Ренат Мистахов: «Завод договорился с военными ежемесячно сверять часы по проекту А223» (слева направо – Юрий Борисов, Сергей Шойгу, Ренат Мистахов) |
«МЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ДЕЛАТЬ ДЕСАНТНЫЕ СУДА В ЗЕЛЕНОМ ДОЛЕ»
Газете «БИЗНЕС Online» удалось выяснить некоторые тактико-технические характеристики проекта А223. Это судно предназначено для перевозки и выгрузки колесной и гусеничной техники на берег, в том числе необорудованный. По правому борту предполагается дистанционно управляемый из рулевой рубки пулеметно-гранатометный модуль. У А223 должно быть три модификации. У всех трех экипаж – четыре человека, дальность плавания с грузом – примерно 500 миль. А вот другие характеристики отличаются. Например, А223-1 может взять на борт либо один танк Т-90, либо четыре БТР-80, либо четыре грузовика типа «Урал»-4320. А223-2 – либо два танка Т-90, либо 6 БТР-80, либо 6 грузовиков. Но самый крупный вариант – А223-3: либо три танка Т-90, либо 7 БТР-80, либо 7 грузовиков.
Об идеологии проекта газете «БИЗНЕС Online» рассказал заместитель генерального директора ООО «Агат Дизайн Бюро» Андрей Сорокин. По его словам, А223 находится в стадии эскизного проекта. Впервые его презентовали военным 25 января этого года во время визита на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») заместителя министра обороны Юрия Борисова. «Интерес военные проявили, – сообщил Сорокин, – а далее… Надо начинать с концепции Вооруженных Сил: кого мы собираемся захватывать, где высаживаться и так далее. В принципе, эти катера можно использовать для высадки десанта, перевозки танков и другой техники с вертолетоносцев «Мистраль». На первом строящемся во Франции «Мистрале» – два десантных катамарана, которые тоже делают французы. Вместо них можно использовать наши катера – они быстроходнее, с большей мореходностью. Их предполагается строить по тем же технологиям, что и теплоходы А45 и А145 – используем то, что отработано на гражданских судах, например, водометный движитель с двигателем MTU. Кроме того, опробованная двухреданная схема с управляемыми интерцепторами позволяет резко улучшить ходовые качества и мореходность. То есть мы можем поддерживать высокую скорость (40 узлов) и на тихой воде, и на волнении. Для сравнения: у обычных десантных судов типа «Серна» – 36 узлов. Гидродинамическое качество у А223 намного больше, чем у существующих сейчас десантных судов, плюс мы еще имеем возможность уменьшать перегрузку на волне. Бортовая ЭВМ сравнивает текущие показания крена и диффирента с заданными и за счет перераспределения гидродинамических сил поддерживает стабильное положение платформы… Мы предложили, поскольку наши гражданские пароходы строит Зеленый Дол, делать десантные суда там же».
«Работа по вопросу строительства этих кораблей на нашем предприятии ведется, – сообщил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор Зеленодольского завода им. Горького Ренат Мистахов. – Мы свои предложения сформировали, на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге военно-морском салоне на встрече с командующим ВМФ представили альбомы. Военные интерес проявляют, тем более что проект сделан и с учетом размерений «Мистраля». Определились ли военные с тем, какие катера будут на «Мистралях» – российские или французские, сказать не могу… Принято решение, что мы вместе с проектантами раз в месяц встречаемся с заказчиком в лице представителей ВМФ, обсуждаем».
«ПОД ОГНЕВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ СО СТОРОНЫ ПРОТИВНИКА»
Напомним, что контракт по десантным вертолетоносным кораблям-докам французская компания DCNS и российская Объединенная судостроительная корпорация подписали 17 июня 2011 года. Предполагается строительство двух вертолетоносцев во Франции (стоимость контракта – 1,2 млрд. евро) и двух – в России. Предусматривается серьезное «обрусение» «Мистралей» – под размещение российской техники (например, вертолетов Ка-52К) и оборудования. Сдача первого корабля – в 2014 году, второго – в 2015-м.
Контракт изначально приобрел скандальные черты. Многие эксперты высказывали сомнения по поводу того, нужны ли России такие корабли, тем более французского производства. Например, весьма резко оценил договор первый заместитель Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Иван Харченко: «Мы обсуждали нелепость ранее принятого решения, – цитируют его «РИА Новости». – Это инициатива Сердюкова. Это не единственный ущерб, который он нанес отрасли и государству». По словам Харченко, решение о строительстве третьего и четвертого кораблей в России отложено до 2016 года, но от первых двух отказаться уже невозможно – степень понесенных затрат такова, что Россия больше потеряет, если откажется достраивать. По ним определят эффективность всего проекта…
В конструкции А223 использван ряд принципиальных решений, примененных в проекте А145 |
Среди прочего «Мистрали» предназначены для загоризонтной высадки десанта. Это значит, что сам корабль во время высадки войск и техники держится на большом удалении от берега, пишет «Военное обозрение». Доставка личного состава и бронетехники ведется специальными десантными катерами, которые во время похода размещаются в доковой камере корабля. Непосредственно перед началом десантирования на катера погружаются техника и люди, после чего они выходят из доковой камеры и идут к берегу. «Военно-промышленный курьер» пишет, что роль десантного катера заключается в следующем: под огневым воздействием со стороны противника с максимальной скоростью доставить наибольшее количество десанта, бронированных машин к береговой черте. Поэтому на первое место выходят такие показатели, как скорость, маневренность, вместительность, способность действовать в сложных погодных условиях, возможность подходить непосредственно к берегу.
Изначально французы предложили России оснастить «Мистрали» скоростными десантными катерами катамаранного типа L-CAT (Landing Catamaran; по два на каждом вертолетоносце). Согласно источнику блога, созданного по инициативе центра анализа стратегий и технологий, характеристики L-CAT произвели большое впечатление на российских военных представителей (это было при министре Анатолии Сердюкове), несмотря на то что техника эта толком необкатанная – головной был сдан ВМС Франции в ноябре 2011 года. Но после смены руководства минобороны в СМИ появилась информация, что военные передумали и решили купить в той же Франции десантные катера традиционного типа – более дешевые и менее сложные в эксплуатации. Параллельно обсуждался вопрос об оснащении «Мистралей» отечественными катерами, причем в специальной прессе говорится, что это вопрос решенный. Проблема в том, что имеющиеся у России десантные катера (проекты «Серна», «Дюгонь») изначально не были предназначены для «Мистралей».
«ЗА РЕАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ В РЕАЛЬНЫЕ СРОКИ»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить актуальность проекта и шансы завода им. Горького на участие в нем.
Дмитрий Баранов – ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
- Согласно имеющейся информации, системы вооружения, связи, управления оружием и другое оборудование на «Мистралях» будет российским. Относилось ли это и к десантным кораблям, сказать нельзя, возможно, что относилось. Стоит отметить, что российские представители, занимающиеся проектом, говорят о том, что он реализуется по плану, но подробности не раскрываются из-за секретности… Теоретически на настоящий момент равные шансы имеют и российские, и французские катера (естественно, те, характеристики которых удовлетворяют требованиям военных). Стоит сказать, что и другие судостроители предлагают свои проекты. В частности, нижегородское КБ «ЗНТ-Инжиниринг» разработало десантный катер «Казак» (проект 02320), рассматривается возможность использования катеров проектов 11770 «Серна» и проекта 21280 «Дюгонь», то есть конкуренция будет весьма острой при поставке десантных катеров на строящиеся «Мистрали»… Но Военно-морской флот должен определиться с целями и с географией использования «Мистралей», и после этого станут ясны задачи, которые будут стоять перед десантными катерами на «Мистралях». Возможно, что тогда и будут сформированы окончательные требования к этим катерам и станет ясно, какие проекты катеров попадут в шорт-лист и смогут претендовать на победу в конкурсе.
Обводы А223 говорят о применении технологий, снижающих радиолокационную заметность |
Игорь Коротченко – директор центра анализа мировой торговли оружием:
- Думаю, для «Мистралей» все-таки предусматриваются российские катера, потому что будет закупаться то, что соответствует российским военным стандартам с точки зрения практического применения. «Мистраль» как носитель – французский проект, но далее он будет адаптирован под потребности ВМФ России. О конкретных проектах сказать трудно. Видимо, будут выбраны те, что вписываются в размеры док-камер вертолетоносцев, либо их размеры могут быть адаптированы под катера нашей постройки. Совершенно очевидно, что это будет один из российских проектов, а не французские катера.
Дмитрий Глухов – эксперт Центрального военно-морского портала:
- Что мы можем предложить под «Мистрали»? На недавнем военно-морском салоне нижегородцы продемонстрировали проект под шифром «Казак» – малоскоростной бронированный катер, в «Мистрале» их может поместиться четыре. Это потенциальная замена «Дюгоней» и «Серн», которые все-таки не для «Мистраля», ведь когда их проектировали, никто не ставил задачу, чтобы они в док-камере подобных кораблей могли базироваться. А вот А223 и «Казак» для французских вертолетоносцев подходят. Это и своего рода отклик на перспективные требования ВМФ: «Казак» будет менять имеющиеся десантные катера на воздушной подушке, а агатовские – «Дюгони» и «Серны». Так что все логично выглядит. Хотя наверняка и у других фирм проработки есть.
Что можно сказать об А223? Это проект средне- и высокоскоростных средств высадки. Отмечу современный боевой модуль, причем он реально конкретный – по моей информации, его установка на А223 проработана с тульским Конструкторским бюро приборостроения. Словом, считаю, что А223 – реальная проработка, которая может за реальные деньги в реальные сроки быть воплощенной. То есть это не очередная фантазия в стиле, скажем, экранопланов, которые пытаются представить ответом на все возможные вызовы, это реально воплощаемый на существующих заводах в короткие сроки проект. Моя оценка: если сейчас начать, то через год А223 реально заложить и за полтора года построить… Но все зависит от того, что будет прописано в гособоронзаказе. Сейчас его пишут, предложений очень много, потому что в 90-е годы ничего не строилось, все старое – и подводные лодки нужны, и крупные надводные боевые корабли нужны, и на ремонт деньги надо. Так что на эту «мелочь» десантную остаются копейки. Поэтому из гособоронзаказа их могут и выкинуть, и вернуться к ним, когда будут писать следующую программу. А могут и не вернуться, поскольку прошла информация, что к «Мистралям» мы будем покупать штатные французские катера – французы очень настаивали, чтобы мы их купили.
Впрочем, А223 интересны и без «Мистралей». В них есть надобность на том же Каспии, для которого столько делает зеленодольский завод. Для Балтики такие сгодятся. Да и для Черного моря подходят. Дополнительный плюс – некоторая унификация с пассажирскими теплоходами А45 и А145. Логично: люди получили хороший результат на гражданской технике и сейчас приспособили их концепцию для военных – нормальная практика. Двигатели – те же самые, скорости – сопоставимые. А в случае войны экипаж автоматом пересадят на военные, и не надо будет переучиваться. Это я утрирую, конечно, но унификация – великая вещь.
Справка А-223-1. Длина – 34,5 метра. Ширина – 7,2 метра. Грузоподъемность – 60 тонн. Может взять на борт либо один танк Т-90, либо четыре БТР-80, либо четыре грузовика типа «Урал»-4320. Скорость – 42 узла, порожняком – 50. А-223-2. Длина – 41,6 метра. Ширина – 8,6 метра. Грузоподъемность – 100 тонн. Может взять на борт либо два танка Т-90, либо 6 БТР-80, либо 6 грузовиков типа «Урал»-4320. Скорость – 45 узлов, порожняком – 52. А-223-3. Длина – 50 метров. Ширина – 9,2 метра. Грузоподъемность – 150 тонн. Может взять на борт либо три танка Т-90, либо 7 БТР-80, либо 7 грузовиков типа «Урал»-4320. Скорость – 55 узлов. Проект 11770 «Серна» (по данным «Военно-промышленного курьера») Грузоподъемность – 45 тонн (один танк или две БМП, или 92 десантника). Скорость – до 30 узлов. В «Мистраль» поместятся четыре таких катера. Построено 7 катеров. Плюсы: небольшие размеры, скорость и маневренность повышают шансы дойти до цели под плотным огнем; относительно малая грузоподъемность делает менее болезненной потерю единичного корабля; простота и неприхотливость конструкции дают возможность производить катера в больших количествах. Минусы: малые размеры не обеспечивают приемлемой живучести катера; небольшой перевозимый груз вынуждает проводить высадку в несколько волн, что повышает вероятность уничтожения катера и нарушает основополагающий принцип атаки – единовременность ввода всех войск. Проект 21820 «Дюгонь». Грузоподъемность – 140 т (два танка или пять БМП, или, предположительно, полноценный взвод морской пехоты). Заявленная максимальная скорость – 35 узлов. Вооружение: два 14,5-мм пулемета и ПЗРК «Игла». В док-камеру вертолетоносца поместится один такой корабль. Достоинства: грузоподъемность, скорость, малозаметность, небольшие для своего класса размеры. Недостатки: «детские болезни» корабля, связанные с его неосвоенностью в производстве (построен всего один корабль); сложность постройки; высокая стоимость, в том числе в боевом эквиваленте (значимость потерянных в случае гибели корабля сил и средств). L-CAT. Разработан специально для оснащения «Мистралей» и воплощает в себе множество передовых технологических решений. Заявленная вместимость – 110 тонн (два танка либо от четырех до шести легкобронированных машин). Максимальная скорость – 20 узлов. Плюсы: высокая грузоподъемность, маневренность, гибкость применения, мореходность, полная совместимость с «Мистралями». Недостатки: чрезмерная сложность конструкции (шальной осколок может вывести из строя всю систему). Проект 02320 «Казак». Длина – 28 м, ширина – 7 м, скорость – 11 узлов, грузоподъемность – два БТР-80 или 100 человек десанта. Комплекс вооружения «Казака» состоит из трех дистанционно управляемых модулей – 12,7-мм пулемета и двух 30-мм автоматических гранатометов. В доковой камере «Мистраля» способны поместиться четыре таких катера. Теплоход проекта А145. Скоростное пассажирское судно глиссирующего типа, перевозящее 150 пассажиров с багажом со скоростью около 40 узлов на расстояние до 200 миль в прибрежной морской зоне. Длина наибольшая – 35 м, ширина наибольшая – 6,8 м, экипаж – 6 человек, скорость – 40 узлов, дальность плавания – 200 миль. Главные двигатели – два MTU 16V2000M72. Движительный комплекс – два водометных движителя ВД 525М производства зеленодольского завода им. Горького. Материал корпуса – алюминиево-магниевый сплав марки АМГ 1561. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.