Я сделала проще – сменила офис, и теперь не стою в пробках. Самым эффективным решением, я считаю, является строительство развязок. А отмена левых поворотов также верное решение не только для борьбы с пробками, но для того, чтобы избегать многочисленных аварий. В Москве эта мера введена давно. Однако ситуация на дорогах Казани изменилась в лучшую сторону не везде. Например, между улицей Аделя Кутуя и проспектом Победы две развязки, и между ними просто неправильно стоят светофоры. Нужно либо светофоры убирать, либо предпринять другие меры. То есть, не смотря на то, что в некоторых местах появились развязки, их все равно тормозят светофоры.

Сергей Сотников - директор ООО «Реверс», руководитель комитета по транспорту НП «ЛАТ»:

– Я стараюсь выстраивать свой маршрут таким образом, чтобы в часы пик не оказаться в пробке. Но в районе улицы Максимова избежать пробок никак не удается. Там сделали дорогу между заводами, и теперь порой встречные потоки перекрывают друг другу выезд. И вообще, улица Максимова довольно узкая для такого трафика. Что касается изменений, то ничего нового наша администрация не придумала. Строительство новых развязок, двухуровневых развязок, отмена левых поворотов, конечно, дали свой эффект, но надолго ли? Вообще, то, что они сделали на сегодняшний день, потратили какие-то средства, должны были закладываться по прочности на лет 10 - 15 вперед. Я же боюсь, что при такой скорости покупки новых автомобилей уже через пять лет мы опять столкнемся с транспортным коллапсом.

Для решения проблемы нужно привлечь специалистов, должна быть создана рабочая группа, в которую бы вошли представители общественного транспорта, грузового транспорта, предприятия и другие эксперты. У каждого есть свое видение и свои взгляды на какую-то конкретную часть города. И чтобы эта рабочая группа выработала стратегию, которая помогла бы избежать заторов на дорогах как минимум на 15 лет с учетом растущего объема транспорта и предприятий.