ТАблица.jpg

ГОРОДА НЕТ, А У ПАРКА ЕСТЬ НАЗВАНИЕ

В рамках «Осеннего строительного форума», проходящего на «Казанской ярмарке», состоялась конференция «Татарстан – площадка энергоэффективного строительства», которая собрала около 60 - 70 участников. Повествование о модной теме «зеленого» строительства и об энергоэффективности началось с выступления Булата Гаянова – генерального директора ОАО «Корпорация развития РТ». Он презентовал проект «СМАРТ Сити Казань», который активно лоббирует Линар Якупов – руководитель агентства инвестиционного развития РТ. По словам Гаянова, «СМАРТ Сити» должен стать площадкой для «развития понимания энергоэффективности» не только в Татарстане, но и в России. Он рассказал, что в проекте предусмотрено большое число парков и зеленых зон. Например, большой городской парк под рабочим названием «Метрополитен парк» будет занимать порядка 35 гектаров. По словам Гаянова, энергоэффективными могут быть не только отдельные здания (что обычно и подразумевается), но и города: «Создавая город с нуля, необходимо создавать его энергоэффективным». На первом месте он отметил централизацию сбора и обработки информации, своеобразную «систему управления городом». Также он вспомнил азиатского инвестора, который задал вопрос про поощрения, «которые везде в мире есть», за использование солнечных панелей или генерирование электричества другим способом. Генеральный директор ОАО «Корпорация развития РТ» отметил, что подобных решений пока нет, «они есть на бумаге, и не более того», но надо объединиться и лоббировать подобные вопросы.

ОПЫТ ВЕКСЕЛЬБЕРГА ДЛЯ ТАТАРСТАНСКОЙ ЭЛИТЫ

Следующим выступил Вадим Селиверстов – руководитель проекта BASF в Екатеринбурге. Он рассказал об опыте энергоэффективного строительства в микрорайоне «Академический» в Екатеринбурге. Считается, что это самый масштабный проект комплексной застройки в России (его курируют структуры российского миллиардера Виктора Вексельберга). На территории 2500 га предполагается возвести 13 млн кв. м недвижимости. По словам Селиверстова, при сравнении с обычной екатеринбургской квартирой жители «Академического», проживающие в доме, построенном два года назад, за коммунальные услуги ориентировочно платят меньше на 30%. Затем он уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в Екатеринбурге идет массовое тиражирование таких домов, и к концу этого строительного сезона появятся еще 6 подобных зданий высотой от 9 этажей и выше.

Петр-Церажков.jpg
Петр Церажков

Следом выступил Петр Церажков – менеджер CASE нижнекамского ООО «Эластокам» – совместного предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим» и «БАСФ Полиуретаны Гмбх». Церажков рассказал про такое покрытие, как полимочевинные эластомеры, которые сейчас применяют и в Татарстане. Оказалось, что здание казанского цирка сейчас утеплено пенополиуретаном и сверху закрыто нанесенным полимочевинным эластомером. Материалы напыляются на поверхность, как краска, а затем «вспениваются», за счет чего достигается бесшовность и отсутствие мостиков холода. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» Церажков рассказал, что их продукция дороже обычных покрытий от 20% и выше, что, впрочем, нивелируется ее прогрессивностью – простотой применения и длительным сроком службы: если минеральная вата «работает» три года, то новое покрытие – 20 лет. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» он ответил, что разрекламированная им полимочевина в Нижнекамске еще не выпускается, но постепенно идет процесс «перетаскивания» немецких и голландских технологий производства в Татарстан.

«ПАССИВНЫХ ДОМОВ» В РОССИИ ЕЩЕ НЕТ

Затем пошел блок выступлений, посвященных строительству конкретных энергоэффективных зданий. Сюда относятся и «пассивные дома», особенность которых – либо отсутствие необходимости отопления, либо малое энергопотребление. Доклады на эту тему сделали москвич Александр Елохов – директор института пассивного дома, и Дмитрий Викулов из Нижнего Новгорода – руководитель проекта «Коттеджный поселок «Трехречье». Они рассказали, что в России есть реализованные пилотные проекты разной степени эффективности, среди которых – и «крутой проект на Рублевке». Самым близким к эталону был признан дом, построенный в «Трехречье». Было названо пять принципов строительства пассивного дома: мощная теплоизоляция, эффективные окна, вентиляция с рекуперацией тепла, воздухонепроницаемость, отсутствие тепловых мостов. Правда, на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Елохов уточнил, что домов, которые на 100% соответствуют критериям пассивного дома, в России еще не построено. Тем не менее описания свойств построенных домов впечатляют. Елохов рассказал, что бюджетные варианты домов площадью в 100 кв. м обходятся примерно в 5 - 7 млн. рублей. Небюджетные варианты, судя по впечатляющим кадрам строительства, на которых видны всевозможные каркасы и толстенные слои изоляционных материалов, обойдутся существенно дороже. По сути, дом полностью изолируется от окружающего мира, но, по словам выступающих, благодаря системам вентиляции внутри создается эффект свежего воздуха, «как будто гуляешь на улице». По словам Викулова, система климат-контроля потребляет 50 рублей в месяц. «Всего дом потребил в месяц 1643 рубля, уже с учетом повышения тарифов с 1 июля». Правда, несмотря на то что речь шла о поселке, демонстрировались показатели только одного дома.

Схемы.jpg

МИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ И СИСТЕМНЫЙ ПРОВАЛ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил участников конференции высказать мнение об услышанном:

Константин Алещенко – коммерческий директор, совладелец Wise House (ЗАО «Графитур»):

- Наша фирма 13 лет работает со строительными технологиями. Энергоэффектинвое строительство – это мировая тенденция. Вчера оно касалось больше США, Европы, но сегодня появляются тенденции и в России. И есть такое направление – экокоммерческое строительство. Наша компания – лидер в своей узкой отрасли не только в Казани и Татарстане, но и, в принципе, как минимум в европейской части России. Необходимо знать тренды, которые существуют на рынке, иначе можно просто выпасть из обоймы. Мы занимаемся инженерными системами, проектной деятельностью, инженерией, монтажом систем, сдачей в их эксплуатацию. Если брать только те системы, с которыми мы работаем, – это управление освещением и управление отоплением (климатом), то эти вещи позволяют экономить порядка 40 процентов энергоресурсов. Назову один яркий пример: музей современного искусства в Италии, в Равенне, смог каждый год экономить 80 тысяч евро только за счет использования технологий управления освещением. Эта та же самая технология, которую мы здесь применяем.

Константин-Алещенко-(посередине).jpg
Константин Алещенко (посередине)

Олег Ключников – доктор химических наук, профессор КГЭУ:

- Наш университет также разрабатывает подобные материалы, о которых говорилось. На мой вопрос о периоде окупаемости применения новых технологий (проект в Екатеринбурге) коллеги ответили, что он составит 7 - 9 лет. На мой взгляд, надо выходить на окупаемость за пять лет, иначе где здесь экономия, когда материалы выходят такими дорогими?

Спрашивал у BASF, и мне сказали, что половина – наши люди, которые работают в этом направлении. Это вообще сплав нашей науки и немецкой фирмы.

Присутсвующие.jpg

На мой взгляд, задача государства в том, чтобы воздействовать на всю связку, которую составляют генерация энергии, транспорт и потребитель. Необходимо, чтобы во всей этой системе шло снижение. Например, есть управляющие компании, которые расплачиваются за тепловую энергию с «Энергосбытом», а деньги забирают у жильцов. Дело в том, что жильцы должны быть заинтересованы в снижении потреблении тепловой энергии, а они тут вообще ни при чем. На мой взгляд, в этом месте существует системный провал. Кроме того, крупные компании тоже не заинтересованы в снижении потребления энергии, так как они должны получать прибыль.

Александр-Елохов.jpg
Александр Елохов
Булат-Гаянов.jpg
Булат Гаянов