12.jpg

НЕПРОСТОЙ ПЕРИОД НЕСТАБИЛЬНОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В отчете парламенту премьер России Дмитрий Медведев напомнил, во-первых, о том, что утверждены основные направления деятельности правительства до 2018 года, и, во-вторых, что кабинету министров приходится работать «в непростой период нестабильности мировой экономики». Премьер заявил: «Сейчас дам определенный макроэкономический анализ», - и засыпал депутатов цифрами.

Приведем лишь некоторые. ВВП в 2012 году вырос на 3,4%. Безработица, по словам Медведева, сегодня на «беспрецедентно низком уровне»: 5,5% против 6,5% в 2011 году. Федеральный бюджет исполнен с небольшим дефицитом в 0,06% от размера ВВП (в отличие от практически всех развитых стран, с гордостью сказал Дмитрий Анатольевич). Доля нефтегазовых доходов возросла на 0,2% ВВП, а доля так называемых ненефтегазовых доходов осталась на уровне прошлого года – 10,3%. Госдолг России - 10% с небольшим от ВВП. В 2012 году на международном рынке капитала размещены облигационные займы России общим объемом $7 млрд., а заем со сроком погашения до 30 лет стал первым столь длинным российским выпуском вообще за всю историю.

СИТУАЦИЯ В ЦЕЛОМ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ВЕСЬМА И ВЕСЬМА ЭМОЦИОНАЛЬНО

Говорил Медведев и о ситуации в отдельных отраслях. Похвалил устойчивый рост рождаемости. Покритиковал ситуацию с детсадами: «Их доступность к 2016 году – цель, которая поставлена». Не забыл про здравоохранение: на финансирование региональных программ его модернизации в 2011 - 2012 годах из всех источников было направлено 664 млрд. рублей, в прошлом году завершена масштабная программа строительства высокотехнологичных медицинских центров. Назвал «знаковым событием» принятие в 2012-м закона «Об образовании в Российской Федерации» (его вообще-то жутко критиковали и критикуют). Напомнил, что начал работать национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России и что в 2013-м охват детей программами допобразования увеличится почти на 60%.

Как бывший преподаватель, Дмитрий Анатольевич особое внимание уделил в отчете вузам: «Начата работа по оценке эффективности вузов, сложная работа, очень резонансная. В этом году пройдут по этой дороге как государственные учебные заведения, так и негосударственные. Ситуация в целом воспринимается весьма и весьма эмоционально, особенно в отношении процедуры оценки и, конечно, по решениям в отношении судьбы отдельных вузов»... Одной из ключевых задач вузов премьер назвал создание эффективных связей вузов с промышленностью и работодателями, подготовку востребованных на рынке труда специалистов. К 2015 году появятся 800 стандартов, которые охватят все виды деятельности и будут увязаны с новыми образовательными стандартами.

9 МЛРД. – НА РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Говоря про развитие отечественной науки, Медведев отметил, что «усилия должны быть сконцентрированы на наиболее перспективных направлениях – на наноиндустрии, информационно-телекоммуникационных системах, природопользовании, энергетике»…

«Государство субсидирует исследования и разработки, которые вузы ведут по заказу предприятий, - сказал премьер. - За три года объемы этих субсидий составляют 19 миллиардов рублей, и такая поддержка будет продолжена. 9 миллиардов рублей выделено на развитие инновационной инфраструктуры: на создание инжиниринговых центров, бизнес-инкубаторов, на подготовку управленческих кадров для малого венчурного бизнеса»…

11.jpg

Отметил Медведев ОЭЗ в нашей республике: «В Татарстане, в Псковской, Калужской областях в прошлом году начали действовать особые экономические зоны. Всего в стране у нас создано 27 таких зон четырех типов, напомню, это технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные. Механизм в целом хороший, хотя, конечно, как и всякий механизм, не без недостатков, будем добиваться более эффективной его работы».

К 2020 ГОДУ СОЗДАТЬ 25 МЛН. СОВРЕМЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

Еще одним приоритет правительства России Медведев назвал создание новых высокопроизводительных, эффективных современных рабочих мест – таких к 2020 году должно появиться 25 миллионов. Премьер призвал помочь в этом региональные власти и бизнес, который «должен воспринимать это как свой приоритет и получать, конечно, государственную поддержку».

Касаются Татарстана и оптимистичные (это при нынешнем-то состоянии авиастроения!) слова главы правительства об авиастроительных предприятиях. На увеличение их уставного капитала в прошлом году направлено более 21 млрд. рублей из федерального бюджета, предоставлены субсидии на техническое перевооружение, инновационные и инвестиционные проекты.

«В рамках различных целевых программ в основные фонды авиастроения инвестировано порядка 18,5 миллиардов рублей, в результате объем выпуска промышленной продукции авиастроения за 2012 год вырос более чем на 12 процентов», - заметил Медведев. И тут же самокритично добавил: «Это, конечно, не прорыв, но это все-таки шаг вперед»…

Медведев также сказал, что финансирование государственного оборонного заказа на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов составляет 6,5 трлн. рублей.

Большое внимание премьер уделил и положению дел на селе, о чем газета «БИЗНЕС Online» уже рассказывала.

ОБ ИНФРАСТРУКТУРЕ, СОЧИ И ПРОБКАХ

Наверное, интересно для татарстанцев и высказывание о Сочи – тут явные параллели с нашей Универсиадой-2013: «В рамках олимпийского проекта возведены объекты железнодорожной и автодорожной инфраструктуры. Ими, конечно, смогут пользоваться не только участники и гости Олимпиады, но и жители Краснодарского края, и многочисленные туристы».

14.jpg

Высказался докладчик и по поводу хронических заторов на дорогах, к чему приводят и существующая сегодня инфраструктура, и взрывной рост автомобилизации: «Реформируется система финансирования дорожного хозяйства путем создания дорожных фондов. За прошлый год только из федерального бюджета на эти цели направлено порядка 440 миллиардов рублей. Объем региональных дорожных фондов составил 590 миллиардов рублей – это в три раза больше финансирования 2010 года (тоже нужно помнить). Для решения проблем местных дорог внесены поправки в Бюджетный кодекс, которые предусматривают создание с 2014 года муниципальных дорожных фондов».

НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ В НЕПРОСТОМ СОСТОЯНИИ

Медведев также сообщил, что «правительство продолжает работать над более гибким налоговым регулированием нефтегазовой отрасли». И что это «всегда будут такие отчасти ситуативные решения, потому что сама по себе отрасль развивается, она в непростом состоянии».

Он говорил и о том, что готовятся законодательные инициативы о стимулировании добычи трудноизвлекаемых запасов - правительство рассчитывает на принятие соответствующих законопроектов уже на весенней сессии Думы.

Также разрабатывается «новая модель рынка электроэнергии, которая позволит генерирующим компаниям привлекать долгосрочные инвестиции в строительство и модернизацию мощностей».

Внесены изменения в законодательство и для обеспечения роста налоговых поступлений в региональные бюджеты.

ЗАДАЧА ПРАВИТЕЛЬСТВА - СОЗДАТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ

Медведев подчеркнул, что «неоднократно говорил с различных трибун о том, что предпринимательская деятельность и предпринимательский талант – одни из основных ценностей, источник развития нашей страны. Именно в создании конкурентоспособного делового климата и правил ведения бизнеса заключается наша задача. Это ключ к успешному выполнению наших планов».

Премьер признал, что надо упрощать разрешительные и контрольные процедуры, которые зачастую избыточны и весьма затратны.

Говорил докладчик и о том, что «для устойчивого развития необходимы и масштабные инвестиции». И что «главный ресурс – развитие инвестиционной активности в регионах».

Касаясь доходов от приватизации, Медведев заметил, что «приватизационные правила и планы правительства должны быть просчитаны на перспективу», что «информация о каждой значимой сделке должна быть доступна для общественного обсуждения и контроля».

Отметил премьер, что «для долгосрочного инвестора первостепенное значение имеет стабильная и предсказуемая система налогообложения». И подчеркнул: «Я не раз говорил, что мы не планируем увеличивать налоговую нагрузку на бизнес» (а страховые взносы для ИП?! – ред.). Однако, по словам Медведева, «другое дело» - налогообложение предметов роскоши. Он сообщил интересную новость: «По автомобилям стоимостью свыше 5 миллионов рублей предполагается повысить ставку транспортного налога в несколько раз». Соответствующий законопроект уже в Думе.

ПЕРЕГОВОРЫ О ВСТУПЛЕНИИ В ВТО ПРОДОЛЖАЛИСЬ 17 ЛЕТ

По поводу вступления России в ВТО в прошлом году (переговоры шли 17 лет), Медведев сказал: «Теперь наша задача – грамотно распорядиться возможностями и в то же время постараться снять те проблемы, которые с неизбежностью создает вступление в ВТО любой экономики».

Премьер признал, что «снижение тарифной защиты и усиление конкуренции со стороны иностранных производителей, конечно, создают трудности для отдельных отраслей и некоторых компаний». И нужно «кое-что предпринять для адаптации отдельных отраслей и предприятий к условиям ВТО».

ЖКХ: АВАРИЙНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОМОВ, ГНИЛЫЕ ТРУБЫ, ПОДЪЕЗДЫ В УЖАСНОМ, УДРУЧАЮЩЕМ СОСТОЯНИИ

В отчете много говорилось о социальных проблемах и способах их решения. Медведев прямо сказал, что «большинство наших граждан (во всяком случае, половина наших граждан) считают самой острой» проблему ЖКХ.

13.jpg

«Граждан, конечно, возмущает, и справедливо, уровень цен, рост платежей, который очень часто не связан с ростом качества услуг, изношенность инфраструктуры, аварийное состояние домов, гнилые трубы, подъезды в ужасном, удручающем состоянии. Конечно, все эти проблемы нужно решать системно», - заявил премьер.

Правительство определило минимальный перечень услуг и работ, которые нужны, чтобы содержать многоквартирный дом. В документ включены более 100 видов таких работ, - они возлагаются на управляющие компании.

В Госдуме сейчас находится и законопроект о саморегулировании. «Я надеюсь, что эти правила, после того как они будут приняты, все-таки наведут порядок в этой сфере или во всяком случае будут способствовать этому», - сказал премьер.

В отчете было и о софинансировании программы капремонта жилищного фонда. «Эта проблема действительно есть, и не скрою, я неоднократно тоже обсуждал с нашими регионами», - отметил премьер. Но пока, по его словам, дискуссия продолжается.

«МОЖНО СДЕЛАТЬ КИПРУ РУЧКОЙ»

После отчета депутаты задали Медведеву немало вопросов. Один из них - от фракции КПРФ - задал депутат Николай Коломейцев - про ситуацию с Кипром:

- Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Вы уже сказали о предложении правительства об очередной пенсионной реформе со сложной даже для академиков математикой, формулой расчета. Однако главная проблема России отчетливо высветилась на Кипре. Это оффшорный тип экономики, при которой более триллиона долларов США российских денег, в том числе госкорпораций, до 80 процентов активов электроэнергетических компаний и даже личные средства некоторых членов кабинета министров находятся в офшорах и не только кипрских. Это сделало Россию беззащитной и зависящей от произвола западных партнеров. В это же время сельское хозяйство и остатки обрабатывающих отраслей обескровлены бюджетным правилом и недостатком финансовых ресурсов, деградируют. Какие все же меры предлагает правительство по деоффшоризации российской экономики и возврату этих огромных финансовых ресурсов в реальную модернизацию России?

- Знаете, я бы не стал списывать все наши проблемы на Кипр и на тех, кто там чего-то хранит, - ответил Медведев. – Это, конечно, не очень хорошо, что часть наших граждан в силу разных причин, в том числе, наверное, неудобства нашей юрисдикции и определенной нестабильности, которая была особенно в 1990-е годы, выбирала иностранные правопорядки для того, чтобы сохранять там деньги. Но это их право. Если это все сделано открыто, публично и прозрачно. Я не говорю о тех случаях, когда эти деньги переведены по серым схемам, потому что это преступление, и держатели таких счетов, естественно, должны нести ответственность за неуплату налогов. Но тот, кто это делал публично, поступал легально.

Вопрос в другом. Вопрос в том, все ли мы сделали для того, чтобы эти деньги оставались в нашей экономике? И вот здесь я, пожалуй, с вами соглашусь: действительно, далеко не все. Наша задача сейчас – создать такой налоговый режим и такую степень комфорта, которая для большинства людей будет означать только одно: деньги нужно хранить в родной стране. В этом плане, я считаю, мы должны поблагодарить наших партнеров из Евросоюза за то, что они устроили с Кипром. Потому что они показали худший пример того, как нужно проводить конфискационную политику. И это очевидное доказательство для значительной части людей, почему деньги нужно хранить в родной стране.

Но если говорить о масштабах потерь, то я специально проводил несколько совещаний на эту тему, могу вам прямо сказать: никаких потерь у нас нет. Я имею в виду государственные структуры и даже значительную часть частных компаний. Проблема в другом, проблема в том, еще раз говорю, что партнеры должны консультироваться, прежде чем соответствующие решения принимать.

То, что происходило на Кипре, никоим образом не сказалось на наших программах поддержки сельского хозяйства, все решения, которые были приняты, они исполнены. Это касается всех форм поддержки села и тех решений, которые связаны с нашей адаптацией к членству во Всемирной торговой организации.

Поэтому можно сделать Кипру ручкой, вынести из этого целый ряд уроков и принять решение по дополнительной поддержке тех, кто хочет накапливать денежные средства внутри страны. Вот тот урок, который, мне кажется, из этого должны вынести все».

ПОЧТИ ПОЛМИЛЛИОНА ИПЭШНИКОВ ОСТАВИЛИ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОШЛИ ИЛИ НА БИРЖУ ИЛИ В ТЕНЬ

Еще один вопрос, весьма интересный для многих читателей нашей деловой газеты, был о страховых взносах. Вопрос задал Сергей Штогрин (фракция КПРФ):

- Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Когда в январе вы проводили встречу с группой депутатов, представляющих фракцию в Государственной думе, я поднимал вопрос о том, что продавливание через Думу некоторых законов, в частности закона о повышении в два с лишним раза страховых взносов для малого бизнеса, будет иметь негативные последствия. И тогда же передал вам проект закона, который коммунисты подготовили, чтобы эту проблему решить. К сожалению, мои опасения больше чем подтвердились: за декабрь и март почти полмиллиона индивидуальных предпринимателей оставили свою деятельность и пошли или на биржу, или в тень. Только ленивый уже не высказался по этой проблематике, но правительство у нас молчит. В Думе эта тема обсуждается постоянно: и сегодня, и вчера, и в комитетах, и в комиссиях, в рабочих группах и так далее. Депутатами подготовлено уже шесть проектов закона. Вопрос мой вот какой: собирается ли правительство готовить свой проект по этой проблеме и внести его в Думу, или оно намерено один из имеющихся проектов как бы принять за основу, за базу?

- Естественно, правительство не молчит, - возразил премьер, - а сосредотачивается, позицию свою формирует. Правительство ведь коллегиальный орган, поэтому нельзя допустить того, чтобы непродуманные решения попали к вам, уважаемые коллеги-депутаты, а вы потом на правительство ругались.

Проблема ведь не в том, что кто-то хочет задушить малый бизнес. Все мы, независимо от политической ориентации, даже уважаемые коллеги из коммунистической партии, то есть из партии левого спектра, сегодня выступают за развитие бизнеса. Это хорошо. Понятно, что малый бизнес определяет лицо страны, и те специальные налоговые режимы, которые мы используем, на то и направлены, чтобы малому бизнесу все-таки дышалось лучше, чтобы они меньше бухгалтерской отчетности использовали, чтобы они платили консолидированный платеж, а не платили те налоги, которые используются другими формами бизнеса, включая корпоративные налоги. Это должно создать основу для их деятельности.

Но мы заинтересованы в том, чтобы и малый бизнес, так называемое самозанятое население все-таки участвовало в формировании своих пенсионных прав и в известной степени формировало своё будущее. Потому что в настоящий момент ситуация такова, что, получается, если кто-то из них выходит на пенсию или, допустим, происходят какие-то другие события, они практически отрезаны от этих возможностей. Мы должны понимать, что они тоже должны вкладывать свои деньги в соответствующие накопления. Но иначе это несправедливо! Получается, что мы к бизнесу относимся лучше, чем к бюджетникам или к рабочим, которые работают по найму. Те должны платить, а здесь мы типа вас просто поддерживаем. Но у нас очень разный малый бизнес, и здесь, Сергей Иванович, вы абсолютно правы: у нас есть малый бизнес, который о-го-го какой малый, а есть малый бизнес, который работает, по сути, за зарплату.

Поэтому подход правительства такой, в целом его формулирую: не может быть универсального решения, должен быть дифференцированный режим, дифференцированный режим в зависимости от того, сколько получает соответствующий представитель малого бизнеса или самозанятый человек. На это и будут направлены наши предложения. Что можно сделать? Может быть, присоединиться к одному из законопроектов (у меня нет возражений), включая, например, отсечение суммы, скажем, 300 тысяч – для того, чтобы использовать одни критерии, свыше 300 – другие критерии. Может быть, адресная поддержка тех или иных представителей малого бизнеса и самозанятого населения, которые нуждаются. В ближайшее время определимся. Рассчитываем на ваше взаимопонимание.

ОППОЗИЦИЯ БИЛАСЬ НАСМЕРТЬ ПРОТИВ РОСФИНАГЕНТСТВА КАК АО – И ДОБИЛАСЬ

Еще один острый вопрос был от депутата из фракции «Справедливая Россия» Оксаны Дмитриевой:

- Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Признано, что деньги Резервного фонда лежат мертвым грузом. В чужие экономики их вкладывают под один процент годовых, а занимают под 7 процентов. Почему вместо простого решения - деньги вкладывать в свою экономику через бюджет, при этом не занимать - предлагается наоборот: деньги стабфондов отдать коммерческой структуре ОАО «Росфинагентство», которое будет их по-прежнему отправлять в чужие экономики с риском потери, как на Кипре, а если вкладывать в нашу страну, то через игру на фондовом рынке? Не произойдет ли с ОАО «Росфинагентство» то же, что ранее произошло с ОАО «Оборонсервис», только с гораздо большим ущербом для страны? Спасибо.

- Что могу сказать? - ответил Медведев. - Вопрос состоит из двух частей. Куда, во-первых, помещать ресурсы и Резервного фонда, и Фонда национального благосостояния? Этот вопрос и простой, и сложный. Здесь нет однозначного рецепта, например, все загнать на внутренний рынок, поместить в наши активы или, наоборот, все сконцентрировать в первоклассных иностранных ценных бумагах. Здесь должно быть правильное и хорошо просчитанное мнение экспертного сообщества и решение минфина и правительства.

Я согласен с тем, что некоторые решения выглядят (и которые раньше принимались) не так хорошо просчитанными, как это, наверное, требовалось бы. Именно поэтому было принято решение о создании соответствующего агентства. Я знаю, что в настоящий момент коллеги ведут достаточно такую напряженную, но продуктивную дискуссию о том, как будет работать это агентство. Хотел бы, чтобы вы знали мою позицию. Это агентство должно действовать на максимально прозрачной основе, и не должно возникать ни тени сомнения, каким образом используются соответствующие деньги – ни по степени эффективности вложений, ни по вопросам рисковым. Ведь здесь всегда будет баланс между эффективностью и рисками. И вот отыскать этот баланс – это и есть ответственность правительства. Я думаю, что это абсолютно нормальная конструкция.

Остаются разногласия. Одно из них касается организационно-правовой формы агентства, и, наверное, здесь уже практически всем понятно, что форма акционерного общества не вполне годится. Думаю, что позиция наших коллег-депутатов и ваша позиция в этом смысле сыграли свою роль, потому что коммерческая организация все же создает большее количество рисков, включая риски ответственности по своим долгам, возникшим как на территории нашей страны, так и в иностранных юрисдикциях, возможно, так и с точки зрения корпоративного управления. По всей вероятности нам нужно будет определиться, что это будет за организационно-правовая форма в ближайшее время, но, видимо, это будет какая-то некоммерческая организация, какой-то фонд, правовое положение которого будет прямо определяться соответствующим законом. Над этим сейчас трудятся и коллеги из правительства, и вы, уважаемые коллеги-депутаты, и коллеги из администрации президента. Надеюсь, что здесь будет найдена компромиссная конструкция.

И вторая тема связана с риском ответственности суверенного фонда, который возникает в иностранных юрисдикциях. Это тоже проблема, не буду спорить, и на нее нужно получить аргументированный ответ с использованием существующего иностранного опыта. Но в любом случае подобные суверенные фонды (я думаю, здесь вы со мной спорить не будете) существуют в большинстве стран, которые имеют высокие нефтяные или углеводородные доходы, которые хотят накапливать деньги, и у них специальный правовой режим. Тема защиты накоплений – отдельная, безусловно, очень важная тема. Я надеюсь, что мы сможем прийти к компромиссу по всем этим вопросам.

…Медведев также ответил на многие другие вопросы депутатов, в том числе о тарифах ЖКХ, о паводковой ситуации в нашей стране, о состоянии образования…