Filonovich2.jpg
 

НЕ ИМЕЯ В ФИРМЕ ТАЛАНТОВ, ОЧЕНЬ ТРУДНО ЭФФЕКТИВНО КОНКУРИРОВАТЬ

- Сергей Ростиславович, ваш семинар называется несколько интригующе: «Управление знаниями и талантами: проблемы и решения». То есть, с одной стороны, это можно воспринимать как комплимент бизнесу: в вашей фирме непременно есть таланты! Но с другой - это вроде как тревожный намек: а умеете ли вы этими талантами руководить? Почему это так важно?

- Нет, совсем не обязательно, что в любой фирме есть таланты. Но общепринятая точка зрения состоит в том, что, не имея в фирме талантов, очень трудно эффективно конкурировать. Поэтому вывод, к которому пришла, например, компания МакКинзи, - что в современном бизнесе идет война за таланты, и только та компания, которая умеет эту войну выигрывать, имеет шансы стать успешной. Ну а что касается намека на то, умеют ли главы компаний руководить талантами… Это вопрос чрезвычайно серьезный, потому что при переходе к обществу знания роль талантов становится все важнее и важнее. Только генераторы идей могу создать конкурентные преимущества своей фирме. А если ты не умеешь ими руководить, то они будут от тебя уходить к конкурентам. Соответственно, ты будешь проигрывать… Сегодня управление талантами и управление знаниями теснейшим образом соединены.

- На семинаре вы будете говорить о специфике общества знаний. Но вроде бы знания сегодня любому получить довольно просто: информация на человека сыпется со всех сторон, того гляди утонешь!..

- Но знания и информация – разные вещи. Конечно, нельзя сказать, что они не имеют ничего общего, но это серьезно разные понятия. Но проблема в том, что, скажем, многие предприниматели плохо это понимают. Потому что знания – это информация, помноженная на действия. Ты можешь обладать информацией, но если ты не умеешь приводить ее в действие… Да, ты можешь быть эрудитом - и такие люди встречаются на каждом шагу, они все обо всем знают. Но на самом деле ничего толкового в жизни не сделали.

- Вы можете чуть приоткрыть тему управления знаниями? И почему об этом так важно знать предпринимателям?

- А кто такой предприниматель? Это человек, который осуществляет созидательное разрушение. То есть он разрушает старое, но одновременно должен все время придумывать что-то новое. И в этом смысле он является генератором новых идей. Все успешные предприниматели XX столетия и начала XXI века – это люди, которые живут именно так. Понимаете, человек, который открывает, ну, скажем, какую-то булочную в шаговой доступности, он, конечно, называется формально предпринимателем, но вряд ли он создает что-то новое. Если, конечно, он в своей булочной не начинает производить какой-то уникальный сорт хлеба, который придумал сам… Воспроизводство уже существующих бизнесов – это способ зарабатывания денег, но это не кардинальное предпринимательство. Больших успехов в бизнесе просто не добьешься, не представляя, что такое общество знаний, и не понимая, как управлять знаниями.

БЕЗ КРЕАТИВНЫХ ЛЮДЕЙ СТРАНА ОБРЕЧЕНА

- Вы ставите на своем семинаре очень важный - может, самый важный для общества в современных условиях - вопрос о развитии креативного класса.

- Про креативный класс на семинаре обязательно пойдет речь…

- Многие эксперты утверждают, что сегодня главное богатство любой страны – не нефть, не газ, не алмазы, а именно креативные люди. Но разве их развитием не государство должно заниматься? Что тут могут сделать, изменить руководители фирм? Бизнесмены сами жалуются на отсутствие кадров. Например, в конце прошлого года «ОПОРА России» провела свой традиционный опрос «Индекс «ОПОРЫ» 2012», и неожиданно выяснилось, что именно кадры сегодня – главная головная боль предпринимателей. Даже не коррупция, не взятки, а кадры!

- Я полностью разделяю точку зрения Ричарда Флориды, который написал книгу «Креативный класс». Конечно, это замечательно, что природа одарила нас богатствами - алмазами, газом, нефтью… Но без креативных людей даже наша богатейшая страна - и, к слову, любая фирма - обречена. Понимаете, какая штука – как раз в данном случае вполне можно начать снизу. Не надо ждать, когда наше государство озаботится ростом креативного класса и его пестованием.

- Тем более что вряд ли озаботится…

- Вот именно… В принципе, это и не дело государства. Потому что государство должно вводить правила и следить за их соблюдением. А все остальное должны делать сами люди. Поэтому, если мы будем ждать, что государство для нас что-то сделает, никогда не дождемся. Эта позиция заведомо проигрышная и никчемная. Так что креативить нужно в каждой конкретной организации, в каждой конкретной фирме.

- А можно научить креативить?

- Точно так же, как можно научить генерировать новые знания, можно научить креативить. Потому что креативность – это фактически реакция на когнитивные и эмоциональные диссонансы, и надо просто повышать чувствительность людей к этим диссонансам. Об этом как раз пойдет речь на семинаре, потому что это в двух словах не объяснишь. Нужно пояснять на ярких и показательных примерах и, быть может, делиться собственным опытом.

А СОВЕТЫ - ДЕЛАЙ РАЗ, ДЕЛАЙ ДВА, ДЕЛАЙ ТРИ - ЭТО ИЗ ПРОШЛОГО, ИЗ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ

- В связи с вопросом о нехватке профессиональных кадров возникает проблема определения таланта. Вы об этом тоже будете говорить на семинаре?

- Что касается определения таланта, я буду говорить о том, что здесь есть сложности. Потому что когда мы определяем таланты, например, в искусстве, то определяем их по результату. А в менеджменте очень часто талант определяется по успехам человека на учебных программах. И фактически мы только формируем гипотезу о том, что человек относится к категории людей с высоким потенциалом. Но ведь человек с высоким потенциалом – это еще не талант, во всяком случае, не состоявшийся талант. И существует классификация талантов американского экономиста Дэвида Галенсона, который говорит о том, что мы акцентируем внимание на поисках талантов только одного типа, а значительную часть талантливых людей выбрасываем за борт своей системой отбора. И об этом те же руководители бизнеса тоже должны знать и задумываться над тем, как избежать вот этой ошибки.

Filonovich1.jpg
 

- А какие-то практические советы участники семинара от вас получат?

- Я сам никогда практических советов ни от кого не жду. Если человек говорит интересные вещи, которые будят у меня в сознании новые ассоциации, новые идеи, способствуют рождению новых мыслей, вот это самое главное. А советы - делай раз, делай два, делай три - это из прошлого, из индустриальной эпохи. Там существовал алгоритм, как и что нужно делать, и получаете результат. Но если существует алгоритм, то никаких конкурентных преимуществ у вас нет! Алгоритм же известен всем… Так что рассчитывать на то, что на основе алгоритмов вы будете успешно конкурировать, - это, мягко говоря, крайне наивная точка зрения.

Кстати, это судьба всех, даже очень интересных, книг по менеджменту. Как только Джим Коллинз написал «От хорошего к великому», все те приемы, которые он описал, перестали создавать конкурентные преимущества. Они стали всем известны. Вообще все вот эти писатели из области менеджмента никогда не говорят о том, а сколько компаний пошло по пути, который они описывают, и при этом провалилось. Они выбирают только успешных. Это как клятва на Библии: «Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды».

- Но не всю правду…

- Да-да, не всю правду… Писатели же не говорят нам: мы клянемся, что если вы эти приемы используете, то всегда будете получать положительный результат… Поэтому, знаете, мне бы хотелось людей заинтересовать, заставить задуматься, посмотреть на привычные вещи по-другому. А практические советы… Ну если мне зададут соответствующие вопросы, я постараюсь на них ответить. Но у меня такая технология: не практические советы нужны тем же предпринимателям, а новый взгляд на вещи.

А ЭТО КАК РАЗ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ…

- Кого вы приглашаете на свой семинар, кому рекомендуете пойти?

- Всем, кому интересна новая точка зрения на бизнес, новая точка зрения на жизнь. Это касается не только бизнесменов. Конкурентоспособность нужна любому человеку, к какой бы профессии он ни относился. Если хочешь быть успешным в своей профессии, ты должен быть конкурентоспособным. А для этого должен понимать – про общество знаний, про таланты, про то, что есть вопросы, на которые уже найдены ответы, но есть и вопросы, ответы на которые еще приходится искать, разрабатывать…

Вот иногда мне студенты жалуются: ой, вы знаете, а по этой теме так мало литературы! Я всегда смеюсь: ребята, чем меньше литературы по вашей теме, тем легче вам что-то оригинальное сказать. Если по вашей теме опубликованы 20 монографий, забудьте про эту тему, потому что по ней вы ничего нового наверняка не скажете.

Так и в бизнесе.

Аудитория в Казани очень восприимчивая – знаю это, поскольку не первый раз выступаю в вашем городе… И я как-то верю в человеческое любопытство. На семинаре говорю об очень разнообразных вещах и почти уверен, что каждый найдет себе нечто, о чем он раньше не задумывался. А это как раз самое интересное…

18+

Справка

Семинар «Управление знаниями и талантами: проблемы и решения»

Дата: 19 февраля 2013 года

По адресу: г. Казань, ул. Подлужная, 3а

тел.: (843) 299-51-93, 264-28-81

Ознакомиться с программой семинара и оставить заявку на участие можно здесь http://www.mba-kazan.ru/training/program/

Сергей Филонович - профессор, доктор физико-математических наук, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ. Сфера профессиональных интересов лежит в области организационного поведения и формирования практических навыков менеджера. Занимается консалтингом в области менеджмента и организационного развития, ведет профессиональные тренинги по различным аспектам менеджмента в России и за рубежом (Германия, Литва, Швейцария, США и др.). Среди его клиентов -такие компании, как Siemens, Ernst&Young, Coopers&Lybrand, Occidental Petroleum, Novartis.

 

MBA – с анг., мастер делового администрирования.