ТО ЛИ БРОНЕВИК, ТО ЛИ БОЕВАЯ КАРЕТА СКОРОЙ ПОМОЩИ…

Не будем подробно останавливаться на трехлетних «приключениях» итальянских броневиков в России - pro et contra проекта посвящено немало серьезных статей. Напомним только, что первые два броневика для испытаний купил именно КАМАЗ, он же собрал пилотную десятку «Рысей». Далее эстафету приняло воронежское ОАО «172-й Центральный автомобильный ремонтный завод»: заявлялось, что там соберут как минимум 1775 машин, но не исключено, что и 3 тысячи. Однако команда нового министра обороны РФ Сергея Шойгу решила радикально пересмотреть отношение к закупке иностранной техники – в пользу разработок отечественного производства.

Аргументами за это решение, по всей видимости, стали и недовольство военных работой «Рыси» в российских условиях, и то, что в оборонном ведомстве, похоже, не могут понять, для чего было нужно покупать автомобиль с такими тактико-техническими характеристиками. Как бы то ни было, после 57-й машины производство «Рысей» перенесли на КАМАЗ, но ограничатся партией в 358 машин, да и то лишь для того, чтобы не попасть под штрафные санкции итальянцев, с которыми заключен контракт.

Из относительно недавних новостей по теме. К сделке (заключена скандальным «Оборонсервисом») на поставку 358 сборочных комплектов «Рысей» проявили пристальное внимание главная военная прокуратура и следственный комитет РФ, пишет «Независимая газета». Речь может идти о таможенных махинациях. Дело в том, что при ввозе эти автомобили должны были классифицироваться как бронетехника, что предполагает 20-процентную таможенную пошлину. А ввозили броневики как авто для оказания медицинской помощи в зоне боевых действий – это уже 0%... В самой Италии, как сообщают СМИ, начато следствие по обстоятельствам принятия на вооружение Iveco M65E19WM LMW. Предположительно, участники испытаний скрыли недостатки динамической устойчивости машины (проще говоря, ее склонность к опрокидыванию на скоростях выше 65 км/ч).

20121102-2.jpg
Главной новостью стало сообщение Когогина о том, что именно КАМАЗ стал инициатором всей истории с «Рысью». Ранее автор идеи не назывался

АФРИКА ДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ НЕ ЗАХОТЕЛА

И вот 14 - 15 марта КАМАЗ пригласил к себе в гости федеральную прессу (например, «Красную Звезду», «Независимое военное обозрение», «Военно-промышленного курьера») и нескольких известных блогеров, специализирующихся на военно-промышленной тематике. Среди них на КАМАЗе и его дочернем предприятии ЗАО «Ремдизель» побывали авторы блога bmpd, созданного по инициативе центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ). На следующий день после экскурсии на блоге появился отчет с любопытными подробностями о производстве «Рыси».

Так, сообщается, что контрактом на этот год предусмотрена сборка 207 броневиков. Всего контракт с Iveco подразумевает закупку 358 машин, 57 уже есть, но кто будет собирать остальные 94 машины, пока не уточняется. В тумане и дальнейшие перспективы «Рыси» в России. Хотя КАМАЗ, по всей видимости, не против дальнейшей работы с броневиком и даже сделал соответствующие расчеты. Для полномасштабной локализации необходимо инвестировать в производство 24 млн. евро, при этом уровень окупаемости составит 3 тыс. машин в течение 5 - 6 лет. При этом итальянцы передадут России необходимую техническую документацию, а все последующие разработки станут собственностью СП. Пока же формат сотрудничества не позволяет получить необходимые компетенции. Сегодня, как сообщается в блоге, машинокомплект приходит в контейнере, и сборка фактически сводится к монтажу трех модулей машины.

Но главной новостью стало сообщение Когогина о том, что именно КАМАЗ стал инициатором всей истории с «Рысью». Ранее автор идеи не назывался. Как сообщается в блоге, к идее защищенного автомобиля руководство КАМАЗа пришло в 2008 году после событий в Южной Осетии, которые показали, что у России нет так необходимого ей броневика. На КАМАЗе проанализировали варианты, в том числе были и переговоры с южноафриканскими фирмами, ведь ЮАР считается родиной MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой). Но компании ЮАР не заинтересовались сотрудничеством с Россией. В итоге по критерию «стоимость-эффективность» лучшим оказалось предложение Iveco. КАМАЗ на собственные средства приобрел две бронемашины (по 19 млн. рублей), которые передал на испытания в Вооруженные силы РФ. После этого было принято решение об их закупке.

«С ИТАЛЬЯНЦАМИ ПОПРОСИЛИ БЫТЬ ПОКОРРЕКТНЕЙ»

В комментариях к отчету bmpd другой побывавший на экскурсии блогер – известный autocatalogue – отметил: «Когогин признался, что идея пригласить итальянцев - его. А раз так, то надо, чтобы общественное мнение было создано в отношении Ивеко ЛМВ положительное?.. Если бы все было так, как нам пытаются повесить на уши лапшу, то не стали бы убеждать - типа в РФ негде проводить испытания (тестовый подрыв «Рыси» проводили в Германииавт.), нет оборудования и т.д., на свиньях приходится испытывать. Да я перебил бы целую свиноферму, если это спасет жизнь хотя бы одного бойца нашей Армии или другой силовой структуры! Сказку, что в Кубинке нет испытательной базы, сам слышал на прошлой неделе в Челнах. А когда коллеги и я стали спорить по существу (до Ивеков мы еще даже не дошли, я предложил провести очное публичное сравнение тягачей "КАМАЗ" и "БАЗ", коллега из другого издания попросил дать ответ на конкретный вопрос, поступивший из войсковой части по «Мустангам» и т.д.), то презентацию по быстрому свернули под предлогом, что нас уж слишком заждался Когогин.

А на следующий день толком по всем вопросам, включая Ивеко, поговорить уже не удалось. Даже с итальянцами попросили нас быть покорректней, не доводить дело до дипломатического скандала. Камазовцы вообще просили не ругать итальянскую технику, так как испытатели в Бронницах НЕ УМЕЮТ ЕЕ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ».

«Показать то, что хотели, в Набережных Челнах сумели, - пишет другой участник пресс-тура, обозреватель «Независимого военного обозрения» Олег Владыкин. - …Собственными глазами видел, как «Рысь» благополучно пробивалась через полуметровые снежные заносы и лихо взбиралась по обледенелой колее на довольно крутые подъемы… А ведь сам писал, да и многие другие коллеги тоже, что эта машина на первых же сравнительных испытаниях с другими бронеавтомобилями демонстрировала наихудшую проходимость, застревая в 10-сантиметровом слое снега, позорно сползая назад с горок, которые играючи преодолевали соперники. Теперь все выглядело иначе», - интригует обозреватель, приступая к объяснению метаморфоз.

«Все, что там говорилось, надо перепроверять, - делится впечатлениями об экскурсии autocatalogue. - Например, про двигатель Когогин говорил одно, а итальянцы на следующий день - совершенно противоположное… Тут все намешалось, поэтому без поллитра хрен разберешься», - подытожил непростую историю появления «Рыси» в России блогер.

ДЛЯ ОКУПАЕМОСТИ НАДО СОБРАТЬ 3 ТЫС. МАШИН

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась в пресс-службу КАМАЗа с предложением прокомментировать изложенное bmpd, но ответа пока не получила. Зато об экскурсии в Набережные Челны нам рассказал один из ее участников – главный редактор журнала «Экспорт вооружений» (входит в ЦАСТ) Андрей Фролов.

- Андрей, в вашем отчете нет ни одной ссылки на «спикеров», кроме Когогина…

- Я ведь не журналист. Но все это было на «Ремдизеле» в присутствии большого количества народа… То, что у меня написано, это некий винегрет из общения с разными людьми, и не все говорили, что называется, под запись. Но Когогин открыто сказал, что после событий в Грузии он, как человек, которому небезразличная наша армия и судьба страны, понял, что в российской армии нет необходимых бронеавтомобилей. И КАМАЗ в инициативном порядке стал рассматривать имеющиеся на мировом рынке предложения автомобилей MRAP. Известно, что ведущие в мире по этим вопросам юаровцы, тем более они не ангажированы – не состоят ни в каком блоке. Но они не проявили интереса. А Iveco оказалась лучшим предложением по критерию «стоимость-эффективность».

- Как думаете, продолжение у этих 358 машин будет?

- Тут два интересных вопроса возникает: один – тактический, другой – стратегический.

Тактический. Воронеж в прошлом году выпустил 57 "Рысей", 207 - в 2013-м выпускает «Ремдизель». Получается 264, а всего законтрактовано 358 (но эту цифру на КАМАЗе не называли). Остается вопрос: кто и когда будет делать оставшиеся 94 машины? Скорее всего, КАМАЗ. Но на сегодня у них, кроме как по этим 207, информации нет.

Стратегический вопрос: что дальше? Как я понимаю, поскольку там постоянно долбили вопросами о локализации, КАМАЗ посчитал стоимость инвестиций в некое производство у себя. Получилось почти 24 миллиона евро. При этом он готов выделить производственную площадку площадью 14 тысяч квадратных метров. Более того, у завода даже есть некое понимание этапов локализации. Если грубо, то первый – 2013 - 2014 годы, второй – 2015-й, третий – после 2015 года. Соответственно, после этого срока делать здесь более 50 процентов. Но для того, чтобы эти 24 миллиона окупились, объем производства должен составить 3 тысячи машин. И здесь возникает еще один вопрос. У министерства обороны для «Рыси» была ниша – ее планировали поставить на вооружение легких бригад, которые должны были появиться в рамках реформы Вооруженных сил. Но если реформа, в том числе и по структуре, будет отыгрываться назад, получится, что вся номенклатура военной техники подвиснет, в том числе и «Рысь». Если же все останется по-прежнему, то ниша у «Рыси» есть. Другое дело – возьмут ли Вооруженные силы все 3 тысячи автомобилей?

И есть большое опасение, что в руках наших военных «Рысь» может быть очень быстро «убита». На «Ремдизеле» показывали «КАМАЗы», которые приходят из частей. К примеру, машина 2007 года, но такое ощущение, что ее просто насиловали! КАМАЗ проводил тестирование офицеров (даже не солдат!), которые отвечают за транспортную технику, и все они показали неудовлетворительные результаты. Поэтому КАМАЗ сейчас ведет подготовку офицеров сам, у себя. Кажется, уже подготовлено 30 человек. То же самое, по-хорошему, наделать и для «Рыси», потому что, в принципе, техника сложная.

КОГДА СВИНЬЮ САЖАЮТ В БРОНЕВИК

- Можно предположить, что судьба «Рыси», несмотря на заявления Рогозина, руководства министерства обороны, все еще не решена?

- Я согласен с логикой Когогина. Чтобы там ни говорили злопыхатели, и предполагая, что у КАМАЗа свой интерес есть (глупо было бы это отрицать), Когогин сказал одну правильную вещь: в России нет готового, полностью серийного MRAP. Да, есть «Тигр», но, мне кажется, эта машина не совсем MRAP, и она все-таки тяжелее.

Многие говорят об ангажированности испытаний «Рыси» на подрыв, которые проводились в Германии. Дескать, почему у нас нельзя провести? Но я думаю, что Когогин не лукавит. Он говорит, что, когда свинью сажают в броневик и взрывают, это уже прошлый век. То есть у нас нет необходимой методики. Они «Рысь» испытывали на полигоне в Ульме по специальной методике, закладывали под колесо 6,1 килограмма взрывчатки, в салоне - манекены, датчики. Злопыхателям КАМАЗа надо предложить «Тигры» отвезти в Германию и по такой же методике его взорвать. Вот тогда, наверное, будет честно… Словом, Когогин правильно сказал: машина нужна сейчас, а когда будет российский аналог, пока не ясно. Альтернативы в ближайшие два-три года нет. Хотя понятно, что «Тигр», скорее всего, доведут.

И вот еще что интересно. Когда шли баталии вокруг «Рыси», одной из претензий к ней была керамическая броня – как локализовать ее производство в России? А Когогин нам сказал, что, наконец, в России, в Новосибирске, сумели наладить стабильное серийное производство керамической брони. Как я понял, при локализации «Рыси» керамическая броня может быть нашей.

- В целом впечатление о КАМАЗе?

- Очень позитивное. Очень понравились люди. Мне кажется, они за дело радеют и не относятся к модной ныне категории эффективных управленцев. У них есть и понимание ситуации, и стратегические цели.