Закон о такси вывел конкуренцию между участниками рынка на новый уровень: легальные перевозчики не могут теперь работать по ценам «серых», у законопослушных предприятий падают обороты. В Набережных Челнах противостояние подзаконных и вольных таксистов достигло кабинета мэра Василя Шайхразиева: в Набережные Челны на встречу с мэром приехал из Кургана владелец одной из двух служб такси, не поделивших рынок.

Евгений Забиров – учредитель федеральной службы заказа такси «Омега», прибыл в автоград для того, чтобы разрулить конфликт, возникший с местным оператором «5 девяток».

Владелец такси «5 девяток» Сергей Валишев рассказал корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» о сути конфликта. В начале июля он выложил в блоге мэра фотографии запрещенной рекламы своего конкурента: запечатленных на асфальте телефонных номеров, оформленных шашечками. В комментарии к фото Валишев утверждает, что количество таких надписей в городе исчисляется сотнями. Два рекламируемых номера принадлежат двум федеральным операторам такси «Максим» и «Омега». Фактически обе конторы многое связывает – обе они из Кургана, «Омега» на аутсорсинге использует диспетчерскую службу «Максима», своей не имеет. Изначально, по словам Валишева, диспетчеры «Омеги» в Кургане и сидели, но со временем у такси появился свой офис в автограде, как и у «Максима».

Шайхразиев поручил разобраться с запрещенной рекламой недавно созданной в городе административно-технической инспекции (АТИ). Днем позже начальник АТИ Айрат Насыбуллин там же, в блоге мэра, отчитался: представитель местного подразделения «Омеги» для составления протокола не явился, после чего к нему в офис был послан специалист АТИ с сотрудником УВД. В итоге протокол составили и передали в административную комиссию при исполкоме.

– Челнинский руководитель такси «Омега» будет оштрафован на 20 тысяч рублей, – пояснил сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» Насыбуллин. – Мы не взимаем штрафы, этим занимается административная комиссия, мы лишь передаем им протоколы. Но если человек не является на заседания комиссии, постановление выписывается заочно – для этого достаточно двух свидетелей. У меня постановление по «Омеге» закрыто – значит, оно вынесено комиссией. Я также разговаривал с курганским учредителем Забировым, он сказал, что ответственного за рекламу человека уволит и желает работать по нашим правилам благоустройства. Что касается такси «Максим», то им мы отправили уведомление в Курган.

11.jpg
Ответ Шайхразиева последовал незамедлительно: «Киямову Р.А., главам районов, Насыбуллину А.Х. – где ваша реакция?! Ждете, пока весь город разрисуют?»

Однако в административной комиссии внятно пояснить ход дела не смогли, сославшись на загруженность и отсутствие начальника – тот в отпуске. Как заявил газете «БИЗНЕС Online» главный специалист административной комиссии Айрат Шагвалиев в прошлый четверг, заседание с «Омегой» должно было пройти в тот день, но перенесено на сегодня из-за неявки адресата претензий. Сегодня же факт заседания он подтвердить не смог и уточнить не потрудился: «Наши решения – все равно что судебные. Пока постановление не вступило в законную силу, я информацию дать не могу». Однако Шагвалиев сообщил, что, если потребуется, административная комиссия выпишет штраф и на юридическое лицо, доберется и до курганского офиса.

КАК КУРГАНЦЫ УРОНИЛИ ИМИДЖ ЧЕЛНОВ В НОВГОРОДЕ

Курганский офис, однако, явился в город сам, в лице учредителя Забирова. В конце прошлой недели он приехал для встречи с Шайхразиевым. Кто из них инициировал этот визит, осталось неясным, но аудиенция, как сообщил сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» Насыбуллин, так и не состоялась. Однако гость издалека приехал явно не только из-за рекламы на челнинском асфальте. Судя по новостям из Великого Новгорода, рекламная политика у курганских операторов централизована.

Вчера ИА «Великий Новгород» опубликовало фото с аналогичной рекламой (телефонные номера с шашечками) на новгородском асфальте. Поймав исполнителей, новгородская административная комиссия обвинила в вандализме неназванного челнинского оператора такси и пригласила его представителя в Великий Новгород на разбирательство. Однако на фото в новгородской прессе легко разглядеть оба номера рекламируемой службы такси – все того же федерального оператора «Максим». Почему претензии обращены к Набережным Челнам, а не к Кургану, ответил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Иван Поступаленко – начальник городского контрольно-административного управления Великого Новгорода:

– Это челнинская фирма – ООО «Регион». 5 августа мы ждем их на встречу для составления протокола, возможно, они просто пришлют доверенность своим представителям в Новгороде. Потом уж мы определимся – если штраф будет на должностное лицо, то от 10 до 50 тысяч рублей, на юрлицо – от 50 до 100 тысяч рублей. У нас разрисованы дорожки в парках, обклеены деревья и водосточные трубы, и эта реклама не отклеивается. Мы знаем, что они и в Кургане сидят, но юридический адрес у них в Набережных Челнах, наши специалисты нашли их в интернете. На приглашение они еще не ответили, но для нас это неважно – рассмотрим протокол заочно в случае чего.

Аналитический центр «БИЗНЕС Online» тоже нашел в интернете ООО «Регион». По данным СПАРК, компания сменила юридический адрес в марте этого года, переведя его из Кургана в Челны вместе с открытием в автограде диспетчерского офиса. Связаться лично с учредителем такси «Максим» Максимом Шушариным в курганском офисе не помогли, однако руководитель головного офиса компании Олег Тимкин пояснил газете «БИЗНЕС Online», что компания ни за что не отвечает, поскольку вообще не занимается извозом: «Мы занимаемся исключительно информационным обеспечением, и поэтому никаких правил нарушать не можем. Водители такси работают с нами по договорам. Наши водители – не индивидуальные предприниматели, но они имеют разрешения или получают их. Что касается рекламы на асфальте – не удивлюсь, если это устроили наши конкуренты. Они легко могли сами расклеить рекламу с нашими номерами, чтобы потом нас оштрафовали».

Аналогичное мнение высказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» и руководитель челнинского офиса такси «Омега» Артур Аллагулов – это его взяла на прицел челнинская административная комиссия: «Никакая это не моя инициатива. Мы к этой рекламе отношения не имеем и с нарушением не согласны. Номера наши, но если кто-то написал на асфальте наши номера, это не значит, что отвечать должна организация. Никто не доказал, что это действия наших сотрудников. Есть версии, что это дело рук конкурентов или фанатов».

БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ МОЖНО ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ДЕМПИНГ

Возвращаясь к конфликту таксистов, который и вынес ситуацию с незаконной рекламой на суд публики, сообщим, что выпад челнинского оператора «5 девяток» в адрес федерального конкурента «Омега» был не единственным и не прошел даром. Как быть легальному перевозчику на неконтролируемом, по оценке Валишева, рынке? С одной стороны, закон стимулирует цены, с другой – демпингуют не столь обусловленные регламентом иногородние коллеги.

– Я инициировал еще одну акцию, собственными силами, – рассказал Валишев. – Я сказал таксистам: вы ездите с разрешениями, платите налоги, а ваши конкуренты ничего не платят, роняют цены и забирают ваших клиентов. Люди спрашивают: а что делать? Я предложил: вы сами и ваши родственники тоже пользуетесь услугами такси. Вызывайте «Омегу», спрашивайте у водителей лицензию и фотографируйте машины без шашек. Наверное, это было неправильно с моей стороны. Но мы, по крайней мере, честно вызывали такси и платили за проезд. А фото выкладывали в интернет. Я разговаривал на эту тему в администрации города. «Омега» обиделась и устроила более жесткую акцию среди своих водителей: сделай ложный вызов в такси «5 девяток» и получи 10 рублей. Наш водитель приезжал на вызов, «клиент» просил подождать, а потом пропадал. Когда ложных вызовов много, водители начинают нервничать.

Ответная акция не задалась – компания «5 девяток» отказалась от SMS-оповещений, которые служили подтверждением успешных провокаций, и ложные клиенты потеряли возможность получать десятирублевые бонусы. Однако междоусобица «белых» и «серых» таксистов перешла в агрессивную фазу. Валишев признает, что «Омега» набирает популярность в городе, людям нравится их услуга: машин у оператора много, цена ниже на 20 рублей.

ПОДПИСАЛИСЬ ПОД ЗАКОН И ПРОГАДАЛИ

Если бы новгородской прессой не был затронут имидж города, все это могло остаться частной неурядицей. В конце концов, не только федеральные операторы работают в городе без лицензий и шашек, многие могут позволить себе демпинг цен, диктуемых законом, – крайним все равно остается конкретный водитель. Кроме того, у двух участников конфликта – «5 девяток» и «Омеги» – есть исторические точки болезненного соприкосновения. У них похожие номера, которые клиенты часто путают: заказ делают в одной службе, а претензии по скорости подачи авто предъявляют другой. К настоящему времени учредители обеих компаний, по словам Валишева, пошли на мировую: Забиров свернул акцию «Омеги» по ложным вызовам в «5 девяток» и даже обещал уволить человека, ответственного за рекламу на асфальте. Однако демпинг цен «серыми» таксистами беспокоит не только Валишева.

Валерий Исаев – учредитель службы такси «Фортуна» (Набережные Челны):

– Нелегалы очень сильно мешают работать, и мы ждем, когда, наконец, заработает закон, под который мы подписались. Ждем усиления контроля за перевозками со стороны властей. У меня свой автопарк, все машины лицензированы, я плачу налоги. А кто ничего не отдает в бюджет, тому, конечно, проще цены ронять. Сейчас вообще иногородние фирмы зашли в город и ломают бизнес тех, кто работает здесь годами. Не только ценами – они же и водителей переманивают, предлагая им больший процент. Все это уже продолжается год или полтора.

Андрей Королев – замдиректора службы такси «Доброе» (Казань):

– В Казани вообще нет служб такси, которые бы не старались сбить цены своим конкурентам. Нам, например, те, кто ездит по лицензии, мешают ничуть не меньше, скорее, наоборот. Вы бы лучше к ним присмотрелись, самые разрекламированные такси в первую очередь и ведут нечестную игру на рынке.