IMG_1333.jpg
Свидетель Василий Байрашев

 ТОПЛИВО НА «БУЛГАРИИ» КАЧАЛИ НАСОСОМ «МАЛЫШ»

Отправив в коридор четверых свидетелей, которые приехали из Чистополя, судья Сергей Якунин зачитал права потерпевшим: электрику-механику Василию Байрашеву, мотористу Илье Шушкову и сыну второго штурмана «Булгарии» Константину Назарову.

Первым допросили 22-летнего Василия Байрашева, который для дачи показаний приехал из Перми. Молодой человек рассказал, что учился в Пермском речном училище и по образованию является техником-электриком. Работая на судне «Тарас Бульба», которое в 2011 году стояло в затоне вместе с ремонтировавшейся «Булгарией», Байрашев узнал, что его судно не выйдет в навигацию. Вскоре ему сообщили, что на «Булгарию» требуются работники. Байрашев договорился о работе с капитаном судна Александром Островским.

Потерпевший проработал на «Булгарии» всего 10 дней – с 30 июня и до дня крушения. По его словам, состояние у теплохода в плане электрики было хорошее, все работало исправно: гребные двигатели, средства автоматики, рулевое управление, розетки и т.п.

- Что произошло, когда вы были в рейсе Казань – Козловка – Казань? – спросил Байрашева гособвинитель.

- Спустился в машинное отделение, увидел мотористов и узнал, что сломался левый двигатель, – ответил Байрашев.

- Вам известно, почему двигатель вышел из строя? – спросил адвокат Роберт Халиуллин. – Кто был на вахте в машинном отделении? Кто работал при отходе судна от Болгара?

Пытливый Халиуллин традиционно не упускал возможности узнать все интересующие его подробности и задавал больше всех вопросов. Из ответов Байрашева суду стали известны новые подробности: по словам молодого человека, на «Булгарии» засорился (не сломался, как утверждали некоторые потерпевшие – авт.) топливный насос. Впрочем, позже выяснилось, что основной двигатель на «Булгарии» не работал из-за недостатка топлива, для откачки которого, кстати, использовался не штатный топливный насос, а бытовой насос «Малыш».

- А «Малышом» можно и со дна черпать, – со вздохом констатировал судья Сергей Якунин, намекая на недостаточное количество топлива на судне.

«Я ДАЛ КОМАНДУ НАДЕТЬ ЖИЛЕТЫ И ПЕРЕЙТИ НА ЛЕВЫЙ БОРТ»

В большинстве своем показания Байрашева сильно отличались от тех, что он давал во время следствия. В связи с этим судья по ходатайству адвокатов подсудимых принял решение об оглашении ранее данных потерпевшим показаний. После чего суд перешел к допросу второго потерпевшего – моториста «Булгарии» Ильи Шушкова.

Потерпевший начал давать показания, говорил невнятно и тихо, что вызвало негодование участников процесса. Вскоре стало известно, что молодой человек в сентябре 2012 года получил черепно-мозговую травму и стал инвалидом, в связи с чем у него возникли некоторые проблемы с речью. Особо возмущавшимся адвокатам подсудимых он сообщил, что может показать удостоверение инвалида, но этого не потребовалось – судья по ходатайству гособвинителя зачитал показания, которые Шушков давал еще в каюте судна «Арабелла» сразу после трагедии.

- «Я помогал людям сесть в шлюпки и плоты», – вслух читал судья показания Шушкова и не скрывал своих эмоций. – Может, потерпевший фильм «Титаник» пересказывает?

Реакцию Якунина можно объяснить. В ходе судебного разбирательства, которое идет с 6 мая, по показаниям многих выживших суд выяснил, что потерпевшие спасались благодаря надувным плотам, спасательным кругам и другим плавательным средствам, среди которых спасательных шлюпок не было.

- Когда у нас женщины путают плоты и шлюпки – это я еще могу понять, – возмущался Якунин. – Но когда такое говорит член команды…

Из дальнейших показаний Шушкова, оглашенных судьей, удалось выяснить деталь, которая долгое время интересовала многих потерпевших. Моторист «Булгарии» во время крушения дал команду надеть жилеты и перейти на левый борт. На предыдущих процессах некоторые потерпевшие, вспоминая подробности трагедии, говорили о том, что слышали эту команду, но не могли вспомнить, кто именно ее дал.

Согласно показаниям, Шушков помогал пассажирам спасаться, однако эти слова не подтвердила потерпевшая Гульнара Назарова.

- Ваша честь, именно этот человек сидел на плоту, скрестив ноги и никого не спасая, – заявила Назарова.

IMG_1335.jpg
Константин Назаров – сын второго штурмана «Булгарии»

«ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ «НАБИТЬ ДЕЛО»

Третий потерпевший, Константин Назаров, давая показания, рассказал о своем отце Владимире, который работал на «Булгарии» вторым штурманом. Перед тем, как допросить Назарова, судья сообщил потерпевшему, что во время судебного разбирательства от всех, кого расспрашивали по обстоятельствам трагедии, слышал о его отце только хорошее.

- Отец 40 лет проработал капитаном, – начал рассказ Назаров. – В 1971 году он начал работать на дизель-электроходе «Скрябин», который является аналогом «Булгарии». После он работал на судах «Глинка», «Азербайджан», «Маяковский», «Достоевский», а также на аварийно-спасательном судне «Отважный». Потом на «Украине» (которую впоследствии переименовали в «Булгарию» – прим. авт.). Корабль он знал отлично, но в связи с возрастом вышел в навигацию вторым штурманом.

Потерпевший вспомнил, что накануне трагедии отец по телефону сообщил, что один двигатель «Булгарии» не работает и его нужно ремонтировать.

Назарова не стали допрашивать слишком долго и после перерыва перешли к допросу свидетелей. В отличие от показаний потерпевших, их допрос, который длился не более 15 минут, не дал суду абсолютно никаких данных, полезных для разбирательства. Следователь включил в список свидетелей капитана, двух мотористов-рулевых и механика катера «Патрульный-19», которые для дачи показаний приехали в Казань из Чистополя.

Как выяснилось во время процесса, в обязанности экипажа патрульного катера входит перевозка инспектора речного регистра, который занимается проверкой грузовых судов. Свидетели в один голос сообщили, что к «Булгарии» никакого отношения не имеют и никогда к ней не подплывали.

«Это называется «набить дело», –- констатировал судья действия следователя, занимавшегося делом «Булгарии». – Но мы не можем их не вызывать, если они указаны в качестве свидетелей.

В завершении процесса Якунин напомнил, что недопрошенными по делу до сих пор остаются 8 человек. Трое из них находятся в навигации, один – в армии, кто-то не является в суд из-за дальности проживания.

Напомним, всего потерпевшими по факту крушения дизель-электрохода «Булгария» признаны 184 человека.