«РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ТРИ ПАКЕТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛЬГОТ»
- Линар Габдельнурович, какие особые условия предусмотрены для инвесторов проекта «СМАРТ Сити Казань»? Чем привлекателен проект для российских и иностранных инвесторов? (Александр Белянский)
- Линар Якупов: Совместно с министерством экономики РТ, министерством финансов РТ и Госсоветом РТ разрабатываются три пакета региональных льгот: для инвесторов/строителей, для резидентов и для компаний высокотехнологичной индустрии. Мы понимаем, кого что интересует. Например для строителей важно иметь готовую строительную площадку с дорогами, ускорение процедур согласования исходной разрешительной документации, предоставление налоговых каникул на определенный период. Для резидентов важны визовая поддержка, налоговые преференции на доходы компаний, для научной деятельности – площадки и поддержка инновационной деятельности.
- Наверное, льготы должны быть приняты депутатами Госсовета в виде закона РТ?
- Линар Якупов: Проект «СМАРТ Сити Казань» вошел в инвестиционный меморандум РТ, в рамках которого уже подразумевается предоставление определенных льгот. Сегодня для инвесторов предоставляется три вида льгот: федеральные, региональные и муниципальные. В «СМАРТ Сити Казань» будут региональные и муниципальные льготы – налог на прибыль, на землю, имущество и транспорт.
Пока мы работаем в рамках тех преференций, которые существуют в РТ. Мы хотим, чтобы для каждой группы резидентов были свои условия, которые были бы им привлекательны на первые 5 - 10 лет. Преференции есть, их просто нужно упаковывать в правильный понятный продукт. Я считаю, что те инвесторы, которые придут на первоначальном этапе, конечно же, будут получать так называемые премии за свой риск.
До конца мая мы должны закончить разработку инвестиционного набора, планируем, что 30 апреля будет официальный запуск проекта для иностранных инвесторов. До сих пор с инвесторами мы работали в частном порядке, потому что нам было важно узнать их реакцию и их ожидания, поскольку невозможно сформировать продукт, не зная ожидания инвесторов. А с конца апреля начнется представление его для мирового бизнес-сообщества. Это произойдет в Дубае в рамках ежегодного инвестиционного форума AIM-2013, который пройдет с 30 апреля по 2 мая. У нас там будет свой стенд, и мы будем представлять и инвестиционный потенциал республики, и отдельные компании (интернет-конференция состоялась 17 апреля – ред.).
«КАПИТАЛИЗИРОВАТЬСЯ НА НАСЛЕДИИ КРУПНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
- Всем известно, что сейчас стройки Универсиады обеспечивают довольно высокий уровень ВВП РТ. Но скоро Универсиада пройдет, и дальше строить будет нечего, ведь мы и так за несколько лет опередили естественный рост строек. Можно ли считать, что проекты «Иннополис» и «СМАРТ Сити Казань» будут теми «локомотивами» роста экономики РТ, и будут ли они поддерживать уровень ВВП как в период строек Универсиады? (bel-al)
- Линар Якупов: У Татарстана есть серьезная «подушка» – энергетика, нефтехимия, машиностроение, но для дальнейшей диверсификации экономики нам все равно нужно уходить в сервисную индустрию, чтобы она составляла не маленькую часть ВРП, а большую его часть. Те инфраструктурные вложения, которые сделаны и для подготовки к Универсиаде, и в рамках других проектов, все это – увеличение капитализации нашей республики. И с каждым разом это все более серьезный фундамент для того, чтобы стартовать с новыми проектами.
И наша задача – капитализироваться на наследии крупных мероприятий. Что будет после Универсиады – это очень важный вопрос. «Иннополис» и «СМАРТ Сити Казань» – это проекты, которые будут за собой подтягивать и строительную индустрию, и сферу услуг, и другие отрасли.
- Что такое «умный» город в мировой практике? (Анна Миславская)
- Линар Якупов: Мировой опыт в создании подобных проектов очень большой, и надо отметить, что ни в одной стране их реализация не проходила гладко, ни в одной стране люди не голосовали единогласно за них. Наоборот, случалось обратное! Всегда есть инициаторы проекта, которые видят, что это важно и для привлечения инвестиций, и для выхода экономики на совершенно другой уровень, для генерации новых экономических потоков и процессов. И приходилось объяснять большому количеству людей, что в конце концов от этого проекта население получит выгоду.
Так было и с «умным» городом Iskandar Malaysia: там были бешеные амбиции, но никто не верил! Проект был нацелен на то, чтобы увеличить численность жителей этой территории с 900 тысяч человек до 3 миллионов. А сегодня, по истечении 6 лет, там живут уже 1,5 миллиона человек! Хотя в начале инициаторам проекта никто не верил, все говорили, зачем вы пришли, уходите отсюда. Как нам рассказали, самой большой проблемой явилось не привлечение инвесторов, как думали поначалу, а необходимость убедить местные власти и общественность в полезности для них этого проекта. Когда мы приехали с официальным визитом в этот штат, проект Iskandar Malaysia нам представили с гордостью, потому что с его реализацией регион вышел на совершенно другой уровень развития.
То же самое происходило и в Дубае – сначала было много противников расширения города с помощью строительства вокруг него городов-спутников, а сегодня все люди довольны, потому что появились совершенно другие условия, созданы новые рабочие места.
НОВЫЕ ГОРОДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПОСОБНЫ К САМОГЕНЕРАЦИИ
- В чем заключается задача каждой из малазийских компаний в создании мастер-плана «СМАРТ Сити Казань»?
- Линар Якупов: Генеральный план проекта «СМАРТ Сити Казань» разработан малазийским консорциумом, в состав которого входят компании с богатым опытом в проектировании подобных городов. Это AJM Planning&Urban Design Group – градостроительная компания, участвовавшая в проектировании Iskandar Malaysia, города Путраджая, проекта Bandar Malaysia. Это компания Straits Consulting Engineers – инженерная компания, решения которой позволят правильно с экономической точки зрения заложить основу «СМАРТ Сити Казань» уже на этапе концепции. Третий участник консорциума – Amanah Capital Group Limited – это малазийский финансовый консультант, успешно работающий на данном рынке, ответственный за создание работающей инвестиционной модели.
Когда мы предлагаем этот проект потенциальному инвестору, мы рассказываем ему, какой возврат инвестиций он будет получать, и как это будет реализовано. Очень важно, чтобы на первоначальном этапе были правильно заложены экономические основы для того, чтобы эти города оказались способными к самогенерации для дальнейшего развития.
Есть целый перечень городов в мире, которые вообще не способны себя содержать. И на форуме Smart City Expo, который проходил в Барселоне, одной из главных тем стало обсуждение того, насколько новые создаваемые города способны выходить на уровень самогенерации.
- Если есть форум Smart City Expo, значит, подобных городов уже много?
- Линар Якупов: Создание «умных» городов – это уже целое движение. Во многих странах отходят от точечной застройки городов в сторону комплексного развития больших площадок. И такие спутники городов имеют общие черты, например, экологичность.
- Норлиза Хашим: Когда говорят слово «смарт», мы обычно представляем высокотехнологичные решения, в которые мы вкладываемся. В данном же контексте мы не хотим вкладываться в технологичные решения, а хотим вкладываться в те решения, которые позволят людям сделать их жизнь более эффективной. Здесь будут применяться такие технологии, которые позволят экономить электроэнергию, которые сделают жизнь более комфортной. Вся территория «СМАРТ Сити Казань» разделена на несколько зон, и можно регулировать объем подачи электроэнергии в каждую из них в зависимости от потребности в конкретный период времени.
«УМНЫЕ» ГОРОДА – ЭТО МИРОВОЙ ТРЕНД»
- Можно сказать, что «умные» города – это уже мировой тренд?
- Норлиза Хашим: Вы правы – это мировой тренд, и мы за него ухватились. Но очень важно не стать заложником этого тренда, потому что с течением времени все может измениться.
- А кто придумал этот термин – «умный» город?
- Линар Якупов: Этот процесс шел последние 20 лет, но особенно активно об этом начали говорить два-три года назад. По большому счету развитие всех крупных городов в ряде стран – Китае, Бразилии, Индии, Арабских Эмиратах – привело к тому, что современные требования невозможно было осуществить в рамках существующих городов. Поэтому от точечной застройки люди начали уходить к комплексным решениям. Эти комплексные решения тоже являются результатом технологического прогресса: Siemens, АВМ, «Шнейдер Электрик» поняли, что, оказывается, энергетические потоки можно регулировать, например, в зависимости от потребности по времени суток. И спрос вызвал предложение.
А когда технологическое решение строишь с чистого листа, можешь технологии закладывать с самого начала. И когда организаторы различных мероприятий увидели, что появилась уже целая плеяда подобных решений, они просто решили собрать их под единым брендом – Smart City Expo. Форум проходил пока только два раза, хотя идеи были и раньше. В Китае сегодня строится 100 «умных» городов! Там быстрыми темпами идет урбанизация, а существующие города не в состоянии это принять, и единственное решение – в чистом поле строить новый город. Одна компания минимум за 5 миллиардов долларов осуществляет строительство одного такого города, как у нас, и этим закрывает всю тему. И крупные корпорации строят по одному своему «умному» городу. А спрос все время рождает новые предложения по технологиям.
Но мы не хотим оказаться заложниками этого тренда, потому что, оценив весь мировой опыт по «умным» городам, поняли, что для успешного развития города прежде всего надо смотреть на экономическую составляющую и на то, насколько создаваемые там продукты востребованы людьми, живущими рядом. Если такая связка есть, то у проекта есть будущее. Поэтому мы и не хотели зацикливаться на «умных» технологиях, потому что чем больше ты их используешь, тем дороже становятся и строительство, и предложения.
Но мы понимаем, что рынок сегментируемый, и есть пласт людей, которые хотят так: в дом вошел, и все автоматически там заработало. По сути, «умные» дома – это интеграция существующих систем и решений. Мы предполагаем, что часть «СМАРТ Сити Казань» будет более элитной в том плане, что здесь будет сосредоточено больше «умных» технологий.
- С какой целью вы ездили на Smart City Expo?
- Линар Якупов: Мы хотели узнать, кто сегодня поставляет «умные» технологии, насколько сильна между ними конкуренция, с кем мы могли бы выстраивать взаимоотношения для того, чтобы они приходили к нам не просто со своими технологиями, но и чтобы открывали здесь свой офис, инжиниринговый центр.
«СМАРТ СИТИ КАЗАНЬ» НЕ ПОСЛЕДНЕЕ НАЗВАНИЕ ГОРОДА?
- А кто и зачем придумал название «СМАРТ Сити Казань»?
- Норлиза Хашим: Название состоит из тех критериев, которые мы хотим заложить в этом городе. Исходя из пожеланий людей, участвующих в открытом обсуждении проекта «СМАРТ Сити Казань», стало понятно, что все хотят, чтобы город был «умным».
- Линар Якупов: Первоначально рабочее название было «СМАРТ Сити», а потом, в рамках дальнейшего развития, нужно было проект идентифицировать, потому что «умных» городов очень много. И были разные варианты. Я бы не сказал, что нынешнее название данного города последнее. Может быть, имеет смысл организовать конкурс на лучшее название нового города, чтобы он отличался от всех других.
Но пока идеология, которая заложена в названии «СМАРТ Сити Казань», – это, во-первых, для того, чтобы продвигать Казань, потому что сегодня в качестве точек роста во всем мире на первое место вышли города. Во-вторых, у словосочетания «СМАРТ Сити Казань» есть своя нагрузка – она помогает нам в работе с инвесторами: когда им говоришь, что мы строим «умный» город, у всех в голове выстраивается определенный алгоритм. А поскольку президент РТ наше начинание поддержал, так и пошло – «СМАРТ Сити Казань».
- Когда вы будете презентовать проект «СМАРТ Сити Казань» для внутренних инвесторов и потенциальных резидентов, для той рабочей силы, которая здесь потребуется?
- Линар Якупов: Презентация для локальных инвесторов, резидентов и жителей обязательно состоится. Мы уже работаем индивидуально с потенциальными партнерами. Необходимо понять, что работа по привлечению рабочей силы должна вестись не только в отношении проекта «СМАРТ Сити Казань», но и в отношении Татарстана в целом. С прошлого года мы начали продвижение республики как инвестиционной площадки. Но это только один вопрос, а вот продвижение Татарстана как хорошего места для жизни, работы и отдыха – это новая тема. В пример приведу французский город Мец, основной месседж которого был простой – приехав сюда работать, вы останетесь здесь жить. И люди, услышав этот призыв, начали подтягиваться.
- Наверное, лучшей рекламой проекта будут некие конкретные шаги по его реализации.
- Линар Якупов: Мы планируем 2 октября 2013 года, когда у нас уже будет детальный мастер-план и конкретные проработки с инвесторами, заложить первый камень первого объекта «СМАРТ Сити Казань».
- Почему именно 2 октября?
- Линар Якупов: В начале октября состоится ежегодный KAZANSUMMIT, время проведения которого мы передвинули на осень из-за Универсиады. И мы хотим в присутствии всех наших международных партнеров заложить первый камень, церемония закладки которого ознаменует начало строительства на самой площадке «СМАРТ Сити Казань».
«НА ГОЛОВУ ВЫШЕ И НА ШАГ ВПЕРЕДИ»
- Мирового кризиса не боитесь? Этот факт вы как-то учитываете в своих планах?
- Линар Якупов: Этот системный кризис продолжается на протяжении многих лет, но даже на его фоне экономика продолжает расти! Так или иначе экономика все равно будет развиваться. Мы просто понимаем, что сегодня не так уж много в России таких проектов и таких предложений, как у нас. Мы верим, что всегда будет пул инвесторов, заинтересованных в развитии такого рода площадок для инвестирования. Из-за кризиса деньги никуда не исчезают, и они должны в экономике функционировать, создавать добавленную стоимость и так далее. В противном случае само слово «инвестор» должно исчезнуть, если люди перестанут инвестировать.
- Почему же перестанут инвестировать? Просто, может быть, в кризис выгоднее вкладывать в другие отрасли, например, в сельское хозяйство, а не в такие специфические проекты? Вы это как-то учитываете? Ведь в ходе кризиса может поменяться конфигурация экономики.
- Линар Якупов: Повторюсь, что направления, которые заложены в «СМАРТ Сити Казань», – это показатели развития следующего этапа нашей экономики. Мы не можем останавливаться в своем развитии, мы все равно должны двигаться вперед. Чтобы оставаться конкурентоспособным, Татарстан всегда должен быть на голову выше и на шаг впереди по сравнению с другими регионами. Поэтому, я считаю, несмотря на экономические условия, такие проекты будут развиваться. К примеру подобные проекты в Дубае: за последние 10 лет были и спады, и подъемы мировой экономики, но ни один проект не остановился. Даже если что-то на время замораживается, потом все равно продолжит двигаться и развиваться дальше!
Мы видим 8 направлений развития Республики Татарстан, куда можно и нужно инвестировать: химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и производство автокомпонентов, информационные технологии и телекоммуникации, строительство, производство строительных материалов и мебели, медицина и фармацевтика, переработка сельхозпродукции, халяль-индустрия, сфера услуг и туризм. И у нас для этого будут созданы все условия. В конце концов бизнес должен реально оценивать ситуацию, а государство направлять свой сигнал о готовности к сотрудничеству. Мы по всем восьми направлениям будем проводить встречи с бизнесменами, чтобы тем, кто пока не готов самостоятельно инвестировать в эти проекты, предлагать это делать вместе. Мир бизнеса большой, и каждый требует к себе отдельного подхода.
Кстати, в феврале 2013 года агентство инвестиционного развития РТ стало директором Всемирной ассоциации инвестиционных агентств (WAIPA) по Восточной Европе и вошло в состав его руководящего комитета. Это уникальный случай, когда региональное агентство занимает позицию директора по всей Восточной Европе! Такого в истории WAIPA раньше не было. В рамках этой работы мы недавно были в Чехии. Как вы думаете, кто сегодня инвестирует в эту страну? На первом месте по объему инвестиций Германия, а на втором – соседняя Польша! Почему так произошло? Да потому что Чехия создала условия и подала правильные сигналы!
Мы понимаем, что если говорить об инвестиционном климате Российской Федерации в целом, то, наверное, это не есть идеальный вариант инвестиционного климата в мире, но это и не самый плохой вариант. Кроме всех преференций, которые предлагаются инвесторам, Россия – это еще и просто огромный рынок, который можно освоить и заработать на нем, можно использовать как плацдарм для выхода в страны Таможенного союза.
Агентство инвестиционного развития РТ, по сути, и привлекает тех зарубежных инвесторов, которые решили прийти в Россию. И в этой ситуации тот регион, что окажется расторопнее, и привлечет их на свою территорию.
«РАЗРАБОТАН ЗАКОН РТ ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛОЩАДКАХ»
- Если местным бизнесменам не создавать условия в Татарстане, они уйдут в соседние регионы.
- Линар Якупов: К сожалению, есть случаи, когда татарстанские компании открываются в других регионах. Но эти случаи единичны. Мы прекрасно понимаем, что нашим компаниям нужно предлагать необходимые им условия для развития бизнеса. Именно поэтому в прошлом году агентство инвестиционного развития РТ вело активную работу по созданию промышленных площадок муниципального уровня!
- Создана хоть одна такая площадка?
- Линар Якупов: Уже несколько площадок работают в Тюлячинском, Актанышском и ряде других районов. И мы поняли, что не надо ограничивать эти муниципальные площадки тем, что туда должен приходить только малый и средний бизнес. Поэтому мы и вышли с соответствующей инициативой. Надо выходить на новый уровень. И сегодня уже разработан закон РТ об инвестиционных площадках. АИР РТ отвечает за то, чтобы вынести его на рассмотрение депутатов Госсовета РТ, и межведомственная работа в этом направлении ведется.
- Насколько важна роль муниципалитетов в формировании положительного инвестиционного климата РТ? (bel-al)
- Линар Якупов: Татарстан оказался первым регионом в России, который на муниципальном уровне начал так серьезно заниматься этими вопросами. В рамках работы инвестиционного совета РТ одним из первых поручений президента республики было то, чтобы в каждом муниципалитете один из заместителей главы отвечал за инвестиционное направление. И сегодня мы с ними проводим тренинги, обучаем, как надо сопровождать инвестиционные проекты, как взаимодействовать с нашим агентством. Это очень важно, поскольку в АИРе всего 31 сотрудник, и нас на все 43 района просто не хватит. Для нас очень важно, чтобы люди на местах понимали, как работать с нами и с инвесторами.
Есть районы, где работа по привлечению инвестиций пошла лучше, до каких-то муниципалитетов это пока доходит хуже. Но все равно работа должна пойти, потому что одним из критериев оценки деятельности глав является объем привлеченных в район инвестиций. И конкуренция между муниципалитетами будет за то, чтобы, во-первых, сохранить местных инвесторов, во-вторых, чтобы привлечь их извне. Например, анализируя очередной инвестиционный проект, мы понимаем, что его реализация возможна в 10 районах, и во все 10 его направляем. И начинаем более детально работать с тем районом, который среагировал оперативнее, где создали наиболее благоприятные условия.
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В 2012 ГОДУ ВОЗРОСЛИ В 5,8 РАЗА
- Некоторое время назад часть функций АИР РТ по работе с малым и средним бизнесом передали минэкономики РТ. На чем сегодня вы сконцентрировали свою деятельность? Удалось ли достичь ощутимых результатов? (Александр Пономарев)
- Линар Якупов: Я уже начал говорить о нашей работе по созданию инвестиционных площадок в муниципалитетах. Если мы понимаем, что одним из критериев прихода инвесторов в Татарстан является общий инвестиционный климат в республике, то, конечно, такие показатели, как уменьшение количества предпринимателей, не является хорошим индикатором. Одним из критериев должно быть определенное количество местных поставщиков той или иной продукции, сырья или услуг аутсорсинга для того, чтобы крупные компании могли сконцентрироваться на своей основной деятельности. Это у нас наблюдается и на ОЭЗ «Алабуга», и на других площадках. Поэтому и инвестиции, и в целом развитие предпринимательства – это очень взаимосвязанные вещи.
Да, у АИРа сегодня нет функций раздачи грантов малому и среднему предпринимательству, но, напомню, агентство инвестиционного развития РТ создавалось для работы с инвесторами. И основная задача агентства – продвигать республику, привлекать инвестиции, сопровождать инвестиционные проекты. Мы также являемся ответственным органом за развитие частно-государственного партнерства, потому что система частно-государственного партнерства – это один из механизмов взаимодействия с инвесторами и привлечения инвестиций, особенно если это касается крупных инфраструктурных проектов. И в рамках проекта «СМАРТ Сити Казань» много элементов такого партнерства мы сможем использовать.
Наша работа с инвесторами дает плоды: если сравнить показатели прямых иностранных инвестиций 2011 и 2012 годов, то рост произошел в 5,8 раза. Многие любят говорить, что инвесторы сами приходят. Но когда «сами приходят», в разы роста не бывает! Для того чтобы происходил рост в несколько раз, нужны дополнительные действия. И в данном случае и для Татарстана, и для регионов России в целом примером явилось то, что мы вышли с проектом проведения имиджевой PR-кампании Invest in Tatarstan. Нравится это кому-то или не нравится, но мир живет по этим правилам: если ты хочешь привлечь инвесторов, то должен показывать, что ты есть на карте, что у тебя есть такие-то возможности. И ты должен на это тратить определенные средства.
Кстати, недавно в Екатеринбурге проходил Всероссийский форум институтов развития, на котором Внешэкономбанк и минрегионразвития РФ собрали все так называемые институты поддержки инвестиционного развития, всевозможные корпорации и агентства. И там было отмечено, что Татарстан стал пилотной площадкой России, которая вышла на весь мир и объявила: «инвестируйте в меня». До нас этого никто не делал, даже включая Российскую Федерацию в целом. И организаторы этого мероприятия всем сказали: вам тоже надо следовать примеру Татарстана, и каждый сам должен договариваться со своим губернатором, чтобы на это выделялся определенный бюджет.
А мы всегда говорим, что да, региональное продвижение очень важно, но еще важнее – это продвижение России в целом как Invest in Russia. И татарстанский опыт будет максимально использоваться при подготовке этого федерального мероприятия. Своим опытом мы делимся со всеми регионами. Понятно, что это некие PR-действия, но это те действия, которые по крайней мере позволяют проецировать количество инвесторов, с которыми ты можешь работать, количество направлений, в которые можно привлекать инвестиции. И можно начать планировать, хотя бы примерно, в каких отраслях и какое количество инвестпроектов будет реализовываться.
Если в прошлом году в республику было привлечено 580 миллионов долларов, то в этом году мы поставили себе задачу привлечь 1 миллиард долларов, потому что большинство из тех проектов, которые мы запустили в прошлом году, должны осуществиться в текущем году. Да, в 2012 году мы привлекли такие компании как Kiekert AG (Германия), Hygiene Technologies (Бельгия), 3М (США) и целый ряд других проектов. В прошлом году реально закладывался фундамент для привлечения тех инвестиций, которые будут осуществляться в текущем и последующем годах.
«АИР ОТВЕЧАЕТ ЗА ВСЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ»
- Расскажите подробнее о проектах Kiekert AG, Hygiene Technologies и 3М на территории РТ.
- Линар Якупов: Компания Kiekert AG (Германия) – один из мировых лидеров на рынке автомобильных замков, работает практически со всеми крупнейшими мировыми автопроизводителями. В настоящее время эта компания размещает производственную площадку на территории КИП «Мастер». Общая площадь помещений – 1,5 тысячи квадратных метров, до 2015 года планируется их увеличение до 5 тысяч квадратных метров. В мае текущего года планируется завоз оборудования. В октябре планируется пробный запуск производства, а в январе 2014 года – выход на полную проектную мощность. Объем инвестиций – 510 миллионов рублей, будет создано 240 рабочих мест.
Компания Hygiene Technologies из Бельгии – крупный мировой производитель гигиенической продукции, в ближайшее время начнет строительство завода на территории ОЭЗ «Алабуга». Объем инвестиций – около 1 миллиарда рублей. Хотелось бы отметить ту скорость, с которой инвестор принял решение в пользу Татарстана – в августе прошлого года компания обратилась в АИР РТ, и уже в сентябре компанией было принято решение остановить свой выбор на нашей республике. В марте нынешнего года компания официально стала резидентом «Алабуги», в настоящее время идет процесс получения необходимых разрешений и согласований для начала строительства.
Проект компании 3М – это создание производства продуктов антикоррозийной защиты для нефтегазовой промышленности (жидкие эпоксидные покрытия, жидкий полиуретан), стеклянных микросфер, абразивных лент и дисков, а также промышленных клейких материалов и лент. Объем инвестиций – 1,9 миллиарда рублей. Компания получила статус резидента ОЭЗ «Алабуга», в ближайшее время начнется строительство завода. Запуск производства намечен на 2014 год.
- Кого из инвесторов привлекло АИР РТ? Какой был реальный результат в виде привлеченных исключительно вашими силами инвесторов? (Булат)
- Линар Якупов: Индикаторами деятельности нашего агентства являются объем привлеченных прямых инвестиций и общий объем инвестиций в основной капитал за минусом бюджетных средств. Поэтому АИР отвечает за все инвестиционные проекты. Сами привлекли или не сами – все равно за них мы должны отчитываться.
Но мы также понимаем, что в прошлом году 60 процентов всех инвестиций пришли на ОЭЗ «Алабуга». Да, в этих 60 процентах есть определенная доля нашего участия. И есть инвестиции в проекты вне ОЭЗ. Понятно, что не все инвестиции будут приходить напрямую в результате нашей деятельности, но косвенно они будут приходить, потому что ты привлекаешь одного инвестора, он автоматически становится примером для другого.
При желании мы всегда можем отчитаться о том количестве проектов, которое пришло в результате деятельности непосредственно АИРа, но не надо забывать, что мы проводим и другую работу – по продвижению республики, сопровождению проектов, проведению различных мероприятий для привлечения инвесторов. Мы также мониторим все инвестиционные проекты независимо от того, кем они были инициированы. Они все равно ложатся на наши плечи. И это нормально, потому что именно в этом заключается функционал нашего агентства.
И мы понимаем, что тот инструментарий, который существует в РТ по сопровождению инвестиционных проектов, требует определенной доработки. Поэтому мы и вышли с инициативой создания платформы электронного сопровождения инвестпроектов. И мы хотели бы, чтобы все эти взаимоотношения – открытые, прозрачные, быстрые, с определенным регламентом – были опробованы в качестве пилотного проекта на площадке «СМАРТ Сити Казань», чтобы потом мы могли их распространять на все другие инвестиционные площадки РТ.
Это такая комплексная системная работа, где мы, во-первых, выполняем возложенный на нас функционал, во-вторых, мы хотели бы, чтобы местные бизнесмены услышали, что нас интересуют не только иностранные, но и местные инвестиции. Мы в первую очередь являемся партнерами татарстанских компаний, которые заинтересованы в реинвестировании своих средств на территории республики.
«В ТАТАРСТАНЕ СОЗДАЮТСЯ КОМПАНИИ СПЕЦНАЗНАЧЕНИЯ»
- Что это значит, если перевести в практическую плоскость? У АИРа для этой работы есть специальный отдел?
- Линар Якупов: Да, у нас есть отдел экспертизы инвестиционных проектов, отдел поддержки и сопровождения инвестиционных проектов. В рамках решения по содействию в реализации инвестпроектов на территории РТ обращения любого инвестора в наше агентство уже достаточно для того, чтобы мы официально начали с ним работу, выдерживая принятые в РТ регламенты, где расписано, какие ведомства, что обязаны сделать и в какой срок. Это тот инструмент, которым нужно начать пользоваться.
Есть и такой момент. У всех стран при вступлении в ВТО в обязательном порядке росли два индикатора: объем прямых иностранных инвестиций и показатели экспорта продукции. В нашей республике это тоже происходит. Хотя в прошлом году общий объем прямых иностранных инвестиций в глобальном масштабе упал на несколько пунктов, в том числе и в России в целом, а в Татарстане он вырос. Статистика – упрямая вещь! Для изучения процесса в рамках работы с ВТО мы с президентом РТ посетили штаб-квартиру организации. И Татарстан поставили в пример другим регионам: было отмечено, что республика, не ожидая никаких инструкций, сама начинает учиться напрямую у ВТО, чтобы понять, как в рамках этой структуры, в рамках новых условий нужно развивать экономику.
Для реализации определенных задач в Татарстане создаются компании спецназначения, у которых есть конкретный функционал. Так и с корпорацией развития РТ: есть конкретный проект, который от имени государства нужно сопровождать. Если агентство инвестиционного развития РТ, которое является органом власти, по своему образованию не способно это делать, поскольку есть определенные ограничения, то этим должны заниматься более свободные компании в виде ОАО.
Такая же корпорация есть и по продвижению экспортной продукции. Если сегодня 50 процентов продукции идет на экспорт, то с приходом инвесторов и реализацией новых проектов эти объемы только будут расти, следовательно, наша продукция должна оставаться конкурентоспособной и на внешнем рынке. А для этого мы опять должны быть на шаг впереди, перенимая опыт ведущих зарубежных стран. Если на уровне России пока еще не пришло понимание, что экспортом и привлечением инвестиций нужно реально заниматься, то на уровне Татарстана у нас уже есть все права, чтобы работать. И когда мы вышли с инициативой создания корпорации экспорта РТ, министерство экономического развития РФ, можно сказать, вздохнуло с облегчением: наконец-то один из регионов созрел для целенаправленного продвижения своей экспортной продукции…
«МЫ НЕ ОТКАЗЫВАЕМ В ПОМОЩИ НИ ОДНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ»
- Чем АИР может помочь в подобных случаях: «У нас в Татарстане есть завод по производству пластмассовых изделий – термопластавтоматы немецкие. Не знаем, куда обратиться для поиска заказчиков, оборудование не загружено. Первоначально бизнес был ориентирован на заказчиков из Москвы, но заказчики разорились. Можем изготавливать высокоточные пластиковые детали и все, что связано с литьем пластмасс» (Ильгиз Латыпов)
- Линар Якупов: Мы не отказываем в помощи ни одному субъекту предпринимательства, который приходит в наше агентство. Как орган власти в рамках своей компетенции мы должны оказать максимум поддержки. В данном конкретном случае, когда нет покупателя, наверное, стоит сделать анализ спроса и конкурентоспособности продукта. С точки зрения продвижения этой продукции на региональном, российском или глобальном рынке корпорация экспорта РТ для того и создана, чтобы помогать в этом вопросе. Она предоставит максимальное содействие и в плане продвижения продукции, и в плане нахождения конкретных покупателей. Для этого необходимо официально обратиться в АИР или в корпорацию экспорта РТ, будет проведена встреча с выездом на предприятие и определены те шаги, которые нужно предпринять.
Например, в рамках нашего мероприятия в Дубае порядка 20 компаний РТ будут демонстрировать свой экспортный потенциал и инвестиционные проекты. Такими площадками надо пользоваться, а информацию о них можно почерпнуть на сайте нашего агентства. Мы оказываем поддержку компаниям, которые изъявили желание принять участие в подобных форумах. Наверное, предпринимательству не стоит только ждать государственных грантов, но искать и другие формы сотрудничества, где есть свой инструментарий взаимодействия. К примеру перед корпорацией экспорта РТ мы поставили задачу «достучаться» до каждой компании, у которой есть продукция, достойная выхода на внешний рынок.
- Линар Габдельнурович, госпожа Хашим, спасибо за интересный разговор!
Линар Якупов, АИР: «Если вы захотите иметь квартиру в «СМАРТ Сити», ее можно будет купить». Часть 1-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.