Отметим, что помимо новой тройки винтокрылов сегодня в составе подразделения есть четыре вертолета - Ми-8АМТ, Ка-226, Robinson R-44 и «Ансат», а также самолет L-410 и три комплекса беспилотных летательных аппаратов «Элерон-3» и «Элерон-10». АОСН МВД по РТ - единственное в России авиационное полицейское подразделение (они действуют в 26 регионах), эксплуатирующее «Ансат». Кроме того, вертолеты зарубежного производства эксплуатируются только в двух аналогичных подразделениях: в авиаотряде УВД космодрома «Байконур» (два Robinson R-44) и в московском центре авиации МВД РФ (два Eurocopter AS355).

Напомним, что татарстанский АОСН создан приказом министра внутренних дел по РТ от 18 апреля 2007 года. Основные задачи, решаемые авиаотрядом: перевозка сил и средств органов внутренних дел, патрулирование, разведка, наблюдение и поиск, десантирование специальных подразделений полиции, наведение (целеуказание) наземных сил.

Стоимость трех новогодних приобретений – 900 млн. рублей: Ка-226 стоит 250 млн., один Ми-8АМТ – 325 млн. рублей. Логично было бы ожидать, что полиция РТ будет закупать вертолеты на родном КВЗ, но все новинки – «чужого» производства: ОАО «Кумертаусское авиационное производственное предприятие» и ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод». Это видимое противоречие газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал командир отряда Фларит Мавлеткулов.

ПОЛИЦИИ НРАВИТСЯ «АНСАТ»

- На КВЗ вертолеты расписаны на три года вперед, а мы столько ждать не можем, - объяснил руководитель АОСН МВД по РТ. - А производственные мощности Улан-Удэ позволили быстро сделать вертолеты именно под нас. Но если бы не очередь, мы бы заказали машины на КВЗ. И конечно, мы бы хотели эксплуатировать казанские машины.

- Фларит Фаритович, но ведь очередь только на Ми-8/Ми-17, а за «Ансатом» - «одноклассником» Ка-226 - покупатели пока не выстраиваются. Чем объясните предпочтение?

- Один «Ансат» у нас есть, и нам этого борта пока достаточно. Нам нравится на нем летать, и крайние три-четыре месяца «Ансат» летает очень много. Машина зарекомендовала себя очень хорошо: неприхотливая, простая в управлении, хорошая крейсерская скорость – 240 километров в час.

- Военные сетовали, что «Ансаты-У» проблематично хранить на улице…

- Мы наш именно так и храним.

- Утверждалось, что Ка-226 несколько сыроват. Что скажете?

- Камовская фирма на месте не стоит, и по сравнению с первым нашим «Ка» мы получили более продвинутую машину. Доработки были сделаны в том числе и с учетом наших замечаний. Новый Ка-226 гораздо более функциональный, чем первый вариант.

- Оправдывает ли себя «неклассическая», соосная схема Ка-226?

- Конечно. Мы нередко садимся на ограниченные площадки, например, производится такая вещь, как высадка десанта по канатам, скажем, на крышу здания, на пятачок между домами и так далее. Второй плюс - у машины нет рулевого винта, поэтому вся мощность направлена на увеличение взлетного веса - перевозимого груза больше. Третье - он более устойчив, направление ветра для него не так критично. Четвертое - на малых скоростях, близких к висению, он более экономичен, соответственно, дольше находится в воздухе. В этом отношении ему цены нет.

ТОЛЬКО БЕСПИЛОТНИК МОЖЕТ ПРОЛЕТЕТЬ

- А о новых беспилотниках задумываетесь?

- Тоже будем получать – «Элерон-5СВ», который разработан и производится казанской фирмой «ЭНИКС». Это более интересная модель по сравнению с теми, что есть у нас сегодня, их мы передадим отрядам в другие регионы. Кстати, отдадим и три вертолета – бывшие в эксплуатации Ми-8, Robinson и Ка-226. Летчики из других регионов должны пройти у нас теоретическую подготовку, потом на нашей базе отлетать практику…

Беспилотники мы применяем не только в Татарстане. Помните, в Башкортостане взорвались склады боеприпасов? Разведку как раз выполнял наш беспилотник. Съемка с него была передана премьеру Владимиру Путину и министру МЧС Сергею Шойгу. Они на основе этих данных принимали решение о подъеме самолетов на тушение. Другими способами разведку невозможно было сделать, поскольку взрывались боеприпасы. Это один из примеров... Также у нас группа с беспилотниками работает за пределами республики, но я, по понятным причинам, не могу рассказать, где и чем она занимается.

- Был слух, что вы и самолеты планируете эксплуатировать…

- У нас есть L-410, но в связи с тем, что зона ответственности у отряда не такая большая – Кировская область, Чувашия, Татарстан, в самолете особой нужды нет. А идеи о приобретении среднемагистрального лайнера Ту-214 были связаны с тем, что нет новых самолетов ни в авиации Внутренних войск, ни в авиации МВД. Словом, была попытка получить Ту-214 под Универсиаду, но при этом работать на всю Россию, однако в связи с реорганизацией милиции в полицию и, так скажем, скудностью бюджета самолет не потянули.