ДОЛГАЯ ПРОЦЕДУРА

В Казани вскоре появится еще один дилер автомобильной люксовой марки Mercedes-Benz. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», им станет автогруппа «КАН Авто», которую контролирует бывший губернатор Амурской области, а ныне глава концерна «Радиоэлектронные технологии» госкорпорации «Ростехнологии» Николай Колесов.

Эту информацию нашей газете подтвердил Сергей Чернов – заместитель генерального директора «КАН Авто». «В четверг совет директоров ЗАО «Мереседес Бенц Рус» принял решение об утверждении проекта организации дилерского центра Mercedes-Benz с компанией «КАН Авто». Сейчас пока принято принципиальное решение, что мы будем партнерами компании. Решение принималось очень долго. Первое заявление с просьбой рассмотреть нас в качестве дилеров я отвозил еще в начале 2011 года. Решение было очень сложным для наших партнеров, но наши плюсы перевесили плюсы других кандидатов, — рассказал Чернов. — Все, что будет несколько позже, — место размещения, объем автосалона, его вид, характеристики, представленные бренды Mercedes-Benz — мы сможем рассказать примерно через месяц. Все это произойдет после того, как мы получим все параметры нашего будущего центра. Параметры будут определены после защиты нескольких наших проектов. Далее будет идти долгая процедура согласования, уточнения, утверждения. Проект также будет согласовываться с Германией».

Источники, близкие к «КАН Авто», говорят, что группа подготовила два варианта развития. Один предусматривает открытие дилерского центра как на Оренбургском, другой — на Сибирском тракте. Сейчас слово за немцами. Однако на письменный запрос нашего издания в «Мерседес Бенц Рус» ответа не последовало.

Отметим, что до сих пор основным бизнесом «КАН Авто» была продажа бюджетных отечественных машин и недорогих иномарок. Премиум-класс был представлен Cadillac, но он не так популярен в целом по России. Теперь с получением дилерства Mercedes автохолдинг Колесовых, по сути, открывает новое направление.

Кстати, глава семейства Колесов в бытность губернатором на Дальнем Востоке проявил себя как приверженец этой немецкой марки. После его отставки местные власти выставили на продажу представительский «мерс», стоивший не менее $200 тыс., на котором перемещался Колесов.

ЗАТЯНУВШАЯСЯ ПАУЗА

Газета «БИЗНЕС Online» весной этого года рассказывала о том, что в Казани появился официальный дилер Mercedes-Benz, которым стала компания «МБ-Ирбис». Считается, что ее контролирует человек из окружения вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина и структуры, близкие к АКИБАНКу.

Автосалон Mercedes открылся на ул. Космонавтов, 71 в здании бывшего центра Honda. Этот автосалон общей площадью 2,4 тыс. кв. м входил в автодилерскую группу Ильдара Зиннурова «Таттранском». Отметим, что появлению первого дилера немецкой марки предшествала пауза длиной в два с половиной года. Своего единственного официального дилера в Казани российская «дочка» немецкого концерна Daimler лишилась в ноябре 2010 года, когда Арбитражный суд РТ ввел начальную процедуру несостоятельности в ЗАО «Ак Барс Автомобили». Компания, которую контролировал холдинг «Нур» Маннафа Сагдиева, сама инициировала свое банкротство. Так закончилась история нуровской «дочки», торговавшей Mercedes с 1999 года. Теперь, видимо, немецкий концерн решил подстраховаться и дает дилерство второму игроку. Источники на рынке говорят, что второе дилерство пыталась получить и группа АКИБАНКа. Структуры, близкие к ней, сейчас активно строят свою автодилерскую империю, приобретая автосалоны в Казани и Набережных Челнах.

Еще тогда участники татарстанского авторынка сошлись во мнении, что открытие дилерского центра Mercedes в Казани — вопрос назревший. До появления «МБ-Ирбис» единственным дилером и авторизованным сервисным партнером немецкой люксовой марки в Татарстане была челнинская компания «Центр-Кама». При том что наибольшая часть владельцев автомобилей сконцентрирована в столице республики. В этой ситуации им приходилось не только выстаивать очередь на техобслуживание, но и терять на это целый день, с учетом дороги до Набережных Челнов и обратно. Другой альтернативой для владельцев Mercedes было обслуживание в Нижнем Новгороде.

Следует отметить, что сейчас в Казани есть несколько неофициальных дилеров этой немецкой марки — «Автолайф», «Автолига», «Азимут». Эксперты рынка считают, что открытие дилерского центра Mercedes обходится как минимум в 200 - 300 млн. рублей.

ГОНКА ЗА BMW И АUDI

Согласно статистике, Mercedes в Татарстане уступает по популярности другим двум люксовым маркам — Audi и BМW. Во всяком случае в последние годы обе марки существенно опережали Mercedes и демонстрировали бурный рост. Основную часть этих машин в РТ продает ТрансТехСервис Вячеслава Зубарева. Причем каждая из этих марок практически вдвое опережает Mercedes по количеству зарегистрированных в ГИБДД машин. Но идет стабильный рост и Mercedes после жесткого провала в кризисном 2009 году.

В то же время в других зажиточных российских регионах картина иная. Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал Андрей Топтун – начальник отдела аналитики АА «АВТОСТАТ». «Mercedes имеет преимущество по регистрациям, например, в Санкт-Петербурге, в Саратовской, Нижегородской, Тюменской областях, в Красноярском, Краснодарском, Ставропольском краях и т.д», — рассказал Топтун.

Mercedes

2007

2008

2009

2010

2011

2012

8м.2013

Республика
Татарстан

205

264

181

322

515

593

428

г. Казань

141

176

112

154

253

328

271

Audi

Республика Татарстан

227

256

268

433

656

1021

751

BМW

Республика Татарстан

441

598

488

575

921

1198

939

Таблица регистрации новых легковых автомобилей Mercedes в ГИБДД в целом по Татарстану
и отдельно по Казани, начиная с 2007 года

УДАР ПО «СЕРОМУ» РЫНКУ

Амбициозные планы «КАН Авто» и шансы нового дилерского центра Mercedes оценили эксперты.

Михаил Котляров — коммерческий директор ООО «Акос»:

— Я считаю, что два дилерских центра для Казани — многовато, но Mercedes считает, что не много. Если смотреть статистику по иномаркам, то, конечно Mercedes занимает в Казани пока очень маленькую долю рынка. В месяц в Казани пока продается примерно 25 Mercedes. Если посмотреть BMW и Audi, то каждый из них продает 60 - 70 машин в месяц, имея по одному дилерскому центру. Если брать статистику по стране за июль по премиальным брендам, то Mercedes опережает и BMW и Audi по легковым машинам. Поэтому, вероятно, компания исходит из такого расчета, открывая в Казани второй дилерский центр.

Вообще Mercedes покупаются, просто раньше не было ни одного дилера. Если посмотреть количество зарегистрированных автомобилей в Казани, в июле было зарегистрировано 80 Mercedes, 80 Audi и 72 BMW. Получается примерно одинаково.

Дилерский центр стоит дорого, и если продавать по 25 - 30 машин в месяц, то окупаемость будет долгая. При продаже в 80 машин окупаемость хорошая.

Дилерские центры, конечно, убьют «серый» рынок. Сегодня автомобили для «серого» рынка покупаются в Москве, а с появлением официального дилера привозить из Москвы уже не смогут. Смогут привозить только из-за границы. По Infiniti также видно, что с появлением дилерского центра в Казани «серый» рынок пошел на спад.

Портрет покупателя — те, кто может себе позволить отдать за автомобиль от 4 миллионов рублей. Среди покупателей достаточно большое количество организаций.

С учетом участка земли, если автосалон строится с нуля, инвестиции в открытие дилерского центра могут составить около 200 миллионов рублей. У Mercedes есть дилеры двух стандартов: малого (автосалон до 400 квадратных метров) и большого (автосалон от 800 квадратных метров). То есть здание дилерского центра примерно может занимать 2,5 тысячи квадратных метров плюс участок земли для товарных автомобилей.

Ильдар Зиннуров — председатель совета директоров «Таттранском Холдинг»:

— Потребности в двух официальных дилерах Mercedes в Казани нет. Емкость рынка в Казани не позволяет присутствовать сразу двум дилерам. Более того, нет аналогов, чтобы в городах-миллионниках было два дилера Mercedes. Вообще, Mercedes в Казани покупают разные слои населения.

Инвестиции в создание дилерского центра могут составить примерно 10 миллионов долларов. Скорее всего, дилерский центр появится только через полтора года.

На «сером» рынке присутствие двух официальных дилеров никак не скажется. Сила «серого» рынка в том, что машины предлагаются дешевле, чем у дилеров.

В июле «Ирбис» продал 22 Mercedes, в августе — 30. В Казани продается 2 процента автомобилей Mercedes от всей России. Соответственно, емкость рынка Казани по Mercedes — 40 - 50 машин в месяц. BMW и Audi одинаково популярны в Казани. Mercedes отставал от этих брендов потому, что не был представлен официально. Появившийся дилер — «Ирбис» — начал отвоевывать позиции, и теперь ему нужно время. Динамика продаж показывает, что в сентябре количество проданных автомобилей у компании будет еще больше. Но сейчас с появлением второго дилера все приведет к тому, что оба дилера будут убыточны и через некоторое время закроются. В Казани нет такого объема потребления, чтобы содержать двух дилеров.

«АУДИТОРИЯ — ЛЮДИ С ВЫСОКИМ ДОСТАТКОМ, А ТАКЖЕ МОЛОДЕЖЬ, КОТОРАЯ ХОЧЕТ ВЫДЕЛИТЬСЯ»

Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН Авто»:

— В премиум-сегменте «серый» рынок» — это такое декоративное понятие. Естественно, на «серый» рынок Mercedes повлияет присутствие двух официальных дилеров. Если у любого бренда есть недостаток в предложении, который он не может закрыть, появляется «серый» рынок. Естественно, клиент, особенно тот, который покупает в премиум-сегменте, не разменивается на копейки и будет покупать только у официальных дилеров, потому что у него же будет обслуживаться.

Когда мы проводили предварительный анализ клиентской аудитории, то выяснили, что покупатели Mercedes — это не только чиновники. Это люди в большинстве своем, которые готовы купить практичный автомобиль на долгие годы и быть уверенными, что это премиум-автомобиль в полном смысле этого слова. Это выражает их практичность, социальный статус, хороший вкус. Это люди с высоким достатком, а также молодежь, которая хочет выделиться среди остальных.

Весь бизнес на сегодняшний день развивается более активно, когда на рынке есть конкуренция. Особенно конкуренция в премиальном сегменте. В любом случае для потребителя это является выигрышем, потому что нам придется за него бороться качеством продаж, обслуживания.

Сергей Шубин — генеральный директор компании «Автолига»:

— Я только рад, что такой сильный игрок, как «КАН-Авто», получил дилерство Mercedes. Тот дилер, который работает сейчас и про кого говорят клиенты, не удовлетворяет критериям. Дозвониться до них невозможно, цены не называют. Кроме того, мы обслуживаем премиум-автомобили Mercedes, и клиенты часто обращаются к нам с претензиями о том, что дилер не выполняет своих гарантийных обязательств. Думаю, что с «КАН Авто» все будет на должном уровне.

На рынке премиум-автомобилей Mercedes входит в Топ-3 вместе с BMW и Audi. Людям было очень невыгодно, что нужно ездить на обслуживание в Набережные Челны. Марка серьезная, и хорошо, что в Казани появится еще один конкурент.

Если говорить о возможных продажах нового дилера Mercedes, то, думаю, количество проданных автомобилей будет сопоставимо с BMW. Возможно, доля BMW немного сократится, но все-таки у каждого бренда свои фанаты.

Аудитория покупателей Mercedes — это бизнесмены. У людей сложилось впечатление, что Mercedes — это некий эталон. Например, для меня эталон — это BMW. Mercedes любят и чиновники. Основной проблемой-то в Казани было не то, где купить автомобиль, а где его обслуживать. Когда закрылся дилер Mercedes, продажи авто этой марки в Татарстане упали.

Присутствие на рынке двух официальных дилеров никак не повлияет на «серый» рынок, потому что в Казани очень мало автосалонов, которые занимаются Mercedes. Это всего несколько автосалонов, и я не думаю, что они составят сильную конкуренцию официальным дилерам, потому что объемы их продаж минимальны. Теперь, конечно, все основные продажи будут проходить через официальных дилеров.

Справка

Группа компаний «КАН АВТО» – автодилерская группа создана в 2005 году. С января 2006 года группа компаний «КАН Авто» является официальным дилером ОАО «АВТОВАЗ». С 2008 года компания «КАН Авто» является дилером Chevrolet, Opel, Cadillac, GM – АВТОВАЗ. С 2009 года компания стала дилером UZ-DAEWOO. В сентябре 2012 года компания «КАН Авто» закончила строительство самого современного на сегодня автосалона KIA в России и является его официальным дилером. Старт продаж произошел в октябре 2012 года. С января 2013 года введен в эксплуатацию новый цех, специализирующийся на ремонте и восстановлении кузовов автомобилей «Центр Кузовного Ремонта «КАН Авто». На данный момент, это крупнейший центр в Поволжье, аналогов которому здесь нет. В ЦКР «КАН Авто» 3 500 кв. м производственных площадей, а также 1000 кв. м складских помещений.

ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» 100-процентная «дочка» концерна Daimler АГ (Германия). Зарегистрировано 8 декабря 1994 года.