ФЕРМЕРЫ ВЗЫВАЮТ К «РОССЕЛЬХОЗБАНКУ»
Сегодня ассоциация фермерских хозяйств РТ (в нее входят около 6 тыс. хозяйств) при поддержке Гарантийного фонда РТ организовала встречу фермеров с руководством «Россельхозбанка». О подробностях газете «БИЗНЕС Online» рассказал председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров. «Есть программа минэкономики Татарстана и минэкономразвития России по формированию гарантийного фонда для развития малых форм хозяйствования и предпринимательства, - констатировал Байтемиров. - Мы – руководство сельскохозяйственных потребкооперативов, фермеры, ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств республики, представители гарантийного фонда, руководство «Россельхозбанка», – решили собраться и обсудить ее. Надо отметить, гарантийный фонд разместил свои средства в 8 банках республики, эти деньги есть. Фермеры же нуждаются в залоговом обеспечении – вот до 50 процентов и может гарантировать фонд».
Между тем, по словам Байтемирова, зафиксированы случаи, когда фермерам отказывают в выдаче кредитов (отметим, что с сельхозпроизводителями работают четыре банка – Россельхозбанк, «Банк Татарстан» Сбербанка, «АК БАРС» Банк, Татфондбанк и кооперативы Агрокредитсоюза). В целом сегодня в 28 муниципальных районах фермерские хозяйства получили кредиты, а в 18 – нет. А деньги для начала весенне-полевых работ нужны срочно. «Поэтому в связи с тем, что «Россельхозбанк» все-таки по всем параметрам – отраслевое кредитное учреждение с государственным участием, мы призываем его активизировать работу в муниципальных районах», - объяснил Байтемиров.
В коротких деньгах на посевную нуждается примерно треть хозяйств, остальные пользуются собственными средствами. Всего сельским бизнесменам на весенние полевые работы (закупка ГСМ, удобрений, семян и техники) срочно требуется 1 млрд. рублей. «Это краткосрочные кредиты, которые подлежат возврату в течение года, - пояснил Байтемиров. - Стоит отметить, что 0,03 процента фермеров, взявших средства, имеют просрочку по кредитам. Фермеры более ответственно, более серьезно относятся к своим обязательствам. Кроме того, в ходе встречи необходимо обсудить и вопросы по среднесрочным и долгосрочным кредитам, которые нужны для развития инфраструктуры».
Напомним, что привлечение банковских кредитов для проведения посевной кампании – одна из самых болезненных тем этого сезона. 2 марта на совещании в кабмине РТ министр сельского хозяйства и продовольствия республики Марат Ахметов, говоря о подготовке к посевной, заявил, что для ее проведения требуется 11 млрд. рублей. И предложил в качестве выхода из ситуации привлечь займы в районах республики, поставив задачу привлечь как минимум 5 млрд. рублей кредитных ресурсов.
О том, что от достаточного финансирования посевной зависит будущий урожай, неоднократно заявлял основатель агрохолдинга «КВ-Агро», депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин. Просрочки по кредитам хозяйства его империи, напомним, не допускали вовсе.
По-видимому, сегодняшний поход фермеров к банкирам может быть связан с этим решением.
Фермеры РТ призывают «Россельхозбанк» активизировать работу по выдаче кредитов |
ФЕРМЕРАМ НУЖНЫ НУЛЕВЫЕ СТАВКИ
Опрошенные корреспондентами «БИЗНЕС Online» фермеры полагают, что процентные ставки по кредитам завышены, а банки не всегда думают о фермерах как о клиентах.
Мурат Сиразин – семейный фермер (село Шеланга Верхнеуслонского района):
- Я пользуюсь банковскими кредитами, обслуживаюсь в Сбербанке, и здесь налажено взаимодействие с предпринимателями, в том числе и с фермерами. В банке отслеживают, кто как работает. Они понимают, что если кредитовать фермеров, то они получат дополнительную заработную плату. У Сбербанка жесткое и правильное управление со стороны Грефа: если они не могут зарабатывать деньги, то их ждет сокращение. А в нашем районе у Сбербанка нет конкурентов, кроме "АК БАРС" Банка. Поэтому они создают всем фермерам льготные условия.
Я пробовал работать с Россельхозбанком… Это было при старом руководстве, может быть, сейчас у них все иначе. На Западе есть такое выражение: «Надо обслуживаться в том банке, где тебе наливают чай». Когда я поехал в этот банк два года назад, всех клиентов встречали возле туалета в холле. Они не то, что не предлагали чай, они даже не приглашали фермеров в свои кабинеты. Сотрудник банка спускался в холл и там проводил беседу. Он говорил о том, что для кредита нужно подготовить кучу бумаг: чувствовалось нежелание работать с фермерами. Говорят, что сейчас все изменилось. Я стал замечать, что в банке появились красивые девочки, которые предлагают услуги банка, тоже стали улыбаться. Но у нас в районе нет Россельхозбанка, а ездить мне несподручно.
А в Сбербанке отношение какое? Мне звонят не только сотрудники районного представительства, но и из головного офиса, постоянно предлагают что-то новое. Из Москвы из Сбербанка звонят какие-то службы, спрашивают, как мне нравится обслуживание, улыбаются ли работники, наливают ли чай. Это говорит о многом. Люди заинтересованы.
Условия кредитования меня не совсем устраивают. Хотелось бы, чтобы были нулевые ставки. Сельское хозяйство - это не бизнес, кредитование должно быть поставлено не так, как сейчас. Кредит должен выдаваться на создание инфраструктуры, новых рабочих мест, а в конце года это должно погашаться государством. Сегодня у нас нет субсидирования. Те фермеры, которые начинают с нуля, должны создавать базу. Когда они встанут на ноги, их можно стричь. А система выдачи кредитов загоняет в кабалу всех фермеров и агрохолдинги. Система неправильная. На Западе фермеры работают как и все, в лучшем случае в ноль. Он закупает технику, ведет расширенное производство только благодаря субсидиям. Эти субсидии составляют 52 процента его баланса. У нас сегодня субсидий практически нет, кредиты дорогие. Государство финансирует армию, спорт, всех, кроме сельского хозяйства. А это продуктовая безопасность страны. Если начнется блокада или война, мы без дворцов спорта как-то обойдемся, а вот без продуктов питания – нет.
Сергей Пашков – фермер, Верхнеуслонский район:
- Я не беру кредиты, меня не устраивает ставка: 17 - 19 процентов - это никуда не годится.
Юрий Саранкин – фермер, Лаишевский район РТ:
- Я долго добивался того, чтобы со мной стали работать. В итоге взял сельхозкредит в Россельхозбанке под покупку оборудования, того же доильного робота… Какие есть условия, такие есть. Разве может быть где-то лучше? Минсельхоз должен платить ставку рефинансирования, а он уже четыре месяца не платит. Вот это меня не устраивает. Государство не выполняет свои обязательства.
Ахмат Кутдусов - фермер (Высокогорский район):
- На словах все банки охотно работают с фермерами, а приходишь, начинаешь заполнять бумаги, появляется отвращение и пропадает всякое желание брать кредит. Мы говорим об этом на всех совещаниях. Я сам работаю с Россельхозбанком.
Я обращался в московский банк, у них все проще. Получается, работать с коммерческими банками проще, чем с государственными. А в Россельхозбанке очень много волокиты. Как был колхоз, так и остался.
Например, платежеспособность в банках проверяют по бумагам, по отчетам. Надо выезжать на базу, смотреть своими глазами, в каком состоянии хозяйство, а они требуют бумаги. Это же бумага, цифры всякие можно нарисовать. Приехал бы сотрудник банка ко мне, я бы ему показал, вот моя земля, вот мое хозяйство. А они сидят в своих кабинетах.
Я фермер с 20-летним стажем, работаю с 1991 года. Был и за границей, в Америке, в Турции. Вообще можно обойтись без этих банков. Россельхозбанк вообще не нужен. Или если давать кредиты, то не надо тянуть. Зачем голову морочить простому крестьянину? Давайте деньги под 3 процента. Я чем только не занимался за 23 года. Я попробовал и коров держать, и пчел, и картофелем занимался. В сельском хозяйстве везде затраты. Здесь миллионером никогда не будешь при наших условиях.
Я слышал, как делают в Китае. Там государство выдает фермеру определенную сумму. Ты сдаешь зерно или мясо, и покрываешь эту сумму.
Я предлагаю так: поднять цену на молоко до 20 рублей, никакого банка тогда не надо. У нас в деревне 325 дворов. В каждом доме есть сарай. Скотоместо сохранилось. Там можно держать коров. Сделайте 20 рублей за молоко для частника, он ведь ничего не берет у государства. А если переработчики пострадают, об этом государство должно думать, пусть им дотации дают. Зачем крестьянам такой лохотрон?
Марсель Сабиров - председатель сельскохозяйственного потребительско-снабженческого кооператива «Восток» (Нурлатский район):
- Кредиты мне, конечно, брать приходится. Но чтобы сейчас кредиты брать, нужны залоги и поручители. Сняли бы эти преграды, хотя бы для кооперативов! Хочется взять кредит и расширяться, но не можем, в залог ничего нет. А оплачивать кредит мы бы смогли, все просчитано. Если возьмем кредит и все запустим, все нормально пойдет.
Но и ставки на кредиты большие. Мы всегда поднимаем этот вопрос. Наши банки не стараются помочь фермерам и кооперативам, они грабят. Надо упрощать эту систему. Пусть представители банков выезжают на место, смотрят, как у фермера идут дела. Рустам Минниханов обещал, что будет легче получить кредит, но что-то не видно изменений. Все те же ставки, те же бюрократические преграды.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.