Горы песка в русле реки Казанка возле Ленинской дамбы растут с каждым днем, несмотря на протесты экологов. Они утверждают, что девелоперская компания "Миллениум Зилант-Сити", которая ведет намыв для осуществления амбициозного проекта, таким образом разрушает экологическую систему города. Строители же утверждают, что все в порядке и беспокоиться не стоит. По стечению обстоятельств (случайному ли?) работы по намыву берега активизировались после выступлений на круглом столе в союзе архитекторов Татарстана. Выступавшая против проведения этих работ известный эколог, зав. лабораторией водных экосистем факультета географии и экологии КГУ профессор Нафиса Мингазова обратилась в Казанскую природоохранную прокуратуру.
Газета «БИЗНЕС Online» предлагает своим читателям интервью с экологом, а также официальный документ – Акт проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
ДЕЛО В ДЕНЬГАХ
- Нафиса Мансуровна, неожиданным получился эффект от вашего выступления на круглом столе, интервью газете «БИЗНЕС Online» и другим СМИ по поводу намыва, а также бурного обсуждения этой темы на сайтах…
- Не думаю, что авральный зимний намыв – результат выступления эколога по поводу огромного вреда такого намыва для реки Казанки и того, что у проекта нет заключения Государственной экологической экспертизы. Скорее, тут дело в экономической стороне вопроса – и депутаты, и другие горожане заговорили о том, как используются в кризис выделенные казанской Думой бюджетные средства. Тем более что их вместе с большим количеством намытого песка в ноябре прошлого года смыло в воду, когда после дождей поднялся уровень реки Казанка.
НЕСЕКРЕТНАЯ КАРТА
- Ну, нынешнюю горную цепь из песка на загубленном пляже, который так любили многие казанцы, вряд ли смоет.
- По ночам колонны КАМАЗов с песком идут и идут на Казанку. Хотя такую засыпку запрещают около десяти российских законов. На глазах у всего города идет грубое пренебрежение российским законодательством. Получается, что все дозволено?!
Мы на разных уровнях демонстрировали батиметрическую карту, из которой четко следует, что русло реки Казанки проходит рядом с зоной намыва. У нас есть экологический паспорт реки Казанки, в котором эта карта опубликована. Она не секретная. Каким же образом проектировщики нарисовали зону намыва прямо на русле? Как это можно?
К сожалению, когда обсуждается вопросы об экологических нарушениях, их нередко пытаются оправдать специалисты Института проблем экологии. Однако не у всех сотрудников этого института имеется экологическое образование. Хотелось бы призвать их работать более профессионально.
Когда я говорю о результатах исследований, то опираюсь на данные, полученные нашей университетской специализированной научной лабораторией оптимизации водных экосистем. В ней работают специалисты по всем областям изучения водных объектов – и химики, и гидробиологи… Мы с 2004 занимаемся инвентаризацией и оценкой состояния всех водных объектов Казани. Проводили работы и по муниципальному контракту – по инвентаризации и экологической паспортизации водных объектов Казани. Мы прекрасно знаем, где расположено русло реки Казанки, какое состояние реки, что происходит с ней сегодня. То есть мы говорим не голословно, у нас имеется большая исследовательская база по этим вопросам, большой опыт прогнозирования в связи с имеющимся воздействием.
ГРЯЗНЫЙ ПАМЯТНИК
- Защитники проекта "Миллениум Зилант-Сити" ссылаются на то, что надо облагородить облик города к Универсиаде, и на социальный аспект – что Казань получит дополнительно тысячи квадратных метров жилья…
- Предполагается, что там будет построено 170 тысяч квадратных метров жилья, будут высотки, будут небоскребы. Да в Казани сегодня улицами стоят невостребованные новостройки! Уже своя терминология в этой области появилась, такие жилые дома называют пустышки. Они никому не нужны, квартиры в них людям не по карману. Для чего же и для кого планируется строительство нового жилья?
Теперь насчет Универсиады. Недавно прошел международный семинар, на котором говорилось, что по международным европейским нормам город за год может освоить примерно
ГОЛЛАНДИЯ НАМ НЕ ПРИМЕР?
- Есть примеры засыпки рек в других городах России?
-Мне неизвестен ни один такой крупномасштабный проект ни в одном крупном российском городе. Я только что вернулась с широкомасштабной экологической конференции, в которой приняли участие 50 экологических организаций России. Там очень остро звучали вопросы нарушения природоохранного законодательства. Но наш пример с засыпкой реки Казанки оказался одним из самых вопиющих.
- А как обстоят дела с этим на Западе?
- Могу привести в пример Голландию, которая живет под постоянным сильным натиском моря и вынуждена отвоевывать у него пространство. В Голландии совершенно другие условия и совершенно другое законодательство. Но даже там, когда производят подобные работы, сначала строят железобетонные дамбы. У них совершенно другая технология. Отгораживают кусочки моря осторожно, годами – и создают на этом месте и озера, и сельскохозяйственные участки земли.
СКВЕРА ТРЕХ РАЙОНОВ НЕ БУДЕТ
- Горы песка в Казанке насыпали. Что будет дальше?
- Дальше будут этот песок проталкивать в воду, как это делалось уже в Казани не раз. Точно образом засыпалось Марьино озеро. Точно так было засыпано в эти дни озеро на перекрестке улиц Декабристов и Вахитова, рядом с энергоуниверситетом. Только крохотный кусочек этого озеро еще остался каким-то чудом, а само озеро было уничтожено на глазах у всех в эти дни. Тоже ночью приезжали и приезжали машины. Для чего засыпали? Чтобы на месте зеленого сквера с озером построить очередной "Макдоналдс"? Для чего мы уничтожаем последние кусочки природы в своем городе? Они у нас и так крохотные, степень озеленения в Казани очень низкая. Если все наши маленькие водоемы вместе сложить – озеро Кабан не получится. А мы эти крохотные кусочки природы уничтожаем.
Вместо того чтобы уничтожать крохотное озеро в маленьком скверике на въезде в три района города – Ново-Савиновский, Кировский и Московский, можно было на этом месте великолепно оформить этот въезд, сделать сквер трех районов или сквер энергетического университета.
- Вы обратились в природоохранную прокуратуру города?
- Сообщила им о ночных колоннах машин с песком, сообщила номера этих "КАМАЗов". Причем, многие номера были замазаны. А у трактора, который работал на Вахитова - Декабристов, не было номера вообще. Знаете, остается тяжелое ощущение от того, что происходит. Я много раз говорила о том, что глубоко уверена – мы, казанцы, все любим свой город, что хотим для него добра. В том числе и чиновники, и мэр, и президент. Но почему мы так по-разному смотрим на происходящее, на уничтожение реки, озер, скверов? На мега-проект, который губит природную среду в нашем городе? Хочется призвать: давайте работать вместе, давайте вместе добиваться, чтобы наш город был красивым, чистым, комфортным для жизни.
ПРОКУРАТУРА: ОТВЕТ БУДЕТ ЧЕРЕЗ ТРИ НЕДЕЛИ
Заместитель казанского межрайонного природоохранного прокурора Рамиль Ахметзянов сообщил по телефону газете «БИЗНЕС Online» по поводу письма профессора Мингазовой: " По засыпке правого берега, поскольку ранее проводилась проверка министерством экологии РТ и это их вопрос, обращение профессора Мингазовой направлено в уполномоченный орган для проведения проверки и принятия мер. А по обращению по поводу засыпки озеро на Декабристов–Вахитова проверка продолжается. Ответ будет недели через две-три".
В ОАО "Миллениум Зилант-Сити" отвечать на вопросы газеты «БИЗНЕС Online» по телефону не стали, попросили прислать их в письменном виде. Так что на имя г ендиректора Олега Ледовского из редакции было отправлено электронное письмо с вопросами:
"- С чем связана такая интенсивность происходящей сейчас засыпки реки Казанки у Ленинской дамбы?
- Что вы можете ответить на заявления экологов, в частности, профессора КГУ Нафисы Мингазовой, о том, что такая засыпка вредит реке Казанка?"
Ответ пришел в тот же день от ведущего специалиста отдела маркетинга ОАО "Миллениум Зилант-Сити" Натальи Лексиной: "По поводу экологии вы можете обратиться в Институт проблем экологии, к заведующей лаборатории по гидрологии Асие Тихоновне Горшковой"
Однако Асия Горшкова известна своей позицией по поводу экологических нарушений и уже высказывалась в прессе о намыве на Казанке: "… порой от строительства дамбы ущерб гораздо больше, чем от этого намыва".
И это именно к специалистам Института проблем экологии обратилась профессор Мингазова с призывом "работать более профессионально".
Елена Чернобровкина,
фото Марии Зверевой
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.