Сегодня в ДК «Юность» состоялось очередное судебное заседание по делу крушения теплохода «Булгария», на котором судья Сергей Якунин заявил, что вынужден обратиться за помощью в службу судебных приставов для того, чтобы принудительно привести в суд потерпевших.

Начав судебное заседание, Якунин попросил поднять руки тех, кого еще не допросили. Оказалось, в суд пришли всего три новых свидетеля. Ситуация оказалась катастрофической, ведь за все это время суд допросил только 65 потерпевших из 184. То есть суд не смог допросить более 100 человек! Хотя по закону потерпевшие должны участвовать на каждом заседании, сейчас исправно их посещают лишь немногие, например, Гульнара Назарова и Геннадий Игнарин. Они активно задают вопросы потерпевшим, в результате чего иногда выясняются весьма значимые детали дела.

Стоит отметить, что в первый день рассмотрения дела в ДК «Юность» явилось более 60 (!) потерпевших. Тогда суд опросил немногих, завершив заседание около часа дня. В тот день многие были недовольны, что их не выслушали – возможно, это послужило поводом для их последующей неявки в суд… Так или иначе, теперь, если подсудимые добровольно не явятся в суд, их придется доставить туда силой, ведь любое промедление будет тормозить судебное следствие, которое обещали завершить за несколько месяцев.

Есть потерпевшие, которые пишут заявление в суд с просьбой рассматривать дело без их участия. При этом они просят огласить их показания, данные следователю. Так поступил первый помощник механика «Булгарии» Константин Пузанков – из-за командировок он не может участвовать в процессе. Сегодня судья поднял вопрос о том, когда будут оглашены его показания. Сторона гособвинения ответила, что пока их рано оглашать.

Кроме того, судья Якунин сообщил о том, что в ближайшее время рассмотрение дела перенесут в здание суда Московского района на Воровского, где сейчас смогут поместиться все. Ведь судебные заседания в ДК «Юность» проводились для того, чтобы в нем могли участвовать все потерпевшие.

5.jpg
 

- В уголовном судопроизводстве потерпевшие по закону должны присутствовать на каждом заседании. Они должны присутствовать на процессе, а процесс состоит из каждодневных заседаний, – объясняет адвокат Вениамин Чубаренко. – Если есть какие-то объективные причины, они могут написать заявление или обратиться с устным заявлением во время судебного процесса. Если стороны не будут возражать, суд может разрешить им не присутствовать на одном или двух заседаниях. В данном случае главное – чтобы не нарушались права потерпевших, чтобы они не были лишены возможности задавать уточняющие вопросы, представлять доказательства по делу и так далее.

По словам Чубаренко, у потерпевшего такие же права, как и у свидетеля, только более расширенные, а ответственность такая же. Попросить освободить от участия в процессе потерпевший может. Разрешение находится в компетенции суда. Если суд принимает решение, что отсутствие части потерпевших не повлияет на вынесение решения по делу, им могут сделать послабление.

3.jpg
 

- Но ведь дело в том, что если потерпевшего, который заявил, что отказывается участвовать в процессе, потом не устроит приговор, они начнут жаловаться, – продолжает Чубаренко. – То есть это ставит правосудию рамки, они закладывают на будущее определенную мину, которая сможет подорвать судебный приговор. Потерпевшие представляют сторону обвинения. Надо понимать, что гособвинитель не сможет заменить потерпевшего. Они должны присутствовать. Когда я узнал, что дело передали Якунину, я сразу сказал, что это сильный судья, принципиальный. Он процесс ведет очень твердо, чтобы не было возможности оспорить приговор в дальнейшем. Если потерпевшие не будут ходить, появляются лазейки. Судья не хочет, чтобы потерпевшие отсутствовали на судебном процессе. Я считаю, это правильно.

ПАССИВНЫЕ ПОТЕРПЕВШИЕ

Интересно, что прошлым летом многие потерпевшие отказались знакомиться с материалами уголовного дела. Чуть меньше месяца ушло у следствия на то, чтобы ознакомить их с материалами – сроки рекордные, если учесть, что в этом статусе по делу проходит более 200 человек. Директор круиза теплохода «Булгария» Ринат Низамов, к примеру, рассказал газете «БИЗНЕС Online», что написал заявление, в котором отказывается от ознакомления из-за того, что «не видит смысла ворошить былое».

Также неохотно выжившие пассажиры «Булгарии» подают иски о возмещении ущерба и компенсации морального вреда. Правда, в данном случае у многих может получиться заминка с бумажной волокитой, ведь каждый иск должен быть подкреплен кассовым чеком и другими подтверждениями нанесенного ущерба. Позже с этими исками будут ознакомлены обвиняемые, стороны обвинения и защиты, после чего на процессе они должны будут высказать свое мнение относительно их и заявленных в них суммах.

2.jpg
 

К слову, суды часто используют принудительный привод потерпевших и свидетелей. К примеру, на процессе по уголовному делу в отношении Александра Егорова – капитана прошедшего мимо выживших пассажиров «Булгарии», привод был оформлен в отношении экипажа теплохода «Арабелла». Так получилось, что герои, которых с помпой чествовали в казанском Кремле, в суд в качестве свидетелей приходить отказывались. Привод возымел эффект – команда капитана Романа Лизалина все же была допрошена.

«ПОТЕРПЕВШИЕ ОТ ДАЧИ ПОКАЗАНИЙ ОТКАЗАТЬСЯ НЕ МОГУТ»

Ситуацию с неявкой свидетелей в суд газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Рафис Хасаншин – адвокат:

- Процессуально, если роль потерпевшего имеет существенное значение, если в рамках уголовного процесса заявлен гражданский иск о компенсации морального вреда, для обоснования своей позиции потерпевшего суд может обязать потерпевшего явиться в зал суда. Ибо потерпевший является самостоятельной стороной в уголовном процессе, от его участия будет зависеть судьба подсудимых.

Потерпевшие от дачи показаний отказаться не могут, таким правом владеет только подозреваемый или обвиняемый. Свидетель и потерпевший обязаны давать показания.

В моей практике бывали случаи, когда потерпевший не являлся в зал суда. В этом случае неявка потерпевшего является основанием для отложения судебного процесса. В конечном счете, сторона гособвинения должна обеспечить явку. За неявку потерпевший несет административное наказание – штраф. Штраф может быть назначен судом.  

Эрик Валеев – адвокат:

- Потерпевшие могут не посещать судебные заседания, если от них поступит соответствующее заявление. Отсутствовать они могут по уважительной причине, кому-то надо ехать из другого города. Если у гособвинения и защиты не будет возражений, человеку могут разрешить не присутствовать на процессе.

От дачи показаний в зале суда человек отказаться не может. Каждый потерпевший предупреждается, что он обязан дать показания.

На моей практике практически на каждом суде не являются потерпевшие. Если много потерпевших, всегда проблемно их всех собрать вместе. Возможно, у потерпевших нет желания ехать. Бывает, что их не уведомляют вовремя. За неявку, на моей памяти, потерпевших не наказывали.