2.jpg
 Евгений Каргин

«ОДНИ ТОЛЬКО ВОРОТА ИЗ ЗОЛОТА ВЕСЯТ 5 ТОНН» 

Казанский изобретатель Евгений Каргин написал письмо президенту России Владимиру Путину. Для того чтобы понять, о чем именно идет речь, приведем из него выдержки. 

«Уважаемый Владимир Владимирович! 

Меня зовут Евгений Каргин. И живу я в Казани. Свой хлеб зарабатываю изобретениями и рационализаторством. У меня их больше десятка. О моих изобретениях говорили в центральных СМИ. Одновременно взял на себя гуманитарную миссию – содержание детского авто-спортивного клуба «Ока–Мастер». Я работаю с разными детьми, в том числе и с «трудными». 

Детский автоспортивный клуб, да и изобретательская деятельность, требуют постоянных источников финансирования. Я на эти цели никогда не просил средств у государства и сейчас не собираюсь. Наоборот, я уверен, что знаю, где найти деньги, которых хватит не только на мои проекты, но и на многие другие социальные программы. И это событие станет достоянием России и всей мировой цивилизации.

Я имею в виду озеро Кабан, которое находится в нашем городе, и то, что вот уже несколько веков хранится на дне. 

Речь идет о казне Казанского ханства. По преданию, она была погребена в Кабане летом 1552 года. Поиски казны не прекращаются уже не одну сотню лет. Они осложнены многометровым слоем антропогенного ила, накопившегося с XVI века. Это несметные сокровища, измеряемые не только в материальном эквиваленте, но и имеющие грандиозные культурное и историческое значение. Одни только ханские ворота, сделанные из чистого золота, весили более 5 тонн. Именно их искал в 80-х годах прошлого века казанский бизнесмен Сергей Шашурин, потратив более миллиона долларов. 

Для меня разговоры о ханской казне не только красивая городская легенда. Я, как уже говорил выше, изобретатель. И мое ноу-хау позволяет утверждать, что ценности на дне озера есть, и я знаю, где они расположены. Я отдаю себе отчет, насколько фантастично звучат мои слова. Но ведь и над Генрихом Шлиманом усмехались, когда он заявлял, что найдет золото Трои. 

Я готов провести работы по подъему сокровищ Казанского ханства. И нуждаюсь в Вашем содействии. 

С глубоким уважением, Евгений Каргин. Изобретатель, рационализатор». 

ЧЕРНЫЙ СВИТОК 

Раз есть легенда, то всегда находятся люди, которые пытаются найти в ней, помимо фольклорных мотивов, реальную основу. Все четыре века сокровища в Кабане искали, но пока безрезультатно. Иногда, правда, когда в этом озере еще было безопасно купаться, ребятишки находили в песке и на мелководье старинные монеты. Но такие монеты находят во многих водоемах, в той же Казанке возле Кремля их в свое время можно было найти предостаточно. 

В середине 80-х годов прошлого века была серьезная экспедиция, которая, по слухам, нашла большой бочонок, но поднять его не смогла – он сорвался и ушел под ил. Затем экспедиция почему-то свернула работу. Каргин же, похоже, занимается вопросом поиска сокровищ всерьез и не собирается бросать дело на полпути. 

На вопрос, откуда взялось такое рвение, отвечает, что виной всему семейная легенда. В свое время отец якобы передал ему старинный свиток, упакованный в черную бумагу, со словами, что содержащийся в нем текст поможет в поисках сокровищ. Но открывать свиток нельзя, сначала надо честным трудом заработать деньги на экспедицию. Один из родственников нарушил это условие и погиб при трагических обстоятельствах. Каргин свиток так и не открыл – артефакт сгорел при пожаре. 

История, конечно, звучит просто-таки сказочно, был ли свиток, или это просто таинственный антураж, мы так уже и не узнаем. Но видно, что Каргин в легенду о свитке верит, и, во всяком случае, она стала толчком для его изобретений.

Прошлым летом, когда на Кабане проходили натурные съемки, Каргин пришел в съемочную группу и попросил разрешения параллельно вести в озере поиски ханской казны. Мотивировал просьбу тем, что пока не хочет привлекать к себе внимание. Разрешение было получено, и Каргин все время, пока шли съемки, занимался поисками. 

Вообще же свои изыскания он начал еще в 2001 году. Изобрел три варианта приборов, которые могут распознавать, что же находится под толщей воды и ила. Два первых прибора не оправдали ожиданий, но в 2010 году удача улыбнулась изобретателю. На базе немецкого эхолота он смог создать прибор, который «видит», что же находится на глубине. Создание прибора заняло у Каргина и двух его помощников-электронщиков 8 месяцев. 

Каргин устроил небольшой полигон в своем клубе, привез туда три бочки ила из озера и проверил работу прибора. Принцип его работы: определение разной плотности веществ. На полигоне прибор распознавал все металлы, которые испытатели прятали в иле. 

Проверяли прибор и на Волге – работает. Однажды показал, что под слоем воды находится четыре разных вида металлов. Изобретатель был удивлен и поначалу не поверил правильности показаний. Потом выяснилось, что все правильно, в этом месте затонул катер. 

Кстати, Каргин в том же году обращался в правительство РТ, где рассказал о своих опытах и попросил профинансировать, и ему было выделено 850 тыс. рублей. Деньги были потрачены на создание плавающей платформы на озере. После этого он получил в правительстве пока только устное разрешение на обследование озера Кабан. Поскольку Кабан считается местом «дурным», Каргин заручился и разрешением церкви, взяв благословение у митрополита Анастасия. 

«В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ЧТО-ТО ЕСТЬ» 

И прибор, который он изобрел, в северной части озера показал минувшим летом большое скопление цветного металла. 

 Назвать глубину пока тоже не могу. Там как бы две глубины. Одна идет до ила, другая начинается с ила. Если считать до ила, то это приблизительно 12 метров. Дно озера неровное: глубина может быть полтора метра и тут же рядом – уже все эти 12 метров. То, что показал прибор, лежит укутанным плотным слоем ила. Пока мы не пытались ничего достать, у нас на сегодня есть координаты этого скопления цветного металла,  рассказывает Каргин. 

Но показал – это не значит, что поднял. Поднять «что-то» из озера не так-то просто. 

 Я придумал буровую установку. Бурим-бурим и доходим до чего-то тяжелого. Предположим, что это бочка. Мы ее разбуриваем и высасываем содержимое,  рассказывает Каргин. 

По его словам, он не ставит своей целью поднять все, что спрятано на дне Кабана. Главное  найти хотя бы часть сокровищ, хоть малую толику, чтобы доказать: легенда о брошенных в озеро богатствах имеет под собой реальную основу. 

Если это ворота, о которых говорят легенды, то, чтобы поднять их, нужен уже другой механизм, тут Каргину придется изобретать что-то новое. Пока же в создание буровой установки он вложил 450 тыс. рублей личных денег. Но средств все равно не хватает. Для того чтобы этим летом попытаться поднять то, что показывает эхолот, нужно еще 500 тыс. рублей. 

Пока правительство РТ не спешит выделять деньги изобретателю, поэтому он решил обратиться к Путину, написав ему письмо, которое передал через друзей. Ответа еще нет. 

Своих денег на продолжение экспедиции у Каргина пока нет, он ведет детский клуб, где учит ребят автоделу, ремонтирует машины и продает свои изобретения. Изобрел, например, неплохое противоугонное устройство на машины, велоэлектромобиль с передним приводом – экологически чистый транспорт, электроконьки и много еще чего. 

Но поиск денег на экспедицию – это еще не все. Есть устное разрешение на поиск сокровищ, но Каргин уважает закон и хочет действовать в его рамках. Для официальных поисков нужно разрешение исполкома Казани на поиск сокровищ, ведь Кабан – городская территория. Сейчас такое разращение находится в стадии подготовки. В противном случае, даже найдя сокровища, Каргин не будет иметь право на свою долю. 

Каргин серьезно намерен продолжить летом свои изыскания. Если государство не выделит ему деньги, он готов продать часть своей недвижимости. 

Деньги я все равно достану, возможно, выход на экраны фильма «Сокровища озера Кабан» кого-то подтолкнет. Ко мне недавно приходили люди, предлагали эту сумму, но с условием, что, если сокровища будут найдены, мне причитается всего 10 процентов от их стоимости, все остальное – им. Я, естественно, отказался. С «черными копателями» связываться не собираюсь, все буду делать по закону. Деньги мне нужны, они нужны на новые проекты, ребята мои в клубе их ждут, у нас ведь много планов. Ну и, если все это случится к Универсиаде, представляете, какая это будет сенсация? – Каргин настроен оптимистично. 

«ОЗЕРО – МЕСТО НЕНАДЕЖНОЕ» 

Так есть ли в Кабане сокровища, или это все-таки городская легенда, которая четыре века провоцирует людей с авантюрной жилкой на их поиски? Вот что думают эксперты газеты «БИЗНЕС Online». 

Владимир Курашов  доктор наук, профессор, заведующий кафедрой философии, автор книги «Казань деревянная»: 

 Трудно представить, что есть прибор, который может распознавать разновидности металлов на большой глубине. Хотя… наука так быстро идет вперед, что все возможно. Что касается самих сокровищ, возможно, они и были, но вряд ли кто-то спускал их на дно озера. Доставать-то потом каково? Клады, как правило, прячут или в земле, или в стенах домов. 

Анатолий Елдашев  краевед: 

 Есть версия, что казну из Казани вывезли в неизвестном направлении еще при Сююмбике. Вторая версия, что казна была спрятана в какой-то из пещер вблизи Кремля. Но ландшафт с тех пор изменился, Казанка течет по-другому. Так что найти эту пещеру вряд ли удастся. 

Гульчачак Назипова  директор Национального музея РТ: 

 Озеро – место ненадежное, вряд ли кто-то стал бы там прятать казну. Сокровища, конечно, были, и их вывезли, искать их нужно за пределами Татарстана. Что касается Кабана, возможно, там что-то есть, но это не ханская казна. Там могли прятать сокровища жители Казани в уже более поздний период. Например, в годы гражданской войны и революции. Ведь были случаи, когда на берегу Кабана что-то находили.