Казанский медиамагнат Андрей Григорьев (владелец медиахолдинга «Эфир») запустил в Татарстане свой новый телевизионный проект. Как он рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», его структурами был создан круглосуточный информационный канал «Эфир 24». «Мы создали круглосуточный канал. Пока трансляция идет в пакете кабельного телевидения от оператора «Таттелеком» и в интернете на сайте efir24.tv. Канал создан с целью вещать», – лаконично ответил он. На вопрос о конкурентах Григорьев ответил, что конкурировать будут «сами с собой», имея в виду трансляции «Эфира». Планируемая зона охвата распространяется на Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск и другие города Татарстана. По сути, речь идет о городах присутствия «Эфира».
Концепция канала, судя по всему, пока довольно расплывчата. Хотя, по мнению экспертов, в своей базе она опирается на то, что делают федеральные «Вести 24». «Основу вещания телеканала составляют выпуски новостей в начале каждого часа. Кроме информационных программ, вещание телеканала представлено проектами информационно-аналитического характера и программами, посвященными вопросам здорового образа жизни, досуга, событиям в культурной сфере, научно-популярными и просветительскими передачами», – говорится на сайте. Канал «ориентирован на зрителя с активной жизненной позицией, интересующегося новостями, событиями и происшествиями». То есть якорем нового телеканала остаются самые рейтинговые телепередачи григорьевского медиахолдинга – все те же «Город» и «Перехват».
Якорем «Эфир 24» являются все те же «Город» и «Перехват» |
НОВОСТИ «РЕН ТВ» ОСТАНУТСЯ
Размер инвестиций в создание канала не озвучивается, а окупить его предполагается «в запланированные сроки», которые также держатся в секрете. Как уточнила нашему изданию помощник председателя совета директоров Расина Герасимова, вещание началось 20 августа. Григорьев также сообщил, что предполагается сотрудничество с федеральным телеканалом «РЕН ТВ». Напомним, что сейчас ТК «Эфир» сотрудничает с «РЕН ТВ» и часть эфирного времени отдает данной телекомпании. «Для «Эфира 24» у РЕНа-закуплены права на лучшие федеральные новости страны», – сказал он.
Александр Смирнов – директор по маркетингу ОАО «Таттелеком» – подтвердил информацию о начале вещания «Эфира 24» в пакете ТТК и рассказал, что компания заключила договор на вещание данного телеканала с началом вещания с 20 августа 2013 года.
«Работы технологического плана по доставке сигнала шли параллельно в августе 2013 года. В сетях кабельного и интерактивного ТV компании «Таттелеком» данный телеканал начал вещание в последней декаде августа месяца, – рассказал Смирнов. – Основу вещания телеканала составляют выпуски новостей в начале каждого часа».
По словам Смирнова, на сегодняшний день аудитория услуги платного ТV от компании «Таттелеком» по Татарстану составляет более 220 тыс. абонентов.
БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ?
Известно, что сегодня региональное телевидение переживает непростые времена. С переходом страны на систему мультиплексов, многие местные несетевые телеканалы в ближайшие один-два года могут прекратить свое существование. Новые правила игры предполагают единые цифровые пакеты телевизионных каналов при цифровом телевещании, смешиваемых (мультиплексируемых) перед передачей по транспортному каналу и разделяемых (демультиплексируемых) на конечной приемной установке. Попасть в этот пакет под названием мультиплекс – мечта руководителей всех региональных телеканалов. Среди требований для попадания в мультиплекс – трансляция собственного контента.
Производство собственных передач – удовольствие не из дешевых, поэтому многие регионалы обычно часть эфирного времени занимали ретрансляцией федеральных каналов, так называемых сетевых партнеров. Поэтому неудивительно, что костяк первого мультиплекса составили 10 федеральных каналов (Первый канал, «Россия-1», «Россия-2», НТВ, «Пятый канал», «Россия-К», «Россия-24», «Карусель», «Общественное телевидение России», «ТВ Центр»). Они стали обязательными к бесплатному показу во всех кабельных и спутниковых сетях, а также сохранили свое место в традиционном эфирном вещании, то есть их можно поймать по всей стране на обычную антенну. Второй мультиплекс был сформирован на основе конкурса, его главное отличие состоит в том, что вошедшие в него каналы необязательны для вещания во всех кабельных и спутниковых сетях, но при этом за «кнопками» сохраняется право на эфирное наземное вещание. Роскомнадзор отобрал 9 телеканалов – «РЕН ТВ», «СТС», «Домашний», «Спорт», «НТВ-Плюс. Спорт плюс», «Звезда», «Мир», «ТНТ», «Муз-ТВ», плюс одна позиция пока осталась свободной.
20 апреля 2013 года Владимир Путин внес изменения в свой указ и фактически положил начало формированию третьего мультиплекса. Пока в него вошел лишь один телеканал, созданный ВГТРК для каждого конкретного субъекта РФ. Телеканал будет формироваться под единым брендом и соответствовать информационной политике федеральной телерадиовещательной компании. В регионах, где нет крупных филиалов ВГТРК, к вещанию могут быть привлечены местные и региональные телеканалы. Татарстан является тем регионом, где есть филиал федерального вещателя, пусть и не крупный, но способный, к примеру, закрывать час регионального вещания на информационном телеканале «Россия-24». В третий мультиплекс хочет попасть республиканский круглосуточный канал ТНВ. Отметим, что в последние дни в медиасреде Татарстана активно циркулируют слухи о том, что местный ТНВ войдет в четвертый цифровой мультиплекс. Гендиректор Ильшат Аминов не подтвердил, но и не опроверг информацию. «Пока ничего не понятно. Говорить ничего не буду», – заявил он корреспонденту «БИЗНЕС Online».
И вот на этом фоне, когда все регионалы застыли в ожидании битвы за место в одном из мультиплексов, владелец самого крупного частного татарстанского медиахолдинга запускает телевизионный проект, который должен стать Ноевым ковчегом для нынешнего «Эфира», который с высокой вероятностью канет в небытие, как и десятки его собратьев по стране.
Все регионалы застыли в ожидании битвы за место в одном из мультиплексов |
СТАРЫЕ НОВЫЕ
О том, насколько серьезны намерения Григорьева (и насколько велика угроза потери привычного места под телевизионным солнцем), можно судить и по тому, что на «Эфир» стали возвращаться (или, по крайней мере, муссируются такие слухи) некоторые члены старой команды. Звучат имена телеведущих Алины Ивах, Алены Деминой, Ирины Субеевой. Правда, на самом «Эфире» про приглашение Ивах говорят, что это было «разовое». «Алина Ивах – большой наш друг, и мы всегда рады такой гостье в «Эфире». Казанцы прекрасно помнят яркую ведущую с потрясающей энергетикой по программе «Проснись и пой». В этом году наш телепроект «Утро», который как раз считается преемником «Проснись и пой», отметит свое 10-летие. Именно в связи с юбилеем программы мы попросили Алину сделать для наших зрителей небольшой сюрприз, а она идею с удовольствием поддержала, – рассказала «БИЗНЕС Online» Марина Оганисян – директор по связям с общественностью телекомпании «Эфир». – Алина отвела ровно один эфир программы «Утро», и от этой работы получила удовольствие и сама утренняя экс-ведущая, и мы. Кстати, это далеко не единственный сюрприз, который мы приготовили для зрителей утреннего телеэфира на нашем канале».
Про приглашения других бывших «эфировцев» в медиахолдинге отвечают дипломатично: «достойных журналистов если они захотят работать на «Эфире», почему бы не взять?»
Правда, параллельно с набором старой новой команды только за последний год головную компанию «Эфира» покинули четыре ключевых топ-менеджера.
С переходом страны на систему мультиплексов, многие местные несетевые телеканалы в ближайшие один-два года могут прекратить свое существование |
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ПЛАН Б
Газета «БИЗНЕС Online» узнала мнение экспертов и участников рынка о новом телепроекте.
Один из участников медиарынка, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что слышал о том, что Григорьев собирает старые эфировские кадры. При этом он отметил, что создание собственного контента для 24-часового вещания – это очень дорого. «Важны вложения не только в программную политику канала, но и в продвижение канала на стартовом этапе. Без продвижения продажи и программинг будут на нулевом уровне, – рассказал он. – Но вообще думаю, что такой канал – полный бред. Это нереально».
Армандо Диамантэ – экс-директор телеканала «ТНТ-Эфир» в Набережных Челнах:
- Концепция телеканала подготавливалась еще при мне. Сама идея интересна. «Вести 24», например, востребованный канал. Сможет ли «Эфир» обеспечивать контент на уровне – покажет только время. Конечно, новый канал может превратиться в дублера «Эфира», но, по крайней мере, пока они этого не хотят.
Стоимость уникального контента для регионального канала зависит от методов работы и прочих условий. Но, говоря о новостях, не думаю, что контент будет обходиться дорого «Эфиру», ведь у них есть готовая новостная структура в регионе – в Челнах, Нижнекамске и так далее. Эти подразделения создают контент не бесплатно, но в рамках бюджета региональной компании. Таким образом, «Эфир» пользуется ресурсами существующими – компании в городах создают свой контент и несут расходы, а «Эфир 24» несет затраты через расходы подразделений. Я не думаю, что канал покупает контент у собственных телекомпаний. Поэтому вряд ли речь идет о больших деньгах. Во всяком случае, пока. Другие расходы – это трансляция, кабельщикам ведь тоже иногда приходится платить, есть естественные статьи расходов: транспортные, административные, есть расходы по лицензиям, в общем, накапливается. В целом создание телеканала, учитывая, что вся инфраструктура уже есть, могло бы стоить не больше 1 миллиона рублей. Крупных расходов я не вижу. Дорогие вещи – это техника, это ПТС (передвижная телевизионная станция – ред.), но ПТС у «Эфира» есть.
Кабельный канал, без прямого эфирного вещания – это уже определенные ограничения. Когда мы говорим о кабельных сетях, мы говорим об огромном выборе телезрителя – ему есть что посмотреть, у него 100 каналов и собственные предпочтения. Кроме того, «Эфир 24» – новостной канал, а новости требуют постоянной подпитки событиями, это продукт как бы сезонный. Если событий нет, то и интереса к новостям нет. Я не разделяю идею о том, что они являются самым хлебным телепродуктом.
«Эфир 24» – это отличная идея с точки зрения подачи новостей и потенциала аудитории, но насколько этот потенциал удастся раскрыть? Кто его будет смотреть? Это пока для меня загадка. Тенденция в России наблюдается к популярности развлекательного телевидения. А информационное, тем более региональное… Давайте вспомним, что один региональный канал у нас уже есть – ТНВ. Он вещает новости на всю республику, но не становится от этого самым востребованным, откровенно говоря. А тут вообще полностью новостной канал – это столько рисков. Но Григорьев достаточно мудрый менеджер. Если он увидел в этом направлении перспективы, то, наверное, они есть. Время покажет.
Что касается 24-часового вещания, то большинство каналов по сути своей круглосуточные. Перерыв ночью составляет несколько часов, так что беспрерывное вещание не является ноу-хау. Обычно ночью просто идут повторы.
Айгуль Мирзаянова – экс-директор телеканала ITV:
- Безусловно, это игра на опережение, которую нам сейчас демонстрирует телеканал «Эфир». Знаю, что активно набирается команда. Думаю, что все у них получится, это реально, и это необходимо было сделать давно. Не надо было этого бояться.
Круглосуточное вещание – это тяжелейший процесс. Я проходила через это в течение года, и это дико тяжело. Людям, не работающим в телевизионных средствах массовой информации, может быть непонятно, что тут тяжелого. Но поверьте – это катастрофически тяжело создавать контент круглосуточно, чтобы его еще было интересно смотреть. Думаю, что ставка именно на новостное вещание, а не узкоспециализированное, например, спорт или бизнес – это конек телеканала, и на нем они спокойно въедут в такое, казалось бы, печальное будущее.
Ситуация осложняется тем, что через какое-то время «РЕН ТВ» откажется от «Эфира», и «Эфиру» не останется ничего, как почить, такой негативный план развития событий также нужно рассматривать. Поэтому план Б, который нам сейчас демонстрируют, считаю весьма правильным на данном этапе.
Создавать контент для круглосуточного канала очень дорого. Надо увеличивать штат людей раза в четыре. Круглосуточный канал – это дорогостоящая игрушка, и не всем удается извлекать из нее прибыль. У «Эфира» настолько сильные репутационные позиции, что, думаю, получится и здесь зарабатывать деньги. Не будем также забывать про сильнейший менеджмент, который стоит во главе корпорации «Эфир».
Фирдус Гималтдинов – директор филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Татарстан»:
- Если мы говорим о самостоятельном телеканале со своим контентом, то смысл в его создании есть. Если закупаются, например, новости, то это также собственный контент, а не дублирование. Любая конкуренция очень интересна. Однако пока не во всех кабельных сетях есть новый телеканал, и я, к сожалению, его еще не смотрел.
Для того, чтобы запустить круглосуточный канал, нужны только деньги. Ну, и люди. Стоимость создания канала учитывает контент, собственный или приобретаемый. Техническое вхождение в кабельные сети также стоит по-разному.
Новости вполне реально делать самим, а остальной контент каналу придется закупать.
МИЛЛИОНЫ НА КРУГЛЫЕ СУТКИ
Денис Кусков – генеральный директор Telecom Daily:
- Создание собственного контента для регионального телеканала – это очень затратная статья расходов, так как контента нужно много, и он должен быть разнообразным. По сути, это как минимум десятки миллионов рублей в месяц. Стоимость создания телеканала зависит от оборудования, числа сотрудников, сетки вещания и других моментов. Думаю, это цифра в несколько миллионов долларов.
Кабельным каналам в условиях развития в России цифровых мультиплексов будет тяжело, и главный упор должен быть на региональный взгляд.
Игорь Потоцкий – генеральный директор «СТП Контент»:
- На самом деле самые лучшие перспективы развития – у кабельных каналов. Лучше, чем у цифровых мультиплексов, лучше, чем у всего остального. Если канал кому-то нужен, то он в любом случае выделится. У нас по определению страна кабельная. Есть большое рассеянное население с негустонаселенными территориями, и там есть спутник. В более-менее крупных населенных пунктах – кабель. Цифровые мультиплексы нужны для выполнения социальной государственной роли, для обеспечения минимальной информацией. Мультиплексы никогда не будут конкурировать по объему каналов с кабельными сетями, это технически невозможно. Мировая практика показывает, что все, что строится в цифре, – это 4 - 5 процентов, а кабель и спутник – 95 процентов.
Помимо расходов на создание медиаконтента есть расходы на хозяйственную деятельность, стоимость вещания. Чтобы канал стал успешным, нужно четко понимать, кто твоя аудитория, ее интересы и так далее. Во-вторых, нужны качественные новости. Нет новостей – нет канала. И необходим контент, который бы дополнял новости.
Александр Гадалов – директор по проектам J’son & Partners:
- Создание новостей – сравнительно затратная составляющая вещания, необходимо создавать отдельную редакцию, обеспечивать круглосуточную работу. В зависимости от тематики стоимость часа оригинального контента среднего регионального канала может стоить 3 - 8 тысяч долларов США. Масштаб канала и возможность пакетировать производство контента оказывают очень существенное влияние на стоимость.
По мнению экспертов J'son&Parnters Consulting, первоначальные инвестиции в создание канала не превысили 1 миллиона долларов США.
Создание нишевых кабельных или региональных каналов, ориентированных на четко сегментированную аудиторию, выглядит привлекательным бизнесом даже в условиях развития цифровых мультиплексов.
«РАЗВИТИЕ КАБЕЛЬНЫХ КАНАЛОВ ПРОДОЛЖИТСЯ»
Рамис Назмиев – режиссер, фотограф:
- Стоимость создания круглосуточного канала зависит от его направленности. Если это новостной канал, то это очень дорого. Скорее всего, будет оставлена база старого «Эфира» с налаженной логистикой создания новостного контента, и будут покупаться дешевые документальные фильмы. Тогда это будет не самый дорогой контент. Рынок Казани небольшой, и он не позволит создавать дорогой контент.
Помимо создания контента, у телеканала есть расходы на содержание административного персонала, технического персонала, оплату налогов на них, оплату коммунальных услуг, содержание зданий и помещений, амортизацию или покупку техники, транспортное обеспечение, интернет-поддержку, создание сайта.
Юрий Мурат – исполнительный директор «Первого городского телеканала»:
- Это еще один новый телеканал, который, надеюсь, будет качественным, потому что качество должно отвечать потребностям, которые выдвигают телезрители.
Несмотря на цифровые мультиплексы, развитие кабельных каналов однозначно продолжится. Если мы идем по американскому пути (а там около 200 кабельных каналов), то это не будет никому мешать работать и развиваться.
Стоимость создания собственного контента для регионального телеканала может быть самой разной: от 100 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. Помимо создания медиаконтента, у канала есть траты на содержание редакции, помещение, необходимые обслуживающие структуры. Чтобы канал стал успешным, нужна вера в него, работа всех подразделений на одну цель как одно целое. В Татарстане уже есть круглосуточные каналы: ITV, ТНВ, мы.
Марат Ибляминов – директор «ММ-пресс»:
- Подобная концепция во всем мире очень сильно развита, потому что принцип телеканала «две говорящие головы» используется в очень многих телекомпаниях. Концепция канала имеет право на жизнь, но, к сожалению, как, например, недавно я прочитал фразу в Twitter, проблемой местных телеканалов были две вещи: местные программы и местная реклама. Все зависит от того, насколько качественно это будет реализовано и покажет свою жизнеспособность.
Само понятие новостного телеканала – это не новинка, никакое не ноу-хау. Возьмется ли за основу телеканал «Эфир», сложно сказать, время покажет, и концепция со временем может трансформироваться.
Понятно, что первые два мультиплекса были поделены между федеральными игроками. Третий мультиплекс отойдет, скорее всего, ВГТРК, и возникает вопрос о четвертом мультиплексе. Татарстан может стать пилотной зоной по развитию четвертого асинхронного мультиплекса, и на примере Татарстана подобные мультиплексы будут формироваться по всей России. Соответственно, «Эфир» спешит попасть в этот мультиплекс, потому что присутствие в мультиплексе с какими-то подложками федеральных игроков будет невозможным, и им нужно будет переходить на собственное 24-часовое программирование. Поэтому, вероятно, и был создан этот канал.
Справка Правообладатель телеканала «Эфир 24» – ООО «СТУДИЯ ТВ». Уставный капитал компании на 17.01.2007 – 10 тыс. рублей. Руководитель – Григорьева Марина Вячеславовна. Согласно базе данных СПАРК, среди деятельности компании – госзаказ в 2008 году с суммой контракта – 81 тыс. рублей. ООО «Эфир» Руководитель – Яхина Гульсия Фидаильевна. Генеральный директор – Григорьев Андрей Парамонович. Совладельцы (согласно базе данных СПАРК на 2.10.2012): Аминов Ильшат Юнусович, Григорьев Дмитрий Андреевич. Выручка компании (за 2011 год) – 180,7 млн. рублей, чистая прибыль компании – 19,5 млн. рублей. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.