11.jpg
Алексей Старостин: «В зимний период ежедневно осуществляется 30 - 35 рейсов, в летний - доходит до 120. А динамика такова: в 2008 году было более 8 тысяч рейсов, после кризиса в 2009 – около 7 тысяч, а в 2012 году – почти 12 тысяч»

КАЗАНСКИЙ АЭРОПОРТ ОБСЛУЖИВАЕТ 1,5 МЛН. ПАССАЖИРОВ В ГОД

- Алексей Александрович, когда ждать расширения маршрутной сети, привлечения новых авиакомпаний, а также условий обработки грузов? На данный момент аэропорт ограничен в обработке веса свыше 80 килограммов, а также не работает с опасными грузами (кроме 7 и 9). Все эти факторы не обеспечивают должное развитие международных и российских авиагрузоперевозок в регионе. (Максим)

- Работа в этом направлении ведется беспрестанно. Например, в 1998 году, когда я пришел работать в аэропорт специалистом по маркетингу, мы обслуживали 100 тысяч пассажиров в год, сейчас – 1,5 миллиона, как в советский период. Пассажиропоток растет - в прошлом году он вырос на 21 процент. Мы постоянно увеличиваем частотность рейсов. К примеру, в Санкт-Петербург летали три раза в неделю, а с прошлого года – два раза в день, причем рейсы выполняются двумя авиакомпаниями – «Ак Барс Аэро» и «Россия», которая выполняла полеты в прошлом летнем сезоне и возобновит полеты в этом году.

- И есть пассажиры на рейсы два раза в день?!

- Однозначно! Загрузка каждого рейса составляет 70 - 80 процентов. В прошлом году у нас появились регулярные перевозчики на Дубай и Шарджу. В летнем сезоне текущего года число туристических направлений прибавится: откроются рейсы на итальянский курорт Ламеция-Терме, вьетнамский Нячанг, а также в Тиват; появится регулярный чартер под Coral Travel в Анталию – его будет выполнять турецкая авиакомпания Onurair. Air Europa будет выполнять регулярные рейсы в Барселону.

- А что по поводу грузоперевозок?

- Что касается грузоперевозок, то мы обрабатываем грузы гораздо больше 80 килограммов! Взять хотя бы те же вертолеты КВЗ, которые мы отправляем по месту доставки. Кроме того, компания «КАПО – Авиа», используя суда типа Ил-62 и Ил-76, осуществляет перевозку товаров народного потребления в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока. В нашем аэропорту базируются около 10 грузовых самолетов.

- Когда появятся новые прямые рейсы по России, минуя Москву, например, на Дальний Восток и в Сибирь, а также в соседние регионы в пределах 1 -1,5 тысяч километров? (Рустем)

- На восток страны у нас есть круглогодичный регулярный рейс Челябинск – Казань - Новосибирск, и частота рейсов будет только увеличиваться. Есть рейсы на Екатеринбург, а это достаточно обширная сеть развязки. Есть круглогодичные рейсы Казань - Ростов-на-Дону – Сочи, а также сезонные - в Симферополь и Киев.

В 2012 ГОДУ – ПОЧТИ 12 ТЫС. РЕЙСОВ

- Сколько всего рейсов совершается из Казани? И какова динамика?

- Сегодня в зимний период ежедневно осуществляется 30 - 35 рейсов, в летний - доходит до 120. А динамика такова: в 2008 году было более 8 тысяч рейсов, после кризиса в 2009 – около 7 тысяч, а в 2012 году – почти 12 тысяч.

- За счет чего стали больше летать – отрасль развивается или Казань развивается? Или билеты подешевели?

- Безусловно, здесь сыграла роль совокупность факторов: и отрасль транспорта развивается, и экономика республики в целом. Плюс ко всему – современная жизнь требует увеличения темпов, скорости. И обратите внимание: наши тарифы практически сравниваются с железнодорожными. Сегодня в Москву и обратно можно слетать за 4 - 5 тысяч рублей.

12.jpg
«Через пару лет мы увеличим пассажиропоток аэропорта до 2 миллионов пассажиров в год. А после завершения инфраструктурных преобразований станем площадкой для авиакомпаний и авиационного бизнеса»

- Что послужило снижению стоимости авиабилетов?

- Развитой конкуренцией на московском направлении. Выход на воздушную линию нового перевозчика приводит к существенному снижению тарифа. На сегодняшний день на направлении Казань-Москва работают 6 авиакомпаний, вместе они выполняют до 14 вылетов в день. Крупные сетевые авиакомпании («Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро») предлагают удобные стыковки в Москве с дальнейшим перелетом в любую точку мира. За счет многообразия маршрутов и увеличения объемов авиакомпании компенсируют расходы, а пассажир покупает билет по доступной цене.

- А в близлежащих к Казани аэропортах динамика работы тоже увеличивается?

- Нет, в поволжских городах динамика гораздо меньше, например, в Самаре в прошлом году рост составил 9 процентов, в Уфе — 14 процентов.

МАК СТАНЕТ ПЛОЩАДКОЙ ДЛЯ АВИАЦИОННОГО БИЗНЕСА

- Очень часто при разговоре о стратегии развития МАК упоминается такое понятие как хаб. Скажите, пожалуйста, что вы имеете в виду? Насколько, по вашему мнению, вероятно его организовать на базе МАК (каков потенциал)? Какие этапы и в какие сроки вы предполагаете реализовать? (Икрям)

- Хаб – это узловой аэропорт, место тяготения, куда пассажирам удобно приехать любым видом транспорта, сделать здесь пересадку и улететь в пункт назначения. Соответственно, для этого аэропорт должен предложить максимально развернутую сеть маршрутов, хорошо развитую инфраструктуру и качественный сервис, чтобы все было удобно. И мы к этому идем.

Одним из показателей того, что Казань - удобное место пересадки, является выполнение регулярных рейсов из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана. Люди приезжают в Казань, чтобы потом улететь отсюда в ту же Москву. Это говорит о том, что их устраивает и стоимость билетов, и сервис, и уровень обслуживания смежных с аэропортом служб – пограничной, таможенной.

- Зачем делать пересадку в Казани, чтобы долететь до Москвы? Наверное, есть прямые рейсы?

- Думаю, дело в тарифах.

5555.jpg
«Авиаперевозки – это бизнес, а авиакомпании и аэропорт – партнеры, поэтому надо встречаться и обо всем договариваться. Мы всегда говорим авиакомпаниям: «Приходите, и мы все для вас сделаем!»

- Казанский хаб будет сориентирован на азиатское направление?

- Нет, почему же? В Казань летают самолеты авиакомпаний разных регионов – мы обслуживаем Чувашию, Марий Эл, Удмуртию, Кировскую и Ульяновскую области, на парковке можно увидеть машины из Самарской области и Башкирии. В 2011 году по международным рейсам мы догнали Самару, которая исторически является поволжским авиационным центром – там размещается Приволжское межрегиональное территориальное управление Росавиации и Росавианадзора.

- В Самаре пассажиропоток больше?

- Если у нас в 2012 году пассажиропоток был около 1,5 миллионов, то в Самаре – 1,8 миллиона. Развиваясь в заданном темпе, через пару лет мы увеличим пассажиропоток нашего аэропорта до 2 миллионов пассажиров в год. А после завершения инфраструктурных преобразований аэропорта мы станем площадкой для авиакомпаний и авиационного бизнеса.

- Например, какого?

- Например, для бизнеса по техническому обслуживанию. У аэропорта есть близлежащие земли, есть развитая инфраструктура – водоснабжение, канализация, электроснабжение и т.п. То есть мы можем предложить компаниям условия для развития по типу бизнес-инкубатора. Уже с этого года мы готовы воплотить бизнес-проекты любой авиакомпании. В первую очередь, конечно, по региональным авиаперевозкам в ПФО.

«ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ДЛЯ ПАССАЖИРА – КОМФОРТ»

- Чтобы называться хабом, какой пассажиропоток должен быть?

- Здесь речь нужно вести не столько о пассажиропотоке в целом, сколько о потоке транзитных пассажиров. Когда доля транзитников будет составлять примерно треть от всего потока, можно будет говорить о том, что наш аэропорт работает как хаб.

- Скажите, какие конкурентные преимущества должны быть, чтобы пассажиры отдавали предпочтение тому или иному аэропорту при выборе перевалочного пункта?

- Главный критерий для пассажира - комфорт, который обеспечивается разумной схемой передвижения, оперативностью, профессиональным персоналом и удобной логистикой.

- Уже есть проект создания хаба и сроки его реализации?

- Нет, пока только есть желание создать хаб в рамках региональных перевозок в Приволжском федеральном округе.

БОЛГАРСКИЕ АКЦИОНЕРЫ ПОСТРОИЛИ НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ

- Расскажите о болгарских акционерах, какова была их роль, почему ушли? (Диляра)

- Их роль была определена изначально: построить новый терминал. И эту задачу они выполнили – построен прекрасный многофункциональный терминал. Была определенная договоренность сторон, и все обязательства мы друг перед другом исполнили.

- Изначально была договоренность о том, что болгары уходят по завершении строительства терминала? Или она все-таки возникла позже?

- Время всегда что-то меняет, трансформирует.

- Как вы оцениваете работу болгарского инвестора: чего было больше - плюсов или минусов? Болгарская авиакомпания, например, это, наверное, минус: ушла, оставив после себя кучу долгов…

- Аэропорт – это открытая структура, работа которой регулируется Федеральной службой по тарифам. Вся наша деятельность строго регламентирована. Что касается болгарских инвесторов, то ведь терминал построен, и, по мнению пассажиров, он достаточно удобный.

LUFTHANSA СНИЗИЛА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ

- Менеджмент Turkish Airlines недавно заявил, что из всех аэропортов, где они работают, в Казани самое дорогое обслуживание. Lufthansa тоже пожаловалась на дорогое обслуживание и даже ушла в менее людный аэропорт Нижнего Новгорода. Почему наш аэропорт такой дорогой и отпугивает авиакомпании? Что планируется сделать для снижения стоимости обслуживания? (Аскар Гатиатулин)

- Я считаю, что подобные заявления и вопросы некорректны, поскольку все тарифы регулируются государством, и средняя ставка сборов у всех аэропортов приволжских регионов одинакова. Федеральная служба по тарифам не регулирует нас только в части инфляционной индексации. Авиаперевозки – это бизнес, а авиакомпании и аэропорт – партнеры, поэтому надо встречаться и обо всем договариваться. Мы всегда говорим авиакомпаниям: "Приходите, и мы все для вас сделаем!"

- Почему же все-таки ушла Lufthansa? (Артем)

- Чтобы объяснить их шаг, приведу статистику: в 2010 году ими было совершено 380 рейсов, перевезено 15 тысяч пассажиров; в 2011 – 352 рейса и 23 тысячи пассажиров; в 2012 году – 402 рейса и около 14,5 тысяч пассажиров. То есть налицо резкое падение пассажиропотока, снижение эффективности их работы.

- Почему стали меньше летать самолетами Lufthansa? Кто «съел» их пассажиров?

- Мы же работаем над привлечением новых авиакомпаний и увеличением частот на уже существующих направлениях. Например, «Аэрофлот» предлагает вылеты в Москву три раза в день.

155.jpg
«Выход на линию нового перевозчика может снизить цену на перелет в среднем до 30 процентов»

- Но ведь Lufthansa не в Москву летала…

- Lufthansa летала через Самару. А каждый взлет-посадка – это огромный стресс. И когда ты летишь во Франкфурт, а Франкфурт – это еще не конечная твоя остановка, то лишняя посадка в Самаре может не понравиться. Причем время вылета на самолетах Lufthansa - только в 5 часов утра. И есть альтернатива – или «Аэрофлотом» через Москву три раза в день, или ежедневными рейсами «Турецких авиалиний» - через Стамбул, через Дубай.

- «Турецкие авиалинии» увеличили объемы пассажироперевозок?

- В 2011 году они перевезли 25 тысяч пассажиров, в 2012 – 39 тысяч, из них 9 тысяч пассажиров – это транзит через Стамбул. На европейском направлении активно работает авиакомпания «Сибирь» - через «Домодедово». Надо сказать, что вообще пассажиропоток на Москву стабильно растет.

В МОСКВУ – 14 РЕЙСОВ ЕЖЕДНЕВНО

- Сколько ежедневно летают в Москву?

- Ежедневно по маршруту Казань-Москва-Казань самолетами различных авиакомпаний совершается до 14 рейсов. В зимний период в день в Москву летает порядка 1,5 - 2 тысяч человек при 50 - 80-процентной заполняемости самолетов. Естественно, пик приходится на понедельник и пятницу. Из всех пассажиров, обслуженных аэропортом в прошлом году, третья часть летала в Москву.

- А раньше в Москву был только один рейс – утром… Когда все так поменялось?

- Преобразования начались в 2006 году, когда на рынок авиаперевозок вошла компания «Сибирь» со своей агрессивной политикой и демпингом по ценам.

- Можно сказать, что за последние 6 лет на авиарынке Казань-Москва произошла революция?

- И не только на этом маршруте! Очень активизировался и Таджикистан.

- Как вы считаете, аэропорт Казань, впустив авиакомпании других регионов, лишил «куска хлеба» местные компании?

- Согласно антимонопольному законодательству мы обязаны всем предоставить равные условия работы. Единственное, что мы можем обсудить с авиакомпаниями, – это технические условия обслуживания.

УЧАСТНИКИ УНИВЕРСИАДЫ ПРИЛЕТЯТ НА BOEING 777, AIRBUS 330 И А330

- А если на маршрут до Москвы попросится еще несколько авиакомпаний, вы примете?

- В принципе, можно увеличить емкость судов, что мы и будем делать во время Универсиады. В связи с массовым прилетом спортсменов и гостей авиакомпания «Аэрофлот» в начале июля поставит на рейсы Москва-Казань лайнеры большой вместимости – Boeing 777 (до 400 пассажиров) и Airbus 330 (до 440 пассажиров).

- А потом эти самолеты останутся?

- Все будет зависеть от потока пассажиров. А технически к приему таких самолетов наш аэропорт готов – есть соответствующая взлетно-посадочная полоса, есть телескопические трапы.

Вскоре одна из китайских компаний намерена выполнить в МАК технический рейс на А330 – посмотреть, как здесь его обслужат. Дело в том, что китайцы планируют привезти на Универсиаду всех своих спортсменов и болельщиков одним самолетом.

МАК ПРЕДОСТАВИТ КОМПАНИЯМ ЛЬГОТУ В 80% ПО ПРОГРАММЕ ПФО

- Аэропорт Самары Курумоч ввел скидки до 60 процентов на обслуживание новых направлений в первые два года. Какие меры будет предпринимать МАК для стимулирования открытия новых направлений? (Тимур Ямашев)

- Мы уже давно это практикуем – на новые направления делаем максимальную скидку 40 процентов. Конечно, с учетом антимонопольного и другого законодательства. Например, мы предоставили скидку практически всем новым рейсам «Ак Барс Аэро». А по программе ПФО мы готовы любой компании предоставить льготу в 80 процентов! В структуре наших доходов эта предоставляемая авиакомпаниям льгота составляет максимум два-три процента, поэтому даже если мы сделаем скидку в 80 процентов, мы только выиграем, увеличив сетку маршрутов.

- В Москве аэропорты имеют определенную направленность, или, так скажем, приоритетные направления, по которым у них больше рейсов, и они дешевле. Планирует ли аэропорт Казань усилиться в определенном направлении (например, Азия и Юго-Восточная Азия)? (Ильнур)

- Определенная ниша МАК формируется самими пассажирами. Например, в Шарджу и Дубай уже есть круглогодичные регулярные рейсы. Причем Дубай сегодня используется не только как место отдыха, но и как стыковочный аэропорт. Перевозчик «Флайдубай» предоставляет очень привлекательный тариф, и многие пассажиры этим пользуются.

- Не пора ли объединить все аэропорты Татарстана в одну управляющую компанию? Мне кажется, планирование загруженности и рейсов можно было бы осуществлять более эффективно. (Ильнур)

- Что эффективнее, могут определить только собственники, а у всех трех аэропортов они разные. Насколько я понимаю, пока всех все устраивает. Хотя, конечно, с точки зрения бизнеса логика в объединении управления есть: это сразу сократит расходы.

СТОИМОСТЬ МОЖНО СНИЗИТЬ ТОЛЬКО УСИЛЕНИЕМ КОНКУРЕНЦИИ

- Почему стоимость перелета из Казани намного дороже вылета из Москвы? Из чего складываются аэропортовые сборы? Есть ли возможность их уменьшения? (rty9000)

- Это опять же вопрос конкуренции. Снизить стоимость авиаперевозок в России можно только одним способом – усиливая конкуренцию на популярных направлениях. Выход на линию нового перевозчика может снизить цену на перелет в среднем до 30 процентов. В каждом из московских аэропортов на регулярных направлениях представлены более 100 авиакомпаний! Вот вам и ответ. Причем большинство из них являются сетевыми авиакомпаниями, то есть им легче снижать себестоимость услуги, что позволяет держать конкурентную цену на нее.

Что касается аэропортовых сборов, то они в структуре стоимости билета составляют максимум 10 - 20 процентов, а все остальное – это топливо и прочие расходы. Поэтому если даже мы снизим свои сборы на 50 процентов, стоимость билета упадет всего на пять процентов. А это большой роли не сыграет.

IMG_7318.jpg
«Человек может ошибиться, но нарушить инструкции – никогда»

- У вас сегодня только один топливо-заправочный комплекс?

- Да, компания «Татнефтьавиасервис».

- А насколько может снизить цену топлива присутствие второго игрока?

- Статистика показывает, что цены остаются примерно одинаковыми. Но на практике, если присутствуют два-три игрока, то компании «гибче» становятся.

- То есть присутствие других игроков желательно?

- Конечно!

- А что мешает им появиться у нас?

- Только желание второй стороны – самих этих компаний.

ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ С КАЖДЫМ ГОДОМ УЖЕСТОЧАЮТСЯ

- Как обстоят дела с безопасностью в аэропорту? (Игорь, Марат) Какие меры безопасности будут приняты к Универсиаде? (Олег)

- Служба безопасности аэропорта насчитывает порядка 320 человек. Они все владеют навыками досмотра и психологического профайлинга. Надо сказать, что требования к обеспечению безопасности с каждым годом только ужесточаются. И когда спрашивают, почему на входе в аэропорт «обхлопывают», надо понимать, что все делается только ради безопасности самих пассажиров. Конечно, более тщательно проводится предполетная проверка. Кстати, у нас внедрена новая система обработки багажа, которая позволяет проверить его без участия человека.

- За время работы аэропорта были серьезные эксцессы, связанные с безопасностью?

- У нас регулярно проходят учения ФСБ и МВД, а реальной угрозы, слава Богу, не было.

- А случаи воровства из багажа были?

- У нас везде видеокамеры, много проводим и профилактической работы, поэтому таких случаев нет.

- В Москве, наверное, тоже видеокамеры кругом…

- У меня такое ощущение, что там пришла бригада грузчиков, отработала неделю и уволилась…

- Ваш профессиональный совет – стоит ли багаж обматывать скотчем?

- Обязательно!

- В полете за безопасность кто отвечает, авиакомпания или аэропорт?

- И авиакомпания, и аэропорт.

«У НАС ВСЕ ЗАКОНЫ АВИАЦИИ НАПИСАНЫ КРОВЬЮ…»

- Как вы считаете, на наших самолетах, с нашими экипажами сегодня летать безопасно? Как на безопасность влияют такие факторы, как старые самолеты, низкая зарплата, разрушение традиций, вымывание специалистов?

- Текучесть кадров, конечно, присутствует. Но мы очень много денег тратим на обучение персонала, и все специалисты в плане безопасности у нас сертифицированы – они проходят специальное обучение. За этим следит и Росавиация, и другие надзорные органы. Российские авиакомпании – «Аэрофлот», «Сибирь» и другие – все регламентные работы выполняют, нормативы соблюдают. Без прохождения всех требуемых процедур ни один самолет в небо не поднимется.

- У вас нет ощущения, что все это проходит «на грани»?

- Нет! Однозначно, все с запасом. У нас все законы авиации написаны кровью… В отрасли работают реальные профессионалы, и места риску здесь нет. Но «человеческий фактор» до конца исключить нельзя. Человек может ошибиться, но нарушить инструкции – никогда.

- Уже разобрались с ситуацией, когда самолет задел маяк в аэропорту Казани?

- Пока комиссия еще работает, и окончательные выводы будут сделаны позже. Что касается оборудования, то маяк восстановили, и осталось его облетать. В ближайшие дни он будет введен в работу. А пока разрешена посадка только при стопроцентной видимости.

«НЕ КАЖДОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ УДАЕТСЯ ИСПЫТАТЬ ТАКУЮ РЕКОНСТРУКЦИЮ»

- Вы уже почти пять лет находитесь у руля компании. Какие результаты достигнуты за этот период? (Федор Константинович)

- Статистика говорит сама за себя: за это время пассажиропоток возрос в два раза, маршрутная сетка увеличилась. Новый терминал построен, «интермодалка» скоро заработает. Думаю, не каждому руководителю удается испытать такую крупномасштабную реконструкцию…

14.jpg
«Меня сложно обвести вокруг пальца»

- Из вашей биографии видно, что в аэропорту вы прошли все ступени, начиная с обычного специалиста до генерального директора. Это помогло в должности генерального директора? (Михаил)

- В аэропорт я пришел работать специалистом по маркетингу в 1998 году сразу по окончании КХТИ. Потом меня назначили начальником отдела маркетинга, затем – начальником службы организации перевозок. Можно сказать, что я прошел все производственные ступени. Конечно, это мне помогло в нынешней должности – меня сложно обвести вокруг пальца. Но все-таки руководителей надо специально готовить.

- Что вы имеете в виду?

- Человек, став руководителем, должен меняться.

- Стать более требовательным и жестким?

- Конечно! Приходится быть жестче по отношению к тем сотрудникам, которых ты знаешь много лет.

- Вы изменились? Не говорят, что зазнался, став начальником?

- Я изменился, поэтому так и говорят… Но изменение – это необходимость, потому что на руководителе уровня первого лица лежит колоссальная ответственность за все и за всех. Приходится на все смотреть по-другому, с более высокой «колокольни». Но, безусловно, человеческие отношения надо сохранять, что, надеюсь, мне удалось.

«ВОКРУГ МЕНЯ ВСЕГДА СОБИРАЛОСЬ МНОГО ЛЮДЕЙ»

- Уважаемый господин Старостин, расскажите про свою семью. (Валера Шрубенков)

- У меня трое детей – старшей дочке 16-й год, среднему сыну – чуть более двух лет, младшей дочери – два месяца. Поэтому все свое свободное время, которого очень мало, я посвящаю семье. Моя жена во всем меня понимает и поддерживает. У меня надежный тыл, что очень важно при моей столь ответственной работе. Мы всюду ходим и ездим вместе! И у нас дома всегда бывает много гостей. Получилось так, что еще со школы вокруг меня всегда собиралось много людей.

- А для спорта, хобби есть время в вашей жизни?

- В свое время я увлекался бильярдом: люблю математику, и мне нравилось вычислять траекторию и силу удара. А сейчас я еженедельно посещаю русскую баню и бассейн.

- Ваш любимый фильм - это «Терминал» с Томом Хенксом? (Ринат Т.)

- Мне больше нравится фильм «Ирония судьбы, или с легким паром». Причем именно сюжет про аэропорт. Я считаю, что та добрая атмосфера, которая царила там в советское время, и должна быть всегда.

«БИЗНЕС ONLINE» ПОЗВОЛЯЕТ БЫТЬ В ТРЕНДЕ»

- Газету «БИЗНЕС Online» давно читаете?

- Наверное, вашу газету я читаю с самого ее появления. И читаю регулярно. Я считаю, что «БИЗНЕС Online» - это самая читаемая интернет-газета, которая позволяет быть в тренде.

- Как вы относитесь к критике? (Андрей)

- К критике я всегда положительно отношусь. Справедливая или несправедливая – это уже другой вопрос, но критика всегда заставляет сделать переоценку себя и своей работы. Тем более, сфера услуг – штука тонкая: хватает одного негативного момента, чтобы перечеркнуть годы твоей работы. Считаю, чем больше будут о нас писать, тем лучше мы будем знать свои ошибки. И будем работать над ними!

- Алексей Александрович, спасибо вам за интересный разговор. Желаем успехов вашему коллективу!

Алексей Старостин, аэропорт Казань: «Сейчас мы работаем в режиме стройки». Часть 1-я