- Рафик, давайте начнем разговор со знакомства с вами.

- Я родился в Казахстане в 1952 году. Окончил истфак в Омске, работал в Кыргызстане, стажировался в Японии, Америке и Германии. С 1995 года был директором первого частного центра подготовки менеджеров. В 1997 году создал консалтинговую фирму «Маркетинг-сервис Бюро», которая за 9 лет реализовала около 25 проектов при поддержке Всемирного банка, Европейского союза, ЮНИСЕФ, ITC/WTO, SECO (Швейцария).

С 2008 года «Маркетинг-сервис Бюро» работает в Казани. Я являюсь членом совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, руководителем проекта «Максат».

- Почему вы оказались в Казани?

- Мой отец родом из Арского района, а в 1933 году их семья выехала в Казахстан на строительство Турксиба – Туркестано-Сибирской железной дороги. Мама родилась в Сибири, но ее отец – из Камско-Устьинского района Татарстана. Мама в Омске окончила железнодорожный техникум, а встретились они с отцом в Казахстане. Там я и родился. Потом родители переехали в Омск, где я окончил институт. Потом женитьба и работа в Кыргызстане, повышение квалификации в Новосибирске, кандидатский минимум в Алматы. С развалом СССР моя научная карьера прервалась. К счастью, я нашел себя в прикладных исследованиях и разработках.

«МЫ ЧЕРНОРАБОЧИЕ РЫНКА»

- Чем занимается ваша компания?

- «Маркетинг-сервис Бюро» занимается в основном анализом рынков. Но иногда анализ рынка не является самоцелью предприятий – им нужно проанализировать рынок для того, чтобы написать бизнес-план, разработать стратегию своего развития, вывести на рынок новые товары, изменить позицию на рынке, развивать новые направления бизнеса. Вот здесь мы и помогаем им. Мы так себя и называем – чернорабочие рынка, потому что всю черновую работу рынка мы берем на себя. В этом смысле мы помощники бизнеса.

Кроме того, сейчас и территории выходят на рынок. Муниципальные образования, например, европейских стран сумели найти себя на рынках, приобрели свое лицо, стали узнаваемыми. А свой бюджет они формируют именно от рыночной деятельности, где власти тесно взаимодействуют с бизнесом. У нас этот процесс только-только начинается.

- Кто ваши клиенты в Татарстане?

- Наши клиенты – это, во-первых, малый и средний бизнес.

- Малый бизнес находит деньги, чтобы заказать исследования?

- Находят деньги, потому что это инвестиции в их будущее. Понимание рынка сегодня – это очень сложный процесс, и чтобы справиться с потоком информации, нужен профессиональный подход. Это не просто определить спрос и предложения. Может быть, спрос и высокий, но это не гарантия того, что фирма успешно будет работать.

«РАБОТАЕМ НА СТЫКЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ»

- Кто еще является вашими клиентами?

- Государственные органы. У нас так сложилось изначально, что среди наших клиентов поровну коммерческих фирм и госорганов. Например, в 2011 году мы разрабатывали программы социально-экономического развития для Заинского муниципального района. Не часто случается в практике Татарстана, чтобы частная компания выполняла такую работу. А необходимость в этом есть, потому что нужен независимый взгляд на развитие, учитывающий позиции бизнеса.

- Заинский район – единственный ваш заказчик из муниципалитетов?

- Нет, в марте 2013 года мы разработали концепцию и план развития промышленного парка «Тюлячи». С этим документом предстоит работать в Москве для получения федерального субсидирования. Мы работаем на стыке бизнеса и власти. Там, где они не могут обойтись друг без друга, наша компания выступает аналитиком и проектировщиком взаимодействия.

- Большая у вас компания?

- Нет, наша компания никогда большой не была и не будет! У нас в штате работают пять человек, но всегда есть круг внештатников-консультантов, которых мы привлекаем под определенный проект.

IMG_1693.jpg
 

АИР ЗАКАЗАЛО ИНФОРМАЦИЮ О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТАХ РТ

- У вас был опыт общения с агентством инвестиционного развития РТ, который возглавляет Линар Якупов?

- Опыт общения у нас есть. Например, в 2011 году Якупов перед подготовкой к III съезду предпринимателей РТ заказал нам подготовить информацию о том, какие стратегические приоритеты в Татарстане необходимо развивать. На мой взгляд, это был очень смелый и оригинальный шаг, поскольку требовалось на семинаре выявить мнения самого бизнеса. Эскизы своей работы мы представили на съезде с такой задачей, чтобы в ходе заседаний рабочих групп детально обсудить, получить предложения, потом доработать эту стратегию, а через месяц-полтора представить ее АИРу. Что мы и сделали – этот документ на 125 страницах есть и сейчас.

- Какой статус имеет этот документ?

- Это не государственный документ, потому что такой задачи и не ставилось. Это взгляд бизнеса на развитие предпринимательства. В этом его уникальность.

- Это как шпаргалка для АИРа?

- Инвестиционная работа строится на тех приоритетах, которые нами были обоснованы в этом документе. Более того, те анализы, которые были сделаны по приоритетам, до сих пор актуальны, хотя уже прошло полтора года. И мы постоянно обращаемся к той аналитической информации, которая там была представлена.

Мы сейчас планируем продолжать эту работу, возможно, совместно с министерством экономики РТ в рамках ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Как трансформировать эти приоритеты в реальные шаги и действия? Мы хотим принять участие в разработке «Дорожной карты» для малого бизнеса с той целью, чтобы выйти на «План 34» (процента доли малого среднего бизнеса в ВРП). Это тоже «стык» власти и бизнеса.

КЛИЕНТОВ НАДО «ВЫРАЩИВАТЬ»

- Что реализуется в рамках проекта «Максат»?

- Этот проект был разработан нами в прошлом году и представлен в ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Максат в переводе с татарского – цель, конкурентоспособность. Это слово выражает и цель нашего бизнеса – на основе изучения рынков содействовать укреплению конкурентоспособности бизнеса и территорий.

Это содействие бизнесу в организации семинаров, проведении исследований, разработке бизнес-планов и так далее. Поскольку у данного проекта нет финансирования, он реализуется на собственные средства нашей компании и средства самого бизнеса.

- Это благотворительность с вашей стороны? В чем ваш интерес?

- Не совсем благотворительность, потому что это наши потенциальные клиенты. Мы работаем с теми предпринимателями, которых надо «выращивать», которые, подрастая, становятся нашими клиентами. Но наш инвестиционный бизнес-цикл при этом очень длинный: приходится работать с ними не один год, чтобы они были в состоянии заказать нам солидные работы.

«УПРАВЛЯТЬ УМНЫМИ ЛЮДЬМИ ОЧЕНЬ ТРУДНО!»

- Линару Якупову в ходе интернет-конференции вы задали вопрос об управленческих моделях и принципах, которые будут использовать для интеграции местного бизнеса в кластеры «СМАРТ Сити Казань». У вас есть свое видение по этому вопросу?

- Здесь есть два момента. Первый – как управлять вообще процессом привлечения бизнеса и вовлечения его в «СМАРТ Сити» и Иннополис. Надо же привлекать бизнесы и институты развития – и образовательные, и туристические, и промышленные, и научные, и консалтинговые. И этим процессом надо управлять.

Второй момент – как управлять теми людьми, которых мы собираемся привлекать туда на работу. Это должны быть креативные, яркие, талантливые личности, которые будут здесь отдавать свои знания и навыки. Вот в чем сложность вопроса! В мире обострилась борьба за умы, интеллект становится основой экономики. Это уже экономика знаний, современных технологий.

Где мы возьмем 10 – 20 – 30 тысяч таких талантов? В Японии таких людей называют чудаками: у них свободный график работы, им прощается все, главное – чтобы они выдавали идеи. И в «СМАРТ Сити» нужны специалисты, которые должны давать современные интеллектуальные продукты.

- И как же их привлекать?

- Я не могу сказать, что у меня есть готовый исчерпывающий рецепт. Надо над этим поработать. Но самое главное в том, что для «звездных» специалистов карьера имеет несколько иной смысл, чем для всех прочих. У них представление о карьере – это не продвижение по служебной лестнице, а движение на глобальном рынке от проекта к проекту. Чем интереснее и масштабнее проект, тем больше он их зажигает. Их нельзя привязать к земле домом, ландшафтом и детским садиком. Им этого недостаточно! Они уйдут туда, где им интересно, где они смогут реализовать свой талант в большей мере.

Следовательно, наше управление, основанное на использовании элементов страха и распределении благ, здесь уже не сработает. В работе с талантами такое управление не подходит в принципе. Управлять умными людьми очень трудно! Нам многое еще предстоит сделать, но главное – научиться по-другому управлять людьми. А у нас есть практика жесткого управления, основанного на страхах, на частой смене людей. Мы еще не научились ценить труд в том смысле, что он является основным капиталом компании. И это зависит от руководителя – как его использовать.

Чтобы занять выгодные места в международном разделении труда, Татарстану придется пересматривать свою практику управления. Поэтому проект «СМАРТ Сити Казань» ставит новые управленческие задачи. В этом и интерес проекта для меня: проект позволяет нашему бизнесу по-новому взглянуть на рынки, на процессы управления. И чтобы создать новое, надо от чего-то отказаться, измениться самим.

«ПРЕЖДЕ ВСЕГО НУЖНА ПУБЛИЧНОСТЬ»

- Далеко не все верят в проект «СМАРТ Сити Казань».

- Недоверие и подозрения – это наследие прошлого, это груз накопленного негативного опыта. И от этого в одночасье не избавишься. Нужно понимать, что для реализации подобных масштабных проектов нужно формировать благоприятный общественный фон в республике и в стране.

– Наверное, для формирования этого фона нужны положительные примеры?

- Прежде всего нужна публичность. И что мне понравилось, АИР РТ изначально пошело по пути публичности: они даже на стадии «сырого» проекта не стеснялись и не боялись обсуждать его. Да, получали негатив. Да, была критика. Но они могли что-то извлечь из этого. Они не остановили работу над проектом, не дали себя потопить в этом потоке негатива, сомнений и подозрений. Я считаю, это сильный управленческий подход. Надо пройти через все это и склонить общественное мнение в свою пользу. Мне кажется, у них это получится.

«БИЗНЕС ONLINE» - ЭТО ГАЗЕТА, ДЛЯ КОТОРОЙ НЕТ ЗАКРЫТЫХ ТЕМ»

- Как давно вы читаете газету «БИЗНЕС Online», что думаете о ней?

- Вашу газету я читаю со дня ее создания, поскольку она мне показалась интересной и очень актуальной. «БИЗНЕС Online» – это газета, для которой нет закрытых тем, которая может сопоставить различные позиции. Это газета, которая приучает нас мыслить, заставляет думать об ответственности перед своими партнерами, перед республикой и страной.  Подкупает ее разноплановость, открытость и способность давать  интеллектуальный продукт. Если газета подпитывает интеллект, если провоцирует и стимулирует поиск неких решений по сложным экономическим и социальным вопросам, то она поднимает себя над другими СМИ очень высоко.

- Какие у вас замечания и предложения газете?

- Предложение у меня только одно – надо выдерживать эту стратегическую позицию, которую вы заняли, и не снижать планку. А удержать планку бывает сложнее, чем ее достигнуть!

- Спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам и процветания вашей компании!