Геннадий Дегтярев |
«В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА БЫЛА НОРМАЛЬНАЯ ВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА»
В КНИТУ-КАИ вчера прошло заседание ученого совета университета, одной из повесток которого стали выборы президента вуза. Напомним, до вчерашнего дня им был патриарх вуза, возглавлявший его целых два десятилетия, Геннадий Дегтярев. На заседании собрались примерно 100 человек профессорско-преподавательского состава (ППС).
Первым пунктом заседания стало выступление ректора вуза – Альберта Гильмутдинова, который, успокоив шумевших и возбужденных сотрудников, рассказал о новой системе оплаты труда.
«Мы начинаем новый год с новыми надеждами. Сегодня подведем итоги работы за последние два-три месяца, обсудим планы. Вчера я был на выставке МАКС, провел встречи, день прошел очень хорошо, – начал он. – Чтобы не было кривотолков о сокращениях в университете, говорю еще раз: никаких сокращений не планируется, – рассказал Гильмутдинов, очевидно имея в виду нашумевшую ситуацию в июле этого года. – На определенный контингент студентов может быть только фиксированный состав ППС. Все шаги ректората лишь привели в соответствие численный состав ППС к составу студентов».
Новая система оплаты труда, о которой рассказал ректор, касалась только профессорско-преподавательского состава. По словам Гильмутдинова, средняя заработная плата в вузе (с надбавками, выплатами и т.д.) составляла 15,7 тыс. рублей, а теперь вышла на уровень 27,1 тыс. рублей. Директор института, объяснил ректор, будет получать 47 тыс. рублей. «Зарплата выплачивается за четыре пункта: учебная нагрузка, методическая, общественная и научная работа. Так и было в советские времена, когда была нормальная вузовская система», – уточнил он.
Вопрос по новой системе оплаты труда вызвал значительное оживление в зале. Ректора буквально засыпали вопросами. Сотрудников вуза интересовало, например, какая градация для оплаты общественной работы, на что Гильмутдинов ответил, что сегодня одного шаблона на общественные работы нет, но оплата осуществляется «за качественно выполненную общественную работу». Возмутило некоторых преподавателей то, что в июне им раздавались таблицы с указанием будущих заработных плат. Однако отличие от представленной вчера таблицы в том, что зарплата профессора составит 37 тыс. рублей со стимулирующей надбавкой. В июне в таблице эта цифра была указана без учета стимулирующей надбавки. На это ректор КНИТУ-КАИ ответил, что он никому никакие таблицы не раздавал.
Альберта Гильмутдинов |
«МЫ ПРИЗНАЕМ: ИМИДЖ УНИВЕРСИТЕТА ПОНИЗИЛСЯ»
Вторым пунктом заседания стало подведение итогов приема абитуриентов в вуз, которые сообщил проректор по образовательной деятельности Николай Маливанов. Задачей приемной кампании этого лета, по его словам, были прием 2090 человек на бюджетную форму обучения, увеличение количества платников и повышение среднего балла за ЕГЭ у зачисляемых абитуриентов. «Имидж университета понизился, и мы все это признаем», – объяснил Маливанов последний пункт в задачах вуза.
Всего во время приема документов в университет подали заявления 4610 абитуриентов, при этом оригиналы заявлений подали 1799 человек. Количество абитуриентов на место составило 4,34 человека. Средний балл ЕГЭ также повысился: вместо 60,1 – 67,54.
Рассказывая о работе вуза во время приемной кампании, Маливанов сообщил, что университет звонил абитуриентам, когда они подходили к критическому порогу по проходным баллам и советовал принести оригиналы документов. «Но мы звонили только тем, у кого высокие баллы. Низкобалльников мы сразу сбрасывали», – начал было рассказывать проректор, но его перебил Гильмутдинов. «Вы уж все секреты не рассказывайте», – с улыбкой сказал он, после чего Маливанов сразу же перешел к другому слайду.
Подводя итог приема абитуриентов в университет, Гильмутдинов выразил озабоченность набором студентов в будущие годы. «КИСИ и Энергоинститут – вы сами знаете, какие у них амбиции. Открывается университет Иннополис, который будет набирать 500 человек на бюджет. Другие вузы отбирают у нас инженеров», – рассказал он.
В РЕЖИМЕ СЕКРЕТНОСТИ
Следующим пунктом заседания ученого совета значились выборы президента университета. Но перед тем, как перейти к его обсуждению, Гильмутдинов неожиданно попросил корреспондента «БИЗНЕС Online» покинуть зал заседаний, поблагодарив предварительно за присутствие на заседании ученого совета. «Оказывается, у нас в зале есть журналисты. В связи с тем, что выборы президента носят закрытый характер, просим вас покинуть университет. Нам бы не хотелось обсуждать этот вопрос и в связи с тем, что были опубликованы материалы, далекие от объективности», – заявил Гильмутдинов, очевидно, подразумевая публикации нашего издания о скандале с выборами ректора вуза, разразившемся осенью прошлого года.
Заметим, что наше издание тогда первым сообщило о письме большой группы сотрудников вуза, которые требовали отставки тогдашнего и.о. ректора Николая Абрукова, и последовательно освещало дальнейшие события, развернувшиеся в КНИТУ-КАИ, давая возможность высказаться всем сторонам. И сейчас, несмотря на вчерашний демарш уважаемого ректора, мы готовы предоставить ему слово на страницах «БИЗНЕС Online». Это уже делалось нами не раз, однако по каким-то причинам не встречало отклика у господина Гильмутдинова.
Источники нашей газеты в вузе рассказали, что в итоге голосования президентом был избран 66-летний Юрий Гортышов, занимавший пост ректора КАИ в 2007 - 2011 годах.
«На самом деле выборы президента должны были состояться еще днем ранее на собрании трудового коллектива вуза. Однако этот вопрос почему-то перенесли на заседание учебного совета. Уже за день до заседания стопроцентно было известно, что президентом станет Гортышов», – рассказал наш источник. Считается, что Гортышов является протеже Геннадия Дегтярева, а сам уход последнего с поста президента объясняется истечением срока полномочий. «Кандидатура Гортышова была утверждена в Москве, и во вторник его кандидатуру включили в повестку дня ученого совета», – говорит собеседник.
«САМОГО ГИЛЬМУТДИНОВА В КАЧЕСТВЕ РЕКТОРА ОЦЕНИТЬ ПОКА СЛОЖНО»
Геннадий Дегтярев в телефонном интервью подтвердил «БИЗНЕС Online», что ушел с поста президента КАИ-КНИТУ:
- Строго говоря, лично я оставил этот пост уже 11 месяцев назад, – рассказал ученый. – У меня кончился срок в сентябре прошлого года. В течение этого срока президента у вуза не было. Я ушел на кафедру автоматики и управления и ей заведую. А сегодня просто был избран Юрий Федорович. Это происходит так: ректор вуза, президент республики и министр образования должны выработать единую позицию по кандидатуре президента вуза. Кандидатуру на этот пост представляет министерство. Но министерство о кандидатуре попросил президент республики, а президента попросил ректор. Голосование было закрытым, из 60 с лишним человек 15 проголосовали против. Для избрания достаточно 50 процентов плюс 1 голос. Президент вуза играет больше представительскую роль, но он может заниматься и учебным процессом, и развитием материальной базы – по согласованию с ректором. Принцип единоначалия никак не нарушается. В личностном плане Юрий Федорович удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к президенту. У него есть ученые степени и звания, он был и ректором, и проректором, у него достаточный опыт. На посту ректора у него были и положительные результаты, и недоработки, как у каждого руководителя. Гильмутдинов счел, что положительного было больше. Самого Гильмутдинова в качестве ректора оценить пока сложно – он недавно работает. Очень амбициозен, планов громадье – как он их реализует, посмотрим.
Что касается сработки Гильмутдинова с коллективом – пока ничего негативного в отношениях не наблюдается. Сейчас он предложил модернизировать структуру университета: ликвидировать и объединить некоторые кафедры, институты… Ученый совет поддержал. И избрание по просьбе действующего ректора Юрия Федоровича президентом – в этом тоже есть элемент доверия к Гильмутдинову. Другие кандидатуры не обсуждались, и никаких сил, противодействующих процессу избрания Гортышева, не было. 15 голосов против – это просто личные позиции членов научного совета.
СПУСТЯ ГОД
Можно, конечно, согласиться с уважаемым экс-президентом вуза, но, по мнению наших источников в КАИ, отсутствие единства в вопросе о кандидатуре президента вуза свидетельствует не только о вузовской демократии. С момента назначения Гильмутдинова прошло менее года, и за это время ему при поддержке казанского Кремля удалось притушить серию скандалов, сотрясавших вуз в последние годы.
Напомним, что все началось в октябре 2011 года, когда ректору КНИТУ-КАИ Гортышову исполнилось 65 лет – предельный возраст для этой должности, и приказом минобрнауки РФ его ректорские полномочия были прекращены. На должность и.о. ректора приказом того же ведомства был назначен проректор КНИТУ-КАИ по инновационному развитию Абруков. До этого, в 2002 - 2006 годах, Абруков был директором представительства ОАО «КАМАЗ» в Казани, а в 2006 - 2010 – заместителем генерального директора по спецтехнике ОАО «Торгово-финансовая компания «КАМАЗ».
Абруковым оказался недоволен профессорско-преподавательский состав вуза, который написал «письмо 48-и» президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой о проведении выборов ректора. Отметим, что наблюдатели считали, что немалую лепту в отстранении Абрукова сыграл ушедший сегодня на покой президент вуза Дегтярев.
Процедура выборов была запущена 20 декабря, и 21 января на заседании ученого совета КНИТУ-КАИ были утверждены кандидатуры на пост ректора: бывший министр образования и науки РТ Гильмутдинов, директор нижнекамского филиала КНИТУ-КАИ Ильгиз Гафиятов и завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов (КиПЛА) Владимир Гайнутдинов. Гайнутдинов выбыл из гонки, и вскоре ректором был избран Гильмутдинов.
Однако именно сейчас уже напрашивается подведение некоторых итогов работы нового ректора. Судя по вчерашним разногласиям в главном органе вуза, далеко не все его члены безоговорочно поддерживают инициативы Гильмутдинова, в частности, проведение им кандидатуры Гортышова на президентский пост. Поэтому утверждения о том, что все брожения в КАИ закончились, могут оказаться несколько преждевременными.
Николай Маливанов |
«ЕСЛИ ДАТЬ РАБОТАТЬ В ДОЛЖНОСТИ, ОН ПРИНЕСЕТ ПОЛЬЗУ»
Кадровые перестановки в КНИТУ-КАИ оценили эксперты «БИЗНЕС Online».
Наиль Валеев – депутат Госсовета РТ, экс-министр образования РТ:
- Думаю, Геннадий Лукич изъявил желание оставить пост – ему все-таки 75 лет. А Юрий Федорович Гортышов был одним из самых талантливых ректоров в республике. Привлечь такого руководителя на должность президента однозначно в интересах вуза. Если дать ему возможность по-настоящему работать в этой должности, то он принесет огромную пользу. Причем это человек новых взглядов, и меня всегда удивляло, что в 65 лет его проводили на пенсию. Нельзя было этого делать, он должен был быть ректором лидирующего национального исследовательского университета. Но поскольку уж назначили человека со стороны (Альберта Гильмутдинова – экс-министра образования РТ – ред.), что ж – сверху виднее.
Очень хорошо, что Гортышова избирают президентом. Я высказывался и раньше в том смысле, что во главе вуза должен стоять свой кадр, доморощенный, тот, кто знает КАИ и его традиции. Это очень сложный университет. Когда назначили человека со стороны, у меня это вызывало удивление. Если уж из министров куда-то надо податься ,то не обязательно было в КАИ. И с Гортышовым тогда, на мой взгляд, не очень правильно обошлись.
Статус президента, как запасной аэродром, вузу нужен. А в данном конкретном случае новый ректор, не знающий коллектива, я думаю, позарез нуждается в таком человеке, как Гортышов. Нужно же как-то выправлять ситуацию. В этом вузе и с этим коллективом очень непросто работать. Но я не думаю, что уход Дегтярева как-то повлияет на рабочую атмосферу в вузе. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Гортышов – это уже следующее поколение, поскольку мыслит очень по-современному и вел этот вуз очень правильным путем. Я и сам бывший ректор, и мы с удовольствием и с интересом работали во благо своих вузов. Да, Геннадий Лукич – один из создателей вуза, но не может же он оставаться на одном и том же месте до гробовой доски. Полагаю, он устал. Нужно давать возможность работать тем, кто имеет для этого потенциал. Я не думаю, что против этой перестановки кто-то из преподавателей станет возражать, потому что у Юрия Федоровича огромный авторитет в КАИ. Он созидатель, он сделал вуз национальным исследовательским университетом, он умеет работать с коллегами в министерстве, с Погосяном (Михаил Погосян – президент ОАО «ОАК», председатель совета директоров ОАО «ОКБ Сухого» и ОАО «КнААПО» – ред.) он очень активно сотрудничал… Это руководитель высокого полета. Ну, а инициировал эту перестановку, вероятно, ректор.
Николай Абруков – директор департамента по подготовке персонала «Объединенной авиастроительной корпорации»:
- Сложно сейчас судить и о том, во благо эта перестановка, или нет – нужно дождаться результатов работы Гортышова. Могу лишь сказать, что Юрий Федорович – хороший ученый. Пост президента сегодня существует в российских вузах, практика апробирована и реализована. Ожидания от этого института большие: он должен решать стратегические задачи. Если новый президент будет успешно реализовывать стратегию вуза – почему бы и нет.
Я не считаю, что с уходом Дегтярева может закончиться брожение среди преподавателей, потому что такового и не было. Этот «бунт КАИ» был надуман. Были какие-то рабочие моменты, недопонимание, но я не считаю это «брожением». Геннадий Лукич очень много сделал для университета, его заслуги не обсуждаются. Можем надеяться, что и Юрию Федоровичу это удастся.
Справка
Геннадий Дегтярев родился 27 января 1938 года. Доктор технических наук (1980), профессор (1985), действительный член АН РТ (1992), действительный член Международной академии наук высшей школы (1994), заслуженный деятель науки и техники ТАССР, РФ (1988, 1997). Окончил КАИ в 1962 году. В КАИ работает с 1964 года, заведующий кафедрой автоматики и управления с 1983 года, проректор по научной работе (1985 - 1987), ректор (1987 - 2007), президент КГТУ-КАИ (с 2007). Юрий Гортышов родился 17 октября 1946 года в селе Поручиково Заинского района Татарстана. В 1964 году окончил Заинскую среднюю школу №2 с золотой медалью, поступил в Казанский авиационный институт на факультет двигателей летательных аппаратов, с отличием окончил его в 1970 году. В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1986 году – докторскую, в 1988 году ему присвоено ученое звание профессора. В 1989 году назначен заведующим кафедрой «Теоретические основы теплотехники», в 1993 году – руководителем созданного в университете учебно-методического центра, в мае 1995 года – первым проректором по учебной работе, в октябре 1995 года – проректором по научной работе, а с октября 2005 года – первым проректором по научной работе. В июне 2007 года избран ректором КГТУ. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 125
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.