ПОЕЗД МОСКВА – КАЗАНЬ ПОВЫСИТ ВРП КАК МИНИМУМ НА ЧЕТВЕРТЬ ПРОЦЕНТА

Сегодня в Государственной Думе России состоялись парламентские слушания комитета по транспорту «Создание сети высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения – ключевой элемент роста экономики России». Вел их первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков, справа от которого сидел глава РЖД Владимир Якунин со своим замом Александром Мишариным, председатель республиканского парламента Фарид Мухаметшин, а слева – советник Владимира Путина Игорь Левитин. В зале были замечены министр транспорта Татарстана Ленар Сафин и сенатор от республики Сергей Батин. Все они после десятка восторженных докладов о том, что высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Казань необходима, услышали возмущенный спич Валерия Зубова – депутата от «Справедливой России», который заявил, что Россию ни много ни мало может ждать социальная катастрофа, если проект начать реализовывать так, как о нем заявляется сейчас…

Но сначала вкратце о тех цифрах, которые привел Якунин и Мишарин. По их прогнозам, в прилегающих к ВСМ регионах уровень зарплаты возрастает до 30 - 50%, а сокращение времени в пути на 1% увеличивает ВРП на четверть процента. Общая протяженность ВСМ составит 800 км, и пройдет она от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары до Казани. Время в пути между конечными пунктами сократится с 11,5 до 3,5 часа. Объем вложений в магистраль составит 928 млрд. рублей.

«Сегодня 19 отраслей обслуживают развитие российских железных дорог. Будет больше! – заявил Якунин. – Потому что это новая техника, электроника, материалы. Уже сегодня у нас в стране впервые начинают производиться рельсы стометровой длины, высокой прямолинейности и зональной закалки. У нас до этого ничего не было, точно так же как завода локомотивов на Урале. ВСМ будет колоссальным стимулом для развития технологической базы, всей экономики страны».

Глава РЖД также напомнил, что решение о создании таких линий было принято впервые еще в… 1998 году. Тогда предполагалось соединить крупнейшие города России, Украины, Белоруссии и курорты Черноморья. Завершение проекта должно было состояться в 2020 году.

Мухаметшин отметил, что 60% товаров Татарстан отправляет на экспорт, и автомобильные дороги сегодня не справляются…

ПЛАНИРОВАНИЕ? В 2008 ГОДУ РУКОВОДИТЕЛЬ ФИНАНСОВ СТРАНЫ ЗАЯВЛЯЛ, ЧТО МЫ В ТИХОЙ ГАВАНИ, А МЫ ДО СИХ ПОР РАСХЛЕБЫВАЕМ…

Однако депутат Зубов начал с того, что заявил, что, во-первых, планирование на 20 лет, которое пытается осуществить РЖД, неприемлемо для нашей страны – вся история XX века и он «как экономист» это подтверждают.

«У нас нет такого горизонта планирования – на 20 лет. Пять лет – это максимум, что мы можем предусмотреть. У нас в апреле 2008 года руководитель финансов страны заявлял, что мы в тихой гавани, а мы до сих пор расхлебываем то, что у нас произошло после кризиса», – заявил депутат и продолжил мысль о том, ни планирование, ни работу над ошибками не проводят у нас должным образом.

«Почему не летает «Конкорд» и Ту-144? А так же начиналось здорово: надо быстро, страна большая! Полетал Москва – Ташкент, и почему этот технологический проект закрылся? Хорошо вначале запрягать, а как ехать?»

Во-вторых, Зубов усомнился в том, что частники будут принимать активное участие в проекте, поскольку им изначально отводится слишком незначительная роль.

«Доля частного капитала предполагается около 30 процентов. Хотел бы узнать, кто собирается вкладываться в проект, где у него доля будет 30 процентов, – спросил у собравшихся он. – У нас принято иметь какой-то голос, контроль, влияние. Кто из частников – госкомпании не считаются – собирается вкладываться?»

460-2.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Смущает эсеров и то, что проект не просчитан – через сколько лет он реализуется? Когда пойдет первая прибыль? Какова рентабельность? И сколько всего средств из бюджета будет на него выделено? На начальном этапе неизвестно даже количество людей, готовых платить за билет на ВСМ, что, в свою очередь, позволит высчитать, когда проект можно будет реализовать с прибылью.

«Если проект такой хороший, почему ему средства ищут в бюджете, а не частные структуры? Потому что заведомо частники не примут такой расчет, который представили нам», – возмутился Зубов.

«ЭТО ПЕНСИОННЫЕ ДЕНЬГИ! ЭТО БУДЕТ СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА»

В-третьих, самое главное, что, по мнению депутата, четко не представлен возврат государственных денег.

«Самое тревожное! Через сколько лет этот проект начнет генерировать доходы для фонда национального благосостояния? Это пенсионные деньги! Если вы планируете, что он начнет приносить прибыль через 80 лет, у меня вопрос: кто из сидящих в зале выйдет на пенсию через 80 лет? Надо внимательно подсчитать, ведь это будет социальная катастрофа, когда вы вложите сотни миллиардов рублей в проект и… Это то же самое, как в 1992 году в Сбербанк – все клали деньги, а потом выяснилось, что их там нет. Очень аккуратно надо поступать, это может привести к социальным катаклизмам», – заявил Зубов.

Вывод он сделал пессимистичный для проекта ВСМ Москва – Казань:

«Это второе издание ГЛОНАССа, когда за бюджетные деньги построена система, а потом навязывают бюджетным организациям покупать эти услуги, потому что все частники пользуются совершенно другой системой. Плясать надо от потребителя, а не от затрат. Кроме того, этот проект в принципе противоречит складывающимся бюджетным возможностям. Если проект хорош, его надо осуществлять на частной основе. Например, создать под проект параллельную компанию. Если он хороший, то частники вложатся, и пусть между собой конкурируют РЖД и новая компания. Если мы наращиваем только монополию, которая, если она пользуется дотациями из бюджета, убыточна, то мы всего лишь увеличиваем издержки».

В завершении выступления Зубов призвал отойти «от поэтических надежд, что все само случится», и «перейти к твердому финансовому расчету».

«ДУМАЮ, ПАРТИЯ НАША ТОЖЕ ПОДДЕРЖИТ, НО…»

Позицию партии в отношении ВСМ Москва – Казань газете «БИЗНЕС Online» прояснил Иван Грачев – депутат Госдумы РФ:

«Я поддерживаю проект дороги Москва – Казань и думаю, что партия наша тоже поддержит. Как раз вещи, связанные с инфраструктурными проектами, даже при существующем недостатке информации и неопределенности строить нужно и целесообразно. Это касается не только проекта Москва – Казань, но и Северного морского пути – дороги, в которую, на мой взгляд, надо вкладываться. Направление из Азии в США перспективно. И вложения в инфраструктуру нашего Севера будут эффективными, если мы будем осваивать данное направление по углеводородам, скажем, в направлении Чукотки.

Другое дело, что сегодня на уровне железных дорог у нас может быть один из самых высоких уровней коррупции, но если постоянно думать о коррупции, то тогда ведь и строить ничего не получится – мол, все равно деньги разворуют! И пока, значит, с коррупцией не разберемся, ни в какие инфраструктурные проекты вкладываться не надо? Не согласен.

У нас сегодня правительство считает бюджет на год вперед с 30-процентным «люфтом»! Более точные расчеты в нашем минфине делать не могут. Но это не значит, что не нужно заниматься какими-то фундаментальными вещами. Мне кажется, есть вещи, которые явно выше сегодняшнего уровня расчетов министерства финансов. И даже если проект Москва – Казань нормально не просчитан, вкладываться в него и строить нужно обязательно. Давайте представим, если мы получаем на руки проект дороги Москва – Казань, где написано, что строиться она будет в течение 15 лет, и там мы замечаем ошибку на целый год вперед, то есть строить ее придется на самом деле 20 лет, проектировщики «ошиблись». Неужели мы должны будем отказаться от проекта? Мое мнение: невзирая на расчеты, возможные ошибки, возможную коррупцию, монополию РЖД, строить эту дорогу надо».