13.jpg
Для учителя средняя оплата труда равна 29,5 тыс. рублей. Это выше, чем средняя зарплата по промышленности, средняя зарплата по Казани...

6 НОВЫХ ДЕТСАДОВ, 6 ОТРЕМОНТИРОВАННЫХ

Главное событие года в педагогической сфере Казани состоялось сегодня в Международном информационном центре Деревни Универсиады. Директора школ и учителя вместе с мэром Казани Ильсуром Метшиным и министром образования РТ Энгелем Фаттаховым обсуждали «качественное образование как ресурс инновационного развития Казани» – именно так была заявлена тема конференции. Подробный отчет о состоянии сферы – с цифрами и даже цитатами великих деятелей – приготовил собравшимся начальник управления образования Казани Ильсур Хадиуллин. Начал с хороших новостей, да и в целом его отчет свидетельствовал о новых финансовых потоках в сферу образования, которая, кажется, перебралась, наконец, с бюджетных задворок в основные статьи.

Так, если в 2009 годугородская сфера образования получила 5,1 млрд. рублей, то в этом – свыше 8 млрд. рублей. За пять лет финансирование городского образования Казани выросло почти на 40%!

Первого сентября откроется новая школа в микрорайоне «Солнечный город». Рассчитанная на 1,1 тыс. мест, она станет первой в республике школой с Центром аэрокосмических исследований. Насколько серьезны эти космические амбиции, покажет время. Главное, разумеется, что у детей из «Солнечного города», наконец, появилась школа в шаговой доступности. Всего к новому учебному году капремонт был проведен в 19 школах. Общая сумма капиталовложений составила около 500 млн. рублей.

Местами в детсадах сегодня обеспечены 56 тыс. казанских детей, то есть более 70% малышей посещают детсады, а в этом году появится еще более 1,5 тыс. дополнительных мест. Это стало возможным благодаря строительству по федеральной программе 6 новых детсадов и проведению реконструкции еще в 6 существующих зданиях. На данные работы из федерального и республиканского бюджета было выделено почти 640 млн. рублей. В 2014 году по данной программе планируется увеличить количество мест в детсадах еще на 12 тыс., а в 2015-м – на 11 тыс. мест. Как пояснил позднее Фаттахов, к 2016 году все дети до трех лет должны быть обеспечены местами в детсадах.

Кроме того, до конца года планируется открыть еще пять частных детсадов на 350 мест, а всего частные инвесторы открыли 12 детских садов на 662 места. Работают семейные детсады, которые в этом году приняли 39 детей.

Впрочем, отразил Хадиуллин и проблемы. Например, нерешенным остается вопрос о капремонте детсадов, а он требуется для 200 зданий, что составляет 70% от общего количества. Причем в 2015 году его «запросят» уже 76% детсадов. Словом, времени нет, и начальник управления попросил рассмотреть эту проблему в приоритетном порядке.

СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА У УЧИТЕЛЕЙ – 29,5 ТЫС. РУБЛЕЙ, НО МЕТШИН ПОПРОСИЛ У ФАТТАХОВА ЕЩЕ

Каждый пятый педагог Казани – моложе 30 лет, из них 745 - молодые специалисты, что составляет около 5%. Привлекать кадры в школы и детсады можно хорошей зарплатой, а она сегодня достойная, заверил Хадиуллин. Для учителя средняя оплата труда равна 29,5 тыс. рублей, рост по сравнению с прошлым годом – в 1,5 раза. «В расчете на 1,38 ставки! - уточнил начальник управления образования. – Это выше, чем средняя зарплата по промышленности, средняя зарплата по Казани».

Впрочем, продемонстрированный собравшимся график говорил о том, что учителя столицы РТ по зарплате стоят на пятом месте, пропустив вперед коллег из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Уфы. Есть к чему стремиться.

Для воспитателя детских садов средняя зарплата составляет 22,2 тыс. рублей (рост в 1,6 раз). Наиболее остро стоит вопрос для педагогов дополнительного образования. Сегодня в среднем они получают 14,3 тыс. рублей.

«Хотелось бы, чтобы зарплата была у них, как у всех, а, может быть, даже выше»

«Во всем надо ставить завышенные ставки, - кивнул Метшин. - Если помните наши первые учительские конференции, когда мы обсуждали капремонт школ, приобретение оборудования, зарплаты учителей, то, конечно, говорили об этом робко. Ведь это огромные миллиарды. Но благодаря твердой политике нашего президента, мы серьезно продвинулись в этом вопросе. Мы же во всем третьи, Энгель Навапович, с вашим приходом, Алла бирса, и по зарплате у учителей будем третьими после Москвы и Санкт-Петербурга».

Зал поддержал эту надежду искренними аплодисментами. Как и предложение следующего выступающего.

www.jpg
 

КТО ЗАВАЛИЛ УЧИТЕЛЕЙ ОТЧЕТАМИ

Учитель истории и обществознания школы №143 Сергей Шадрин, кстати, абсолютный победитель конкурса «Лучший учитель года Казани-2013», призвал избавить педагогов от бюрократической нагрузки – различных отчетов стало настолько много, что времени для выполнения своих прямых обязанностей просто нет. Сегодня у учителя, для которого внимательные чиновники приготовили 70 (!) форм различной отчетности, просто нет времени на занятия с детьми.

«Нам никто не скажет спасибо за блестяще проведенный урок, нашу работу оценивают по сданной вовремя очередной «бумажке», - заявил он. - Родители же видят в нас и педагогов, и лидеров, и наставников, и артистов, и психологов, а мы вынуждены на уроках заполнять многочисленные документы, а потом бежать на очередное совещание».

После этих слов зал взорвался аплодисментами. Шадрин на примере показал, что сегодня минобраз сам забыл, что именно он требует от учителей, и хотел было продолжить, но его прервал Метшин. Повернувшись в сторону сидящего в президиуме депутата Госдумы РФ Ильдара Гильмутдинова, он показал на зал: «Этот вопрос срывает аплодисменты не меньше, чем о зарплате».

И добавил, что эту жалобу брали «на карандаш» прежние министры образования РТ, более того, чиновники на всех уровнях, в Москве и Казани, согласны с тем, что учителя просто погребены под толщей бюрократических бумаг. Однако воз, точнее, кипа отчетностей, и ныне там.  Вопрос по силам сдвинуть только на уровне Госдумы – для принятия соответствующих законов.

07.jpg
 

«Сказать, что отчетность не нужна, нельзя, отчитываться, конечно, надо. Но в том объеме, который есть у учителей, директоров школ – это семь кругов ада», - заявил Метшин. И для разрядки обстановки добавил:

«Хуже, чем в исполкоме Казани».

Зал опять взорвался на аплодисменты. Гильмутдинов задумчиво кивал.

Еще Шадрин призвал не копировать слепо сингапурские технологии в образовании, поскольку никто не проводил диагностику, а как они приживутся у нас. В противном случае, через пять лет скажут, что это неудачный проект, и мы будем вынуждены вернуться на круги своя.

Директор лицея-интерната №2 Ильдар Мухаметов говорил о том, что сегодня мы все стали свидетелями нравственного  кризиса, когда успешная социализация важнее оценок в аттестате.  

«Если на 25 лет окончания школы вы решили собрать одноклассников, вам нет необходимости разыскивать всех – найдите последнего хулигана и двоешника. И он по своим депутатским каналам найдет всех остальных», - рассказал грустный анекдот Мухаметов. И сидящий в президиуме депутат Госсовета Разиль Валеев, и Гильмутдинов улыбнулись.

Мухаметов продолжил, что только уважаемый, почитаемый учитель сможет воспитать человека с твердой гражданской позицией, образованного, умного. Между тем, до сих пор не выработана принципиальная позиция о статусе педагога. С некоторой долей обиды прочитал он выдержку из центральной газеты про новую инициативу, опять же, депутатов – ввести дресс-код для педагогов, установить правила общения с учениками…

«Депутаты надеются, что новый документ сделает работу учителей более нравственной, что должно повысить моральный уровень воспитания детей, - зачитывал Мухаметов. - Без комментариев. Инициатива, может быть, и не плохая, но преподносится… По-старому».

ПОЛБЮДЖЕТА ГОРОДА – УЧИТЕЛЯМ, В ШКОЛЫ, ДЕТСАДЫ

Подводил итог конференции Метшин. Он отметил, что каждый последний год Казани удается укреплять материально-техническую базу образовательных учреждений, а 8 млрд. рублей – это половина бюджета Казани. Говорил, что в детсады города ходит 56 тыс. детей, и вообще Казань – третий год в лидерах по рождаемости в России.

«Это радует, но это значит, что буквально завтра нашим новорожденным потребуются места в садиках, а послезавтра они сядут за парты. Надо решить вопрос с обеспеченностью местами от 1,5 до трех лет – сегодня дефицит почти 13 тыс. мест. Наиболее острая проблема – в новых микрорайонах, хотя там и в основном строились сады по программе «Белекеч».

В целом этот год – особенный и, конечно же, из-за Универсиады. Именно наследие Студенческих игр позволило хотя бы частично решить вопрос, за которым мэр следит лично, который его «тревожит» и является «злободневным». Речь идет об «утечке мозгов». Прошедший год дал Казани 128 «стобальников» по ЕГЭ, из которых 21 человек уехали поступать в вузы за пределами Татарстана. В этом году процент уехавших меньше, чем год назад, но, как признался Метшин, он прекрасно понимает, что уезжать, хоть единицы, да будут.

Однако есть и обратный процесс. Пять лет назад в Казань приезжало только 3% иногородних студентов, тогда как в советские времена этот показатель составлял 22%. Сегодня, с гордостью сообщил Метшин, Казань приближается к 25% – в столицу РТ приезжают учиться из 36 стран. Эти удивительные цифры стали возможны и благодаря тому, что Деревня Универсиады досталась студентам в виде кампуса, а не была продана как коммерческое жилье, как это происходит обычно после Игр. Мэр напомнил про исследование Международного банка развития и реконструкции, который еще до того, как Татарстан замахнулся на Универсиаду, определил единственно возможное будущее Казани как образовательного центра…

Кстати, говоря об Универсиаде, Метшин предупредил директоров школ биться «как за Москву» за места на спортобъектах, построенных к Универсиаде. Если кто-либо начинает пересматривать прошлогодние графики – сразу сигнализировать в исполком и ему лично.

3.jpg
Ильсур Метшин: "Нужна серьезная перезагрузка профессиональной ориентации наших школьников"

МЕТШИН ОБЪЯВИЛ ПЕРЕЗАГРУЗКУ В ШКОЛАХ

Другой важный момент – Казань должна проводить образовательную политику, исходя из потребностей рынка, напомним мэр. А рынку сегодня нужны инженеры, и в самых различных областях. В связи с этим сегодня надо продолжать делать упор на физику, математику, химию и вообще точные науки развивают мозговую деятельность и логику.

«Все это в купе должно обеспечить тот интеллектуальный и экономический прорыв, который ждет наше общество. Нужна серьезная перезагрузка профессиональной ориентации наших школьников», - сказал Метшин.

В помощь – университеты, которые запускают свои проекты, предприятия, которые начинают сотрудничать со школами, вузами. Например, КВЗ, Таттелеком, КМПО, ICL КПО-ВС. Правда, признался градоначальник, пока таких единицы. Задача, поставленная Миннихановым, – сделать наши предприятия полигонами по подготовке кадров.

Еще Метшин рассказал, что изучение английского языка остается «нашим приоритетом», несмотря на завершение Универсиады. Что составляемый управлением образования рейтинг школ хотя и вызвал дискуссии, но в целом объективен и заставляет директоров «принимать меры» («Ведь если стрелок промахнулся, он мишень не винит»). Что за два года практически 40% школ старше 30 лет были капитально отремонтированы. Программа рассчитана на пять лет, и за три последующих года нам предстоит отремонтировать еще 71 казанскую школу.

Ну, а финальным аккордом конференции стало вручение лучшим педагогам ценных призов. Так, например, Шадрину, напомним, «Лучшему учителю года Казани-2013» вручили ключи от новенького Renault Logan, который был припаркован тут же у входа в МИЦ. Означает ли это, что учительская профессия снова в почете?