НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЛАНИРОВЩИКОВ И СТРОИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ

Если не ошибаются, то мудрость не нужна;
если не сбиваются с пути, то проводник не нужен.
Нет писца, который бы не ошибался,
нет проводника, который бы не сбивался.

Древнетюркская пословица

У нас есть свой «татарстанский путь». Он не совпадает с другими, поскольку существуют особенности республики, придающие ему уникальный характер. Порукой тому история дальняя и история ближняя, а главное – желание сделать республику лучшим местом в России и Евразии. Оно так и будет. Об этом можно судить по тому духу, который царит в республике. Однако одних эмоций недостаточно. Нужен ДИАГНОЗ нашего времени, анализ обстановки в России и Татарстане. Пока мы сами (т.е. татарстанское сообщество) не осознаем, в каком положении находимся, пока мы не оценим внутренний и внешний потенциал, не проведем полный аудит на основе достоверных цифр, мечты останутся мечтами или деятельностью циничных карьеристов, которые морочат людям голову радужными перспективами. Достоверная информация и откровенный диагноз – первое условие эффективности выбранной идеологии.

По ряду параметров Россия не может быть ориентиром в идеологии. Прежде всего, потому что у нее нет ясно сформулированной стратегии. Даже некоторые статьи Конституции РФ «отменены» федеральными законами. Невозможно однозначно ответить на вопрос: «Собирается ли Российская Федерация, наконец, стать федерацией или нет?» Она ведет себя как унитарное государство, но регионы стремятся к фактической самостийности в силу сращивания местного бизнеса с властной губернской элитой. Коррупция еще больше способствует ползучей децентрализации. Если в ближайшее время Россия не перейдет к федерализации, то ее постигнет участь территорий бывшей Российской империи, которые в условиях якобы абсолютного суверенитета монархии стали вотчинами генерал-губернаторов и всевластием местных чиновников. Империя фактически стала ассиметричным конгломератом территорий с номинальным признанием унии «белого» царя. Сегодня история повторяется. Диагноз налицо.

Печально, что в стратегических направлениях, где вносится, казалось бы, определенность, пугает непрофессионализм планировщиков. Например, строительство российской нации, о чем объявили на самом высоком уровне, в лучшем случае нереалистично. Российские идеологи в руководстве страны просто не знают, что живут в другую эпоху, что времена Великой Французской революции, когда по всей Европе создавались нации-государства, безвозвратно прошли. Стрела времени не имеет обратного хода.

Это стало ясно уже в ходе Октябрьской революции, которая не сумела создать ни единую нацию, ни советский народ. Социальные процессы пошли в сторону самоопределения отдельных народов в качестве самостоятельных наций, т.е. через развитие своих литературных языков, систем образования и просвещения, а затем государственно оформились. Виноватым пытаются выставить Ленина, провозгласившего принцип самоопределения народов, но ведь еще до революции многие народы уже имели свой литературный язык, систему образования, печать, т.е. задолго до Ленина оформились в нации. Большевики только озвучили этот факт. А государственное оформление этих народов пошло вопреки желаниям большевиков. Сегодня эти процессы вспять не повернуть. Татары, другие народы давно стали полноценной нацией, зачем им превращаться еще в какую-то российскую нацию? Можно предположить, что российские стратеги хотели бы ассимилировать народы, растворить их в русской культуре. Следует их огорчить – это выглядит фантастично. Такие мечты могут прийти в голову, если заработался в кабинете, не выходя на улицу, и по обстановке в стране судишь по телевидению, которое сам же и контролируешь.

Не менее печально обстоит дело с экономической стратегией. Страна добровольно втянулась в политику сырьевой зависимости, разрушив целые отрасли промышленности. Более того, несмотря на огромные запасы сырья, себестоимость их добычи растет не по дням, а по часам, не в последнюю очередь из-за цен на энергоносители, что порождается такими компаниями, как «Газпром» и «Роснефть». Они своей политикой повышения тарифов создают условия собственной гибели, ибо себестоимость добычи, например, газа, и его цена на Западе неуклонно сближаются из-за дороговизны транспортировки в Германию через Балтийское море.

Угроза исходит не столько от сланцевой революции, сколько монопольности сырьевых отраслей. Они не только душат промышленность и завышают цены на ЖКХ, бензин и т.д., но и как государства в государстве могут шантажировать правительство, зависящее от экспорта сырья. При этом следует учесть, что весь мир ищет альтернативные источники энергии и разрабатывает технологии энергосбережения, что снижает потребность в российском газе и нефти. На этом фоне промышленность деградирует, а экономическая кооперация по стране ослабевает из-за высоких тарифов на железнодорожные перевозки и отсутствия нормальных дорог.

РЕАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СТРАНЕ И ЕВРОПЕ И НАДУТЫЕ ПУЗЫРИ АБСОЛЮТНОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Диагноз состояния Татарстана – отдельная тема. Но само положение России вынуждает вырабатывать собственную стратегию. Это первый факт.

Второе условие выстраивания идеологии татарстанского пути заключается в понимании своего предназначения. Если мы будем убеждать молодых людей, что все в жизни определяется успехом, а сам успех истолкуем в циничной парадигме, то мы просто из общества создадим хаос. Пока под напором российских СМИ и ввиду отсутствия контрмер с нашей стороны дело клонится именно к этому. Личный успех, карьера никак не увязываются с сообществом, в котором мы живем. Люди успешные чаще трактуются как состоятельные, а региональная патриотичность остается на закуску как сладкий десерт на фуршете, которым мы часто пренебрегаем после сытного основного блюда.

Долларовые миллионеры и миллиардеры в республике появились благодаря Татарстану, а не личным заслугам. Если о правилах игры не договориться заранее, то наступит день очередного «раскулачивания». Принцип частной собственности никогда и нигде не был препятствием для национализации, ни в одной стране, даже Великобритании, где частная собственность возведена в ранг «священной коровы». Интересы государства всегда превыше всего. А уж когда наступают времена кризисов, когда у власть имущих заканчивается возможность грабить свой народ, тогда начинается ограбление богатых. Интуитивно многие это понимают и «заработанные» деньги не вкладывают в экономику, а прячут в офшорных зонах. Пока это спасает, но канцлер Ангела Меркель на примере Кипра уже показала, как можно до них добраться и что такое суверенитет страны, не желающей играть по правилам. Евросоюз вместе с США уже договорились о возможности раскрытия тайны вкладов в швейцарских банках. Так что кара может настичь не только на том свете, но и на этом, если не договориться с родным сообществом о правилах игры и инвестировать прибыль в собственную экономику, в процветание своей страны и своей республики.

Это не значит, что Германия диктует свои правила игры. Даже внутри страны они имеют региональные особенности. Бавария всегда считала и будет считать себя особой территорией. В Германии нет даже федеральных министров, например, в сфере образования, культуры, там давно избавились от идиотизма централизации всего и вся в угоду конструктивистам. Они прекрасно различают, в чем состоит реальная власть в стране и Европе, а где надутые пузыри абсолютного суверенитета. Кипр абсолютно суверенен, но его офшорную зону разбомбили без особых усилий. Германия стоит не на страже централизации и тотального контроля, а выступает за соблюдение общих правил игры, без которых не может существовать общий рынок и мировой бизнес.

Твой личный успех, твои богатства должны стать успехом родного сообщества, иначе ты окажешься под прицелом обездоленных слоев населения. Люди всегда будут стремиться к равенству и справедливости. Это неистребимо, это святое. Тени Робеспьера, Бакунина, Маркса, Ленина, Че Гевары всегда будут преследовать богатых, пока они не придут к консенсусу с обществом, их породившим. Конечно, равенство оказывается препятствием для процветания общества, но оно всегда будет стоять на страже неуемной жадности. Ведь каким бы талантливым ни был бизнесмен, он эксплуатирует людей как живой товар. Такова природа товарно-денежных отношений, по-другому и быть не может, это не зависит от морали капиталиста, он сам находится в тисках товарного фетишизма. Те, кто понимает весь ужас и бесчеловечность товарных отношений, возвращают деньги обществу в виде благотворительности или создания рабочих мест, позволяющих достойно существовать, борются с болезнями человечества, как это делает Билл Гейтс

Поведение Германии в отношении офшорных зон вполне объяснимо. Руководство ведущей державы Европе не против бизнеса, а за такой бизнес, который укрепляет, а не разрушает человеческое сообщество, за бизнес, который делает богатыми всех, а не только кучку олигархов. Когда этого олигархи не понимают, наступает время национализации, их призывают к порядку, иначе дело может дойти до революции и тогда никто не поможет остановить народную стихию «раскулачивания».

ТЕЗИС О ТОМ, ЧТО ВСЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕМ ДЕНЕГ, НЕВЕРЕН

Скрипит иудина осина
И плещет вороном зобатым,
Доволен лакомством богатым,
О ржавый череп чистя нос,
Он трубит в темь: колхоз, колхоз!
И, подвязав воловий хвост,
На верезг мерзостный свирели
Повылез черт из адской щели. –
Он весь мозоль, парха и гной,
В багровом саване, змеей
По смрадным бедрам опоясан…
Не для некрасовского Власа
Роятся в притче эфиопы –
Под черной зарослью есть тропы,
Бетонным связаны узлом –
Там сатаны заезжий дом.

Николай Клюев. Разруха

В Татарстане есть замечательные примеры, когда люди зарабатывают деньги и вкладывают их в свою деревню. Это спасительные для республики образцы. Они, по сути, микромодели будущих отношений. В них надежда. Независимо от величины их экономического вклада в процветание республики, их надо лелеять, как ростки будущего, как семена, из которых произрастет достойная во всех смыслах жизнь.

Понимание служения обществу через свой личный бизнес и личный успех не придет вместе с проповедями, тем более что священнослужители не меньше других нуждаются в воспитании. Понимание необходимости служения родному Татарстану придет тогда, когда это станет выгодно, когда республика превратится в корпорацию единомышленников. В этом трудном деле не последняя роль отводится системе образования и просвещения. Поэтому третьим условием выработки татарстанского пути, безусловно, является наличие высокого образования, причем своего собственного, адаптированного к условиям Татарстана и России, а не британских или американских ценностей.

Обычно все разговоры начинаются с денег. Для идеологии это первая и грубая ошибка. Практически по этому поводу бесполезно возражать, даже если убедишь оппонента в собственной правоте, он в душе не согласится. Как же без денег?! Проблемы возникают именно из-за отсутствия денег, а если есть деньги, то какие могут быть проблемы? Переубеждать бесполезно. Поэтому просто приведу пример. Может, он убедит в обратном. Германия после войны была разрушена не меньше, чем СССР, выплачивала репарацию, оказалась под контролем международных сил. Люди в развалинах собирали остатки кирпичей и строили дома, из остатков невывезенного оборудования собирали ремесленные мастерские и восстанавливали экономику. Посмотрите, на каких машинах мы ездим. Это BMW, Volkswagen, Mercedes, Audi, Porsche. Весь Евросоюз держится на Германии. Мы ездим на машинах, произведенных в Японии, Италии, тоже проигравших войну. Как же Германия восстановилась без денег? У нее отобрали все, кроме знаний и навыков.

Тезис о том, что все определяется наличием денег, неверен. Перспектива строится, опираясь на идейные ценности, знание, образование и моральные принципы вместе с которыми появятся и деньги. Эту задачку можно сформулировать иначе: если есть знания и навыки, существует интеллектуальный потенциал, деньги всегда можно найти. Денег в мире много, они ищут место приложения, но проблемы возникают с правилами игры, стабильностью и наличием кадров для освоения (а не разворовывания) финансовых и в целом материальных средств. Почему из России панически «бегут» деньги в ту же Германию? Потому что нет стабильных правил игры. Когда руководство страны первым нарушает собственную Конституцию, оно уже не может от других потребовать законопослушности. Никто не верит в правопорядок и справедливость судебной системы. Эти ценности идеологического характера, а деньги есть даже в России, но вкладываются они туда, где ясно выстроена перспектива.

НАША НАДЕЖДА НЕ ДЕНЬГИ И НЕ НЕФТЬ, А ШКОЛА И УНИВЕРСИТЕТЫ

Какой вывод можно сделать из примера Германии или Сингапура, у которого не было ничего, кроме ясно выстроенной стратегии? Для Татарстана главное стратегическое направление – приобретение знаний, которые не может отобрать федеральный центр при всей дурацкой централизации государственной системы. То есть мы должны построить собственную систему образования, адаптированную к условиям республики, и всеми силами остановить утечку мозгов и талантливых людей. Наша надежда не деньги и не нефть, а школа и университеты и не по британскому либеральному образцу, а опирающиеся на культуру тех народов, которые живут в республике. Если этого не будет, то молодежь лишится своих корней и будет уезжать на либеральный Запад.

Либерализм присущ всем народам, а не только Западу. В татарской культуре, как и в русской, как и в любой другой всегда присутствуют либеральные настроения, поскольку либерализм по-русски означает стремление к свободе. Все хотят больше свободы, ибо она и есть залог выживания и успеха. Если у русских либерализм назывался вольнодумством, то у татар – это джадидизм. Категория иджтихада (свободомыслия), которую Пророк Мухаммед считал ключевой, а наши клерикалы и мазхабисты терпеть не могут, и есть начало либерализма. Про пророка с полным основанием можно говорить как о большом либерале, поскольку он в дикую атмосферу Аравии привнес невиданные свободы, что и обеспечило успех ранних мусульман, построение грандиозных халифатов и развитие наук, на которых выросла либеральная Европа. А ведь без свободной мысли наука в принципе не может развиваться. Это понимал даже Сталин.

Корпоративный дух невозможен при сильном различии в уровне жизни. Стремление к успеху – замечательная цель, ее можно и нужно культивировать, но в рамках правил игры, которые устанавливает республика, а не Россия, не знающая, куда ей дальше двигаться. Конечно, нас постоянно приводят в соответствие с плохо продуманными российскими законами. Можно этому сопротивляться, а можно ждать, когда дойдут евро стандарты, а они неизбежно наступают вместе со вступление в ВТО, присоединением к различным международным договорам и конвенциям. Кроме того, многие вещи можно улучшать и в рамках существующего законодательства. Законопослушность – важная черта общественного сознания, но к России это не скоро привьется. Не дожидаясь указаний от растерявшегося российского руководства, имеет смысл строить собственную стратегию экономической экспансии. Какие же элементы содержит идеология татарстанского пути? Это в следующей статье.

Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет,
а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение
и приказал выполнить.

Наполеон

Рафаэль Хакимов