Максим Соколов (слева): «Не случайно местом проведения совещания был выбран именно Приволжский федеральный округ, поскольку из почти 3 тыс. км транспортного коридора «Европа – Западный Китай» 2/3 проходит как раз по территории округа» |
8,5 ТЫС. КИЛОМЕТРОВ – ЗА 10 СУТОК
Сегодня в ГТРК «Корстон» состоялось рабочее совещание «Формирование международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай». В совещании приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич, премьер-министр РТ Ильдар Халиков, министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, представители Росавтодора и госкомпании «Российские автомобильные дороги» - оператора данного проекта.
Напомним, что разработка проекта транспортного коридора, который получил название «Шелковый путь», началась еще в 2006 году. Международный транзитный коридор запланирован как основной маршрут грузоперевозок в Центрально-Азиатском регионе. По замыслу разработчиков, он должен был обеспечить скоростное движение грузов на расстояние почти 8,5 тыс. км – за 10 суток. На территории РФ участок дороги составит 2,2 - 2,3 тыс. км, по оценке экспертов, ее стоимость - порядка $20 миллиардов (по ценам 2006 года). Однако проект, запланированный в рамках частно-государственного партнерства, фактически забуксовал. У государства нет средств для реализации проекта полностью. С другой стороны, для привлечения инвесторов не прописаны финансовые механизмы государственных гарантий.
Вялые разговоры о необходимости создания юридически оформленных финансовых отношений между инвестором и государством идут давно, однако никаким нормативным документом они так и не были закреплены. Сегодня, похоже, вопрос был поднят остро. Отметим, что совещание по транспортному коридору на таком уровне Соколов проводил в качестве министра впервые. И, похоже, лед тронулся…
КАБМИН РТ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ СМОТРЯТ, КАК МЫ СМОЖЕМ ПОМОЧЬ
Во всяком случае, на встрече с журналистами (совещание проходило в закрытом режиме) Бабич сообщил: «Это совещание очень важно, оно дает сигнал и регионам, и потенциальным инвесторам, то есть тем, кто будет работать в рамках частно-государственного партнерства. Мы увидели и услышали позицию государства и серьезность намерений, соответственно, в ближайшее время мы закрепим это нормативно». На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», когда будет определен юридический статус данной магистрали, ответ министра транспорта был таков: «Мы рассчитываем, что юридически это может быть закреплено в международном документе стран-участников проекта, и это может произойти уже летом этого года. Поскольку все внутригосударственное процедуры со стороны России уже проведены, и документ отправлен нашим международным партнерам для подписания».
Михаил Бабич (слева): «Принципиально важно, что строительство этого транспортного коридора повлечет за собой развитие смежных отраслей. Это и придорожный сервис, и мультимодальные центры, терминалы, объекты инфрастуктуры» |
В свою очередь, Халиков отметил: «Очень важно, что проект интересен именно частно-государственным партнерством, и важно, чтобы в нем участвовал не только один инвестор (это альметьевская компания – "СМП-Нефтегаз" – прим. ред.), который есть, но и другие пришли на строительство дорог… Пока все остальные смотрят, как мы сможем ему помочь…»
СПОСОБОВ ВОЗВРАТА ИНВЕСТИЦИЙ МНОЖЕСТВО, НО НУЖНЫ ГАРАНТИИ
С некоторыми деталями разговора, который происходил на совещании, с газетой «БИЗНЕС Online» поделился Фоат Комаров – тот самый единственный в Татарстане (да и в России) инвестор, чья компания «СМП-Нефтегаз» строит участок транспортного коридора «Алексеевск - Альметьевск» протяженностью 145 километров.
Фоат Комаров (в центре): Интересующихся же много, но они задают первый вопрос: а что я будут с этого иметь? |
– Фоат Фагимович, сколько средств вложила ваша компания и сколько еще необходимо вложить, чтобы открыть полноценное движение по вашему участку автодороги?
– Мы ведем подготовительные работы, возводим земляное полотно и подземные коммуникации. Сама дорожная одежда и плюс наземные сооружения – дорогое удовольствие, у нас просто нет таких ресурсов. Наша компания уже инвестировала порядка 9 миллиардов рублей, а на завершение проекта на этом участке необходимо еще 30 миллиардов рублей – это в ценах 2005 года.
– Предположим, что средства вы изыщете, когда дорога может быть построена «под ключ»?
– Если дадут деньги, через три года по этой дороге будут ездить машины. Если денег не дадут, то исходя из тех ресурсов, которыми мы оперируем в данный момент, через 10 лет проезд по этой дороге будет открыт. Но это будет проезд по одной полосе в две стороны.
– О том, что необходимо государственное финансирование проекта, говорится постоянно. Но почему центр не дает средства?
– Почему правительство не дает деньги? Потому что необходимо долевое участие: регион сам должен вложиться, и второе – нужен частный инвестор. Его должны привлекать на условиях частно-государственного партнерства, тогда федеральные деньги пойдут. Очень хорошо сказал наш премьер, что существует проблема частных инвестиций. Честно говоря, эта проблема рентабельности вложенного капитала была впервые озвучена на таком высоком уровне. Ведь все прекрасно понимают, что вопрос рентабельности вложенного капитала очень важен, потому что без этого привлечение частного капитала невозможно.
Протяженность трассы "Европа-Западный Китай" по территории Татарстана составит 294 километра |
– Вы всерьез возлагаете надежды на возврат инвестиций?
– Ну если на высшем уровне этим занимаются премьер, президент… Они понимают, что это актуальнейший вопрос.
– А какие способы возврата инвестиций существуют?
– Их множество. Инвестировал – вернул прибылью, инвестировал – участвуешь в строительстве, инвестировал – эксплуатируешь. Или дайте гарантии возвратности. То есть недостающую часть прибыли государство доплачивает. Существует много вариантов, их уже апробировали в мире. Но этот вопрос должен быть принят на правительственном уровне. Как сказал на совещании один товарищ, это должно быть прописано в бюджете.
Формирование международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай» может быть ускорено, и завершено к 2020 году |
– Кроме вас, никто не интересовался этим проектом?
– Интересующихся же много, но они задают первый вопрос: а что я будут с этого иметь? Им нужны гарантии. Так что сейчас перед правительством стоит задача - прописать юридически ответственность государства за частные инвестиции в транспортную инфраструктуру. Ведь окупаемость таких проектов даже не 5 - 10 лет, а десятки!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.