Наибольший ажиотаж на выставке вызвал автомобиль, на котором команда «КАМАЗ-мастер» выиграла ралли «Шелковый путь» |
ОСНОВНОЙ ЭКЗАМЕН — «ДАКАР»
Пожалуй, наибольший ажиотаж вызвал автомобиль, на котором команда «КАМАЗ-мастер» выиграла ралли «Шелковый путь». Еще бы! Около автомобиля находились сами спортсмены и легендарный Владимир Чагин, который 7 раз выиграл «Дакар». Они любезно общались с поклонниками, раздавали автографы, фотографировались.
Пилот Эдуард Николаев, который в этом году также стал победителем «Дакара», рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что на выставку привезли именно тот грузовик, который выиграл в июле ралли «Шелковый путь». «Модель этого грузовика 4326 — спортивная машина 4 на 4, с тутаевским мотором, объемом двигателя 18,2 литра, максимальная скорость — 170 километров в час», — пояснил он.
Однако сейчас КАМАЗ готовит новый образец на следующий «Дакар». «Они еще в стадии постройки, поэтому привезли модель не свежего поколения. В свежем будет уже стоять другой двигатель, машина даже внешностью немножко отличается, сделан небольшой рестайлинг, и, конечно, она усовершенствована», — рассказал Николаев.
По его словам, сейчас спортсмены готовятся к новому «Дакару», который и станет «основным экзаменом». «Все тесты, тренировки — все связано с подготовкой техники и экипажа, а результат наш ждут от «Дакара», который будет в январе», — добавил он.
Николаев уверенно заявил, что членом команды «КАМАЗ-мастер» может стать любой, главное — желание и стремление. Однако все нынешние спортсмены пришли из картингового клуба Набережных Челнов. «Даже из Казани никого нет», — заметил пилот. Сейчас, отметил он, в команде произошло обновление состава: старшие обучают молодое поколение. А вот девушки... им, по его словам, остается работать только в пиар-отделе или пресс-службе. Девушек-пилотов в «КАМАЗ-мастере» нет. «Это будет сложно для девушек, нагрузки серьезные, это, наверное, как в космос лететь, очень серьезная подготовка физическая, психологическая, потому что марафон длится две недели, тут не каждому мужчине легко. И условия пустыни для девушек нежелательны, девушка должна оставаться девушкой», — с улыбкой ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Николаев.
Эдуард Николаев рассказал, что сейчас КАМАЗ готовит новую машину на следующий «Дакар» |
«МЫ РАЗРАБОТАЛИ НОВЫЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОДУКТ»
Однако главной изюминкой выставки сами камазовцы считают магистральный тягач «КАМАЗ-5490». «Это революционная для КАМАЗа модель. Традиционно с советских времен, повелось так: магистральные тягачи не делали, компания специализировалась на самосвалах, полноприводных автомобилях и прочем, — начал издалека пояснять корреспонденту значение новой модели директор департамента по связям с общественностью Олег Афанасьев. — И этот сегмент рынка, а он занимает 30 процентов от всего рынка грузовиков, мы всегда проигрывали. Мы пытались сами разработать продукт, но так как у нас нет компетенций в этом вопросе, то наш продукт был не востребован. И вот с приходом Daimler в сотрудничестве мы разработали новый революционный продукт, который должен занять серьезную нишу в сегменте магистральных тягачей, потому что это сегмент очень емкий, там дорогие машины, и это всегда интересно».
Отличительной чертой автомобиля является его кабина, за основу которой взята кабина Mercedes-Benz из семейства Axor. Двигатель тоже немецкий — 428 л.с., отвечает требования стандарта «Евро-5». «Но нельзя говорить, что это не наш продукт. Все это в перспективе будет у нас производиться», — поспешил заверить Афанасьев. Если в этом году КАМАЗ ставит по планам производство одного-двух автомобилей в день для отладки производства, то уже в следующем году увеличит количество до восьми в день. Афанасьев пообещал, что на основе этой кабины будет выпускаться целая линейка автомобилей.
Каматейнер с универсальным съемным кузовом |
«ТОЛЬКО ЭКОЛОГИЯ, ТОЛЬКО БЕЗДЫМНОСТЬ И БЕСШУМНОСТЬ, ЭКОНОМИКИ В ЭЛЕКТРОМОБИЛЯХ НЕТ»
КАМАЗ привез на выставку даже электромобиль. Его-то и поспешила осмотреть корреспондент «БИЗНЕС Online». Афанасьев объяснил, что представленный образец — всего лишь прототип электромобиля «КАМАЗ 4308-электро». Его разработали специалисты КАМАЗа совместно с австрийской фирмой AVL. Данный экземпляр будет использоваться как исследовательская лаборатория для дальнейшего производства гибридных и электрогрузовиков «КАМАЗ», а также для выяснения спроса на подобную технику. «Это пока неперспективно по той причине, что стоимость аккумуляторов и срок от зарядки до зарядки очень мал, и при существующих параметрах они нецелесообразны. Но мы все равно разрабатываем, делаем, потому что вполне возможно, что через 2 - 5 лет ситуация изменится, аккумуляторы станут мощнее, станут меньше электроэнергии есть. Это работа на перспективу», — честно признался Афанасьев.
Не питает особых надежд относительно электромобиля и директор аналитического центра КАМАЗа Борис Морозов. «У этой машины время полной зарядки 8 часов, быстрая зарядка — полчаса. Такие аккумуляторы выдержат 1 тысячу, максимум 3 тысячи циклов. Вот он проехал 60 - 80 километров — это в городе все равно два часа работы. После этого, если вы будете его быстрой зарядкой заряжать, то аккумулятор прикончите. Вы будете его заряжать 4, 5, 6 раз в день, получается. 100 дней — 600 зарядок, через год вам придется менять аккумулятор, и все, экономика вылетает. Это только экология, только бездымность и бесшумность, экономики в этих электромобилях нет, не было и не будет, я утверждаю», — пояснил в беседе с корреспондентом специалист. Однако проект все равно не бесполезен, по его мнению, и важен с экологической точки зрения. «Я вот на улицу Кремлевскую не пускал бы обычные машины, только газовые и электрические», — пояснил он.
По мнению разработчиков, такой тренажер поможет снизить аварийность на дорогах на 30 - 40% |
«СМОЖЕТ ЛИ МИННИХАНОВ СТАТЬ МОЛОДЫМ ЧИНГИСХАНОМ?
Зато Морозов большие надежды возлагает на программу «КАМАТЕЙНЕР», инициатором которой является. «В IV - V веке до нашей эры царь Дарий I создал первую в мире систему эстафетных перевозок. Кто-то из греческих историков пишет, что у него были построены дороги, на которых стояли обученные всадники, у которых были сменные лошади. И эти всадники день и ночь, невзирая на погоду, скакали свой отрезок, передавая весть или посылку друг другу. Таким образом, он создал и зацементировал на этой скорости великую империю, — начал с исторического экскурса эксперт. — Если лошадь просто по дороге развивает 4 километра в час, то у него появилось 9 километров в час — средняя скорость».
Потом в III веке до н.э. в Риме появилась Апиева дорога, на которой также достигли средней скорости в 9 км/ч. «В III веке нашей эры степники изобрели стремена, подобные вот этому, — Морозов указал на элементы нынешней машины. — Вы в курсе, что произошло с цивилизацией, когда степники приехали в Византию? Они ее замочили. Степняк, привстав на стременах, мог дотянуться до тяжеловооруженного византийского ратника, а тот хлюпко сидел на лошади и в ответном действии падал. Поэтому цивилизация рухнула под действием степников со стременами. Крепить груз — это правильно».
КАМАЗовец продолжил, что в XIII веке н.э. Чингисхан подсмотрел у китайцев систему эстафетных перевозок, которая называлась «ямами». А его сын Угэдэй навязал России договор, по которому должны были создать ямские станции. «Но он таким образом сцементировал Россию. До этого просто не было связи: люди жили отдельно, а ямская система связала страну. Поэтому Чингисхану с Угэдэем спасибо, — методично заметил Морозов. — Скорость снова достигла 9 километров в час. И сейчас она опять 9 километров в час. Прошло почти 2,5 тысячи лет со времен Дарии — ничего в цивилизации не меняется».
И вот еще в далеком 1975 году молодые КАМАЗовцы, которые тогда работали в Москве, а завод только планировалось запустить, выяснили, что автомобилей в стране много, но они почти ничего не перевозят, тогда они приделали к кузову «ноги». «Как в известном мультике: «Не крылья, не крылья, главное — ноги!», — пошутил Морозов. Это изобретение назвали «КАМАТЕЙНЕРОМ». Но 38 лет назад не удалось пробить промышленное лобби, для которого важнее было в срок запустить завод, а не менять концепцию.
«КАМАТЕЙНЕР» в итоге умер черт знает на сколько лет, с 1975 года прошло 38 лет, — с грустью заметил специалист. — В 80-х годах эта технология появилась в Европе, Америке, стала бурно распространяться». Однако, пояснил Морозов, европейские страны маленькие, у них среднее плечо доставки — в радиусе 200 километров. А в России средние плечи, по словам железнодорожников, 1,6 - 1,8 тыс. километров. «Поэтому мы, как до Чингисхана, медленные и разорванные», — сделал неутешительный вывод он.
Теперь же идея «КАМАТЕЙНЕРА» такая: машина работает на плече Челны — Казань, потом Казань — Чебоксары, потом Чебоксары — Нижний и так далее. Водитель утром пришел на работу, доехал до Чебоксар, там же за 7 минут сбросил кузов, заехал под тот кузов, который его ждет, и погнал с ним в Казань. «Сдал смену, отработав 8 часов, и пошел спокойно: ни командировочных, жена не брошена, с детьми все нормально, — рассуждал Морозов. — Сменщик сел, погнал в Чебоксары и снова вернулся, в ночь ушел третий. Тогда машина начинает бегать полные сутки».
Таким образом, перевозки становятся экономически выгодными. «Если сейчас грузовик с трудом наматывает 150 тысяч километров в год, при такой системе можно намотать полмиллиона километров, — подсчитал Морозов. — Естественно, что постоянные издержки при такой системе складываются в лепешку, остается только зарплата для одного человека и горючка, потому что остальное значит мало».
Вместо эстафетной палочки передается кузов. «Мы даже мэм придумали, но еще не пользовали: «Сможет ли Минниханов стать молодым Чингисханом?» — смеется Морозов.
«Я считаю, что реинкарнирую замечательную КАМАЗовскую идею, спасаю наш приоритет, возвращаю исторические ценности, начиная с царя Дария», — завершил свой рассказ эксперт.
Прототип электромобиля «КАМАЗ 4308-электро» |
«ДЛЯ ВСЕЙ РОССИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЭТО БУДЕТ ОГРОМНЫЙ ПРОРЫВ»
Особняком стоял тренажер «КАМАЗа», названный, видимо, для привлечения посетителей, развлекательным комплексом «КАМАЗ-Дакар» и раскрашенный в узнаваемые цвета. И не зря, очередь действительно приходилось занимать — не каждый день тебе удастся покрутить «баранку» грузовика. Этому проекту КАМАЗа и казанской компании «Эйдос» уже два года. «Проблему сформулировал генеральный директор, поручил нам этим заниматься. Выяснилось, что сегодня, когда срок службы в армии сократился, солдатня только ломает грузовики. Они раньше его ломали, потом полгода чинили, а полгода учились ездить. А сейчас у них только год — они успевают только сломать, — пояснил в беседе с корреспондентом Морозов. — Поэтому мы предприняли усилия, чтобы найти партнеров по разработке тренажера, который бы обеспечивал в короткий срок подготовку высококачественных водителей».
Такие партнеры были найдены, проект осуществлен. «Сделали такой тренажер, который на пневматике, поэтому у него довольно тихие ходы, он не клацает, не пугает и довольно реалистично воспроизводит. Передовая математика обеспечивает показ, потому что там даже мультиагентные технологии применены для того чтобы трафик притягивать при движении по городской дороге», — рассказал Морозов. По его словам, на нем поездили уже все, включая президента Владимира Путина.
Главной изюминкой выставки сами камазовцы считают магистральный тягач «КАМАЗ-5490» |
Первый тренажер поставили в автошколу в Нижнекамске, где обучаются кадеты. «И он там ездит в три смены, гоняют его, он не стоит, постоянно у них в работе. Там расписано до 10 - 11 вечера, приходят курсанты и гоняют. Мастера потом говорят, что после тренажера он спокойно выезжает на дорогу, не боится дороги, потому что уже привык ездить», — добавил руководитель группы по организации проектов Виталий Черных.
По мнению разработчиков, такой тренажер поможет снизить аварийность на дорогах на 30 - 40%, потому что основы закладываются при обучении. «Это спасет тысячи жизней. Выглядит как простая игрушка, но мы говорим, что это прививка безопасности, это вакцина от смерти. Люди, которые пройдут подготовку на такой системе, убиваться на дорогах не будут», — уверен Морозов.
Черных рассказал, что КАМАЗ предлагал внедрять такие тренажеры в каждую автошколу, но пока дело не сдвинулось с мертвой точки. Надеюсь, нас услышат наверху, и мы реализуем этот проект. Для КАМАЗа выгода небольшая — мы реализуем одну кабину. С другой стороны, для всей России и безопасности движения это будет огромный прорыв», — надеется он.
После этого Морозов и Черных усадили корреспондента «БИЗНЕС Online» в кабину тренажера и показали его в действии. Надо отдать должное разработчикам — ощущения действительно реалистичные. И прав был пилот «КАМАЗ-мастера» Николаев, который сказал, что проехать ралли — это как в космос слетать. Даже после недолгой «поездки» на тренажере голова немного кружится...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.