В ДВУХ ШАГАХ ОТ ДИЛЕРСТВА
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в ближайшее время в Казани начнет работу официальный дилер Mercedes. Эту информацию нашему изданию подтвердил председатель правления ОАО «АКИБАНК» Ильдар Галяутдинов. При этом количество салонов и конкретную дату, с которой будет дан старт продажам автомобилей популярной немецкой марки, он не назвал. Лишь сказал, что это произойдет «в наиболее короткие сроки». В пресс-службе «Мерседес-Бенц РУС» газете «БИЗНЕС Online» подтвердили, что «в ближайшее время должна завершиться подготовка по подписанию дилерского соглашения по Казани».
По словам предправления АКИБАНКа, в данный момент идет оформление необходимых документов, а также завершается подготовка здания под требования концерна Daimler, владеющего маркой, установка и монтаж оборудования.
Галяутдинов не раскрыл детали проекта и не назвал его партнеров, отметив, что АКИБАНК осуществляет лишь финансовое сопровождение. «Есть люди, кому этот бизнес принадлежит. Они для себя все это определят», - сказал он. Где будет располагаться автосалон (или автосалоны), Галяутдинов также не сообщил.
Впрочем, корреспонденты газеты "БИЗНЕС Online" провели целое расследование, в ходе которого вскрылась масса интересных подробностей, сопровождающих возвращение немецкого премиального бренда в Казань.
Предправления и совладелец АКИБАНКа Ильдар Галяутдинов вернул официальные продажи Mercedes в Казань |
ДОЛГИ КАК ПРИЧИНА ПАУЗЫ
Не секрет, что «Мерседес-Бенц РУС» еще в 2010 году заявлял о том, что подыскивает нового кандидата для открытия дилерского центра марки в татарстанской столице. Ассистент руководителя дилерской сети Ольга Цибряева отмечала тогда газете «БИЗНЕС Online», что «на данный момент в Казани нет надежного дилера, который может обслуживать наших клиентов».
Своего единственного официального дилера в Казани российская «дочка» немецкого концерна Daimler лишилась в ноябре 2010 года, когда Арбитражный суд РТ ввел начальную процедуру несостоятельности в ЗАО «Ак Барс Автомобили». Компания, которую контролировал холдинг «Нур» Маннафа Сагдиева, сама инициировала свое банкротство. Так закончилась история нуровской «дочки», торговавшей мерседесами с 1999 года.
На бывшем автосалоне Honda уже установили надписи Mercedes и знак "MБ" |
Участники рынка неоднократно высказывали нашему изданию свое недоумение в связи с затянувшейся паузой по выбору дилера в Казани. «Это нонсенс - у такой значимой и крупной марки нет своего дилера в Казани. Конечно, нам, как дилеру BMW и Audi, это играет на руку. Но это ненормально», - отмечал в интервью газете «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров компании «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.
Причину долгих выборов участники рынка объясняли жесткими условиями на получение дилерства Mercedes. Но в апреле прошлого года стало понятно, что это связано еще и с урегулированием обязательств обанкротившегося ЗАО «Ак Барс автомобили», в реестр которого вошли 10 кредиторов с требованиями в 303,2 млн. рублей. Участники рынка, знакомые с политикой германского концерна, тогда уверенно говорили, что новый дилер люксовой марки в Казани не появится до тех пор, пока не будут выполнены все обязательства прежнего.
Напомним, что похожая ситуация была с Volkswagen - после банкротства компании «Нур» в конце 2011 года автопроизводитель выдвинул одним из условий тендера выкуп автосалона бывшего дилера «Нур-Авто» - со всеми долгами, но желающих тогда не нашлось.
СТАРТ С УЛИЦЫ КОСМОНАВТОВ
Были ли у его партнеров конкуренты в ходе тендера, организованного «Мерседес-Бенц РУС», Галяутдинов не сказал – по его словам, ему ничего об этом не известно. «Все тендеры, которые проводят автопроизводители, закрытые. Одни соискатели не знают других. Также не объясняют причины, по которым одним отказали, а других выбрали. Поэтому можно только гадать и строить версии», - подтверждают участники рынка. Представитель еще одной автодилерской группы предполагает, что «в Казани на дилерство претендовали, скорее всего, "КАН Авто", ТТС, еще пара компаний».
Как стало известно газете "БИЗНЕС Online", победителем тендера стало ООО "МБ-Ирбис". Ожидается, что его автосалон Mercedes откроется на ул. Космонавтов, 71 в здании бывшего центра Honda. Этот автосалон общей площадью 2,4 тыс. кв. м входил в автодилерскую группу Ильдара Зиннурова "Таттранском".
Сам Зиннуров факт размещения Mercedes в автосалоне Honda газете «БИЗНЕС Online» не подтвердил и не опроверг, сославшись на существующие обязательства (по-видимому, с партнерами – ред.) «не комментировать». Хотя, заметим, что на нем уже смонтирована вывеска Mercedes. Но при этом он кое-что рассказал о предстоящих изменениях в своем бизнесе.
«Ак Барс автомобили» планировали построить самый крупный автоцентр по продаже автомобилей Mercedes-Benz в РТ |
«Дилерский центр Honda сохранен – он просто переведен в расположенное поблизости здание автоцентра Skoda. На этой площадке будет три автоцентра – Мercedes, Honda и Skoda. Здание Skoda расположится между Honda и Mercedes – оно уже есть, мы планируем собрать его в апреле», - поведал он.
По словам Зиннурова, автоцентр Honda работает под торговой маркой ООО «Формула», Skoda – под маркой ООО «МФ-Лидер». «Все это мои компании», - заявил он.
"ВОСТОК" - ДЕЛО ТОНКОЕ
Участники процеса на сегодняшний день не разглашают все детали открытия дилерского центра в Казани. Поэтому, например, подтверждение тому, что автоцентр Меrcedes "МБ-Ирбиса" откроется именно на ул. Космонавтов, газете "БИЗНЕС Online" удалось найти в... Арбитражном суде РТ.
Так, выяснилось, что еще 21 января в суд обратился основной собственник автоцентра Honda Зайтуна Зиннурова (владеет ИК «Восток», которой принадлежит половина здания – ред.). Утверждая, что директор компании «Восток» Зиннуров не поставил ее в известность о заключении крупной сделки (договора аренды с «МБ-Ирбис» – ред.), она потребовала признать ее недействительной. А спустя несколько дней, 30 января, ИК «Восток» (по некоторым данным контролируется Зиннуровым – ред.) в одностороннем порядке расторгла с ООО «МБ-Ирбис» договор аренды, потребовав прекратить ремонт и выехать из здания. Так как реакции от арендатора не последовало, также последовал иск в арбитраж.
Представитель ИК «Восток» Азат Хусаинов объяснил желание выставить арендатора за дверь тем, что договор с ним подписали без согласия одного из собственников автоцентра - ООО «Восток-Инвест». Как выяснилось на судебном заседании, у здания трое владельцев – уже упоминавшаяся ИК «Восток», «Восток кредит» (40%) и «Восток инвест» (10%). Кроме того, он сообщил, что автоцентр уже арендован до 2014 года официальным дилером Honda ООО «Формула». И кстати, последнее неоднократно жаловалось владельцам, что «МБ-Ирбис», осуществляя ремонт, мешает ему работать: «Автомобили покрывались пылью. Мы теряли клиентскую базу».
Автосалон Honda переехал в здание Skoda, уступив место Mercedes |
В свою очередь, директор «МБ-Ирбис» Марат Гайнутдинов заявил в суде, что выполнить требование о выселении просто невозможно. По его словам, 1 декабря прошлого года компания как раз и арендовала автосалон с целью проведения строительно-отделочных работ. Их итогом должен был стать комплекс с выставочным залом, ремонтной зоной и административным помещением. «МБ-Ирбис» не подозревал о третьем собственнике: «Иначе мы не тратили бы порядка 8 - 9 миллионов рублей на то, чтобы привести здание в надлежащее состояние». Более того, по его словам, к 15 февраля именно автосалон Honda должен был освободить здание, так как «МБ-Ирбис» переходил к обустройству шоу-рума и ремонтного цеха, завозу и монтажу оборудования и последующей эксплуатации здания.
Впрочем, этот конфликт угас так же быстро, как и возник. 4 марта Арбитражный суд РТ принял отказ от иска Зиннуровой, 19 марта ее примеру последовала и ИК «Восток». Какой компромисс был найден, стороны не комментируют.
НАЛАДИТЬ БИЗНЕС ПОМОГУТ "НУРОВЦЫ"
Один из участников рынка считает, что размещение автосалона Mercedes на ул. Космонавтов – временное явление. «Думаю, что местоположение автосалона на улице Космонавтов - это решение на скорую руку, потому что это здание совершенно не подходит по требованиям производителя. В дальнейшем, вероятно, построят новое здание, где и будет реализован полноценный автоцентр Mercedes», - выдвигает версию собеседник. Возможность строительства второго автоцентра "МБ-Ирбис" не исключает источник, знакомый с происходящей сделкой.
Согласно базе данных СПАРК, основным владельцем ООО «МБ-Ирбис» по состоянию на 1 июля 2011 года являлся Альберт Суниев (80,1% УК) – по данным источника «БИЗНЕС Online», это человек из команды бывшего министра строительства РТ Марата Хуснуллина, вслед за ним перебравшийся в Москву. Совладельцем компании является сам предправления АКИБАНКа Галяутдинов (19,9% УК).
Согласно информации в сети интернет, Суниев является гендиректором ОАО «Управление экспериментальной застройки микрорайонов» на Новом Арбате, подчиняющегося департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы. Значит ли это, что строитель переквалифицируется в автопрофи? Газете «БИЗНЕС Online» выяснить этот вопрос у самого Суниева не удалось – его мобильный телефон не отвечал.
Основной владелец ООО «МБ-Ирбис» Альберт Суниев руководит московским ОАО «Управление экспериментальной застройки» |
Заместитель гендиректора ГК «КАН Авто» Сергей Чернов отмечает, что в данном случае используется стандартная схема. «Как правило, начинают работать две структуры - сведущая в автобизнесе и финансовая». «В любом случае автомобильным бизнесом на столь серьезном уровне, как Mercedes, начинают заниматься только те люди, которые в этом что-то понимают. Можно вложить бешеное количество денег в то, чтобы получить опыт и наработать знания. Но, на мой взгляд, не с помощью этого бренда», - убежден он.
«Финансы определяют, конечно, многое, но не все. АКИБАНК – уважаемая структура. Я не думаю, что он взялся бы за это дело без надежных советников. Корень все-таки в какой-то автомобильной структуре», - убежден он.
Интересно, что Гайнутдинов ранее являлся директором ООО "Нур-Сервис", дилера Skoda.
По словам участников рынка, раскручивать новый автоцентр будет команда бывших "нуровцев". "На Космонавтов работает вся команда "Нура" и "Ак Барс Автомобили", - утверждает источник «БИЗНЕС Online». – С кадрами работают тоже они. То есть проект реализуют те, кто уже занимался Mercedes".
СПРОС НА ОБСЛУЖИВАНИЕ MERCEDES В КАЗАНИ ОГРОМНЫЙ
Участники татарстанского авторынка сходятся во мнении, что открытие дилерского центра Mercedes в Казани – вопрос назревший. В последнее время единственным дилером и авторизованным сервисным партнером немецкой люксовой марки в Татарстане была челнинская компания «Центр-Кама». При том, что наибольшая часть владельцев автомобилей сконцентрирована в столице республики. В этой ситуации им приходилось не только выстаивать очередь на техобслуживание, но и терять на это целый день, с учетом дороги до Набережных Челнов и обратно. В то же время следует отметить, что сейчас в Казани есть несколько неофициальных дилеров этой немецкой марки – «Автолайф», «Автолига», «Азимут».
«Спрос в первую очередь на обслуживание автомобилей этого бренда огромный, потому что нет официального дилера. Ближайшее место, где можно купить автомобили этой немецкой марки, – Набережные Челны, более удаленное, где, собственно, больше всего и покупают Mercedes, это Москва», - говорит Чернов. «Для города просто необходимо, чтобы был сервисный центр и отдел продаж по такой марке, как Mercedes. Она очень популярна – владельцев этих автомобилей у нас достаточное количество», - соглашается с ним руководитель автосалона «Казань» Олег Андреев.
«Для авторынка открытие дилерского центра Мercedes – очень положительное явление. Он сегодня очень нужен и в плане продажи автомобилей, и в плане обслуживания», - подтверждает Зиннуров.
По данным агентства «АВТОСТАТ», по итогам 2011 года Мercedes оказался лишь на третьем месте в Татарстане по продажам премиум-автомобилей, продав всего 523 авто. Но в прошлом году ситуация начала выправляться. «В 2012 году в Татарстане было зарегистрировано почти 600 новых легковых автомобилей Mercedes-Benz - на 13 процентов больше, чем год назад, - говорит аналитик «АВТОСТАТа» Азат Тимерханов. По его словам, примерно 330 машин из этого количества пришлось на Казань (+29% к аналогичному периоду прошлого года), что соответствует доле в 55%. «Начиная с 2010 года продажи легковых автомобилей немецкой марки в республике, в том числе и ее столице, постоянно растут, поэтому решение открыть второй дилерский центр выглядит вполне логичным», - отмечает аналитик.
300 МЛН. НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОДНОГО АВТОЦЕНТРА
По словам Тимерханова, открытие дилерского центра обходится как минимум в 250 - 300 млн. рублей. Чернов также считает, что инвестиции в "доводку" незавершенного автоцентра до требований концерна Daimler с учетом товарного запаса автомобилей составят не менее чем 300 млн. рублей. Вместе с тем из-за отсутствия полной информации об участниках проекта эксперты с осторожностью комментируют его перспективы.
Ранее участники рынка отмечали газете «БИЗНЕС Online», что с точки зрения дилера этой марки невозможно заработать, если продавать по 15 - 20 машин в месяц, объем должен быть не менее 100 машин.
«Я думаю, что у открывающегося дилерского центра будут очень хорошие продажи», - полагает Андреев. По его расчетам, центр выйдет на продажи 100 автомобилей в месяц, но чуть позже. Пока же начнет машин с 40.
«Приход официального дилера положительно повлияет на рынок, потому что для желающих приобрести автомобиль Mercedes огромным препятствием было отсутствие сервисного центра в Казани. А с появлением официального сервисного центра количество желающих купить Mercedes-Benz возрастет в разы», - говорит гендиректор «Автолайф-Премиум» Наиль Галявиев.
«Потребность в данной марке у казанцев однозначно есть. Людям она нравится, и линейка новых автомобилей, заявленная в этом году, – GL, класс A – востребована рынком», - полагает он. По мнению Галявиева, по продажам можно рассчитывать на 15 - 20 автомобилей в месяц. Потом, наверное, количество увеличится.
Топ автомобильных брендов класса люкс в РТ по итогам 2012 года |
Замдиректора компании «Фобос» Владимир Кормилицын отмечает, что «место расположения автосалона с точки зрения географии выбрано удачно - можно позавидовать». Эту точку зрения разделяет и коммерческий директор ООО «Акос» Михаил Котляров, который также положительно оценивает приход дилера Mercedes. Вместе с тем он говорит, что давать оценку тому, на какие продажи может рассчитывать официальный дилер в Казани, пока нельзя: «Это будет зависеть от работы на рынке, от количества средств и приобретаемых автомобилей. Факторов очень много». Хотя, по его словам, «потенциально для Казани это интересная марка. Судя по регистрации, за последние пару месяцев в Казани оформлялось 15 - 16 новых автомобилей Mercedes.
Справка ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» - 100-процентная дочка концерна Daimler АГ (Германия). Зарегистрировано 8 декабря 1994 года. Является единственным в России официальным импортером автомобилей Mercedes-Benz и Maybach. ООО "Ак Барс Автомобили" – первый официальный дилер ЗАО "Мерседес-Бенц РУС" в Республике Татарстан. Автоцентр открылся в 1999 году в Казани. Основные виды деятельности: продажа легковых и малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz , техническое обслуживание и гарантийный ремонт, продажа оригинальных запасных частей и аксессуаров. В состав технического центра входила фирменная станция техобслуживания. ООО «МБ-Ирбис» зарегистрировано 20 июня 2011 года. УК (20. 06. 2011) - 100 тыс. рублей. Основной вид деятельности – розничная торговля автотранспортными средствами. Совладельцы (по состоянию на 01. 07. 2011) – Альберт Суниев (80,1% УК) и Ильдар Галяутдинов (19,9% УК). Суниев также являлся (на 26.10.2012) единственным владельцем ООО «Газспецпроект». САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ АВТОМОБИЛИ В КАЗАНИ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2012 ГОДА |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.