ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ ЧЕРЕЗ СИНХ

ОАО «Связьинвестнефтехим» заявило о намерении приобрести у минземимущества РТ полный пакет голосующих акций ОАО «Татспиртпром». С соответствующим ходатайством ОАО «Связьинвестнефтехим» обратилось в ФАС РФ – ведомство удовлетворило обращение, говорится на официальном сайте федеральной антимонопольной службы.

Напомним, что Татарстан включил 100% акций татарстанского водочного монополиста в план приватизации госимущества текущего года – соответствующее постановление подписал премьер-министр Ильдар Халиков, являющийся также председателем совета директоров «Татспиртпрома».

Очевидно, что СИНХ выбран в качестве оператора по продаже водочного гиганта. В противном случае перекладывать его акции из одного кармана в другой для правительства РТ попросту не имело бы смысла. Тем временем существует уже обкатанная схема с подключением «Связьинвестнефтехима» в предпродажный период.

Именно через СИНХ, а точнее его оффшорную "дочку" Sinek Investment&Development Limited, в июле прошлого года московская группа ГМС получила контроль над ОАО «Казанькомпрессормаш».

Напомним, правительство Татарстана продало ГМС весь пакет акций, а «золотая акция», ранее принадлежащая республике, была отменена. Группа приобрела 50,001% от уставного капитала завода, в том числе 49,999% акций, которыми с начала 2012 года владела Sinek. За 78% голосующих акций москвичи заплатили примерно $168 миллионов. Часть пакета была выкуплена у менеджмента завода, в том числе и у возглавлявшего его с 1996 года бывшего гендиректора Ибрагима Хисамеева, которому принадлежало около 2,5% акций.

КОМУ ЭТО НАДО?

Кого может интересовать ТСП? Наиболее вероятные претенденты на его покупку: те компании, которые сейчас разливают свою продукцию на мощностях татарстанского предприятия. Один из крупнейших партнеров – Крымская водочная компания из Украины, на долю марок которой (Medoff, «На березовых бруньках», «Мърная») в 2012 году пришлось порядка 20% от общего производства алкогольной продукции ТСП.

Интерес к заводам Татарстана может проявить и другой игрок с украинскими корнями – одна из крупнейших в мире алкогольных корпораций – «Nemiroff холдинг», которая разливает на ТСП свою продукцию с апреля 2012 года.

Свою «Беленькую», на мощностях ТСП разливает один из крупнейших игроков российского алкогольного рынка – «Синергия».

Нельзя не отметить такого потенциального претендента, как ЗАО «Русский алкоголь», входящее в холдинг «Русский стандарт» татарстанца из списка Forbes Рустама Тарико. Напомним, в мае 2012 года миллиардер открыл после реконструкции крупнейший в Татарстане спиртзавод «Буинский». Он был приобретен у «Татспиртпрома» в 2010 году за 632 млн. рублей. Модернизация завода обошлась Тарико еще в полмиллиарда рублей, при том что предприятие на момент продажи являлось одним из самых высокотехнологичных в стране, хотя и работало не на полную мощность. «Татспиртпром» открыл завод в 2003 году (ему строительство обошлось тогда в 900 млн. рублей). Завод будет производить 6 тыс. дал спирта категории люкс и супер люкс в сутки. В ближайшее время холдинг Тарико планирует довести розлив продукции на ТСП под своими брендами («Ямская», «Золотая мануфактура» и т.д.) до 2 млн. дал в год.

В структуру «Татспиртпрома» входят три спиртовых, четыре ликероводочных и один винный завод, и все расположены на территории республики. Немало для одного региона. Тем временем в селе Усады Высокогорского района РТ строится новый спиртзавод на 10 тыс. декалитров ректифицированного спирта в сутки стоимостью 1,25 млрд. рублей. Возникает резонный вопрос: нужен ли комплекс заводов целиком или есть интерес только к ряду линий по розливу?

Напомним, что после проведения жесткой политики в отношении «серых» спиртзаводов, число поставщиков спирта существенно сократилось, а спрос на него вырос. У того же ТСП в 2012 году спирта хватило только для себя. Такой дефицит, обозначенный еще в завершении 2011 года, мог стать существенным стимулом для проявления интереса к заключению контрактов от ведущих алкогольных холдингов России и Украины. Но только до той поры, пока на ТСП распространяется протекционизм татарстанских властей (напомним, председателем совета директоров компании является премьер-министр Халиков).

СКОЛЬКО СТОИТ «ТАТСПИРТПРОМ»?

Еще один важный вопрос: сколько стоит «Татспиртпром»? Подходы к оценке такого рода активов разнятся и в конечном итоге всегда являются предметом переговоров сторон. Одним из подходов определения справедливой цены продажи компании выступает оценка по методу Ольсона. Базой такого подхода выступает оценка чистых активов. В упрощенном понимании это активы предприятия, очищенные от обязательств. Что касается ТСП, то его чистые активы выросли в прошлом году на 15,5% до 3,33 млрд. рублей. Таким образом, именно сумма 3,33 млрд. рублей должна быть ориентиром при продаже завода.

табл.jpg

Чистые активы ОАО «Татспиртпром», млрд. рублей

Более простой и один из наиболее популярных подходов оценки компании – оценка по соотношению чистой прибыли и стоимости ее активов (для акционерных обществ коэффициент P/E). Значение соответствует числу лет, за которые вернутся вложения за счет чистой прибыли. Используется такой коэффициент, как правило, для сравнения инвестиционной привлекательности компаний в одной отрасли.

Интересно, что на развитом рынке США среднее значение коэффициента с 1870 годов составило 15. То есть инвесторы готовы в среднем покупать долю в компании, если стоимость покрывается чистой прибылью за 15 лет. Если такой опыт применить в нашем случае, то для оценки рыночной цены ТСП следует умножить чистую прибыль на 15. Для исключения разового колебания финансового результата возьмем среднее значение прибыли за доступные в отчетах 7 лет: с 2006 по 2012 год. Средняя прибыль ТСП за последние 7 лет составила 244,9 млн. рублей. Что дает нам рыночную цену компании 3,67 млрд. рублей.

Подчеркнем, что модели оценки через чистую прибыль могут ввести в заблуждение относительно реальной цены компании, в виду существенных объемов прочих статей и традиционной оптимизации налогооблагаемой прибыли. Бывают и противоположные случаи, когда компании заблаговременно готовят к продаже и «рисуют» несколько лет хорошую прибыль.

Окончательная цена реализации завода будет во многом зависеть и от условий со стороны государства. Прежде всего это обязательства по содержанию непрофильных объектов. Речь идет о конно-спортивном комплексе Казани. К примеру, в 2012 году на содержание комплекса ТСП выделил 78 млн. рублей.

НА САМОМ ДЕЛЕ «ТАТСПИРТПРОМ» В ЦЕЛОМ НИКОМУ НЕ НУЖЕН

Оценки опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов относительно стоимости ТСП сильно разнятся – от $100 до $330 миллионов. При этом государству, по их мнению, выгоднее продать предприятие целиком, однако в таком виде оно вряд ли кому-нибудь нужно.

Вадим Дробиз – директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя («ЦИФРРА»):

– Никакой приватизацией тут пока и не пахнет. Ну, а как? Государство само себе продавать будет, что ли, «Татспиртпром»? Фактически одна госкомпания передаст акции другой. Они что, получат за акции какие-то деньги? Представьте себе: вы из левого кармана 100 миллионов долларов берете и кладете в правый карман. Я понимаю, что эксперты предполагают дальнейшую продажу акций «Татспиртпрома», и наверняка оно так и будет. Но на самом деле, «Татспиртпром» в целом никому не нужен, и если у какой-то компании есть к нему интерес, это еще не значит, что она его на самом деле купит. Ведь что такое приватизация? Это переход собственности к частному предпринимателю, а ему не нужны 7 заводов на такой крошечной в масштабах России территории, как Татарстан. Поэтому после приватизации могут остаться либо один завод, в лучшем случае два: спиртной и водочный. Все! Остальные никому не нужны, даже в том случае, если руководство Татарстана скажет, что и в дальнейшем будет закрывать рынок для продукции других алкогольных компаний. Потому что этот процесс бесконечным быть не может. Как только будет принято политическое решение об открытии рынка республики для чужой водки, объемы собственной продукции «Татспиртпрома» упадут раза в два. Если сегодня на рынке Татарстана 70 процентов занимает местная водка, то после открытия рынка в лучшем случае будет 35 процентов.

Покупателями «Татспиртпрома» могут стать только олигархические группировки Татарстана, близкие к руководству республики. Это первый вариант. Второй – московские олигархические группировки. Или же есть вариант с частно-государственным партнерством, которое существует при Росалкогольрегулировании. Других вариантов нет. Что касается цены, то «Татспиртпром», по большому счету, в любой момент может остаться голым королем. Убери оттуда Крымскую кампанию, других, кто вынужден разливать свою водку на мощностях «Татспиртпрома», чтобы попасть на рынок республики, и объемы производства упадут как минимум в два раза. Любой актив стоит столько, сколько за него заплатят. Если активы «Татспиртпрома» оцениваются чуть выше 100 миллионов долларов, то никто за такую сумму холдинг не купит в целом. А один-два завода могут стоить 30 - 40 миллионов долларов вместе с брендами. Это потолок.

Максим Клягин – аналитик УК «Финам Менеджмент»:

– На данном этапе речь действительно идет, скорее, о квазиприватизации холдинга, поэтому в краткосрочной перспективе существенных изменений в структуре и операционной деятельности, вероятно, не произойдет. Вместе с тем можно предполагать, что подобная схема приватизации – в заметной степени шаг вынужденный, но одновременно позволяющий в перспективе привлечь в капитал группы частных инвесторов. С одной стороны, сделка с «Связьинвестнефтехимом» продиктована необходимостью сохранить контроль над стратегическим развитием холдинга и иметь возможность влиять на ключевые решения. С другой стороны, следствие сравнительно невысокого уровня спроса: рыночных игроков интересуют преимущественно отдельные активы группы. Вместе с тем в дальнейшем внешним акционерам, вероятно, может быть предложен неконтрольный пакет объединенной структуры, что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы и инвестировать дополнительные средства в развитие холдинга и усиление позиций на конкурентном рынке. Вполне вероятно, что в будущей сделке потенциальным покупателем доли в уставном капитале будет выступать не профильный игрок, а финансовый инвестор. По примерным расчетам, рыночную капитализацию холдинга сейчас можно оценивать примерно в 300 - 350 миллионов долларов.

АКЦИИ ТСП ДОЛЖНЫ ОКАЗАТЬСЯ В РУКАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИНВЕСТОРА, ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО В ЕГО УСПЕШНОМ РАЗВИТИИ

Анна Галимова – председатель алкогольной ассоциации РТ:

– Претендовать на покупку «Татспиртпрома» может, в принципе, кто угодно, но я из всех возможных покупателей отдала бы предпочтение Рустаму Тарико. Ведь тут главное в том, что, как все время подчеркивает руководство «Татспиртпрома», они выплачивают все акцизы, НДС в полном объеме. При любой смене собственника самой главной задачей станет жесткое администрирование акцизов, их уплата в полном объеме, иначе бюджет не досчитается значительных доходов. Что касается вопроса, купят ли «Татспиртпром» целиком или потенциальных покупателей будут интересовать отдельные заводы, то я за то, чтобы сохранить холдинг целым. Я даже считаю, что это задача государства. Потому что многие заводы, входящие в структуру «Татспиртпрома», являются градообразующими. Если акционером вместо государства станет частник, он все их закроет и оставит всего лишь два завода, поскольку его не будут интересовать социальные вопросы, его задача – извлечь прибыль. Не знаю, как сейчас, но в свое время государство выступало за то, чтобы не закрывать градообразующие ЛВЗ, а модернизировать их, чтобы сохранить рабочие места. Правда, «Татспиртпром» часть своих заводов тем не менее закрыл. Поэтому я считаю, при проведении приватизации «Татспиртпрома», государство все-таки должно сделать это таким образом, чтобы и выплата акцизов сохранилась, и рабочие места остались, и социальные вопросы решались. А вот что касается непрофильных активов – обязательств по содержанию конно-спортивного комплекса Казани, то я категорически против таких вещей. Что касается цены, то бренды «Татспиртпрома» по большому счету в России никому не нужны. Они ориентированы исключительно на республику, и, видимо, потенциальным покупателям дали понять, что есть инструменты и ресурсы, чтобы это сохранить.

Рустем Ганеев – председатель совета директоров ЗАО «Консалтинг.ру»:

– Такие факты, как включение 100 процентов акций ОАО «Татспиртпром» в план приватизации госимущества РТ текущего года, а также получение одобрения у Федеральной антимонопольной службы на приобретение указанных акций госхолдингом «Связьинвестнефтехим», подтверждают, что данные мероприятия являются запланированными со стороны руководства республики. Смена собственника и переход от государственной к частной собственности – без сомнения нужный и оправданный шаг в отношении акций «Татспиртпрома». Только частный собственник сможет эффективно управлять таким предприятием в рыночных условиях. При соблюдении требований законодательства в отношении процедур приватизации, думаю, существенно пополнится бюджет республики. Окончательная стоимость указанного пакета акций должна быть определена независимой оценочной организацией. Уверен, что руководство Татарстана заинтересовано в том, чтобы акции ТСП оказались в руках стратегического инвестора, заинтересованного в его успешном развитии, потому что только в этом случае можно быть уверенным в увеличении оборотов данного предприятия, а значит, и в увеличении налоговых поступлений.