prin.jpg
На «Активациометре» рискнула проверить себя Валентина Матвиенко: «Сейчас вы все про меня узнаете?!»

«ПРАВОПОЛУШАРНАЯ» МАТВИЕНКО И ПРОВЕРКА ПРЕЗИДЕНТА РТ НА «ДЕТЕКТОРЕ ЛЖИ»

Сегодня в казанском ГТРК «Корстон» открылась Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование правовых и институциональных основ противодействия коррупции в субъектах РФ». На нее прибыли не только представители 33 регионов России, но и - впервые в таком статусе - глава Совета Федерации (СФ) Валентина Матвиенко. Перед конференцией она вместе с президентом РТ Рустамом Миннихановым ознакомилась с тематической выставкой, посвященной борьбе Татарстана с коррупцией.

Сам факт такой выставки поначалу вызывал удивление: что можно там показывать? Привезти из мест не столь отдаленных осужденных за взятки чиновников - например, Александра Тимофеева - и посадить их в клетки на всеобщее обозрение? Однако уже первый выставочный прибор вызвал настоящий ажиотаж сначала у прессы, а затем и у VIP-в. У стенда, посвященного работе с коллективами муниципальных служащих «с целью их оздоровления», член комиссии республиканской экспертной группы по противодействию коррупции Ольга Ажимова показывала прибор «Активациометр», позволяющий, по мнению его разработчиков, определять склонность потенциального чиновника к левополушарному («отвечает за логику») или правополушарному мышлению («отвечает за эмоции»). Но что существеннее всего: прибор вроде бы определяет, когда чиновник говорит правду, а когда лжет. Государственному мужу достаточно лишь положить свои ладони на пластины прибора, ответить на несколько вопросов, и прибор выдаст соответствующий результат.

«У нас есть определенный перечень вопросов, на которые мы должны получить ответ и узнать, насколько эта информация скрываема. Традиционный детектор лжи мы не можем применять, так как пока нет законодательной базы, и проверка зависит от согласия проверяемого. В отличие от него, прибор «Активациометр» имеет намного меньшее психологическое и моральное ощущение, что вы находитесь в зоне риска», - говорит Ажимова.

На приборе рискнули проверить себя и Матвиенко, и Минниханов. Когда спикер СФ положила ладони на пластины, ей уточинили, что при помощи прибора «мы можем посмотреть совместимость вашу с вашими подчиненными и вашими близкими», сенатор, впрочем, испуганно воскликнула: «Сейчас вы все про меня узнаете?!» «Детектор лжи», замерев на минуты, увы, определил лишь, что у Матвиенко преобладает правополушарная активация, «образное психоэмоциональное состояние».

«Ну да, женская логика, женское мышление… Все понятно!» - поджав губы продефилировала Матвиенко к следующему стенду. Внезапно пропал из виду президент РТ – выяснилось, что любопытства ради, пока Матвиенко отправилась дальше знакомиться с разработками Татарстана, глава республики также проверился на «детекторе лжи». По-видимому, психоэмоциональное состояние и образное мышление или «тяжелая рука» Матвиенко испортили прибор, так как на ладони Минниханова «Активациометр» уже не реагировал. Из-под стола достали новый, президент покорно подождал, когда стрелочки на приборе успокоились, и ему сообщили, что у него «левополушарное психоэмоциональное состояние, логическое мышление ярко выражено!» - после чего он отправился догонять председателя СФ.

78.jpg
После Матвиенко на ладони Минниханова «Активациометр» уже не реагировал. Пришлось достать новый...

ФЕНОМЕН «ДОЛГОЙ КОРРУПЦИОННОЙ ПАМЯТИ»

Любопытство сенатора вызвал и стенд, презентующий результаты системного антикоррупционного мониторинга, который проводится в РТ с 2011 года, чтобы власти могли «скорректировать свою антикоррупционную программу». Были представлены и результаты мониторинга «Коррумпированные сферы РТ, по мнению жителей». Оказалось, что 68% татарстанцев считают коррумпированной ГИБДД, 63% - медицинских работников, преподавателей вузов – 55%, военкомат – 43%, полицию – 32%, судей – 25%, прокуратуру – 21%.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», отвечают ли реальности эти процентные показатели, зампредседателя комитета РТ по социально-экономическому мониторингу Ольга Семенова с сожалением заметила, что «так думает население».

«Но любой соцопрос имеет психологические окраски. И потом надо всегда помнить, что у людей очень долгая коррупционная память. С человеком, его близкими случилось, и он это долго помнит. Но зато простое население гораздо более открыто отвечает, чем предприниматели. Увы, есть только экспертные оценки, базовых цифр нет. Нигде не написано, что коррупция составляет столько-то», - пояснила Семенова.

«ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЬ» ГЕЛЛЕРА

До начала конференции Яков Геллер у своего стенда эмоционально защищал систему "ЭТИС" (электронное товарно-информационное сообщество) и центр учета платежей перед девушкой. Выяснилось, что 15 февраля он собирается докладывать о реализации пилотного проекта учета прозрачных коммунальных платежей с использованием виртуальных счетов президенту РТ. «Ну вообще!» - восторженно протянула девушка. «Да вообще! Вот это моя «лебединая песнь!» – с гордостью заметил Геллер и выразил - то ли в шутку, то ли всерьез - надежду, что после удачной презентации президент его-таки отпустит на пенсию. Впрочем, как с едва уловимой в голосе тоской объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Геллер, он должен представить Матвиенко «обычную рутинную систему ЭТИС, которая вызывает изумление вокруг».

24.jpg
Яков Геллер у своего стенда эмоционально защищал систему ЭТИС

«Мы уже получили несколько приглашений сейчас из других регионов. А для Валентины Матвиенко я показываю интерпретацию ЭТИС как инструмент, затрудняющий коррупционные проявления», - сказал Геллер, пояснив, что надеется, «если позволит президент», также показать главе СФ центр учета платежей, первые деньги через который прошли 7 февраля в нескольких ТСЖ и УК. «Расскажу ей, что мы первые в стране реализовали задачу, которую Путин ставил, – прозрачность ЖКХ».

КАК МИННИХАНОВ РАСКРИТИКОВАЛ ЗАКОН О ГОСЗАКУПКАХ

Рассказ о «рутинной ЭТИС» начал Минниханов, вспомнив 94-й закон о госзакупках. Его, было, перебил председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин («Он свою задачу выполнил!»), но президент с неудовольствием заметил: «Стоп, стоп, стоп! Он ничего не выполнил. Его надо было совершенствовать, а они, наоборот, новый начали (новый закон о госзакупках заработает с 2014 года - прим. авт.). Просто в 94-м законе были несколько серьезных вещей, не учитывающие интересы государства, покупателя… Мы попытались решить эти пробелы, этим как раз Геллер у нас занимался».

«Я вам покажу, как мы решили проблему даже не госзаказа, а, главное, прозрачность платежей управляющих компаний ЖКХ, - начал Геллер. - Хотите увидеть, как они были «опрозрачнены»?»

И обнадеженный тем, как Матвиенко с любопытством кивнула, продолжил: «Сначала небольшое вступление. У нас в республике действует ЭТИС…» Однако небольшое вступление явно затянулось. И, увы, рассказать Геллер о пионерстве Татарстана в прозрачности ЖКХ не успел – Матвиенко, извинившись, отправилась на конференцию.

«БЛАГОДАРИМ ЗА ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕДРА И РПЦ!»

Мимо выставки детских рисунков сенатор пролетела буквально пулей. А жаль! Было бы интересно узнать ее мнение о том, как дети видят коррупцию и кого в ней винят. На одной из художественных работ с главным героем «Мэром» красовалась огромная надпись: «Долой кумовство». На соседнем рисунке ребенок эмоционально высказался об МВД: «Есть такая профессия – родину обирать». А чуть ниже шла цитата о том, что суммарно российские миллиардеры владеют состоянием большим, чем объем золотовалютного резерва РФ, с многозначительной подписью: «Благодарим за это деятельность ЕдРа и РПЦ!» (напомним, Матвиенко - член партии «Единая Россия» с 2009 года - прим. авт.) И наконец, примечательным было немаленькое полотно с тремя толстяками-чиновниками. У одного деньги в глазах, у другого - в ушах, у третьего - во рту, и надпись над ними: «Не вижу, не слышу, молчу».

«БОЛЬШИНСТВО ЧИНОВНИКОВ – ЧЕСТНЫЕ, ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ЛЮДИ!»

Впрочем, вероятнее всего Матвиенко не согласилась бы с общественным детским мнением. В своем вступительном слове на конференции председатель Совета Федерации РФ призвала не проводить знак равенства между чиновником и коррупционером:

- Попытки поставить знак равенства «чиновник – коррупционер» поверхностны и несправедливы! - заявила она с горечью. - Я заявляю со всей ответственностью: значительное большинство чиновников честные, добросовестные, добропорядочные люди!

По ее словам, презумпция виновности – раз чиновник, значит коррупционер, реальный и потенциальный – «опасна и для государства, так как она подрывает доверие к власти и ее представителям. А без доверия граждан государство функционировать не может. По данным Матвиенко, в 2012 году было выявлено более 50 тыс. преступлений коррупционной направленности, осуждено 7 тыс. человек. И, признает она, «цифры показывают, что, несмотря на проводимые мероприятия, проблема коррупции остается злободневной, пронизывающей все сферы общества». Однако чувствовалось, что ее задевало общественное мнение о том, что в стране идет антикоррупционная кампания.

87.jpg
Как создать в обществе такую моральную атмосферу, чтобы «брать и давать было стыдно, безнравственно»?

ПОЧЕМУ МАТВИЕНКО НЕ ЛЮБИТ «КАМПАНЕЙЩИНУ»

Позже журналистам, объясняя свое неприятие «кампанейщины», она даже с неудовольствием заметила, что «иногда какие-то вопросы вбрасываются в общество, начинается такое ажиотажное обсуждение»:

- Мне бы очень хотелось уберечь многие горячие головы от того ажиотажа, который нагнетается вокруг борьбы с коррупцией. Это желание крови, мести, посадок! Я боюсь, что мы можем скатиться к кампанейщине. Это очень опасно. Надо иметь в виду, что у нас презумпция невиновности. Нельзя допускать, чтобы мы переступили рубеж, за которым уже начнется нарушение прав и свобод человека. Не надо увлекаться кровожадностью.

По мнению Матвиенко, общественное мнение о том, что в стране идет антикоррупционная кампания, ошибочно, так как борьба собственно шла все эти годы. Ошибочное мнение, считает она, объясняется, скорее, последними резонансными делами (вероятно, имеются в виду в том числе скандальные дела вокруг минобороны РФ - прим. авт.). Да, нужны силовые, фискальные методы, признает она. Однако акцент нужен на профилактике коррупции, а не на ее следствиях. Сенатор считает, что надо создать такую законодательную базу, которая бы убирала причины, предпосылки для массовой коррупции. Главными задачами, таким образом, становятся: дебюрократизация, сокращение административных согласовательных процедур, перевод госуслуг на электронный уровень, снижение зависимости от подписи одного чиновника.

52.jpg
Марс Бадрутдинов рассказал, что за два года работы его ведомством предотвращены и возвращены потери в сумме более 2 млрд. рублей, удалось также выстроить достаточно эффективную систему внутреннего контроля за коррупционными рискам

КАК РЕГИОНЫ ДОЛЖНЫ БОРОТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ?

Несмотря на огромную цифру дел с «коррупционной составляющей», Матвиенко считает, что Россия - достаточно продвинутая страна в смысле антикоррупционных мер. В последнее же время борьба с коррупцией приобрела «системный принципиальный характер»: принято множество законов, в том числе ФЗ о противодействии коррупции; в 2012 году СФ РФ одобрил целый пакет антикоррупционных актов; разработан национальный план о противодействии коррупции на ближайшие годы. По ее словам, власть демонстрирует «твердую политическую волю», свидетельство которой сенатор видит в череде тех самых «громких отставок, невзирая на личность», в которой общество увидело целую «кампанию». Впрочем, резонансные отставки последних месяцев, признала она, показали, что деятельность высокопоставленных чиновников и руководимых ими структур во многом непрозрачна: «Вплоть до того, что определить истинные масштабы коррупции просто невозможно».

Именно поэтому сенатор полагает необходимым активнее внедрять надлежащие процедуры отбора, подготовки кадров для замещения публичных должностей, так как они «наиболее уязвимы с точки зрения коррупции», и принимать кодексы и стандарты поведения должностных лиц. В том числе, если не главным образом, в регионах. Вообще, красной нитью в докладе Матвиенко стало мнение о том, что основной потенциал борьбы с коррупцией лежит на регионах и гражданском обществе. «Одним из первых субъектов РФ, который разработал механизм, противодействующий коррупции, стал Татарстан, чей опыт оценен на федеральном уровне», - заметила она, призвав собравшихся в зале представителей 33 регионов заимствовать наработки РТ. Какие же основные направления «совершенствования правовых и институциональных основ противодействия коррупции в субъектах РФ»?

Во-первых, создание в регионах собственной региональной совершенной правовой базы. Во-вторых, формирование специализированных региональных институтов по реализации антикоррупционной политики в системе исполнительной власти. В-третьих, образование специальных совещательных координационных экспертных советов при главе субъекта РФ (собственно, в Татарстане уже создан подобный совет под руководством Марса Бадрутдинова, который позже рассказал об успехах в этой области РТ - прим. авт.). В-четвертых, повышение квалификации госслужащих и муниципальных. В-пятых, повсеместно создавать комиссии для разрешения конфликтов в системе госслужбы.

КОГО МАТВИЕНКО СЧИТАЕТ «НЕРУКОПОЖАТНЫМИ»

- Мы понимаем, что одними жесткими методами проблему коррупции не решить, об этом говорит и опыт целого ряда государств. Надо последовательно проводить меры по сокращению административных процедур, созданию прозрачных правил игры в экономики, минимизации права отдельных чиновников принимать единоличные решения, - заявила Матвиенко.

53.jpg
Рустам Минниханов объяснил пионерство республики в антикоррупционной борьбе тем, что Татарстан – «республика богатая, сладкая, много объектов нефтепереработки и нефтехимии»: «А там, где есть большое количество денег – коррупционные проявления становятся чаще»

Однако и этим проблему коррупции не решить. Помимо фискальных методов, федеральных и региональных антикоррупционных мер – «общественная поддержка, открытость и готовность власти к взаимодействию с ними». Матвиенко считает, что коррупция девальвирует демократические ценности. Самое интересное, что председатель Совета Федерации РФ, можно сказать, легитимизировала общественную работу в том числе и оппозиции, заявив, что «сегодня гражданский и общественный контроль уже называют четвертой властью, и это правильно!» Однако она заметила, что единой системы общественного контроля пока в стране нет, поэтому законодательная власть сейчас активно работает над разработкой соответствующего закона, и СФ РФ готов привлечь для этого регионы. В завершении своей речи она фактически заимствовала риторику отдельных оппозиционеров. В частности, говоря о том, что в обществе растет «неприятие коррупции», она призвала создать в обществе такую моральную атмосферу, чтобы «брать и давать было стыдно, безнравственно»:

- Чтобы эти факты озвучивались публично и публично же осуждались. Чтобы такие люди были «нерукопожатными» в нашем обществе. И здесь главными помощниками должны стать общественные организации и институты гражданского общества, - считает она.

Минниханов же в своей вступительной речи отчасти объяснил пионерство республики в антикоррупционной борьбе тем, что Татарстан – «республика богатая, сладкая, много объектов нефтепереработки и нефтехимии»: «А там, где есть большое количество денег, коррупционные проявления становятся чаще». Президент Татарстана также отметил, что конференция транслируется в районах республики, чтобы представители муниципальной власти ознакомились с опытом борьбы с коррупцией. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в самом начале конференции увидел в толпе политической и бизнес-элиты Татарстана не только главу ФАС РТ Александра Груничева, ректора КФУ Ильшата Гафурова, главу ТНВ Ильшата Аминова, но и мэра Набережных Челнов Василя Шайхразиева. Как оказалось, глава автограда прибыл в Казань в качестве участника конференции, и его доклад «О реализации мер антикоррупционной политики в Набережных Челнах» запланирован в третьем блоке сегодняшней программы.