В точке распределения за всеми закрепляли квадраты ответственности |
У ПОЛИЦИИ НЕ БЫЛО ПРАВА НА НЕУДАЧУ
Василиса Галицына шла с занятий хореографией в субботу, 2 февраля, вдоль трассы М7. Лет ей было только 8, братьев и сестер у нее целых 6. Когда на обочине дороги рядом притормозила синяя Chevrolet Niva, Василиса, неправдами или силой, оказалась в ней и исчезла из жизни своих родных и знакомых.
На следующий день город вышел на поиски. Тысяча добровольцев – разного возраста, статуса, национальностей. О безнадежности поисков, наверное, задумывался каждый спустя час-другой искания неизвестно чего по зимнему полю, гаражам, дорогам в промышленной зоне, на Сармановском тракте, в Мусабай-заводе, Октябрь-Буляке и десятках других деревень. Но пока была надежда…
Полиция, следственный комитет, ГИБДД работали на два фронта: во-первых, искали, во-вторых заботливо берегли ложные следы и дезинформацию с крупинками неподтвержденных фактов – лишь бы волной народного волеизъявления не смело следы настоящие, лишь бы преступник не был в курсе основных действий органов. Полицию города, в котором давно или никогда не было такого общественного отклика на криминал, ультиматум масс лишал права на неудачу.
ЛЕЖАК В КРОВИ И КАРТА НА СТЕНЕ
К среде территория поисков волонтеров растянулась от Челнов до Мензелинска. Все двигались за свой счет – на машинах, на снегоходах, пешком. Собирались в координационном штабе – здесь сидели владельцы автомобилей, ждали попутчиков до Сармановского тракта – места распределения по квадратам. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» довелось ехать с Алексеем, который пришел в штаб после ночной смены, и членом молодежного отряда «Форпост» Игорем Лапшиным.
У Торнаташа группа разделилась на снегоходы и автомобили |
«Я в штаб пришел в половине одиннадцатого, – рассказал водитель Алексей. – Два часа ждал попутчиков, чтобы порожняком не ехать. Люди приходили, но сразу группами, с машиной – все уже не первый день, перезнакомились. Я обо всем этом услышал только вчера. Тему поисков стали обсуждать на работе. Я сказал, что надо поехать, помочь. А парень один на это ответил, что ехать надо, но ненадолго – заправиться нахаляву, поесть, и домой. Другой парнишка его прямо сходу, не раздумывая, так жестко ударил… И это правильно. У меня тоже дочь».
«А нас всех отправили, весь «Форпост», – поделился Лапшин. – Во вторник наша группа с 12 часов лазила по оврагам. Распинывали бугорки снега, искали до двух часов ночи. Сначала мы проверяли на дороге все проходящие машины, сверяли пассажиров с фотороботом. Потом нашли следы, ведущие к какому-то заброшенному ангару, рядом с Черемушками. Прошли по следам, осмотрели ангар, позвали полицейских – они были рядом. Они все сфотографировали. Друзья из другой группы по домам ходили, некоторые люди впускали».
Три снегохода ехало в прицепах, один - своим ходом |
На точке распределения, «у старого поста ГАИ» по Сармановскому тракту, дежурили уже другие координаторы - из УВД. Объясняли вновь прибывшим, какой квадрат можно взять на прочесывание. Картами, по словам волонтеров, обеспечили только в среду – в первые дни организация сильно хромала, люди исследовали одни и те же участки, информация плохо обобщалась.
«Мы ездили по трассе М7, останавливались через каждые 300 метров, растягивались цепочкой, уходили на полкилометра от дороги, – рассказывают студенты строительного колледжа ИНЭКА Антон Васильев и Ильгиз Мингазов. – Если видели следы, разгребали снег вокруг. Вдоль Сармановского тракта, около колодца наша группа нашла листок из тетради Василисы. Вечером во вторник на тракт приехала сосисочная «Ак Батыр» (челнинская сеть быстрого питания – прим. ред.), еду раздавали бесплатно. Мы ходили с фонарями до часу ночи, в среду с утра снова приехали».
Спасатели МЧС исследовали овраг и ручей |
В момент прибытия корреспондента «БИЗНЕС Online» на точку распределения вернулась из своего района группа, сформированная из депутатов и работников исполкома. Они вели поиск в районе деревни Казаклар, где нашли пустующее строение со следами крови.
«Мы там ходили вокруг деревни, – рассказал член этой группы, депутат горсовета Максим Федоров. – Полные валенки снега, пришлось скотчем перематывать, чтоб не набивался. За деревней нашли какую-то избу. Внутри – лежак, весь в крови, на стене – карта района. Наверное, к нашим поискам это отношения не имеет. Предположили, что это логово каких-нибудь радикалов. Вызвали полицию разбираться, сами идем искать дальше».
К концу дня мнение о причастности этой находки к делу убитой девочки, возможно, у следственных органов изменилось.
Полиция предложила предпринимателям отработать несколько населенок |
СЛУХИ ОКАЗАЛИСЬ ПРАВДОЙ
Основная информация о подозреваемом прошла по социальным сетям во вторник. Во-первых, имя. Некий аноним написал на странице группы поиска, что Niva с уже известным на тот момент госномером заезжала в автосервис в прошлом году. Владельцем числится Фаррух Ташбаев. Затем просочилась информация от следователей о том, что подозреваемый задержан, его отпечатки пальцев совпали с найденными на рюкзаке Василисы, а сам он опознан свидетельницей из деревни Мусабай-завод. Потом, снова в соцсети, кто-то написал новость о том, что Niva найдена в самом центре города, на парковке около бизнес-центра «2.18». Ничего из этого ни угрозыском, ни следственным комитетом не подтверждалось.
Между тем, как позже выяснилось, все эти сведения оказались достоверными. Свою Niva Фаррух отмыл до блеска изнутри и снаружи, растонировал, дооснастил запасным колесом, только госномер не сменил. Вещи Василисы он разбросал по всему Тукаевскому району с той же целью – тщательно замеcти следы, намечая ложный маршрут движения. Тело он оставил в другой стороне от Челнов, сделав большой крюк. Потом вернулся в Челны и через два дня припарковал машину в центре города, около «Тюбетейки», как в народе называют «2.18».
По данным источников газеты «БИЗНЕС Online», Ташбаев, сутки отрицавший свою причастность к убийству, сломался банально – в камере. На признании настояли сокамерники, узнавшие причины его задержания. Выследили же его по сотовому телефону - это было делом техники и оперативных мер.
СНЕГОХОДЫ ОТПРАВИЛИСЬ ПО НАВОДКЕ ЭКСТРАСЕНСА
В среду около часа дня в точке распределения волонтеров на Сармановском тракте сформировалась группа бизнесменов, в распоряжении которых было четыре личных снегохода. Они получили у полиции ориентировку по району, в который вошло несколько деревень. Главным местом назначения, однако, стала деревня Старое Мазино.
Петр Балта разведывал дорогу для автомобилей |
В поисках горожане прибегали к любым мерам – задействовали и экстрасенсов. «Ясновидящая» сказала, что девочка укрыта в каком-то подвале, замерзшая и истощенная, но живая. И назвала деревню, в которой надо искать: Старое Мазино. Кстати, обращение к экстрасенсам было не единственным, и все они в один голос говорили, что девочка жива.
Имея хоть какой-то конкретный указатель, снегоходчики решили отработать версию со Старым Мазино. Отправились на трех машинах с прицепами, в прицепах – снегоходы, плюс один человек из группы – Петр Балта – гендиректор ООО «Авангард-пресс» ехал прямо на снегоходе весь путь до далекой деревни под Мензелинском. Всего отправились 6 бизнесменов, седьмым прихватили корреспондента «БИЗНЕС Online».
Перед отправкой оперативник из координационной группы напутствовал: «Везде, где будете, обращайте внимание на глину. Обнаружите глину – запоминайте место и берите образец».
В Старом Мазино снегоходчики встретились уже в сумерках |
На тот момент задержанный отрицал свою причастность к похищению. Свою машину он признал, однако упирал на то, что с ним и девочкой был еще один человек, сам же Ташбаев только возил их. Следователям необходимо было доказать, что он ездил с Василисой один. На обуви задержанного обнаружили глину, о грязи на сапожке Василисы упоминали и свидетели в деревне Октябрь-Буляк, и глину эту требовалось найти, чтобы доказать, что Ташбаев лично водил Василису за руку.
Группа обменивалась информацией по рациям, Балта на снегоходе разведывал дорогу на предмет проезда для машин. Снегоходы для этой группы – общий интерес, объединивший их всех в одну команду - клуб «Экстрим». В поисках, помимо тысяч пеших волонтеров, участвовали и другие снегоходчики, и не только из Набережных Челнов – по пути поступали сообщения от соратников из Альметьевска и Заинска, приехавших на помощь. Заинские, например, накануне обнаружили окровавленную рубашку в деревне Мусабай-завод.
Поисковиков встречали на пути следования неоднократно, в самых неожиданных местах. Недалеко от деревни Тлянче-Тамак на дороге встретилась группа на машинах, человек 20, которые сообща сверяли территорию с картой. На мосту между Торнаташем и Мрясино обнаружились спасатели МЧС, исследующие овраг и ручей.
Группа снегоходчиков уперлась в очередной тупик |
Когда, уклонившись от нескольких дорожных тупиков, образованных снежными заносами, группа обнаружила, что дальнейший путь в Старое Мазино на машинах слишком долог, четверо отправились дальше, за 30 км, на снегоходах: гендиректор ООО «Кориб» Олег Коробченко, гендиректор ООО «Нико» Максим Семенов, учредитель ООО «Транснефтепродукт» Владимир Ксенофонтов и Балта. Двое снегоходчиков вызвали подмогу, чтобы перегнать машины в объезд.
НЕ ХОЧЕТСЯ ЭТОГО ВИДЕТЬ
Как рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» жители Старого Мазино, волонтеры уже были в деревне – накануне распространяли ориентировки. Листовки были расклеены на дверях магазинов, в 50 км от Челнов. Также люди сказали, что подвалов в деревне вроде как и нет, разве что в школе и в общежитии, но здания действующие, как и ферма около деревни. В домах, конечно, тоже есть подполы, но, по словам местных, в деревне все друг друга знают, а человека с фоторобота никогда здесь не видели.
Снегоходчики, приехавшие на полтора часа раньше, успели осмотреть пустые дома.
«Зашли в пустой дом, там подпол раскрытый, и видно, что внизу земля глинистая, – рассказал Коробченко. – Прямо не хочется туда смотреть. Там тихо, живых нет. А вдруг то самое место? В дома тоже стучались. Люди как слышали, что мы девочку ищем, чаем поили, сало предлагали. С душой отнеслись».
То же рассказывает и Балта о поисках на ферме:
«Я иду, а впереди под ногами – открытый люк, и глина тоже видна. Сердце бухать начинает, страшно найти девочку мертвой. Заглядываю – пусто. Отлегает».
После перекура группа планирует продолжить осмотр пустых домов. В это время приходит SMS: «Всем отбой. Нашли тело в Заинском районе. Показал сам. Тело расчленено»…
Поисковая группа снегоходчиков после отбоя - сюжет о Галицыной |
ПОСЛЕ ОТБОЯ
После объявления отбоя, съезжаясь из районов к Челнам, участники поисков обсуждали в закрытом интернет-чате вопросы материальной помощи семье Галицыных. Однако вариант «просто собрать и отдать деньги» был отбракован. Прежде всего, решили оплатить похороны Василисы. А дальше уже смотреть, как живет семья и чем ей стоит помочь, чтобы эта помощь не пропала втуне. Скинуться решили не только предприниматели – собственно все волонтеры захотели это сделать. Местом сбора денег «для всех» был объявлен кабинет стоматологической практики в 27 комплексе по инициативе его директора - участника поисков. Более организованная группа предпринимателей назначила координатора сбора, первой задачей которого станет определение степени необходимости самих сборов и потребностей семьи. Сумма же, которую он определит адекватной, значения для них не имеет.
Кстати, на вознаграждение в 500 тыс. рублей, объявленное накануне за информацию о местонахождении девочки, компания снегоходчиков тоже решила скинуться сообща. Об этом сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Коробченко, от чьего имени прозвучало заявление: «Это мы с друзьями по клубу решили собрать деньги, подумав, что кто-то может знать, где девочка, и молчать из страха, например. Выкуп таких мог бы соблазнить».
Около 9 вечера волонтеры съехались к мэрии города. Если до сих пор их волновала только судьба девочки, то теперь главным вопросом стало будущее Ташбаева. В том, что не может быть иного наказания, кроме смерти, разногласий не возникало. Полиция смогла успокоить мысли собравшихся лишь негласной откровенностью о том, что насколько бы не сел Ташбаев, до конца срока ему не дожить.
После этих слов волонтеры разошлись по машинам и колонной – по оценке полиции, примерно в 150 машин – с непрерывным сигналом отправились через весь город к своему, теперь уже бывшему, штабу – школе №5, в которой училась Василиса.
Почему именно в этот раз город вздрогнул на всю страну, словно Василиса – первый пропавший в Челнах ребенок? Никто из волонтеров не смог внятно ответить корреспонденту «БИЗНЕС Online» на этот вопрос. Возможно, все дело в фотографиях Василисы. Каждый, кто видел их, видел на них всю ее жизнь – это девочка из многодетной семьи. Жизнь не успела ее вознаградить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 112
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.